Привет из СССР

С картинками читать интереснее! Милости прошу! ССЫЛКА В КОММЕНТАРИЯХ


Я, как человек родившийся в СССР, в начале 80-ых, нечётко, но всё-таки помню то время, о котором нынешние бабушки и дедушки вспоминают кто с грустью, кто с огоньком в глазах, часто говоря, что раньше жить было лучше. «Раньше-то вон как оно было, а нынче-то вон, как оно всё получилось» – говорили они с досадой. Им, людям жившим тогда, тяжело привыкнуть к жизни сегодняшней. Той жизни больше нет, а современная прошлому поколению не всем по вкусу. Оттого и грустно…   Люди в то время дружили просто так, знали, как зовут соседей не только на лестничной клетке, а во всём доме. А бабушки на лавочках вообще знали весь двор.  Люди тогда приходили в гости по поводу и без, ключ оставляли у соседей, не боясь, что будут немедленно обворованы. Бывали времена, что дверь и вовсе не запиралась. От кого запираться? Все были равными, потому что все были бедными, но гордыми. В то время чувство коллектива было выше личных материальных благ. Конечно, всем хотелось жить лучше, все мечтали о маленькой квартирке с совмещённым санузлом, крохотной кухне с  электропечкой «Лысьва» и холодильником «Бирюса».
Лишь бы получить личную жилплощадь и вырваться из коммуналки. Жаль, удавалось это не всем.  Телевизор в единственной комнате – великое счастье, копить на которое можно было всю жизнь. Сначала чёрно-белый «Рассвет», потом цветной – «Юность». Пульт от телевизора тогда ещё не придумали. Пульт от телевизора для отца – это его дети. Причём каналов было два, а кнопок на телевизоре шесть. Всегда было интересно, куда делись остальные каналы? Это только у нас так? Но так было у всех. Вечером семья собиралась вместе и смотрела телевизор. Бывало, приходили соседи, у которых телевизора не было.   
А уж  если в квартире появлялся телефон – это был рай.  Связь с внешним миром. Жизнь удалась! На телефон стояли очереди, годами ждали, когда его установят. И разговаривали по телефону чётко и по делу. Это потом на телефоне стали «висеть» часами, разговаривая не о чём. Я, кстати, номер своего домашнего запомнил на всю жизнь и не забуду его никогда. Сейчас домашний отключен за ненадобностью, но номер моего мобильного не даст забыть мне номер домашнего – цифры их совпадают. Сначала телефон был с диском, потом кнопочный, а уж когда появился беспроводной, стало очень удобно. Потом даже появился телефон с двумя трубками. Платишь за один, а телефона два. Но это было позже. А в 80-х и 90-х народ был не так избалован.
Я, слава Богу, не знал, что такое – жить в бедности.  С хлеба на воду не перебивался, жил не богато, но всегда сыт, одет, обут и занят любимым делом – творчеством.
С малых лет я пел. В семье пели все, поэтому мой путь был предопределён. С детского сада, который, кстати, находился в том же дворе, где и мой дом, я полюбил петь и выступать перед аудиторией. Пел частушки с четырёх лет и знал их много, благодаря бабушке и её сыну - моему папе.  Тогда же начались мои первые гастроли. Лет с шести я ходил в сад, как на работу – без взрослых. Взрослые наблюдали из окна квартиры и забирали меня из сада вечером. В школе, которая находилась в том же дворе, где и садик, я тоже выступал часто и был постоянным участником школьных концертов. Выступал и в школьные годы, и в студенческие, когда работал в той же школе звукотехником – записывал аранжировки песен, которые до этого звучали под аккомпанемент фортепиано. За 8 лет работы в школе я записал свыше 300 минусовок.         
Я абсолютно осознанно связал свою жизнь с творчеством, как связали с ней  свою жизнь мои родители. И не жалею. Позже, спустя годы, окончил музыкальное училище и получил образование. До этого получил профессию психолога,  но музыка взяла своё…         
Но вернёмся в детство. Я как сейчас помню огромные очереди за продуктами, в которых оставляла меня бабушка по маминой линии, а сама убегала стоять в другую очередь. Я всегда боялся, что не знаю, что говорить продавщице, когда очередь дойдёт до меня. Но бабушка всегда приходила вовремя, до того, как я успевал заплакать. Продуктов было мало, а народу много. Доставалось не всем, но никто не обижался. «Ничего, вот завтра пораньше встану и тогда…» - говорили они. И каждый старался поддержать, подбодрить. 
 Сегодня сложно себе представить, но в то время очереди были за всем. Даже за книгами. Люди стояли сутками, чтоб приобрести томик Пушкина, Чехова, Маяковского… В каждом доме был книжный шкаф. Люди любили читать. Они испытывали жажду по новым стихам, рассказам, романам и читали их с упоением.
Мне, конечно, в  конце 80-х было не до чтения. Я учил с бабушкой стихи А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова и других. А первую «книгу», которую я прочитал самостоятельно, был журнал «Наш сад».
С раннего детства помню трёхкнопочные автоматы с газированной водой. Вода с сиропом двух видов и без него. И стаканы никто из автоматов не воровал. И все были здоровы.
Помню пломбир в бумажных стаканчиках, это потом уже появились вафельные. Пломбир, сливочное, крем-брюле, шоколадное. Другого тогда не было. А эскимо и «Лакомку» в шоколадной глазури я попробовал сначала в Москве, а уж потом мороженое всех видов и сортов появилось у нас.
Помню советские «ленинские» рубли: зелёная «трёшка», синий «пятак», красный «червонец». Бордовый «четвертной» и купюры большего достоинства мне не давали. Я их увидел только в начальных классах. Да и то, когда они перестали иметь ценность и их отменили в связи с развалом Советского Союза.   
Октябрёнком и пионером  я не был. Но учился по советским учебникам: букварям и прописям, учебникам по русскому языку,  родному слову, математике, чтению и природоведению.
С первого по третий класс я получал вполне советское образование. Потом перешёл сразу в пятый, и советское время для меня закончилось. Изменилась и жизнь, и программа, и учебники.
С ностальгией вспоминаю диснеевские мультфильмы с озвучкой А. Михалёва, А. Гаврилова и им подобных. Меня не смущало, что перевод одноголосный и не очень хорошего качества.  Я смотрел мультфильмы во время утренних и вечерних включений – в восемь утра и восемь вечера по местному ТВ. О дублированной версии я тогда и мечтать не мог. Тем более о качестве HD. VHS-кассеты – вот окно в мир, который учил меня добру и в который хотелось возвращаться.  Кассеты и видеоплеер появились у меня не сразу. Это сейчас можно хоть весь день смотреть мультики и есть мороженое. А раньше и то, и другое было для меня удовольствием весьма дозированным.   
Мультики были в программе «Спокойной ночи, малыши». Благо, от Лунтика, свинки Пеппы и Отиса – быка с выменем, которых показывают сегодня, Бог меня уберёг.
Мультфильмы были хорошие, хоть и зарубежные. Помню мультики про Крота, Стремянку и Макаронину – чёрную и белую собачек, Болека и Лёлека, лисёнка Вука, пингвинёнка Лоло…
Естественно, «Ну, погоди!» и «Весёлая карусель» и ещё много шедевров советской  и зарубежной мультипликации.
Вспоминаю  первый мультфильм «в цвете», который я увидел в садике на большом экране. Всех детей привели в актовый зал и познакомили с зарубежным мультфильмом У. Ханны и Дж. Барберы «Том и Джерри». Показали пару серий, но все были в восторге!
Поэтому я всегда с нетерпением ждал встречи с западной мультипликацией, наказывал бабушке разбудить меня ровно в восемь и устраивал истерики, если та по причине, чтоб внучок поспал подольше,  мой наказ не выполняла. Тут я познакомился с новыми сериями «Тома и Джерри», пересмотрел  все мультфильмы «Диснея», которые резались на фрагменты и показывались ежедневно по утрам, а вечером повторялись. И всё это я смотрел с ужасной картинкой и переводом, но был счастлив оттого, что могу это видеть. Хотя видел их сто раз, но завораживали краски, юмор и неизменно счастливый финал.         
Помню, что мороженое, арбуз, дыню и фрукты мы ели строго летом, а мандарины – мелкие, зелёные, кислые, но ароматные – строго на Новый год. У меня как-то даже мысли не возникало, почему так происходит.  Причём покупка и летом, и зимой подобных вкусностей была по большим праздникам. В обычные будни есть мороженое и фрукты было не принято. Все ждали, когда наступит время, чтоб позволить себе подобное лакомство. Это было таким же событием, как живая ёлка на Новый год. Это потом народ обленился и стал покупать искусственную. А в наше время её можно купить уже наряженную. А праздник где? А запах зелёных мандаринов?
Вспоминаю первые игральные автоматы в ДК «Дружба». «Морской бой», «Футбол», «Баскетбол».
У меня дома был настольный «Хоккей», но я с удовольствием приходил в ДК и играл во все эти игры и электронный тир. Жетон стоил 5 копеек. Папа давал мне горсть монет, а сам уходил на репетицию в ансамбль «Сибирь». В игровой комнате висел большой телевизор, где иногда показывали «Волшебный мир Диснея» - мультсериалы «Утиные истории» и «Чип и Дэйл спешат на помощь». Два часа репетиции за играми и просмотром мультиков пролетали незаметно, и мы с папой шли домой.  Воспоминания о детстве до сих пор греют мою душу.
Конечно, раньше всё  было иначе. Музыка на грампластинке, которая была очень хрупкой, почти стеклянной, пластинки «на костях», когда музыку чудесным образом записывали на рентгеновские снимки. Потом музыка появилась на бабинах. Повезло тем, у кого был стереомагнитофон с наушниками и микрофоном. Тогда можно было записывать концерты с телевизора и песни с радио. Студийные записи стоили очень дорого и их было не достать.  Был процесс и интерес – записать и похвастаться. А в ответ получить по дружбе запись, которой ни у кого ещё нет. Послушать и порадоваться, что записью поделились именно с тобой. Раньше было – достать, услышать и поделиться, а сейчас –  увидеть, купить и заныкать. До лучших времён. Чтоб потом продать подороже.
Потом в городе появились аудиокассеты. Если запись дорога тебе, выкалываешь шариковой ручкой на кассете  язычок и слушаешь любимые записи, не боясь, что они сотрутся. А если всё же надо записать что-то интересное, жуёшь кусочек бумажки и размещаешь на месте сломанного язычка. Элементарно! 
Потом на смену обыкновенным плёнкам в мир музыки пришли «Хром» и «Металл» – аудиокассеты с хромовым или металическим покрытием плёнки, что влияло на качество звука и качественно снижало уровень шума.
Первые профессиональные минусовки появились у меня как раз на таких кассетах. Их я использовал исключительно для выступлений и репетиций на сцене в ДК.   
Следующим шагом в развитии музыкальной эволюции стал мини-диск – аналог CD-диска, но меньший по размеру и объёму звучания – 74 минуты. Кассеты тут же были оцифрованы на этот мини-диск и спрятаны в стол. Особой разницы я не ощутил.  К тому же для воспроизведения этого мини-диска требовался специальный проигрыватель, который стоил очень дорого. Позволить его мог только местный Дворец культуры. Но так было удобнее и проще. К тому же по сравнению с  CD-диском, мини-диск звучал чище и его сложно было заляпать пальцами.  Всем тогда хотелось приблизиться к качеству звучания эстрадных звёзд. Правда, редко, кто заботился о качественном звучании. Это то же самое, когда ты выходишь на сцену с потрясающим звуком и светом, но петь не умеешь. Когда в ДК поставили новое звуковое оборудование – радиомикрофоны, колонки, звуковые мониторы и так далее, стало понятно, что петь в такую аппаратуру надо уметь – все неточности и шероховатости сразу слышны, причём не только зрителю, но и самому исполнителю.
Потом появился долгожданный CD-диск, на который можно было самостоятельно записать до 80 минут музыки,  но пробыли они недолго, потому что пришла новая эпоха – Музыка в формате МP3.      
«ЭмПэТри-шки», как эти файлы называли тогда и сейчас, прочно вошли в нашу жизнь. Теперь на диск CD можно было умело вместить до 250 песен. Нужно было чуть сэкономить на качестве звука, зато подкупало количество треков. А уж когда появились DVD, чей объём бы почти в 4,5 раза больше, чем CD, музыку можно было слушать сутками.
С приходом DVD люди смогли себе позволить смотреть фильмы в хорошем качестве, причём без рекламы. Фильм можно было остановить, перемотать вперёд, назад и смотреть хоть каждый день. При просмотре фильмов через видеомагнитофон на VHS-ках тоже можно было остановить и перемотать, на качество картинки, звука и перевода оставляли желать лучшего. И это лучшее время, наконец, наступило. А уж как рады были родители и дети, которым можно было включить мультики на диске, и они могли смотреть их весь день. Родители в это время могли заниматься своими делами, зная, что внимание ребёнка приковано накрепко, что практически исключает возможности того, что ребёнок будет скучать или творить от безделья что-то аморальное. И это ещё Интернет появился не в каждом доме.
Помню мой первый персональный английский компьютер – «ZX-SPEСTRUM» - первый компьютер с цветным монитором, игры с ужасной графикой, которые были записаны на аудиокассету и через магнитофон шёл сигнал. Но играть хотелось и качество графики не смущало.  Наши, отечественные, компьютеры назывались «Нафаня», а также знаменитый «Робик» - компьютер, который можно было подключить к телевизору. Однако, качество игр у них было не намного выше.
Потом появились игровые приставки – «Dendy», «Sega-mega Drive 2», «Super Nindendo».  «Sony Playstation» были в далёком будущем . Во всяком случае, для меня.
А моя первая 8-битная приставка, подаренная в 1994 году, сразу привлекла моё внимание. В этой приставке были вшиты 42 игры, поэтому картриджи с другими играми я стал покупать позже. Хватало своих. Играл я с азартом – до школы, после школы и вместо школы. Хотелось пройти больше, ведь как только картридж вынимался из приставки, игру надо было начинать сначала. Возможности сохраниться у обычной приставки не было.  Но как только игра была пройдена до конца, интерес к ней пропадал. И я искал новую игру и играл снова. Так, наверное, развивается игромания. Но кроме игр у меня были и другие увлечения – пение и синтезатор.  Если бы не творчество, я бы, наверное, пропал в игровом мире. Нет,  нельзя сказать, что был прожжённым геймером, но играть умел и любил. Причём играл одной рукой.
Потом в моей жизни появился «Pentium», когда игры «заговорили» на русском языке. Это стало большим удивлением для меня! И, конечно, поражала графика.  Первые игры «DOOM» и «Fallout 2». Играл в компьютер я уже не так азартно. Теперь можно было сохраняться. Да к тому же учёба давалась мне с трудом, и в свободное от школы время я больше времени проводил на улице.
И, конечно, вместе с компьютером я купил модем. И с тех пор в моей жизни появился Интернет.
Модем, который подключался к телефону, и его уровень передачи данных был на низком уровне. Связь часто пропадала и приходилось набирать номер провайдера заново. Да, кстати, ни позвонить, ни дозвониться никто не мог – телефон был занят. Поэтому в Интернет я выходил в 5 утра, когда сеть была не так перегружена или поздно ночью, если надо было проверить почту. Смотреть видео онлайн было недопустимо – время съедалось моментально, да и ждать приходилось вечность, пока короткий ролик прогрузится и его можно будет посмотреть. Интернет тогда был не для развлечения, а для поиска и обмена информацией. Время проведения в сети стоило дорого, поэтому тратить его надо было с умом.  Я покупал на почте конверт, в котором находился ценный  листочек с именем пользователя и паролем на 150 или 300 минут. Рубль за минуту.  Олигархи могли позволить купить себе на 500 и 1000.
Сеть Интернет шагнула на новый уровень, когда в городе стали тянуть оптиволокно. С тех пор Интернет стал доступен каждому,  у кого есть компьютер или ноутбук. Теперь отпала необходимость тратиться на диски – всё можно было смотреть в Интернете. И фильмы, и мультики.    Но хорошо ли это, когда ЛЮБЫЕ мультфильмы можно смотреть в ЛЮБОЕ время и в ЛЮБОМ количестве? А где долгожданная встреча со сказкой? Где утомительные ожидания с ярким, волшебным миром мультипликации?
Где постоянные вопросы: «А мультик скоро?». Причём прибегаешь с улицы, после того, как из окна тебя зовёт бабушка, и совсем не расстраиваешься, если пропустил начало или этот мультфильм уже  видел много раз. Это твоё время. И никто не в праве его у тебя отобрать.   

Сейчас информация легкодоступна. Она буквально веет в воздухе. Интернет теперь носит исключительно  развлекательный характер. Об образовании речь не идёт. То же самое с телевидением.  Огромное количество каналов, по которым всё равно нечего смотреть. Зритель не развивается. Он перенасыщается абсолютно не нужной ему информацией. Он не в силах повлиять на информационный поток, не выбирает нужное и важное для себя, а смотрит «что дают»  и, как следствие, перестаёт думать и размышлять.  У человека нет своего мнения. Есть только мнение большинства. 
А какие раньше были замечательные детские передачи… «Звёздный час», «Зов джунглей»,  «Позвоните Кузе», «7 бед – один ответ», «Царь горы», «Классная компания», «Весёлая КВА-мпания», «Чунга-Чанга», «Лукоморье», «КругОля»,  «Отчего и почему», «Секретов нет»,  «Мультитроллия», «Улица Сезам»… Сейчас таких не делают. А зря…
Эти передачи учили детей добру, у них был свой мир по-настоящему качественного  детского телевидения. На телевидение тогда обычным людям было попасть не так-то просто.  Дети великой страны мечтали поехать на «Звёздный час» (которую закрыли после гибели С. Супонева в 2001 году и восстанавливать не собираются), а взрослые грезили об участии в программе «Поле чудес» (которая недавно отметила своё 30-летие и до сих пор в эфире) и мечтали передать привет и выиграть сектор «Приз» - Ааааавтомобииииль!  Но правда, формат с тех пор чуть изменился. Среди игроков теперь сплошь таланты, которые поют, танцуют, используя программу, как возможность прославиться. Хотя приветы передают, слова угадывают, но едут все, кому не лень.  А добрая программа для всей семьи за 30 лет потеряла свою самобытность и превратилась в шоу «Мы ищем таланты!».   А тогда, в 90-х получить телеграмму с  ОРТ мечтали все – и дети, и взрослые.  Написал письмо и жди. Позовут – не позовут.  Никакой обратной связи. Нельзя было отправить e-mail и узнать, прошёл ты или нет. Телеграмма всегда приходила неожиданно. Поэтому участника отправляли всем миром, желая победы. А после выхода программы в эфир участники становились знаменитыми. А особенно, если возвращались с победой.      
Сейчас всё иначе. Раньше в кружки записывали, а сейчас берут оплату. Раньше учили бесплатно, а сейчас берут оплату. И на шторы. Раньше снеговиков и горки лепили сами, а сейчас платим людям, которые лепят их за нас. Нам легче нанять человека, чем научиться чему-то самому.
Но разве может это испортить воспоминания о детстве? Конечно же, нет!
Помню детские сладости. Зефир. Шоколадные конфеты «Птичье молоко», «Красная шапочка», «Мишки в сосновом бору», «Белочка» и т.д. Большая часть сладостей помещалась в новогодний подарок и после вскрытия съедалась моментально самостоятельно или в кругу друзей. Ириски «Кис-кис» и «Золотой ключик», которые было не разгрызть, а если разгрызёшь, конфеты прилипали к зубам, и челюсть открывалась с трудом. Тогда же появились первые чупа-чупсы – заграничный аналог бабушкиным леденцам «петушкам», «рыбкам», «зайчикам» и «белочкам». А они были гораздо менее вредными и язык от них не становился красным.
Ещё в новогодние подарки стали попадать шоколадные батончики «Марс», «Сникерс» и «Баунти» и «Милки вэй» а также такие, каких в наше время больше не найти – «Wispa», «Tempo», «Stratos», «Lion»; российские – «Финт» и  «Шок». Это по-нашему!    
Кроме того, были вкуснейшие вафли – «Куку-Руку» с наклейками внутри. Их тоже собирали и клеили. Сейчас их тоже не купить и, увы, не попробовать.
Так же помню суфле в шоколаде «Wagon Wheels», чем-то напоминающий знаменитый «Чоко пай», но не такой мягкий и вкусный и, видимо, поэтому снятый с продажи с конца 90-х.
Что же касается напитков, мы в 90-х литрами пили «Юпи», «Инвайт» И «Зуко». Просто добавь воды и получи заменитель сока всех цветов радуги: с ярким, сочным зелёным цветом - вкус яблока или киви, оранжевым – персика или манго, жёлтым – апельсина или ананаса, красный – клубники или вишни. Цвет одинаковый – вкус разный. Некоторые его и водой не разбавляли, а ели просто так, чтоб жизнь подсластить. И остались живы.
 Из газированных напитков помню вечное чувство соперничества между «Кока-колой» и «Пепси-колой», а также названия и вкус подобных напитков, которые остались только в памяти –Херши-кола, RC-Cola,  Vimto,  Crash, Fiesta, а также Dr. Pepper – газировка с вишнёвым вкусом, которая запомнилась мне больше всех. 
Для любителей отечественной продукции в стеклянных бутылках-чебурашках покупателю предлагали приобрести вечно-зелёный «Тархун», «Ситро», «Крем-соду», «Байкал», «Дюшес», «Лимонад», «Буратино» и «Колокольчик». Содержимое бутылок выпивалось, а бутылки сдавались по 50 копеек за штуку. Мальчишки пили, копили и несли бутылки все вместе. Вместе и тратили.   Названия с тех давних пор не изменились, изменилась и увеличилась только тара – пластмассовая «полторашка» потеснила стеклянную «чебурашку»  –  и добавились новые вкусы – апельсин, клубника, ананас и другие.
Ещё одно воспоминание из детства – это яйцо с сюрпризом – «Киндер сюрприз» и ему подобные. Когда ты ещё не знаешь, что за сюрприз в жёлтой капсуле и прежде чем открыть, трясёшь и пытаешься угадать – сборная там игрушка или готовая фигурка.  Это сейчас «киндер для девочек», «киндер для мальчиков» и даже на обёртке иногда нарисовано, из какой коллекции тот или иной «киндер». А где сюрприз? Где ожидание чуда? Где надежда на то, что получишь то, что хотел? Я помню, как собирал «киндер-фигурки» в 90-х. Попадались динозаврики и бегемотики , львы и пингвины, крокодилы и медведи, акулы и  черепахи… И каждый мечтал собрать всю коллекцию. У кого были одинаковые фигурки, обменивались с друзьями на те, которых не хватает для коллекции. Тоже самое происходило с жвачками. Вкладыши-фантики «Турбо» (для мальчиков) и  «Love is…» (для девочек) собирали; наклейки «Дональд  Дак», «Микки Маус», «Том и Джерри», «Черепашки-ниндзя», «Бумер» и другие клеили на холодильник. А задолго до моего рождения было время, когда одну жвачку жевали всем двором. Как говорится,  пожевал сам – дай пожевать товарищу… Дикость какая! Но все были счастливы, учтивы, вежливы, участливы, жили дольше и были проще. Потому что никто никому не завидовал.    
Мы дружно, всей семьёй собирались у телевизора, глядя в программу телепередач, где заранее обведены  передачи и фильмы, которые нам интересны и боялись их пропустить.
Сейчас каналов огромное количество, но мы в программе передач ничего не отмечаем и не обводим. Потому что интерес к познанию нового пропал. И потому, что нечего смотреть.
Мы перестали ценить вещи. Мы не штопаем носки, а покупаем новые. Мы не стираем полиэтиленовые пакеты, как это делали наши бабушки, а покупаем новые.
Мы гладим бельё парогенератором, а не советским утюгом, и нам нет нужды разбрызгивать воду изо рта, чтобы погладить брюки.
 Нам не нужно ходить в ателье, чтоб сделать семейную фотографию. Нам теперь даже не надо беречь кадры фотоаппарата, боясь, что 36 кадров не хватит на самое важное и интересное. Мы не умеем проявлять и печатать фотографии сами. Наши папы делали это с удовольствием, а нам этот процесс неинтересен. Мы фотографируем всё подряд и ничего не оставляем на память. Мы даже не распечатываем фотографии, думая, что флэшка вечна, а бумажные фото – пережиток прошлого. Однако спустя много лет смотрим на жёлтые старые фотографии родителей, навсегда потеряв с жёсткого диска вчерашнее фото.      
Мы перестали коллекционировать и стали копить. Копить и тратить, причём не умеем делать ни то, ни другое.
В серванте теперь не встретишь пивных банок, пачек из-под импортных сигарет, мы перестали коллекционировать марки и монеты. Мы любуемся на них, рассматривая фотографии в сети, которые выкладываем не мы.
В стране пропал дефицит на товары, а без дефицита нет прогресса. Есть только процесс вечного накопления и горечь расставания с личными накоплениями. Уж очень не хочется расставаться с тем, что так удачно смог стащить у другого. Прогресс идёт, но как-то мимо нас. Зато снова появился дефицит - дефицит общения и внимания. Но его восполнять никто не хочет.
Мы перестали заводить механический будильник на завтра – нас будит телефон.
Мы перестали собирать полезные советы из отрывных календарей, да и календари теперь не нужны – есть телефон. 
Сейчас немодно повязывать бант на гриф гитары и клеить переводные картинки на кафельную плитку. Мы не занимаемся выжиганием по дереву, не смотрим диафильмы на белой двери по ночам. Мы забыли, когда последний раз отправляли другу телеграмму. Мы не пользуемся станционным телефоном и радиоточкой. Зачем? Всё есть в мобильнике.
Мобильник звонит. Мы видим, кто пытается нам дозвониться. Решаем – брать или нет.
 И беседуем также бездумно, бездушно, нелепо, без повода:

«Привет-привет. Вопрос-ответ.
Пока-пока. Итог – тоска».       

Нет радости от общения, когда заранее знаешь, кто абонент и чей голос услышишь в трубке. Теперь тебе не надо бежать к телефону, боясь, что человек передумает и больше никогда тебе не позвонит. Не успел взять трубку – мобильник подскажет, кто звонил, а ты уж решишь – перезванивать человеку или нет. Ты решишь для себя – важен этот человек для тебя, или он может подождать. Но ты также решаешь за него, ты забываешь о том человеке, который, возможно, в данный момент именно от тебя ждёт помощи и участия. И для него этот разговор очень важен. Но ты решаешь, что разговор можно отложить и в один миг портишь с человеком все отношения лишь потому, что у тебя просто не было времени ответить на звонок.
Поэтому важно сохранить с другом тёплые отношения и сказать всё то, что хочется. Прямо сейчас. Иначе потом будет поздно, и настоящее превратится в прошлое, которые оба не захотят ворошить. 
Всё материальное – временно, пока жив человек. Память о человеке более продолжительна, хотя тоже конечна. Она будет жить, пока человека хоть кто-то из живых помнит. А каким его запомнят потомки – задача человека и он должен выполнить её при жизни. Потом будет поздно.
Важно, чтоб человека помнили таким, каким он был и настолько, насколько  заслужил. Эти слова А. Ширвиндта я могу причислить также и к самому себе.
Детство – это время, которое мне всегда приятно вспоминать. Жаль, что те времена, те люди, то отношение к миру никогда не вернётся назад.  Но Память, как из запылённого архива, пытается восстановить отрезки жизни человека, который ещё даже не знает, что значит жить самостоятельно. Однако так же, как и я сегодняшний и взрослый, верит в лучшее! Он идёт вперёд, не боясь трудностей. Он идёт вперёд и верит в себя и в людей! Он не расстраивается и не жалуется. Он умеет ждать и прощать…
Я попытался вспомнить лишь маленький участок своей жизни. Вспомнить сейчас, пока хоть что-то ещё помню.  И я не боюсь, что эпоха гаджетов, компьютеров и соцсетей постарается стереть всё то, что было для меня так важно. На всякий случай, у меня есть копия. 


Рецензии