Старая Рязань на Оке

Города призраки Руси, России, СССР.
===================================
     Первоначальное именование города было Рязань, под коим названием он впервые упоминается в летописи в 1095-м году.
     Также город называли Русская Троя, но это уже позже, в 18-м веке, по задумкам русских литераторов. Название Старая Рязань город получил по городищу Старая Рязань при селе Старая Рязань.
     В конце 11-го века Рязань именуется по чину городскому как столица Великого Рязанского Княжества.
     Расположение первоначальной Рязани оспаривают исследователи истории Пензенского Края. Они утверждают, что Рязань в 1208-м году сожёг Князь Суздальский Всеволод Большое Гнездо. Город вроде бы возродился, но в 1237-м году его  окончательно лишил жизни Хан Батый.
     Пензяки утверждают, что самая первая Рязань стояла там, где ныне открыт Золотарёвский памятник древнерусского зодчества, что расположился под Пензой. Здесь сохранились остатки большой войны Руси с монголами. В летописях об этой битве ничего нет.
     Но общее мнение археологов и историков о месторасположении Первой, Старой Рязани, складывается в пользу городища Старая Рязань.
     Со старой Рязанью связывают одноимённое городище рядом с селом Старая Рязань, которые расположены в 50-ти километрах от современной Рязани. Весь комплекс разместился по правому берегу Оки, на высоком обрывистом мысе при впадении в неё речки Серебрянки.
     Первые постоянные полуукреплённые поселения, которые можно назвать протогородом, начали тут строить вятичи. Поселение было достаточно большим, здесь жили не менее полутора тысяч жильцов.
     Населяли гордец землепашцы на селищах и ремесленники на посаде, где они занимались кузнечными всякими делами, лили бронзу, гончарили, занимались резьбой по кости.
     В середине 10-го века приходит эпоха древнерусского зодчества. Появляются солидные укрепления. Город населяли относительно свободные люди, наподобие Новгорода. Здесь была сильная община.
     В 11-м веке в Рязани ещё поклонялись русо-славянским идолам четырёхликого вида. Эти поклонения осуществлялись как в частном порядке, в жилищах, так и на открытых площадках. Одно такое языческое святилище было и в Рязани, где в обрядах принимали участие по нескольку сот участников. По всей видимости, шествия имели форму мистерий, когда в обрядовом действии принимали участие все присутствующие.
     В Рязани было хорошо развито кирпичное производство на основе обжига. Кирпичи Успенского Собора, сделанные в 12 веке, не потеряли свой товарный вид и сейчас, чего не скажешь о кирпичах более позднего производства, 19-20-го веков. На каждом кирпиче стояло клеймо сотворившего его мастера. И это действительно были творения, поскольку каждый кирпич имел окаймления по краям, а посерёдке орнамент, с каждой стороны.
     В 12-м веке на Рязанских посадах квасилось вино. Всё вино в Рязани должно было принадлежать его Князьям. На одной из корчаг для вина есть надпись, что вино принадлежит Князю Богунку. Теперь же все Князья.
     В фундаментах Борисоглебского Собора, строенного в 12-м веке, есть фрески того же времени с календарём и календарными расчётами, когда какие праздники, среди которых и народные есть, русо-славянские, не Библейские, а также расчёты что, когда сеять нужно и всё другое делать полезное для души.
     Народ в первоначальной Рязани был образованный. Тут также, как и в Новгороде находят берестяные грамотки от одного посадника к другому.
     Своей монеты не было. Расчёты велись меновым способом или заморскими монетами восточного типа.
     На селищах жили скотоводы и земледельцы, хозяйства которых были ориентированы на местную степь с растительным покровом лугового типа. В 12-м веке вода на вспашенных угодьях и лугах для скота поднималась до уровня земли, отчего температура воздуха летом становилась ниже на несколько градусов.
     К 12-му веку основная власть перешла к городскому Князю, но влияние общины сохранялось, здесь было также и городское Рязанское Вече.
     К середине 12-го века происходит насыщение прирязанских областей прибывающими сюда жителями с севера Руси. Усилившись людскими ресурсами, Рязанское Княжество начинает обособляться политически, за чем последовала усиленная христианизация, а также строительство более крупных оборонительных конструкций.
     Усиление обороны города требовало усилившееся тогда древнерусское Княжеское братство, поскольку Рязань находилась на самой границе Древней Руси со степными ханами.
     Крепость города вместе с бесчисленными городскими посадами и селищами составляет 75 гектар.
     В 1160-е годы при Князе Рязанском Глебе Ростиславиче строятся Борисоглебский, Спасский и кафедральный Успенский соборы.
     В начале 13-го века здесь, по расчётам исследователей могли проживать до 10 тысяч жителей. Вся территория была окружена городскими валами и рвами при них.
     На другом берегу Оки расположился город Спасск-Рязанский, а ниже и выше по течению Оки везде разбросаны были целая сеть форпостов, укреплённых крепостей и городцов.
     В 1236-м году из Волжской Булгарии стали прибывать беженцы, которые уходили от разбоев орды Хана Батыя.
     В 1237-м году Батыевские отряды появляются на Дону и по реке Воронеж подбираются к Рязанскому Княжеству. Первым пал город Онуза. Затем монголы подступили к Рязани. Бытый потребовал откупа, его объём рассердил рязанцев и они предпочли дать бой. Война шла несколько дней, после чего оборона города обессилила, потому что она не была рассчитана на длительную осаду, город был разграблен, и пожжён.
     Город был строен из дерева, также, как и его церкви, так что Хану Батыю не составило много времени и труда, чтобы пожечь его.
     Важный житель города Рязань Евпатий Коловрат, известный также по русским былинам и сказкам, приехав после монгол в Рязань, нашёл тут только пепел, да обездоленных людей, искавших друг друга.
     Коловрат погнался за Батыем, и стал нападать на отделившиеся от основного войска монгол. Теперь это называется открыл партизанскую войну. Ему удалось сильно пощипать Орду, и часть награбленного ей пришлось оставить, но в отсутствии Княжеских ратей, Коловрат не мог открыто противодействовать Батыю. К тому же Бытый уходил восвояси, на зимние каникулы.
     После ухода монгол, дело довершили мародёры, а остатки сохранившихся сооружений и припасов растащили местные крестьяне и фермеры. Вернувшиеся Старорязанские Князья не посчитали нужным и возможным его восстанавливать и перебрались в Переяславль Рязанский, что выше на 50 километров по Оке.
     Однако городок потихоньку жил, в нём сохранялись некоторые столичные функции, шла какая-никакая торговля, что-то коптилось на посадах.
     Монголы в следующие несколько десятилетий несколько раз нападали на Рязань, но против них уже была выработана тактика партизанской войны. При приближении Орды, посадники уходили в леса, отряды, расположенные в Крепостях, объединялись в рати и организованно противостояли нападавшим.
     В 14-м веке Рязань передаёт последние столичные и кафедральные функции в Переяславль Рязанский, который к тому времени постепенно распух от купцов, кои всегда на Руси старались прижиматься поближе к Князьям, при которых была казна и власть.
     В 1778-м году Переяславль-Рязанский получает название Рязань, а первоначальная Рязань, стала называться Старой Рязанью.
++++++++++++++++++++


Рецензии
Познавательно. Олег, почему все считают население городов лишь по одному признаку: площади города? С точки зрения здравого смысла жить за городом полезнее для здоровья. Поставить дом на 4 камнях-дикарях вместо фундамента - типичная, дожившая до 19-начала 20 века на бывших территориях Муромо-Рязанского и соседних княжеств, практика. Сгори такой дом - никакой археолог не отыщет останков. Так что 10 000 оценка субьективная. Жму зелёную, буду читать дальше.

Чернов Владимир   08.07.2020 21:06     Заявить о нарушении
Насчёт 10 тыс. это я так, для красивости. Надо ещё с бабками разобраться, как платили-то?

Городом в разное время по разным признакам называли.

На руси если, то там Князь должен был сидеть или владелец. Значит Детинец должен быть. Значит посад искать надо.

Российское государство если, то там по Списку городов близких и дальних считали, который в 15-м веке составлен был, значит и на 14-й век распространялся.

По СССР если, то тут всё проще, у нас каталоги были. Но сейчас чины Советских городов пересматриваются и некоторым из них чины поднимают до городских. Логика у исследователей есть.

Ну и есть исключения, как не быть, на то и Россия... Эти исключения и есть суть этой страны, Державы, Цивилизации и т.д. и т.п.

Вот так вот ядрёна вошь...

Олег Данкир   08.07.2020 23:14   Заявить о нарушении