Вывод сущностно-сущей терминологии
1) Есть существующий в пространстве мир.
2) По совокупности, мир, его существование и пространство есть триединая полнота и всецелостность, или Абсолют.
Далее в определенном месте сущего мира, в котором существует человек, берем самый большой различимый объект и раскладывем его на составные части по пространственно уменьшающемуся материальному параметру. Получается схема дерева/цепной реакции. Будем перемещаться по схеме сверху вниз. Например, галактика состоит из звездных систем; звездная система состоит из звезды и планет; звезда/планета состоит из атомов; атом состоит из нуклонов и электронов(?); нуклон состоит из элементарных частиц; элементарная частица состоит из элементарно-элементарных частиц............ И т.д. К чему ведет предел? К эфирной частице (типа апейрон)? Нет, поскольку с этой частицей будет связана парадоксальность (коротко: слева ничего нет, а справа из ничего появляется что-то). Поэтому пределом ряда является некий "тяжелый ноль", а не "голимое ничто", поскольку "ничто" не может быть стартовой точкой при обратном движении из ноля к галактике, а от нее - ко всему сущему миру (мы ведь раскладываем мир уже существующий (!!!), а не создаем его при помощи Большого Взрыва). Следовательно, предел ряда - это непростой "ноль". И совершенно не "ничто". Предел ряда разложения сущего мира на составные части - это некое "нечто", позволяющее без обрыва смысла совершить непрерывный переход от разложения мира на составные части - к его созданию из этих же частей.
Для того, чтобы определить, чем является предел ряда разложения сущего мира на составные части, вспомним, что предел всегда лежит вне ряда, что означает, что элементы ряда по своему качеству отличаются от качества предела. Что может быть этим "нечто"? Мы работали с сущим миром. Разлагали его по материальному параметру. Если качеством элементов данного ряда была материальность, то качество предела должно быть иным. В философии материальному качеству противостоит идеальное качество. Следовательно, пределом ряда разложения сущего мира на составные части является Идея.
Потом, в результате рассуждений о существовании мира, появляется Движение, как предельная философская категория. Благодаря Движению, из Идеи в Пространстве появляется сущий мир (сущий мир - это идея мира, реализованная в пространстве). Все: мы замкнули аксиоматизацию, начав с мира, существующего в пространстве, и закончив Идеей, реализованной (Движение) в Пространстве. Получили формулу Абсолюта:
Абсолют = Идея+Пространство+Движение.
После этого начинается работа с формулой. Сами по себе Идея, Пространство и Движение - это 1) простые определения из словаря и 2) предельные философские понятия, или категории. Представляют интерес для лингвистов и метафизиков. Для философии в целом интересны комбинации формулы Абсолюта: Идея+Пространство, Идея+Движение и Идея+Пространство+Движение (учтена симметрия и бессмысленность комбинации Пространство+Движение). Они интересны в смысле их практического применения в философии. Но вначале их нужно как-то назвать и определить механизм работы. Подсказкой стали такие выражения, как "историческое пространство", что есть "пространство истории", и др. "пространства огурцов и табуреток", в которых сконцентрирован смысл локальности пространства для какой-то "материализованной" идеи. Это значит, что тому же "пространству истории" или "пространству огурца" соответствует комбинации Пространство+Идея (равносильно Идея+Пространство). Но что такое "пространство огурца"? Это место, занимаемое огурцом, а не чем-либо другим в пространстве. Соответственно, Идея+Движение - это существование конкретной идеи. Например, существование огурца. Комбинация Идея+Пространство+Движение - это реализация конкретной идеи в конкретном пространстве, в результате чего появляется ноуменальный или феноменальный объект. Например, огурец, как объект сущего мира. В результате, для того же огурца мы получили три варианта: его место, занимаемое в пространстве; его существование и его же, как единое целое, или объект. Для такой интерпретации комбинаций составных частей формулы Абсолюта идеально подходит формула "сущности существуют в сущем": Идея+Пространство стало сущим, Идея+Движение стало существованием, а Идея+Пространство+Движение стало сущностью.
"Существование" в сущностно-сущей терминологии имеет два смысла: смысл наличествования без движения и смысл активно движущегося. Это следует из вариаций комбинации Идея+Движение, где, соответственно, Движения нет и Движение есть.
Смысл наличествования демонстрируется в следующем примере. Пусть нам дан некий список. Например, список под названием "огурец". В этом списке есть три строки:
1)семена
2)клетчатка
3)кожура
В сущностно-сущей терминологии название списка "огурец" является сущим. Строки списка являются составными сущностями, а их наличие в списке - существованием.
Если мы возьмем в руки реальный огурец и разрежем его пополам, чтобы видны были внутренние составляющие, то в данном случае огурец будет сущим для существующих (бытийствующих) в нем внутри составных сущностей: семян, клетчатки и кожуры.
Субстанциональность сущностей, задаваемых Идеей, Пространством и Движением, может быть любой. Все зависит от конкретики Идеи, Пространства и Движения. Идея - это предельная снизу сущность. Она развивается "снизу вверх". А что значит "развивается"? Это значит, что Идея - это та самая минимальная онтологическая идеальная сущность, с которой совместимо Движение. У человека есть идея табурета - он взял и реализовал ее в виде вещи-табурета. А теперь рассмотрим то же самое, но как с сущностью. Сущность развивается? Допустим, есть сущность табурета. Как реализовать сущность табурета в табурет-вещь? Идея реализуется, а сущность констатируется. Кем? Человеком.
Сущность - это Идея, реализованная Движением в Пространстве. Она уже все - реализована. Готовая продукция. Хоть сущность в виде сути (регион сущностей), хоть сущность в виде табурета (Западный регион Москвы). Разнообразие сущностей зависит от их субстанциональности.
Сущее, помимо прочего, отличается от сущности направлением предъявления себя наблюдателю: сущее предъявляет себя во внутрь, а сущность - во вне (наружу). С другой стороны, представим вектор нашего внимания в виде скальпеля. Когда вектор нашего внимания скользит по поверхности объекта, то этот объект - сущность, или единое целое. Как только вектор внимания проткнул единство и целостность сущности, как она (сущность) превращается в сущее для своих составных сущностей. При этом вектор нашего внимания касается поверхностей составных сущностей этого сущего. Как только он проткнет составную сущность, как она тут же становится сущим для своих составных сущностей. Получается сущностно-сущая схема исследовани объекта. Именно по такой схеме мы проводили разложение сущего мира до Идеи и его восстановление.
Пока человек не поднялся над Землей и не увидел ее в качестве сущности Солнечной системы/космоса, до тех пор земля была для него только сущим (Идея+Пространство). В русском языке даже есть слово "Земля" с большой буквы и слово "земля" с маленькой. Собственно, земля и до сих пор остается сущим при обсуждении приземленных, земных вопросов. Солнечная система для человека является сущим, поскольку он находится внутри нее, а не "общается" с ней из позиции "лицом к лицу". "Лицом к лицу" - это о сущности, как объекте субъект-объектных отношений. В сущем вектор внимания расфокусирован на все внутренности сразу, как единое целое, поэтому "лицом к лицу" предстает единая внутренность. Как только вектор внимания сконцентрируется на чем-то конкретном и субъект встретится лицом к лицу с каким-то объектом сущего, как тут же сущее, как единое целое внутренностей, исчезает из поля зрения субъекта, поскольку он уже имеет дело с сущностью, как объектом. Та же картина обстоит и с Богом и Абсолютом. Во-первых, мы находимся внутри них. Это значит, что они являются по отношении к нам всегда сущими (Идея+Пространство). Дальше начинается анализ, а что такое Бог и Абсолют в виде объектов, стоящих лицом к лицу перед субъектом? Могут ли они в принципе быть такими объектами или нет? И т.д.
Сущностно-сущая терминология в рамках философии В.И.Моисеева.
В.И.Моисеев вводит в свою философию такие понятия, как "Единомногое" и "Многоединое", опираясь на интуиции античной философии в лице Платона, Плотина, Прокла и других.
В рамках сущностно-сущей терминологии, "Единомногое" (единство многого) - это сущность, как единое целое, существующая в каком-то сущем, а "Многоединое" (много единых) - сущее, в котором существует множество составных сущностей.
Записываем определение сущности:
сущность - это Единомногое, то есть единое целое, сформированное из множества составных Единомногих
и определение сущего:
сущее - это Многоединое, то есть множество Единомногих
Как видно из определения сущности, в нем отдельной частью присутствует определение сущего. Делаем замену:
сущность - это Единомногое, то есть единое целое, сформированное из составного сущего.
Так как сущность существует в сущем и одновременно сформирована из своего внутреннего сущего, то получаем типичную матрешку, или схему сущностно-сущих переходов в обе стороны масштабной шкалы.
Применительно к Абсолюту, получаем, что Абсолют - это Многоединое, в котором Мир является одним из Единомногого.
Перевод: Абсолют - это сущее, в котором Мир является одной из составных сущностей. На пальцах: Абсолют - это пространство составных элементов, в котором Мир является одним из них.
В заключение, обратимся к философскому словарю по поводу понятия "Универсум".
Универсум (в философии) — совокупность объектов и явлений в целом, рассматриваемая в качестве единой системы.
В сущностно-сущей терминологии Универсум - это сущее, в котором существуют (доказательство цитатой: совокупность ...явлений в целом) составные сущности (доказательство цитатой: совокупность объектов...в целом).
Таким образом, в сущностно-сущей терминологии сущее является имманентным, а сущность - трансцендентным. Для справки: имманентность - пребывание в чем-либо, в противоположность трансцендентности - запредельности по отношению к какой-либо сфере.
Свидетельство о публикации №220062900599