Очерки этнической истории Ближнего Востока - 2

2. Хурриты и аморейские «отрасли»

Уже в III тысячелетии до н.э. три упомянутых западно-семитских этноса подвергаются агрессии соседей. На юго-западный ареал обитания ханаанеян («тех, кто на песке», по египетской теминологии) с грабительскими целями нападают войска фараонов третьей и четвертой династий Древнего Египта (XXIV в. до н.э.). В период между 2600-2300 гг. до н.э. из Восточной Анатолии в Сирию и Палестину вторгаются племена хурритов, главным составным элементом этноса которых были, по-видимому, выходцы с Восточного Кавказа. В то же время заметную прослойку в этом этносе занимали индоевропейцы (лувийцы – родственники хеттов и какая-то часть древних ариев). Впрочем, пришельцы, основавшие город Угарит, быстро усвоили диалект ханаанеев. 
Приблизительно в то же время из Северной Месопотамии в Сирию и Палестину начинает просачиваться одна из аморейских «отраслей» - племена арамеев. Соседями «страны Эбла» становятся два царства: аморейское Мари и арамейское Арми, или Арманум, причем все эти государственные образования, враждовавшие между собой, попадают в зависимость от правителей сначала Шумера, а потом Аккада.
В конце III тысячелетия кочевники-амореи усиливают натиск на месопотамский Аккад и вторгаются в это древнее государство. Затем, не удовлетворившись разграблением Аккада, они захватывают «страну Эбла» и, действуя в союзе с северо-арабским племенем Диднум (в Библии - Дедан), хурритами и эламитами (Элам – одно из восточносемитских государств), ликвидируют шумерское царство с центром в Уре Халдейском. Не позднее 1950 г. до н.э. гибнет городская цивилизация эблаитов, и этот этнос сходит с исторической сцены.
Кочевники достигают средиземноморского побережья, захватывают Угарит, разрушают Библ, который, впрочем, быстро восстанавливается и богатеет на торговле медью, и оседают в Палестине. Между прочим, именно в Угарите археологи обнаружили тексты культового и эпического характера, запечатленные на глиняных табличках и датированные в основном XIV в. до н.э. Угаритяне-семиты (в городе, повторимся, жили также хурриты), как выяснилось, говорили на особом аморейском диалекте и пользовались слоговым квазиалфавитным письмом, косвенно восходящим к шумеро-аккадской клинописи. Упомянутое клинописное письмо было впоследствии  использовано в некоторых ханаанских городах для создания последующих семитских алфавитов. Их финикийский вариант, как известно, восприняли затем греки, а от греческого письма произошли и практически все современные европейские алфавиты.
Следует добавить, что значительная часть сутиев («суту») в Месопотамии постепенно ассимилируется местным восточно-семитским населением, однако некоторые аморейские племена, откочевавшие в южную зону Междуречья, закрепляются в этом субрегионе и сохраняют там свою самобытность, в том числе и язык.
Во II тысячелетии до н.э. этническая картина Сиро-Палестинского региона складывается из амореев и ханаанеев с примесью арамеев, осевших во внутренних областях Сирии.
Столь впечатляющая региональная экспансия амореев была вызвана, как считают, резким изменением климата (засухой) в местах первоначального обитания этих скотоводов. На рубеже III-II тысячелетий до н.э. Северная Сирия и Месопотамия приходят в упадок, а Аккад окончательно гибнет под ударами месопотамских горцев кутиев (гутеев). Примерно в то же время происходит ослабление Египта, и какие-то «азиаты» (скорее всего ханаанейские пастушеские племена) проникают в дельту Нила. В период между 1950 и 1850 гг. до н.э. в египетских источниках (так называемых «текстах проклятий» - магических заклинаний, касающихся врагов Египта) впервые упоминаются царьки города, известного впоследствии под именем Иерусалим (первоначально - Шалем).


Рецензии