2. Семья Юницкого А. И

   2. Семья ЮНИЦКОГО А.И.
   Александр Иванович Юницкий родился в семье, где все: отец, дед, прадед и прапрадед были  священниками и все преемственно священствовали в Бурдасе, Керенского уезда, Пензенской губернии (1).
   Его отец Иван Алексеевич (1809-1887) рано лишился отца, священника села Знаменского (Большой Бурдас), Керенского уезда  и  воспитывался своей матерью, которая и побеспокоилась об его образовании. Иван был определен в Пензенскую духовную семинарию,  но  неожиданно   умерла мать.   Родственники и воспитатели (а их, по всей вероятности, было достаточно много) хотели забрать его из училища и определить в пономари (церковнослужитель, обязанный прислуживать при богослужении в православной церкви, петь на клиросе, а также звонить в колокола),  где он смог бы получать какие-то средства на свою жизнь. Но заботу о сироте взяла на себя церковь.
   Пензенская духовная семинария была  образованна  в 1800 году(2). Именно в эти годы  встал  вопрос о недостаточной  грамотности в среде духовенства (особенно сельского)  и об  отсутствии среди них образованных священников. Это и привело к открытию духовных образовательных заведений, в которых в обязательном порядке   должны были учиться  сыновья из семей духовенства. Епархиальное начальство рассылало самые  строгие предписания по этому поводу. 
   Вопрос об образовании духовенства не был государственным, находился  в ведении церкви,  а  точнее – конкретного епархиального Преосвященного. Епископы сами должны были заботиться о  попечении этого заведения. Училище было бедным,  общежития не имело. Хотя обучение в семинарии было бесплатным, но содержание(проживание, одежда, еда) должны были  оплачивать родители, а это в б. случаев было  низшее сельское  духовенство. Провожая детей в училище, по бедности своей, они  не могли снабдить их ни деньгами, ни пропитанием. Поэтому  » одеяние воспитанников в то время было крайне неприглядное, если только не убогое.  Питались они впроголодь, по русской пословице: „сытно не доедали, да и с  голоду не умирали".
    Обязательность обучения  детей духовенства, без учета их способностей, тяги к учебе и  индивидуальных интересов, приводило к тому, что  неспособные и ленивые ученики оставлялись в прежних классах и их курс обучения мог тянуться до 20-тилетнего возраста. Сказывался также уровень подготовленности к учебе в семинарии: некоторые  получали первые уроки в доме,  где их обучали церковно-славянской азбуке, часослову и псалтырю, но таких семей было немного.  Среди учащихся находилось до 20 %  детей, которые не хотели  или не могли хорошо учиться. Им не  удавалось победить тогдашнюю мудреную науку  и  они, смиренно опустив  руки, бросали ученье.
    Многие, проживая на квартирах, в том числе принадлежащих лицам духовному сословию, пьянствовали и чинили беспорядки. Внешнее влияние на учеников не отвечало воспитательным целям семинарии.
    Епархиальные архиереи жестко следили за уровнем подготовки семинаристов духовенства  и  их  нравственным поведением. Поэтому  способы  воспитания  и наказания  плохих учеников были разными. Общепринятым в те годы действенным  воспитательным  средством, которое «и уму научит, и памяти придаст, от лени спасет и от худых  поступков  предостережет »,  была розга - опора, надежда и средство регулирования хода учебных занятий. Секли учеников » под звонком» (под звон училищного колокола), в две розги, с солью  и т.д.(3)
    Не удивительно, что в отличие от других, стремившийся к знаниям и послушанию   Иван не остался без внимания, и заботу о нем проявила Пензенская Епархия. С 1819 года по 1826 год на  Пензенскую кафедру Епископом был определен Преосвященный Амвросий (Орнатский), викарий Новгородской митрополии, имя которого позже стало широко известно в России благодаря изданию им многотомного труда «История российской иерархии». Он был требовательным к нравственности и поведению священнослужителей и прилагал все усилия, чтобы повысить их образовательный уровень. Возможно, это он заметил хорошие способности  мальчика  и  приказал мальчику продолжить учение, а чтобы успокоить родственников, зачислил его на пономарскую должность в церковь села Бурдас.
     А возможно  это был Преосвященный о. Ириней (Нестерович), которого с 31 января 1826 года назначили Епископом Пензенским  и Саратовским. Он  окончил Киевскую духовную  академию  и  работал  ранее  ректором Кишиневской духовной семинарии. Был строг и требователен, лично заставлял безграмотных священников и их детей обучаться чтению, письму, наставлял прихожан истинной вере, а священникам объяснял правильное совершение богослужений. В некрологе Ивана Алексеевича, эти действия приписывают Преосвященному о. Иоанну (Доброзракову), но он  служил  в другие годы (1830-1835). 
    Главное в том, что позже Иван  с глубочайшей благодарностью и любовью   вспоминал об  этом  важном событии в его жизни :  «Уж  и плакал  я,  когда Преосвященный в пономари не пустил  меня!  А я звонить научился,  и даже по нотам  пел... «.   
    В 1830 году 22 июля Иван  окончил  курс  Пензенской духовной семинарии   и получил по своим успехам аттестат  по  второму разряду, что позволяло ему претендовать на место учителя приходской школы  или священническое место в церкви третьего класса(4). 
    Ивану Алексеевичу предложили место учителя в Нижнеломовском приходском  духовном училище, которое было открыто настойчивыми трудами  Преосвященного  Епископа   Амвросия   в 1823 г.   и   разместилось   в Казанском монастыре,  неподалеку от г. Нижнего Ломова.  Монастырский дом был каменный, двухэтажный, но очень ветхий. «Училище скудно было всем. Не доставало ни столов, ни скамеек, ни учебных книг. В самые лютые морозы оно не отапливалось»(5,6).
    Вначале он был  учителем в первом классе (где обучали  чтению, грамматике, чистописанию, изучали краткую священную историю и пение по нотам),  а 10 сентября 1833 году – во втором, где  круг изучаемых дисциплин был  шире. С этого же числа по 1 сентября 1836 года по решению Правления семинарии  он   обучал учеников первого класса училища написанию и нотному пению. После 6-8 лет обучения, ученики могли  получить младшую должность в церкви, либо продолжить учебу   в Пензенской духовной семинарии.    
   Ученики рассказывали об Иване Алексеевиче, как о деятельном и строгом учителе в отношении ленивых учеников, но, не жестоком. Он считал, что «без  розги нельзя, лучше розгой посечь, чем за малую успешность,  исключить ученика  из училища.  Только нужно наблюдать, чтобы преподаватели  из  границ  не выходили; а то ведь в  наши времена, такие господа  бывало  , до тех  пор  секут, что мальчик  и кричать перестанет.  Страшное это было времечко».
   Учителя приходского училища получали скудное жалование. И только человек, «в высшей степени преданный делу образования юношества мог мириться с ничтожным вознаграждением  и состоять долгое время в училищной службе».  Доля священника городского или сельского прихода казалась завидней. Епархиальное начальство   предлагало  учителям  поступать на  появившиеся   священнические места,  но часто это было связано  »со взятием дочери какого-нибудь умершего священника и с обязательством   быть благодетелем   этому семейству». 
    В 1836 году Иван Алексеевич  получил священническое место  в церкви сел. ГоловинщИно, Нижнеломовского уезда Пензенской губернии(7,8,9). Селение  было создано еще в царствование Петра Великого его сподвижником адмиралом Иваном Михайловичами  Головиным (умер 1737 году),  который   перевел туда  своих крестьян  из Новгородской губернии.  Оно  имело  городской вид, занималось хлебной торговлей   и  считалось весьма богатым.  Жители села очень отличались по говору, одежде, жилью и обычаям от других селений и были на то время все поголовно неграмотными. О них обычно говорили поговорками:  «На брюхе - шелк, а в брюхе – щелк»;  «И в пыле и в муке, и с бутылкой в руке»; «головинщинский калашник» ( пекарь или  продавец калачей) и пр.   
    Первый  деревянный  храм  во имя Преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца   был  построен  в  1722 году.  В  1768 году,  в связи с увеличением прихожан,  здание  разобрали  - началась постройка нового  храма  с  приделом во имя святителя Николая Чудотворца.  В 1769 году он был окончен и освящен священником  Михаилом  Васильевым,  но в 1813 году  во время страшной грозы  храм  сгорел до  основания. Преосвященный Афанасий, Епископ  Пензенский  и  Саратовский выдал храмозданную (благословенную) грамоту  и  прихожане построили   новый каменный  храм  во имя того же Преподобного Сергия, Радонежского  . В 1815 году  он был освящен. 
   1 ноября  1836 года   Иван Алексеевич  был  рукоположен   Преосвященным Амвросием (Моревым) Епископом Пензенским и Саранским (1835-1854)  в  сан священника  о. Иоанна,   где  и  служил  до своей смерти.   
   Сергиево- Радонежский  храм был просторным и вполне  удовлетворял  требования сельских прихожан, но был холодным. В 1839 году прихожане обратились за разрешением пристроить  там  теплый придел.  1 ноября этого же года последовало его освящение, совершенное Преосвященным  Амвросием,  в сослужении Архимандрита Пензенского Спасо-Преображенского монастыря о. Антония,  протоиерея  ПензенскОго кафедральнОго собора  о. Феодора Островидова и  протоиерея НижнеломовскОго КрестовоздвИженскОго собора о. Луки Тянгинского.  Придел был устроен на правой стороне храма  во имя ЖивоНачальной Троицы.  Тогда же была освящена колокольня. С этого года   священник  Иоанн Алексеевич Юницкий  назначается настоятелем храма .
      18 июня 1840 года о.Иоанн был  определен депутатом в Духовном Ведомстве. 10 октября 1840 года Указом Пензенской духовной консистории через Благочинного протоиерея  Тянгинского объявлено ему было Архиерейское благословение за отличную нравственность, усердие к церкви и деятельность по должности.
    Во всех трудах и обязанностях о. Иоанн не покидал педагогической деятельности, учил детей в открытой им лично в 1842 году церковно-приходской школе. Все это отмечалось благодарностями и наградами.
   Позже Министерство Народного Просвещения открыло для мальчиков 2-х классное училище, здание для которого было построено сельским обществом. Это училище давало хорошее образование. Многие мальчики по окончании  пятилетнего учения, поступали на работу: сельскими  или волостными писарями, конторщиками, счетоводами.
    31 января 1844 года за похвальное прохождение должности и отлично –хорошее  поведение он получил первую награду священника- набедренник( продолговатый прямоугольный плат с нашитым крестом), который носится во время богослужения на правом бедре и символизирует духовный меч Слова Божьего.
    Храмы в  Головинщине  строились  и украшались всегда на средства прихожан  и на пожертвования помещиков. Потрудился в этом деле и  о. Иоанн Юницкий.   Радонежский  храм  снаружи был  побелен, покрыт железом, окрашенным в зеленый цвет. Стены храма окрашены масляной краской и расписаны.
  Позже внутри храма были  установлены иконостасы столярной работы с  золоченой резьбой. Особенно красива  была иконостасная живопись в  приделах : она принадлежала  кисти лучших  московских живописцев.    Более других  живописных  изображений заслуживают внимания две картины: „Явление Христа народу» - на задней стене храма против  иконостаса и „Голгофа“ на той -же стене Троицкаго придела. Картины написаны почти во всю стену и производили  сильное впечатление на зрителя живостью изображений.
    Указами Пензенской  духовной консистории через Благочинного  Тянгинского о. Иоанну были  объявлены  Архипастырские благословения: 1. За возобновление церкви внутри и снаружи штукатуркой  и за окрашивание кровли 22 января 1846 года ; 2. за приобретение им двух хоругвей,  шитых по  бархату золотом и одного подризника   на сумму 86р.50 коп.  серебром; 3. 21 января  1848 .г за усердное проповедование слова Божия и за обучение   церковному  чтению  и   пению  20 крестьянских детей .
    В 1851 году  «за его усердное содействие в познания России« (собрание климатических сведений),  Русское  Императорское  Географическое общество  своими предписаниями  от  21 апреля и 23 декабря объявило о. Иоанну  признательность.
   Указами Пензенской консистории,  последовавшими  к  Благочинному протоиерею Фокту Андрееву,   были  объявлены о. Юницкому архипастырские благословения: 29  января 1852 за сделанный иконостас и расписание стен храма приличными картинами на сумму две тысячи серебром;  18 февраля 1853 года за приобретение двух занавесей из  шелковой материи  на сумму 20 р. серебром.
     Как священник, о. Иоанн славился строгостью нрава и неутомимостью при богослужении. Был хорошим проповедником, борцом за истину, против заблуждений и раскола. С подчинёнными всегда был ласков, любезен, любые распри решал на месте. Чрезвычайно строг был к пьяницам,  но и их терпеливо учил трезвости и воздержанию.   
    28 апреля 1853 года за долговременную и усердную службу Высочайше получил вторую награду- бархатную фиолетовую скуфью(головной убор, который надевается во время богослужения, как часть облачения, и должна сниматься в некоторые, наиболее возвышенные моменты церковной службы). К наградам прилагалась  грамота и свидетельства.
    В  Русской православной церкви,  как и везде, существует своя иерархия. В одном приходе главой церкви является настоятель, затем идут остальные священники,  диаконы,  староста,  пономари, алтарники,  чтецы, певчие, свечницы и т. д. Однако есть еще один пост, который занимает определенный служитель церкви  - Благочинный. Согласно Инструкции  благочинным иереям и протоиереям от 1775 года- » Благочинный есть избранная по изволению и усмотрению Архиерейскому особа из достойных, разумом и добродетелию пред другими преимуществующих, священников, для наблюдения всякаго в церкви Божией, а особливо в служителях ея, священниках, диаконах, и причетниках, порядка и исправности к пользе христиан, и к славе Божией». Это административная должность священника, который осуществляет надзор за порядком  в  одном  из   церковных округов (благочиние),  на которые разделены епархии.  Он  является   помощников Епископа и  своеобразным посредником между приходом и епархиальным управлением по ряду вопросов. 
   о. Юницкий   от 17 апреля по 1 декабря 1855 года  и от  25 апреля  и до 20 октября  1856 года исправлял должность Благочинного. В  1856 году усердием  о. Иоанна   был устроен третий придел на левой стороне храма и   освящен во имя святителя Николая  Мирликийского Чудотворца. Вскоре он был награжден камилавкой( головной убор цилиндрической формы фиолетового или лилового цвета). 
  С 10 февраля 1858 года после утверждения Преосвященнейшего Варлаама Епископом Пензенским  о. Иоанн  снова исправляет должность Благочинного  и  19 мая  Указом   Консистории  на него возложен  бронзовый крест на владимирской ленте  в память  минувшей Крымской войны 1854-1856 гг.
   За двукратное принятие  должности Благочинного  Указом Нижнеломовского  Духовного правления от  25  сентября 1860 года объявлено ему Архипастырское благословение. В этом же году Епархиальный Архиерей назначил его на должность Благочинного .
   10 февраля 1859 и  31 мая 1860 года  Пензенское Духовное попечительство изъявило через Его Преосвященство Варлаама Архиепископа Пензенского  признательность  о. Юницкому  за  попечение  по  сбору благотворительных  и других сумм в пользу бедных лиц духовного звания.
    Настоятель храма о. Иоанн  жил со своей семьей  близ храма,  на  церковной земле  в  собственном деревянном доме священника. Там же  были построены две каменные богадельни на 10 человек, в одной из них, двухэтажной, помещалась  церковно-приходская школа. В 1864 году она перешла   в  ведение Земства, но о. Иоанн остался в  ней законоучителем.
    Будучи примерным пастырем, о.Иоанн был достойным отцом семейства. Все они получили воспитание и образование, прежде всего, в семье, а затем в церковно-приходской школе, основанной их отцом в  сел. Головинщино  и  в др.  учебных заведениях.
   Исходя из   формулярной записи за 1860 год (1), о. Иоанн  в 1840-41 годах женился на  девице Марине (1822 г.р.)  Другими сведениями о ней мы не располагаем, но с большей долей вероятности,  предполагаем,  что она была тоже дочерью священника.   
    Первенец появился в семье в 1842 году и был крещен именем- Николай.  В 1860 году Николай  Иванович  Юницкий  обучался на средства отца  в Пензенской духовной семинарии в среднем отделе, которую окончил в 1863 году. Затем он учился в С-Петербургской Духовной Академии и  С- Петербургском университете.
   В  1844 году родилась дочь Елизавета Ивановна, которая в 1860 году «читает, пишет и знает Священную историю». 
   В 1846 году родился Павел Иванович, который также на содержание отца учился в высшем отделении Нижнеломовского духовного училища. В 1869 году окончил Пензенскую духовную семинарию и в этом же году был допущен к исправлению должности помощника инспектора этой семинарии. В 1870 году был утвержден в этой должности, а с 1872 года одновременно занимал должность заведующего   ученической библиотеки, которая   «по подбору книг, образцовой систематизации и заведенным  порядкам  пользования ею, составляла одно из  украшений семинарии».    И все это благодаря  работе  помощника инспектора П. И. Юницкого,   заведовавшего  библиотекой  в  течение 28 лет» (2 ).
     В  1851 году родился  Иван Иванович. В 1860 году он  обучался по второму разряду  в низшем отделении Нижнеломовского духовного училища на содержание отца.   В 1872 году он окончил по первому разряду  Пензенскую духовную семинарию и остался там работать   помощником   инспектора семинарии и состоял  в 1886 году действительным  членом  Общества вспомоществования недостаточным воспитанникам  Пензенского духовного училища(10).   
     Герой нашего повествования Александр Иванович родился 13 мая 1855 году и в 1860 учил букварь. В 1858 году родился Василий Иванович. Были еще дети, так как  дочери были замужем, одна за священником В. Соколовым, другая –за  священником  Василием Маловским.
    В 1877 году  из  Головинщинской земской школы Министерство Народного Просвещения образовало двухклассное училище, где преподавание Закона Божия шло по программе двухклассного училища. Это требовало много времени,  и протоиерей о. Иоанн вынужден был отказаться от учительства. Но когда в 1881 году  школа была преобразована  в  Земскую женскую трехклассную школу, он опять стал законоучителем и проработал  там  до самой смерти.   
    К 1877 году на средства местных жителей  закончили постройку храма Сергия Радонежского и обнесли его каменной оградой.  Древних вещей в  церкви не было, но были некоторые ценные вещи .Так , одно Евангелие  большое,   обложено толстыми сребро-позлащенными досками  в  10 ф. весом. Оценено в  400 рублей. Два редких   священнических облачений: одно - глазетовое, с нежно-малиновыми цветами, отделанное золотым  позументом, второе -  светло-голубое из серебряной парчи. Довольно и других, красивых и дорогих  парчовых  облачений. В селе было  две часовни (одна на кладбище) , школа и больница.
     Глубокая вера в Бога и любовь  к своей пастве и своему храму  вызывали уважение и любовь  всех классов сельского общества.  Крестьяне  приезжали к нему за советом из дальних селений и «всегда находили в  батюшке гостеприимного, страннолюбивого хозяина и опытного советника, сочувствующего всякому горю своего ближнего, принимающего  к  сердцу все нужды его».  Все беседы имели вид  живой  и искренней проповеди,  речи  его были яркими  и   вдохновенными. О Иоанн   обучал своих гостей разным молитвам.    
      27 лет прослужил протоиерей Юницкий в должности Благочинного.  4 января 1878 года  он  отказался от  благочиннических  обязанностей. Духовенство, в  знак  благодарности к  любимому на¬чальнику, поднесло ему дорогой образ  св. Іоанна Крестителя, покровителя   протоиерея.
    За епархиальную службу  протоиерей Иоанн  был  многократно награждён, в том числе наперсным  крестом от  Святейшего Синода , орденом  святой Анны 3 ст. , знаком  Общества Красного креста и пр.
   В 1883 году постаревший  настоятель о. Иоанн попросил у Преосвященного Антония помощника. Его Преосвященство  удовлетворило просьбу и  определило  на священническое место в церкви Головинщино студента Пензенской духовной семинарии Владимира Соколова,  который позже стал его зятем. 
     24 марта 1887 г., в  93/4часовъ вечера  звон  колокола известил  село , что о. Іоанн  Алексеевич скончался. Он умер  на 79 году жизни,  после кратковременной, но тяжелой болезни. Люди с плачем  направились к дому своего  батюшки. «Величественны были минуты прощания крестьян  со своим возлюбленным  пастырем ; даже раскольники,— и те присутствовали на панихидах  и прощаясь, целовали руку умершего».
    День похорон 27 марта был объявлен  для всего села нерабочим  и не учебным.  Раскольники  также  освободили  своих работников.  День был  базарный, пятница, но половина уезда явилась в  Головинщино.  Когда начался церковный благовест , все  люди  устремились  к  церкви.  Похороны прошли   в торжественной обстановке, гроб несли на руках девять  священников. Перед погребением речи сказали   священник  села Потьмы Ф.Соколов  и местный благочинный В. Успенский. Во время литургии  добрые  слова  произнес  другой зять покойного,  священник  Пензенского женского монастыря В.Маловский. После отпевания, перед целованием  умершего,  слово сказал  священник  В. Соколов.   
    о. Иоанн Юницкий  был погребен  рядом с Троицким алтарем  правого придела церкви Сергия Радонежского  в  могиле, подаренной покойному церковно-приходским  попечительством.  Присутствующие  выразили  надежду, что память о   нем  будет жить долго,   имя славного пастыря, от¬ца и благодетеля прихода  не умрет  и  из  рода в   род, от поколения к поколению  будет  передаваться  в Царство Небесное.
    И надежды оправдалась(11). Прошло много времени и разных событий после                ареста  последнего настоятеля  Николая Полякова  в 1930 году и закрытии храма . До 2000 г. в здании находилась МТС и там хранились ядохимикаты. В 2002 г. началось восстановление церкви. В 2014 г. митрополит Пензенский и Нижне-ломовский Серафим освятил центральный придел.
    В 2016 году  настоятелем церкви Сергея Радонежского  был назначен  отец Михаил  Овцынов, который является одновременно клириком церкви святой Матроны в Пензе и студентом духовной семинарии. Вместе  с  прихожанами,  Ежедневными  молитвами и трудом прихожан   идет  возрождение храма.  При рытье траншей под воду был обнаружен склеп, выложенный кирпичом, в котором покоятся останки отца Иоанна Юницкого. На сегодняшний день могила благоустроена, а храм  приобрёл красивый новый вид. 
    Мы хотим разделить надежду  отца Михаила, что храм  станет центром духовной жизни села, а его прихожане образуют  сильное , освящённое сообщество , где правит любовь друг к другу и искренняя Вера в Бога.  Эти желания  добра и пользы  с Божьей помощью  обязательно сбудутся.
    Выражаем искреннюю благодарность настоятелю Сергиево Радонежской церкви с.Головинщино о. Михаилу и  фотографу г. Каменка Пензенской области   Александру Петровичу Нехай   за любезно предоставленную информацию. 
   Мы же продолжим историю жизни и деятельности  достойного сына своего отца  и служителя православного дела на окраинах великой России в б.Бакинской губернии - священника о. Александра Ивановича Юницкого. 
    
Литература:


Рецензии