Мы помним

Нашел воспоминания Яковлевой о женщинах-медиках, участниках войны. Среди них мама моего друга Олега Клавдия Петровна Бурмакина, Сима Борисовна Шапиро, что жила по соседству на Изумруде по ул. Крупской, Лидия Неустроева (Закудовская). Последняя воевала в кавалерийском корпусе Плиева.  Землячка с Изумруда Валентина Федоровна Костромина. Она встретила Победу в столице Австрии — Вене. Долгое время работала главным бухгалтером в поселковом совете на Малышева.

Про Симу Борисовну Шапиро, сведения открылись позже. Перед войной она училась в московском институте. В 1941 году райком комсомола мобилизовал ее, как и многих студентов, на строительство оборонительных сооружений, под Брянском. Рыли противотанковые рвы. Спины и руки у хрупких студентов отваливались, плюс, стояла невыносимая жара, постоянно хотелось пить. Трудились с рассвета и до заката до 30 августа. Враг приближался и пришлось срочно уходить. Занятия в институте продолжались, по вечерам дежурила в госпитале.

При нем Сима окончила курсы медсестер и в июле 1942 года в команде медиков была направлена в распоряжение фронтового эвакогоспиталя № 1091 под Сталинградом. Войну закончила старшим сержантом в госпитале № 4514. Запомнила, что все время после дежурств скатывали стиранные бинты. Сима Борисовна все же окончила Инженерно-экономический институт и была направлена трудиться в Малышевское рудоуправление. Работала в экономическом отделе.
От друга Анатолия я узнал, что семья Никитиных имела отношение к авиации. Отец во время войны был бортпроводником, а мама Раиса Павловна оказалась просто легендарной личностью. О ней Толя рассказывал:

-В апреле 1942 года мама была призвана Асбестовским горвоенкоматом на военную службу. Направили ее в училище по подготовке младших специалистов по вооружению самолетов, в город Троицк. Училась из пушки-пулемета стрелять, подвешивать бомбы, заправлять самолеты керосином и маслом.
- Это тебе не кисточкой мазать, - подчеркнул он. В общем, обучалась самолеты готовить к полетам. Оказалась по направлению в истребительно-авиационной дивизии ПВО, попала в полк, формировавшийся под Астраханью. Пришлось повоевать на Северном Кавказе, там и с папой познакомилась.

По воспоминаниям ученицы военных лет Бердышевой Валентины Алексеевны, в 1937 году, когда она уже была в комсомоле, в школе уроки физкультуры вел Николай Николаевич Папин. Тогда все время готовились к сдаче различных спортивно-военных норм. Тренировались на «Ворошиловского стрелка».
По ее памяти, на войну ушло до 70 жителей поселка. Среди них Суханов — секретарь партийной организации и главный комсомолец П. Панченко.   Девять комсомолок мобилизовали на фронт учиться на снайперов на снайперов. На памятнике, погибшим на войне, который установлен в пос. Малышева, фамилии, по большей части, изумрудцев. Одних только Бердышевых я насчитал пятерых.

Из числа учеников неполной средней школы (НПС) № 3 поселка Изумруд воевали Разуев Владимир Федорович; Перевалов Алексей Иванович; Бердышев Дмитрий Иванович. В 1959 году он был выбран депутатом поселкового совета, награждался медалью «За доблестный труд»; Лавров Григорий Александрович, стал профессиональным военным и на 1973 год имел звание подполковника; Измоденов Иван Тимофеевич. Он родился в 1923 году в с. Измоденово Белоярского района, после школы учился в ФЗУ, на фронт был призван в 1942 году. Был сапером и погиб в 1943 году;  Чайкин Николай, Качусов Андрей Лавреньевич, 1924 года рождения, уроженец пос. Изумруд, учился в Асбестовском ФЗУ, получил образование взрывника открытых работ, погиб в 1944 году; Ахорзин Николай Андреевич, окончил Асбестовский горный техникум, был награжден орденом «Красной Звезды», погиб офицером  28 марта 1944 года в Ровенской области; Сухоносов Михаил Иванович, уроженец д. Светлая Сухоложского района, с 1933 по 1940 гг. учился в Изумрудской неполной средней школе, погиб в Польше, в пригороде города Бреслау.

Отдельный рассказ про земляка Василия Кузьмича Сосновских. О нем в местной газете написала внучка Раиса Черпакова. С армией Василий был связан с середины тридцатых годов, срочником прошел учебные курсы 63-го стрелкового полка имени М.В. Фрунзе. С германцами воевал уже лейтенантом. Наступал в составе Витебской 235-й стрелковой дивизии Белорусского фронта и в октябре 1944 года вышел к побережью Балтийского моря, штурмовал Кенигсберг.
В поселок Изумруд семья Сосновских перебралась, когда Василию было 16 лет. Комсомолец, активист трудился на горном предприятии, проявил себя и после войны, став председателем Совета ветеранов боевых сражений. Кроме военных наград имел и медаль «За трудовую доблесть».

Многое мне встречалось, а вот «похоронку» увидел в первый раз. А главное фамилии известные: «Жене Галяминских, адрес г. Асбест. Изумруд, Шахтерская извещение: «Ваш муж, красноармеец Лобанов Лука Прокопьевич, уроженец г. Асбеста в бою за социалистическую родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, - убит 12 июля 1942 года. Похоронен в районе станции Тупик Смоленской области.».
-Как убит? Как похоронен? Какой тупик? - возникли у меня вопросы. Был жив и здоров, дочь Галю, мою одноклассницу, после войны родил и воспитал, имел свой дом и прожил, дай бог каждому.

На самом деле его, действительно, похоронили, даже вышла статья в «Асбестовском рабочем», где он был упомянут в числе погибших земляков. Только к 45-летию Победы стал известен его подлинный ратный путь:
Никто его дома уже не ждал: ни жена, ни сын, что родился без него. И вернулся он не сразу. Был еще свой плен сроком два года».
Правду о Луке Прокопьевиче напечатали в том же «Асбестовском рабочем» 8 мая 1990 года, а 10 мая он умер.

А все было так. 23 июня 1941 года в его дверь постучал посыльный и вручил повестку. На следующий день он уже прибыл в военный городок в Свердловск. Новобранцев построил полковник артиллерии и спросил:
-Есть такие, кто служил в дальнобойной артиллерии и показал на 152 мм. пушку.
Для Луки она была как подружка, с которой он познакомился во время срочной службы. Уже 29 июня полк с Урала, в котором находился Лука Лобанов, направился на фронт. В Москве их переформировали и новым эшелоном повезли в сторону Витебска. Там артиллеристы получили пушки по семь тонн каждая, но воспользоваться ими не успели, навстречу шли отступающие бойцы.

-Чего вы с этой техникой делать будете? - кричали они, - слышите, танки прут.
Поступила срочная команда снимать замки с орудий и бегом за Днепр. Кто успел убежать, кто не успел, потому как мост через Днепр взорвали. Отступали вплоть до Вязьмы. Там был уже 336-й артполк 3-го Белорусского фронта. Снова «фашистский мешок», ранение в руку и плен. Спасибо товарищу, что перевязал рубахой, иначе бы кровью истек. Лука Прокопьевич выжил и в полной мере пережил фашистский плен. Работал на заводе. Здесь его и освободили союзники, но ненадолго.

Тому, кто остался в тылу, тоже приходилось не легко, вспоминала Валентина Алексеевна Бердышева. Постоянно ходили в боевые походы с полной выкладкой, изучали уставы. Из Москвы в августе 1941 г. пришло оборудование стали его срочно размещать и монтировать. Трудились, в основном, 14-16 летние подростки.
-А мы, - вспоминала она, - ходили за 4-5 км в лес за дровами. Возили их по лежневке. Собирали денежные средства в помощь формированию Уральского добровольческого танкового корпуса. Сдали 63 тысяч рублей. Еще передали теплые вещи носки и варежки. Главный лозунг был: «Все для фронта, все для победы». Победителям соревнований присваивали звания: «Фронтовая бригада», «Фронтовая смена».

- Брали шефство над Детским домом, в котором жили дети из Житомира. Ухаживали за вывезенными из Ленинграда блокадниками. Их разместили на топчанах в поселковом клубе. Все они походили на скелеты, обтянутые кожей».
В июле 1946 года Указам Президиума ВС СССР 30 тружеников ГГМК были награждены медалями «За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Из них 13 были комсомольцами.

С Ноной Красновой я учился на Изумруде, а потом на Малышева. Ее мама Лидия Себестьяновна Краснова, в девичестве Пархута была родом с Западной Украины, с Ровенской области, которая до присоединения к СССР, входила в состав Польши. О ее судьбе, почти как в фильме «Застава Жилина», написала ее внучка Ира:
«Свой рассказ я посвящаю прабабушке Лиде, в этом году в июле ей исполнится 94 года, а мой прадед  умер в 1977 году, когда моей маме было всего 3 года. Прабабушка до сих пор с болью и слезами на глазах вспоминает свои военные годы. Мне повезло, что лично от неё, а не из книг, от бабушки или мамы я смогла узнать о страшных событиях той войны. 

В крестьянской семье Пархута было пятеро дочерей.  Лида закончила всего 5 классов польской церковно-приходской школы. Затем ей пришлось работать у польских панов на полях: сеяли пшеницу, лён, выращивали и пололи овощи, собирали урожай. К тому ещё держали свое хозяйство и огород, за которыми тоже нужно было ухаживать. В возрасте 12 лет она трудилась наравне с взрослыми, для того чтобы заработать деньги на одежду и обувь.

    В 1939 году Украина вошла в состав Советского Союза. Лидия вступила в комсомол, окончила курсы культработников и стала заведующей клубом в соседнем селе Торговица. Её выбрали секретарём комсомольской ячейки в колхозе.
  Из воспоминаний Лидии Красновой «21 июня 1941года в субботу, в клубе активная молодежь комсомольцы ставила для односельчан спектакль, а в это время в соседних селах, банда националистов (бандеровцы) расправлялись с коммунистами и комсомольцами. К счастью, жених одной из активисток, жил в соседнем селе и успел предупредить нас. Мы спрятались в сельсовете, который располагался в бывшем еврейском доме. Пытались дозвониться до района, но связи не было. На рассвете мы увидели группу вооруженных людей, окружающих сельсовет.  В доме был подземный ход, который вел к реке за село. Нам чудом удалось спастись. 22 июня мы добрались до районного комитета комсомола и узнали, что началась война».

 Первым военным заданием было перегнать колхозный скот в тыл. Из воспоминаний Лидии Себестьяновны: «Шли долго, питались, чем придется, в основном подсолнухами, кормовой свеклой, иногда попадались поля с картофелем, но чаще приходилось голодать. Переходили реки большие и маленькие чаще вброд, потому что по мостам навстречу двигалась техника и солдаты. Так в конце сентября дошли до Сталинградской области скот сдали в колхоз. 

 Нас обули, одели, расселили по избам.  Мы остались работать в колхозе, собрали урожай, но многое пришлось уничтожить, так как немцы наступали. На телегах увозили от фронтовой полосы зерно, снова угоняли скот. Наступили холода, но мы продолжали двигаться по степи. Ушли далеко от фронта устроились в другой колхоз. Весной и окопы рыли и поля пахали. Вдруг снова приказ: гнать скот за Волгу! Опять в дорогу. Дошли до Волги и в узком месте переправили скот на другой берег. Остановились в селе Баскунчак. Работала на ферме, зимой отправили на рытье окопов».

 В марте 1943 года Лидия попросилась на фронт, ей было 25 лет. Её определили вольнонаемной в банно-прачечный отряд, 8 гвардейскую армию Чуйкова.
 В кратчайшее время ей нужно было найти оборудование для работы прачечного отряда: стиральные доски, ведра, баки, корыта. Их отряд шел в 2-3 километрах от передовой, останавливались обычно вблизи от воды: на берегу озера, реки, возле колодцев. Солдаты с передовой приходили, мылись, переодевались и уходили снова в бой.

Зимой таяли снег, грели в баках воду, бельё дезинфицировали в железных баках путем прожигания. Отдыхали по очереди в палатке на нарах. Частыми были налеты авиации, их обстреливали и бомбили. Прятались, где придется. Из воспоминаний Лидии «…однажды стояли около болота, началась бомбежка, побежали в болотные кусты. Но болото оказалось топкое обратно выползали по-пластунски, многих вытаскивали палками и веревками».  Прачечному отряду иногда приходилось и винтовку в руки брать.

Так Лидия от Сталинграда прошла до Германия до города Легенфельд. Там и встретила долгожданную Победу 9 мая 1945 года. Но домой не вернулась, часть, к которой относился отряд, была переведена в город Хемицы. Так до 1947 года работала в хозчасти, командовала бригадой пленных немцев.
   В том же 1947 году Лидия познакомилась с молодым военным Красновым Леонидом Николаевичем, за которого вышла замуж, брак был зарегистрирован в ЗАГСе Консульского Бюро Политического Совета Советской Военной Администрации в Германии 16 мая 1947 года. В сентябре 1947 семья Красновых уехала на Урал, в пос. Изумруд, Свердловской области.


Рецензии