Стариград на Вагрии

Города призраки Руси, России, СССР.
===================================
     Также Слав, Альденбург.
     Город находился на полуострове Вагрия на востоке Германии. Было там царство, а его столицей числился Стариград. Западные хроники предпочитают называть его по-своему, но с тем же смыслом-умыслом, как Альденбург, Ольденбург.
     У Славии был город Стариград, что в западной традиции назывался Альденбург. Он был в земле вагров, наверное, варягов Руси, где-то на западе по берегу Балтийского моря. И был он восточным пределом государства Славии, обращённым в сторону мусульманских стран, с которыми Славия всегда поддерживала торговые отношения.
     По западной легендарике в этом городе жили весьма храбрые воины, пред которыми отступали и даны и саксы.
     Город имел выход на Балтийское море, которые в ранние средние века называли Варварским, сообщает Адам в своей хронике «Схолия». Основан город был ваиграми, может быть варягами, коих знали ещё и на Руси.
     В конце 12-го века Гельмольд сообщал о Стариграде, что все его войны город начинал сам, а если кто шёл на Стариград, то всегда встречал во всеоружии и не уступал.
     Были в городе Князья, простиравшие свою власть над ободритами и хижанами.
     Первые поселенцы разместились на полуострове стране Вагрии и на территории будущего главного города государства Славии в Стариграде ещё в 5-м веке до Рождества Христова. Они строили жертвенники и святилища, вокруг которых могли разместиться не меньше тысячи участников обряда.
     В конце 7-го века здесь появляется первая историческая крепость, ставленая на холме, которая возвышалась над окрестностями на 20 метров.
     Зодческий конструктив крепости был строго славянский, округлой формы, площадью 0,5 гектара. Основатели крепости ставили перед собой по сути задачи государственного уровня. Это был не только административный центр нарождающегося государства, но торговый и политический.
     В течение 10-ти лет за крепостными стенами возникает торгово-ремесленнический посад, который в 8-м веке обносится дополнительной стеной.
     Жильё на посаде строилось в столбовой и тынной технике. Был среди них и самый большой дом площадью около 200 метров квадратных, принадлежавший Князю или Царю.
     Известно, что Варские Князья и Князья ободритские имели тесные отношения в Франкскими Королями, откуда они переняли некоторые зодческие элементы и приёмы, при этом не утрачивая и свои основные принципы крепостного строения. К примеру Дом-Дворец Князя украшался снаружи забором из резных досок, что было характерно также и для языческого храма Проне, рядом со Стариградом.
     Впервые же Стариград упоминается в хрониках Видукинда Корвейского под 967-м году, когда поссорились Князь Ободритский Мстивой и Князь Варский Желибор за наследство своих отцов и дедов. В этот раз Желибор уступил и его Крепость была разграблена, но не уничтожена, видать не по понятиям это тогда было.
     Начиная с 934-го года начинается подчинение, христианизация и ассимиляция славян Генрихом Первым. Вагрию и Стариград посещают христианские миссионеры, но Вагрийские Князья сохраняют независимость.
     В 955-м году Князья Ободритские и Варские Након и Стойгнев были разбиты в войне с саксами. Несмотря на гибель многих сильных мужей славянских, саксы не смогли принудить вагров принять христианство.
     В 968-м году саксам удаётся разрушить языческое святилище Проне, недалеко от Стариграда.
     В 972-м году в Старигарде возводится деревянная церковь католического обряда и одновременно учреждается Епископство, которое просуществовало до 982-го года, когда граждане славяне Славии и Вагрии изгнали со своей территории саксов, а церковь в Стариграде разрушили, поставив на её месте идола на каменном постаменте, которое простояло до 1018-го года.
     К 1050-м годам можно отнести ещё одну попытку христианизации Вагрии и Стариграда, которую предпринял Князь Ободритский Готтшальк. К тому времени часть ободритов была уже ассимилирована германцами. В эти времена в Стариграде строятся несколько церквей и учреждается Епископство.
     В 1066-м году граждане Княжества Славии в стране Вагрии снова поднимают восстание, которое возглавил Князь Круто. Церкви разобраны, священники изгнаны.
     До 12-го века Старигард оставался на Балтике важным приморским торговым центром, который активно торговал не только с Западной Европой, но ещё больше с Северной Русью.
     Варские вельможи и знать обладали дорогостоящими, редкими даже на Западе предметами. Стариградские посадские ремесленники делали помимо обычной бытовой, особую керамику, с превосходными орнаментами, славянского типа, но намного более сложной.
     Славяне Вагрии не порывали никогда связей с данами, несмотря на периоды охлаждения отношений. Известны династические браки, что отразилось и в обрядах захоронения, и в быту. Эти связи продолжались до 11-го века. Несмотря на приверженность языческим традициям славянские ободриты Вагрии не стеснялись перенимать полезный опыт иноверцев, если это не нарушало их вероисповедальный покой.
     К 12-му веку Стариград значительно разрастается в сторону залива, который к этому времени значительно обмелел вблизи стен города. Эту часть стариградцы не успели защитить валами, и в 1170-м году новый посад был разрушен данами, пришедшими с моря. Кстати, по всей видимости, славян Вагрии особо не интересовали морские подвиги, на побережье нет никаких мест, где они строил корабли.
     К 1138-му году саксы колонизируют Вагрию почти полностью, только Стариград с посадами остаётся под управлением ободритского славянского Князя Прибислава.
     В 1148 м году крепость Стариграда была разрушена данами.
     В 1150-м году епископ Герольд устанавливает Стариградское епископство. К этому времени при городе функционировали только посады да торговые площадки. Сам Князь Прибислав жил в своём далёком и уединённом Дворце.
     В 1155-м году, Судя по сохранившимся посадам, Стариград остаётся важным торгово-экономическим и культурным центром полуострова Вагрия. При этом, живущие на посадах ремесленники, продолжали исповедовать свои языческие верования, в частности, у них была дубовая роща, где они поклонялись богам Прове, Проне, Перуну, Парону, и где они содержали несколько жрецов.
     Место это, где стояла роща, было возвышенным, и есть предположение, что под рощей располагалась древнейшая славянская святыня, крупный дольмен, Великая гробница, великих волхвов и князей, создателей панславянизма, засыпанные плодородной землёй, которой в этих местах не бывает. Жрец Мике в 1156-м году был последним хранителем святыни и тайн древнего дольмена.
     В 1157-м году на месте дубовой рощи была построена новая церковь, которая сохранилась и по сию пору.
     В 1160-м году Старигардское епископство переехало в Лебек.
     К 1233-му году на месте руин Стариграда возникает город Ольденбург, город Любекского права, который населяли немецкие переселенцы и колонисты. Но славянское население здесь сохранялось ещё до начала 19-го века. Однако Ольденбург так и не стал историческим наследником Стариграда, он так и не смог подняться до уровня своего предшественника.
+++++++++++++++++++++++


Рецензии
Насчёт источников. Интернет. Здесь у нас не историческая Академия, а проза. Ну прочитаете Вы 15 тысяч источников, которые я перелопатил, они у меня в Библиографии у каждому проекту есть. Здесь тоже они есть. Города Призраки Руси, СССР и России (Библиография). Но за 10 лет там два раза по столько добавилось, потому что местные следопыты не спят. Набрали имя города призрака, и интернет выложит Вам 2 миллиона источников.

Посмотрите, и что? Сегодня есть Интернет, в нём тысячи библиотек. Вот и источники. Если к каждой статье мы будем приводить источники, ссылки, названия книг с издательствами и типографиями, то эта платформа треснет и рухнет.

Я по каждому городу стремился дать эссе, со всеми предположениями, какие только можно было найти.

Олег Данкир   12.01.2025 16:21     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.