Книга памяти - Леонид Харитонов

По популярности в 50-е годы ему не было равных никого, разве что только – Радж Капур, индийская «звезда». После роли Ивана Бровкина его носили на руках, Бровкину писали письма не только солдаты и молоденькие девушки, но и взрослые, зрелые люди, воспринимая его как вполне реального человека. О Харитонове появилось множество статей, артиста приглашали на творческие встречи в клубы и на стадионы. Однажды после концерта во Владимире зрители подняли на руки легковой автомобиль, в котором сидел Харитонов, и пронесли его по улице до самой гостиницы.

Леонид Харитонов получил приглашение от Владимира Басова на главную роль Бориса Горикова в фильме «Школа мужества», когда ещё учился в Школе-студии имени В.И.Немировича-Данченко при МХАТе. Окончание мхатовской школы в 1954 году совпало с премьерой фильма, который имел большой успех у зрителей и критики.
Харитонов начал работать во МХАТе и параллельно постоянно снимался в кино. Буквально за несколько лет вышли подряд «Сын», «В добрый час!», «Улица полна неожиданностей», «Солдат Иван Бровкин», «Иван Бровкин на целине», «Длинный день». И всюду – центральные роли.
Да и в театре дела шли прекрасно. После дебюта в роли Гоши в «Забытом друге» А.Салынского –были и Кристи в «Ученике дьявола» Б.Шоу и Алёшка Вронский в «Дороге через Сокольники» В.Раздольского. Правда, в конце 50-х годов МХАТ переживал очередной кризис: сюда перестали ходить зрители. Однако единогласно обруганная критикой «Дорога через Сокольники» выдержала свыше четырёхсот аншлагов всего за несколько лет – пример по тем временам небывалый! Такой успех во многом был связан с необычной популярностью Харитонова. Случалось, если кто-то из партнёров случайно заболевал, «Ученика дьявола» заменяли на «Дорогу через Сокольники» или наоборот, а в объявлении обязательно указывали: спектакль с участием Леонида Харитонова. И никто не сдавал билеты.
  Но
удивительное заключалось вовсе не в популярности. А в том, как относился к ней Харитонов. Другие тут же начинают стричь купоны: требуют каких-то благ – от квартиры до почётных званий и повышенных гонораров. Харитонову и в голову такое не приходило. Жил он скромно в одной комнате в коммуналке, а потом не желая никого обременять просьбами, вступил в ЖСК и получил небольшую квартиру. Зато охотно хлопотал за друзей и коллег по театру, и это при том, что он никогда не был ни депутатом, ни председателем месткома.

Но надо сказать, что друзей настоящих у него было немного, характер был тяжеловат. Он имел определённый круг людей с которыми готов был общаться, но за рамки этого круга, всё же не выходил. Это потом скажется на его отношениях в театральном коллективе и на съёмках. А пока, казалось, жизнь складывалась удачно. Работа в театре, съёмки в кино и на телевидении, выступления на концертной эстраде. А Харитонов ещё поступает в аспирантуру на кафедру актёрского мастерства в родную мхатовскую студи., заканчивает её с отличием и начинает заниматься педагогикой.
  Однако положение во МХАТе оставалось тяжёлым, и в самом начале 60-х годов Харитонов переходит в Ленком, где среди других его ролей особенно запомнился Сашка Кригер – герой инсценированной повести Б.Балтера « До свидания, мальчики!». С изгнанием режиссёра Анатолия Эфроса Харитонов уходит в Театр имени А.С.Пушкина к Борису Равенских, а через год возвращается во МХАТ на роль Лариосика в пьесе М.Булгакова «Дни Турбиных».
Да и в кинематографе жизнь стала складываться по другому. Нет, о нём не забыли, но по-прежнему предлагали роли, из которых актёр давно вырос как из детских штанишек. Харитонов не мог да и не хотел уже играть парнишек. Ему пора было переходить на новое амплуа. Но как это сделать, если никто в тебе по-настоящему не заинтересован? Режиссёры не видели в нём серьёзного героя.
Несколько раз у него появлялась возможность начать всё сначала, но очень быстро угасала, так как роли получаемые им у Краснопольского и Ускова, к примеру, в «Вечном зове» или в сказке М.Юзовского «Там на неведомых дорожках» были второстепенными и смотрелись лишь, как удачные пробы, за которыми могли последовать настоящие, большие работы, о которых он так мечтал, но не последовали.

Люди всегда испытывали потребность в своих народных героях, таких близких и родных, как Ваня Курский в исполнении Петра Алейникова или Ваня Бровкин, которые были похожие на них и понятные, простые и не вычурные. Счастлив тот актёр, которого хоть раз в жизни посетит удача воплотить на экране такой образ. Но ведь жизнь – не миг, не час, не день. И пока человек ходит по земле, ему нужно, засыпая, твёрдо знать, чем он займётся завтра. Он не может жить лишь одними воспоминаниями, какими бы прекрасными они ни были. Пишу это не применительно к Петру Алейникову или Леониду Харитонову, их, к сожалению, это уже не касается. Но исключительно во имя живых, испытавших однажды счастливые минуты творчества. Не забывайте их, зрители, помните и любите!


Рецензии