Очерки этнической истории Ближнего Востока - 13

13. Под римским ярмом

Самым сильным государством Сиро-Палестинского региона в эпоху распада державы Селевкидов являлось Набатейское царство, территория которого простиралась от Дамаска и Заиорданья до пустынь Северного Синая и Негева. Хотя иудейский царь Александр Яннай и отобрал у набатеев важный средиземноморский порт Газу, набатейский царь Арета III сумел взять реванш, и оба царства превратились в смертельных врагов по отношению друг к другу. Армия набатеев, в которой находился сын Янная Гиркан, осадила Иерусалим с засевшим там Аристобулом, вторым сыном Янная. С помощью римлян Аристобул разбил набатеев, после чего обратился к Помпею, находившемуся в Дамаске, чтобы тот решил спор с братом в его, Аристобула, пользу. Помпей, решив, что менее даровитый Гиркан будет более полезен Риму, заключил Аристобула в темницу, а Гиркана сделал правителем и первосвященником Иудеи.
Знаменитый римский полководец добился разрушения иерусалимских стен, отобрал у страны выход к морю, обязал иудеев уплачивать Риму дань и подчинил иудейского царя наместнику римской провинции Сирия. Последний – Авл Габиний – лишил Гиркана царского звания (57 г. до н.э.).
К северу от Иудеи римляне создали марионеточное государство Итурею, во главе которого поставили какого-то араба с греческим именем Птолемей. В восточной части Сирии они сохранили ряд клиентских княжеств. Таким клиентским государством стал, например, Эдом, который превратился в Идумею (эллинизированное название). Территории Аммона и Моава утратили свою этническую самобытность и стали именоваться на эллинский лад Декаполисом (Десятиградьем), а области к востоку от Генисаретского озера получили собирательное название Голан.
Римский наместник привлекает к себе знатного идумеянина Антипатра, друга Гиркана, и делает его фактическим правителем Иудеи. Приходит черед Набатеи, еще сохранявшей номинальную независимость от Рима. Габиний, укрепив римскую власть в Сирии и Иудее, совершает поход на набатеев и принуждает их признать римский суверенитет (после 56 г. до н.э.)
В начале 54 г. до н.э. в Сирии появляется новый наместник – амбициозный Марк Лициний Красс. Он собирает средства для похода против парфян, для чего грабит сирийские храмы и храм Яхве в Иерусалиме. Поход, как известно, завершился гибелью Красса и катастрофой римских войск при Каррах, разгром которых во время отступления довершили месопотамские арабы. Спастись удалось небольшому римскому отряду во главе с будущим убийцей Цезаря – способным военачальником Гаем Кассием Лонгином.
Даже располагая незначительными силами, он, по пути в Антиохию, сумел подавить мятеж в Иудее и разбить войско парфян, грабивших Сирию.
После гибели Помпея и эпопеи Цезаря в Египте наместником Сирии стал племянник будущего «пожизненного диктатора» Секст Юлий Цезарь. При нем Антипатр сохранил свой пост правителя, а Гиркан – первосвященника Иудеи. Помпеянцы, однако, вновь подняли не только голову, но и мятеж, во время которого Секста убили. В поддержку партии Помпея выступили парфяне, рассчитывавшие во время римских смут захватить богатый Ближневосточный регион и Малую Азию. В 44 г. до н.э. Цезарь, готовившийся к войне с Парфией, пал в Риме под ударами кинжалов и мечей сторонников республики. Вскоре в Сирии вновь оказался Кассий, обобравший провинцию до нитки, чтобы накопить средства на содержание войск для борьбы с мстителями за убийство диктатора. Он договорился с парфянским царем Ородом о материальной и политической поддержке, за которую посулил ему провинцию Сирию.
В 42 г. до н.э. погиб и Кассий, и, дабы прибрать к рукам обещанное, парфянский царевич Пакор, поддержанный недобитыми помпеянцами и сирийскими князьками, недовольными вымогательствами Антония, перешел с армией Евфрат и вторгся в  римские владения. Захватив Сирию, парфяне двинулись в Палестину, пленили первосвященника Гиркана, но Ироду удалось бежать в Рим. Борьбу с парфянами возглавил талантливый римский полководец Вентидий Басс, который в течение двух лет два раза крепко побил парфян (Пакор погиб в сражении), надолго загнав их за Евфрат.
Явившийся на Восток Антоний принялся наводить «порядок» в Сирии, откуда он даже попытался напасть на Пальмиру, и в Палестине, где вмешался в иудейские дела. На место убиенного заговорщиками Антипатра он поставил у власти - за взятку - его сына Ирода. И вновь, дождавшись отъезда Антония в Александрию, в Сирию вторглись парфяне,
Воспылав завистью к успехам Вентидия, Антоний впоследствии дважды пытался победить парфян «на их поле», но лишь потерял треть своего войска, боевые знамена и едва унес из Парфии ноги.
Во время всех этих перипетий Ирод ухитрился восстановить свою власть в Иудее, несмотря на ненависть местной знати и внутрисемейные раздоры. Даже после гибели Антония он сумел произвести на Октавиана нужное впечатление, и первый римский император вручил ему знак верховной власти – диадему, а также «прирезал» к его царству южную часть Сирии и  средиземноморские города, кроме Аскалона. Октавиан восстановил также Набатейское государство, с помощью которого он в 25 г. до н.э. пытался покорить «Счастливую Аравию», правда, неудачно. Через четверть века римляне снарядили новую экспедицию в ту же область во главе с внуком Октавиана Гаем Цезарем – и вновь успеха не добились.
Восстановленный при Октавиане гражданский мир привел к упрочению политической стабильности на Ближнем Востоке. Однако, если в Сирии страсти на время успокоились, в Палестине они продолжали бушевать. Ирод, принявший титул «друга Цезаря» и построивший в честь него эллинистический город Кесарию, упорно боролся с иудейскими жречеством и знатью, проводя по сути эллинистическую политику Селевкидов, хотя и демонстрируя время от времени народу свою приверженность иудейской религии. Сознавая шаткость своего положения, царь при этом опирался на военную силу наемников, среди которых мы находим греков, фракийцев, самаритян, эллинизированных евреев диаспоры. Напряжение между эллинистическим курсом Ирода и традиционными ценностями иудейского народа, чье материальное положение только ухудшалось, было настолько велико, что сразу после смерти царя вылилось в  широкое восстание, жестоко подавленное наместником Сирии Квинтилием Варом (тем самым, погибшем впоследствии с тремя легионами в Германии).
В этой обстановке Октавиан решил ликвидировать монархию в Иудее, разбив ее для начала на четыре части и подчинив каждую трем сыновьям и брату усопшего царя. В 6 г. уже нашей эры император превратил Иудею в римскую провинцию «второго ранга», управлявшуюся римским всадником, формально подчиненным сирийскому наместнику из сенаторского сословия.
Во время правления преемника Августа императора Тиберия от Иосифа Флавия мы узнаём, что в столице империи уже в первой половине I в. н.э. проживала довольно многочисленная (не менее 15 тысяч человек) иудейская диаспора, а в среде римской знати встречались даже адепты иудаизма. Стремясь пресечь влияние чужеземных культов, а также уничтожить замкнутые объединения иностранцев в Риме, Тиберий изгнал всех иудеев мужского пола из города (часть из них была выслана на Сардинию служить в тамошних войсках, а отказавшихся «по религиозным соображениям» поступить на военную службу попросту казнили).
После смерти Октавиана, время от времени в регионе случались казусы. Так, при неадекватном императоре Калигуле римляне «подарили» Набатее Дамаск, который вернулся в римское лоно только при Нероне. Царь Коммагены Антиох, лишенный трона Тиберием, вновь обрел свое царское достоинство. Во время своего недолгого правления Калигула успел также передать своему приятелю, внуку Ирода Юлию Агриппе, одну из палестинских тетрархий. Правда, только гибель душевно больного императора отсрочила Большую Иудейскую войну, которая непременно бы разразилась из-за распоряжения Калигулы, возомнившего себя богом, установить в Иерусалимском храме свою статую.
Преемник Калигулы Клавдий пошел еще дальше, сделав Агриппу правителем всей Иудеи. Однако, дождавшись смерти правителя, Клавдий вновь превратил страну в провинцию «второго ранга».
Этот, мягко говоря, чудаковатый император ликвидировал власть арабских шейхов в Итурее, присоединив ее к провинции Сирия. Главным административным городом провинции со времени Тиберия становится Антиохия – четвертый по числу жителей город империи. На территорию провинции выводятся колонии римских ветеранов, которые поселяются, в частности, в ливанском Берите. При этом как в Сирии, так и в Палестине сохранялось этническое противостояние, переходящее в открытую враждебность, между эллинизированными сирийцами и противящимися эллинизации иудеями.
В Иудее в условиях прямого римского правления социально-политическая обстановка продолжала накаляться. Если высшее жречество и знать склонялись к сотрудничеству с римской администрацией, то другие религиозно-политические группировки выступали против римского владычества. Римские префекты и прокураторы, не желавшие вникать в специфику иудейской действительности, с презрением относившиеся к обычаям и верованиям иудеев и рассматривавшие свою должность, как инструмент личного обогащения, нередко прибегали к террору по отношению к протестующему населению. Они безжалостно подавляли время от времени вспыхивавшие в стране мятежи, пока в 66 г. при Нероне не разразилась полномасштабная Иудейская война, начало которой положил кровавый конфликт между сирийцами и иудеями в Кесарии.
Силы повстанцев подрывались внутренними распрями, и к 73 г. война завершилась катастрофическим поражением иудеев. Иерусалим был взят штурмом (70 г.), разрушен; храм Яхве уничтожен, сотни тысяч его защитников погибли, многие – проданы в рабство (Иосиф Флавий приводит такие округленные цифры: погибло около миллиона иудеев, 500 тысяч было порабощено). Иудеи стали составлять этническое меньшинство в своей стране.
Историкам не вполне понятно происхождение в многострадальной стране упорных слухов об обещании римских властей восстановить иерусалимский храм через полвека. Некие иудейские агитаторы стали утверждать, что речь о 119 годе (69+50).
Тем временем император Траян, последний из римских правителей, проводивших активную экспансионистскую политику, ликвидировал наконец Набатейское царство (105 г.), устроив на его месте провинцию Аравия. Завоевав на рубеже веков царство даков, победоносный император поселил ветеранов сирийских легионов и вспомогательных частей в новой провинции Дакия, чтобы пополнить убыль местного населения. В 115 г. он развязал войну с Парфией и, стремясь заручиться материальной поддержкой еврейских общин, издал эдикт о возобновлении жертвоприношений богу Яхве в Иерусалиме. Последовавшая вслед за тем отмена Траяном своего же эдикта вызвало острейшую реакцию в иудейской среде. В 129 г. в разгар парфянской кампании увязший в Месопотамии император вернулся в пределы империи для формирования новых воинских контингентов, но вскоре умер. Пришедший ему на смену император Адриан войну прекратил, а иудеям сообщил, что храм в Иерусалиме действительно восстановит, но посвятит его Юпитеру и... себе. По-видимому, у этого императора была своего рода мания величия: Павсаний в «Описании Эллады» сообщает, что в Афинах Адриан приказал выстроить храм Зевса Олимпийского, у входа в который он повелел поставить аж шесть своих статуй – две из фасосского мрамора, две из египетского и две из меди; позади храма была воздвигнута седьмая статуя императора – в виде колосса (хотя по высоте она оказалась ниже «чуда света» -Колосса Родосского).
Последнее решение Адриана переполнило чашу возмущения иудейского народа и привело к крупному восстанию 131-135 гг. под руководством некоего Симона по прозвищу «Сын звезды». С трудом подавив это восстание, римляне прибегли к новым карательным мерам по отношению к иудеям. Им запретили жить в Иерусалиме, который был переименован в римскую колонию Элия Капитолина; на месте Святая Святых храма установили конную статую Адриана; в городе построили храмы, посвященные императору, главной троице римских богов (Юпитеру, Юноне, Минерве) и Венере, соорудили триумфальные арки, термы, амфитеатр; устроили форум, провели Священную дорогу и поселили вдоль нее римских ветеранов; городские ворота украсили кабаньей головой – символом X римского легиона. Провинция получила название «Палестинская Сирия» (впоследствии - Палестина) с центром в Кесарии и перестала даже номинально подчиняться сирийскому наместнику. Еврейская эмиграция из Иудеи резко возросла.
Тем временем римляне покончили с независимостью богатого торгового города Пальмира, даровав ему статус «свободного города», т.е. города, не входящего в провинциальную структуру и подчиняющегося напрямую императору. Город управлялся наследственными «вождями», получившими на рубеже II-III веков ранг римских сенаторов и родовое имя Септимий (видимо, в честь императора Септимия Севера, положившего начало династии Северов).
Нельзя сказать, что в «золотую» эпоху Антонинов (II в.) положение в римской провинции Сирия было спокойным. Она относилась к числу пограничных провинций, имевших большое стратегическое значение, и в ней с самого начала размещалось до четырех римских легионов. Известно, что при приемнике Адриана императоре Антонине Пие было подавлено еще одно иудейское восстание.
Помимо «классовой» ненависти, сохранялась межэтническая и религиозная  вражда между «сирийцами», поклонявшимися разным богам: эллинским, семитским и Яхве, и общинами иудеев, проживавших в этой провинции и не считавших сирийцев, исповедовавших иудаизм, единоверцами.
Название «Финикия» практически утратило свое этническое значение, а области Тир и Сидон превратились в рядовые провинциальные податные округа. При этом значительно возросло экономическое и политическое значение провинциального центра – Антиохии, население которой, по-видимому, сопротивлялось политике Антонинов, направленной на большую интеграцию окраинных провинций в жизнь империи. Во всяком случае трудно объяснить ненависть Адриана к антиохийцам какими-то личными качествами императора, слывшего филэллином.
Когда в 175 г. (время правления Марка Аврелия) полководец Авидий Кассий провозгласил себя императором, именно Антиохия активно поддержала его притязания на римский трон. В 193 г. в той же Антиохии заявил о своих претензиях на верховную власть легат Сирии Песценний Нигер. Необходимо, разумеется, принимать во внимание, что в Сирии, как сказано выше, были расквартированы римские легионы, которые в периоды смут нередко провозглашали своих командиров императорами, рассчитывая в связи с этим на полагавшиеся в таких случаях от них денежные подарки.
Оба претендента (Кассий и Нигер), как известно, погибли, а Антиохия дважды лишалась самоуправления за их поддержку. В 202 г. при Септимии Севере (кстати, пунийце по происхождению) провинцию Сирия разделили на Финикийскую Сирию с центром в Тире и Келесирию (северная часть бывшей провинции с центром в Лаодикее). Возможно, пунийские корни императора сыграли какую-то роль в этом разделе, благодаря которому метрополия Карфагена заняла более почетное место в иерархии провинциальных центров.
В то же время римский сенат пополнился выходцами из Сирии, хотя это обстоятельство во многом объяснялось тем, что жена Септимия Севера Юлия Домна была сирийкой. Ее сестра, Юлия Мамея, воспользовавшись очередными смутными временами, наступившими после убийства сына Севера императора Каракаллы, подкупила солдат сирийских легионов, и те провозгласили императором ее внука Авита, жреца семитского бога Элагабала, культ которого отправлялся в сирийском городе Эмеса. Этот 14-летний подросток совершенно не годился в правители мировой державы. Уже в 222 г. его убили в Риме, но неутомимая Мамея привела к власти своего второго внука – Александра Севера, который, впрочем, тоже был убит солдатами вместе с его амбициозной бабкой (235 г.).
Римское государство вступило в полосу глубокого системного кризиса, получившего название «кризис III века». В 227 г. персидский династ Арташир сверг царя Парфии Артабана и создал мощную Новоперсидскую державу (империю Сасанидов). В 240-241 гг. персы перешли Евфрат и принялись грабить сирийские города. Пришедший в 242 г. к власти император Филипп Аравитянин (римский полководец арабского происхождения) почел за благо заключить с персами мир, уплатив им крупную сумму римских ауреусов (золотых монет).
В середине III в. на малоазиатские владения Рима напали готы, а в Сирию вновь вторглись персы. Их сторонники в Антиохии открыли им ворота, и персидский царь Шапур «назначил» главу антиохийского городского совета по имени Мариад римским императором. Однако затем армия Шапура потерпела ряд неудач и поспешно отступила за Евфрат.
Прибывший в Сирию законный император Валериан казнил предателя Мариада в Антиохии. Впрочем, в битве при Эдессе он попал в плен к Шапуру и через два-три года умер, будучи не в состоянии выдерживать унижения, которыми его подвергал шахиншах. Как ни странно, богатый «вождь» Пальмиры Септимий Оденат сумел набрать армию из сирийских «селян», разгромить ворвавшихся в провинцию персов и опустошить их владения дойдя до летней царской резиденции персов - Ктесифона. В итоге весь ближневосточный регион оказался в руках пальмирского династа, получившего от сидевшего в Риме императора Галлиена (сына Валериана) титул «восстановителя всего Востока».
«Восстановителя» вскоре убил его брат Меоний, а Меония – солдаты Одената, расчистившие путь на пальмирский престол для жены Одената Зенобиии, которая провозгласила себя «светлейшей царицей» - для «своих» и «августой» - для римлян.  Мало того, Зенобия «вспомнила», что происходит из династии Птолемеев и в 269 г. подчинила себе Египет, Аравию (бывшее Набатейское царство) и Малую Азию. Ее сын Вахбаллат стал «августом».
Успехи правителей Пальмиры свидетельствовали отчасти о том, что арамейские этнические элементы, в особенности в низших слоях сиро-палестинского общества, были еще очень сильны, несмотря на почти 6 веков эллинизации региона. Более того, во II-III вв. в Осроэне и других восточных областях римской державы стала появляться христианская литература на арамейском языке (например, апокрифическое Протоевангелие от Иакова).
Пока Зенобия упивалась процессом расширения своей державы, на горизонте появился реальный Восстановитель империи – Аврелиан. Расправившись с соперниками на западе, он объявил пальмирскую царицу мятежницей и, не обольщаясь обещанием Зенобии подчиниться ему, в 272 г. осадил, взял штурмом и разрушил город Пальмиру. Понятно, что «августа» и «августенок» лишились жизни.
Кризис III века завершился, началась эпоха Поздней империи (доминат). Одним из следствий грандиозного процесса перемен явилось административное разделение римской державы на Западную и Восточную части, - разделением, которое через век привело к рождению Византии.


Рецензии