Матушка

В детстве я часто гостила в деревне у  своей тети.
12 июля у них престольный праздник : день святых апостолов Петра и Павла.
В селе   отстроили новый Храм, шла праздничная служба и тетя взяла меня с собой.

Малиновый  перезвон колоколов торжественно  плыл  над землей.


К  Храму  спешили верующие:  нарядные, со светлыми улыбками на лицах.
Радость от их   приветствий , словно сладкий нектар разливалась  в моем сердце!
 
В Храме я  старалась  внимательно слушать батюшку и молиться.
Для меня городской девочки, все  это  было очень интересно! 
А до чего  стройно пел церковный хор на клиросе!
 Среди   других  голосов   выделялся один, особенно высокий и сильный.
Он с  легкостью   взмывал   под  самый купол Храма, а потом камнем падал  вниз.
"Свя-а-а-ты Бо-о-же
 Свя-а-а-ты кре-э-пки...
Свя-а-а-ты бессмертны
По-о-милуй мя-а-а-а..."-выводил голос и по  моему  лицу текли слезы.   
После службы мы  вышли  и присели отдохнуть под  липами.
Мимо шла какая-то  высокая женщина в  скромном платочке. 
-Ну, матушка!  До слез довели!-поклонилась ей  тетя.
Женщина смущенно улыбнулась, перекрестила нас   и ушла.
-Тетя, а кто она, эта матушка?-спросила я.
-Елена Петровна, но  все  зовут ее матушка Елена. Когда-то она крепко  пострадала за веру : даже в  тюрьме сидела. 
Я стала посещать Храм , чтобы увидеть матушку   и послушать ее удивительное пение.
Мы  познакомились.
Матушка жила   скромно и была одинока.
Смыслом ее жизни было служение Господу.
А потом я  вернулась домой и в  гости к тете приехала только  спустя много лет.
Матушка Елена   крепко сдала.
Время не пощадило женщину: улыбчивое лицо покрылось морщинами,   волосы побелели.
Годы  согнули ее    высокий  стан и притянули его к земле. 
Но небесно-голубые   глаза  матушки  смотрели на мир с прежней кротостью , благочестием  и добром.
Елена Петровна  по-прежнему отдавала служению Господу всю себя.
Я часто заходила ее проведать.
Однажды   матушка  рассказала мне  о себе:
-Папа мой умер от туберкулеза. Остались мы вдвоем с мамой.
С нами жил мамин дядя, отец Игнатий: настоятель  Храма Божьего. 
В нашей церкви  имелась одна  особенная икона, писанная на доске: лики святых угодников Петра и Павла.
Многие чудеса явила!
Когда-то ее случайно  нашел   мальчик Игнашка  и снес местному  барину.
Наш  барин свято верил в Бога.
Там, где была найдена Святыня, он  построил  Храм в честь апостолов  Петра и Павла.
А Игнашка вырос и стал отцом Игнатием: настоятелем этой церкви. 
 
Своей семьи у батюшки не было.
Его семьей были мы.
Отец Игнатий мастерил для меня кукол, рассказывал про жития святых и учил   молиться.
До сих пор в моем сердце звучит его голос, исполненный любви и  добра!
Батюшка часто  брал меня на службу  и я  пела на клиросе.
А потом  грянула  революция и мир полетел в пропасть...
Большевики   раскулачивали зажиточных крестьян, вершили продразверстку ,  отнимая  у людей последнее и обрекая их  на смерть.

 Свирепствовал голод.

Люди питались хлебом из лебеды,кореньями, щавелем, ягодами и грибами.
Не брезговали ничем.Бывало, даже земляных червей ели.

Костлявая с косой  не щадила ни молодых ни старых.
Народ  вымирал целыми семьями.
Страшные  были  времена! Земля горела у нас под  ногами!
Полыхали барские усадьбы и рушились Божьи храмы
Словно в каком-то огромном адском котле всюду кипело черное нечеловеческое    зло, чудовищное  неверие и беззаконие.

Но наш Храм Петра и  Павла был нетронутым, будто сам Господь храни его.
Среди всеобщего нечеловеческого  горя Храм этот оставался   единственным островком  Веры, Надежды  и Святости .

Но однажды  случилось страшное.  До сих пор перед моими глазами стоит эта  чудовищная  картина!
Престольный праздник, день Петра и Павла. Церковь  почти полна. Мы с мамой  тоже там были: пришли к исповеди и к причастию.
Отец Игнатий   вел службу.
 Вдруг в  Храм ворвались военные.
Командовал ими человек в кожанке.   
Он вытащил наган и приказал  очистить помещение , а  батюшке - следовать за ними.
Отец Игнатий не подчинился и тогда один из иродов  ударил его.
Батюшка  упал и его избивали ногами. Началась  адская паника.

 Несколько деревенских  мужиков  бросились на помощь отцу Игнатию, но их уложили из нагана прямо там, в церкви.

С батюшки сорвали крест,рясу и выволокли его наружу.
-Глядите  на своего попа! Любуйтесь на мироеда! -озверело  вопили изверги, продолжая избивать священника.
Мы молча молились и плакали.
Антихристы хотели повесить отца Игнатия возле Храма, но передумали.
Они подожгли церковь, сели на коней и ускакали.
Отца Игнатия эти ироды увезли с собой и я не знаю, что сталось с ним дальше...
 Едва только  конные  скрылись из вида, люди бросились в горящую церковь, чтобы вынести иконы.   Среди них была и моя мама...
Она спасла  икону Петра и Павла. Ту  самую, которую много лет назад  нашел наш отец Игнатий.

Но сама матушка сильно обгорела и умерла.
До сих пор не знаю, как пережила я все это!
Сначала-отец Игнатий, теперь вот  мама...
Я осталась совсем одна и  поддерживала меня только моя подруга Мария.
Она не позволила мне сломаться.
В 25 км от нашего села был женский монастырь.
Маша предложила мне   уйти туда.
Из дома я взяла только эту икону.
Матушка игуменья и сестры приняли нас, как родных.
Мы молились там до 1920 года, пока монастырь не  стерли монастырь  земли.
Нас, сестер и других "служителей культа", насильно изгнали оттуда. 
Мы с Машей тайком  остались в деревне. Приютила нас одна добрая женщина. Как и прежде, мы  молились за свой народ.
Я часто вспоминала свою  маму и отца Игнатия.
Как-то  батюшка  явился ко  мне во сне.
Он был в золотой ризе и с серебряным крестом на груди. Мне показалось, что над  головой батюшки сияет золотистый ореол.
-Завтра придут за тобой. Уходи.
-Как вы, отче?
-Служу...-улыбнулся отец Игнатий и ...
И я проснулась.
Помолившись  перед иконой, я  обернула ее чистой мешковиной и закопала под яблонькой.
 А через час  нас с Машей  арестовали.
Состоялся суд. Каждой  дали по 10 лет и разлучили,  отправив в разные тюрьмы.
Маша...Храбрая, сильная и чистая девушка!
До сих пор мне неизвестна ее   судьба!

Помню, как нас погрузили в обледеневший состав и долго куда-то  везли. 
Привезли в тюрьму и отправили в промерзшую  камеру.
Там было 6 коек и  на них никакой подстилки.
Даже соломы не было!  Кругом холод, снег,  иней!
До темна мы  работали на  валке леса,а ночевать приходили в промерзшие камеры.
Один только Бог  знает, что довелось пережить нам тогда! Многие  умирали.
Бывало, встанешь утром, а соседка рядом с тобой уже холодная.
Я  непрестанно молилась  угодникам Божьим Петру и Павлу.
И спаслась только благодаря этим  молитвам.
Как-то я заболела  и потеряла сознание. Конвоиры  решили, что я умерла и вышвырнули  меня на улицу.
Как собаку...

Какие-то добрые люди  подобрали меня,  выходили. Я  вернулась  туда, где спрятала образ  Петра и Павла.
Забрала Святыню и ушла вместе с ней  в  родное село.
Пришла я к   разрухе, поруганию и запустению. 
 Я молилась денно и нощно.
Вместе с  односельчанами  по крохам собирала то, что успели разобрать по домам и  сохранить: церковную утварь, иконы и книги.
Гонения на церковь продолжались еще долго, но властям  не удалось лишить народ веры.
Мы  тайно открыли церковь во одном из домов, собирались   и   молились .
Спустя многие годы на пожертвования прихожан   Храм Петра и Павла все-таки был восстановлен.
Множество было препятствий на нашем пути,  но святые угодники    помогли   нам.   

Они всей земли русской заступники!
Благодаря им, я выжила в то страшное и смутное  время. Благодаря им   живу и сейчас..."

Прошло годы.
Я часто думаю  о том страшном  времени,когда рушились Храмы Божьи и  жизнь ничего не стоила.

Но были и тогда люди с бесстрашной и чистой душой.
Такие, как отец Игнатий, матушка Елена, ее мама и ее подруга Мария.
Все они, как  и многие другие , положили себя на алтарь веры в Господа и святых угодников Его. 
Благодаря их  молитвам  мы выжили...Благодаря им мы не утратили свою   Веру в Добро.
Фото из интернета.


Рецензии
Ирочка, написать такой мудрый рассказ это надо иметь твёрдую Веру в Господа и в добро человека. Твоя матушка Елена - символ этого добра и Веры!
Спасибо тебе, дорогая за твой талант!
Пусть светит тебе ясная Звезда вдохновения ещё долгие, долгие годы!!!
С восхищением и признательностью,-
Женя

Евгения Козачок   03.07.2020 12:14     Заявить о нарушении
Спасибо тебе, дорогая Женечка, за прочтение и такой светлый отзыв!
Здоровья тебе, счастья и добра!
С сердечным теплом,

Ирина Кашаева   03.07.2020 19:19   Заявить о нарушении