Наблюдения за птицами. Знакомство

     С ранней весны птицы возвращаются в родные края. Самцы определяют свои территории, извещая своими трелями о том, что здесь уже есть хозяин. Потом после проведения брачных ритуалов они находят себе пару, спариваются, вьют свое гнездышко, в котором впоследствии самочка высиживает птенцов, оба выкармливают  и обучают их птичьим навыкам. И так каждый год.
     Мне удается наблюдать за ними в период нахождения на даче, которая располагается у реки с множеством растущих деревьев и кустарников вокруг. Место очень удобное и спокойное для гнездования, здесь много пищи, поэтому птиц различных видов в округе очень много, но их больше слышно, чем видно, спрятавшихся в кронах деревьев и в кустарниках.
     Весной этого года, как и прежде, одним из первых прилетел скворец и поселился на коньке крыши за резьбой, которой отделан фасад дома. Затем в туях, растущих на участке, свили гнезда маленькие серо-бурые птички, по внешнему виду похожие на пеночек.  В предыдущие годы в каждой туе было по одному гнезду, а в этом в высотных туях – по несколько гнезд, как будто в многоэтажном доме на разных уровнях. Остальные птицы распределились по территориям вокруг участка, но наиболее близко в кустарниках за домом устроилась соловьиная семья.
     Первое знакомство произошло с теми птицами, которые прилетали на раскидистую яблоню, растущую перед окном дома, где они распевали свои птичьи песенки, и использовали ее как наблюдательный пункт с целью изучения отсутствия угроз и опасности, прежде чем подлететь к своим гнездам.
     Вначале все мы занимались  своими делами, не уделяя друг другу особого внимания. Контакт произошел, когда во время паузы для отдыха я расположилась в шезлонге на зеленой лужайке перед домом и начала  наблюдать за птицами, слушая с удовольствием их трели.   
     Первым проявил себя скворец, который сидя на ветке яблони, сначала рассматривал меня и вдруг как-то горделиво подтянулся, растопырил свои крылышки с черным оперением и его желтый клювик раскрылся, издавая повелительные звуки, будто показывая - кто здесь хозяин. По птичьим правилам так оно и есть, ведь он первый появился на этой территории, откуда ему знать, что у людей есть собственность. В ответ я подала свой голос, говоря: «Эй, пташка, успокойся, я не возражаю против таких квартирантов, но веди себя скромнее». Может тембр голоса был им воспринят, но он успокоился.
     Очередной шок у скворца произошел, когда он увидел меня в раскрытом окне на мансарде дома, и почувствовал опасность для своих птенцов, ведь его гнездо было чуть выше над окном. Сначала он представлял растерянную и испуганную птичку с открытым клювиком, потом встрепенулся и, подняв свою маленькую головку, издал истошный звук тревоги. Со всех сторон на дерево слетелись несколько небольших по размерам птиц, но они не видя опасности, молча сидели на веточках, растерянно вращая своими головками. И вдруг перед  окном пролетела  довольно крупная птица, крылья которой могли бы задеть мое лицо, если бы не створки окна. Я поняла, что меня прогоняли, и закрыла окно.  Поняла, потому, что ранее наблюдала проявление коллективной солидарности птиц. С деревьев, растущих у реки, взлетала стая птиц с такими же криками, отгоняя какую-то крупную птицу, пытающуюся проникнуть на их территорию, а возможно и к их гнездам. Некоторые птицы по размерам крупнее остальных, чередуясь, на большой скорости пролетали мимо незваной  гостьи,  угрожая и отпугивая ее. Потом я изменила тактику, открывала окно, но не появлялась в нем, пока птички не привыкли к близкому соседству.
     То, что птицы объединяются для своей защиты я и раньше видела, но очередной случай мне открыл новую страницу их поведения. Обычно приезжая на день, я оставляю легковой автомобиль перед дачей, а если с ночевками, то загоняю его на участок. В момент моего первого въезда неожиданно перед лобовым стеклом на большой скорости несколько раз снова стала пролетать, издавая угрожающие звуки, птица похожая, как мне показалось, на стрижа. Успокоилась она только после того, как заглушив мотор, я вышла из машины. Такое  было впечатление, что на этой территории у птиц были свои обязанности, в данном случае осуществление охраны, в том числе и моей дачи.
     Однако особо удивил меня случай их тревоги за меня. Однажды, работая в саду, я услышала тревожные сигналы от небольшой птахи, сидящей высоко на проводе, которая вращала головкой то глядя на дорогу улицы, то на меня. Забеспокоившись, подошла к забору и увидела идущего по дороге чужого человека-рыбака, а птаха, удостоверившись, что я его вижу, сразу упорхнула. Возможно, у них бывает очередность в несении дежурства по охране территории, но ощущение, что птицы, живущие на нашей общей территории стали считать меня «своей» было очень приятным.
     Возвратившись домой, я стала искать в интернете ответы на многие появившиеся вопросы. Оказывается, в орнитологии пение разделяется  на длинное и короткие голосовые сигналы, различные по функциям. Пение используется преимущественно в половом поведении и для защиты территории, голосовые сигналы предназначены преимущественно для коммуникации, например призыва для удержания стаи вместе или предупреждения  об опасности.
     Птицы относятся к социальным животным, которые общаются между собой при помощи визуальных и звуковых сигналов, и выполняют в ряде случаев общественные действия: коммунальное гнездование, совместная охота или защита от хищников.

Фото автора


Рецензии