Бухта Ольга

Военный корабль подходил к узкой горловине, отделяющей широкую бухту от моря. Справа на самой высокой точке мыса его приветствовал маяк «Чихачев».  Свободные от вахты моряки, столпившись на полубаке, с интересом всматривались в очертания приближающегося берега. В корму корабля с моря дул ровный ветер, подгоняющий его к еще далекому причалу. Корпус корабля равномерно вздрагивал от работающих машин, на мачте вращалась антенна радиолокатора, сканирующая приближающийся берег. Вскоре корабль, сделав изящный разворот и отработав последний раз машинами, неподвижно застыл у стенки причала.  По громкоговорящей связи раздалась команда вахтенного офицера: «Команде построиться по правому борту. Товарищи моряки - раздался громкий голос командира корабля – объявляю цель захода в бухту Ольга. Корабль будет находиться в порту трое суток. Нам необходимо пополнить запас горючего, продовольствия. Желающие могут сходить в увольнение на берег, посмотреть местные достопримечательности, а также посетить базу подводных лодок, разрешение от командования военно-морской базы на это получено».


     На утро следующего дня после завтрака желающие посетить базу подводных лодок выстроились на юте. Возглавить группу было поручено боцману мичману Ватагину. Осмотрев строй моряков и сделав замечания по форме одежды, мичман подал команду следовать на пирс. «Построиться по двое. Напра – во! Шагом марш!»  Моряки стройными рядами начала движение. Павел с Сергеем оказались в одном ряду. Их многое связывало между собой, служили они на одном боевом посту, осваивая сложную технику, содержав ее в хорошем состоянии, что не раз отмечалось командованием корабля. Однажды в морском походе корабли в ночное время шли в кильватер без ходовых огней, а только по лучу радиолокатора, который  отбивал на мониторе направление движения корабля. Оператор видел движение впереди идущих кораблей и передавал его направление вахтенному офицеру.  Неожиданно корабль отклонился вправо от линии движения впереди идущих кораблей на 15 градусов – произошло рассогласование датчика, установленного на антенне, который отбивал направление носа корабля. Дул ветер, довольно сильно штормило – стояла поздняя осень. Мачта корабля сильно раскачивалась и зависала над волнующейся водной пучиной. Для устранения неисправности предстояло подняться на самый верх мачты к антенне радиолокационной станции, поставить датчик в прежнее положение и закрепить его. По приказу командира неисправность должен устранять Сергей, а Павел должен был следить за правильностью установки датчика по электронному лучу на экране монитора. Одевшись потеплей и обвязав себя крепким линем под страховкой матроса, Сергей полез по металлической лестнице мачты исправлять возникшую неисправность.  Освещаясь фонарем, закрепленным на голове, он быстро определил характер неисправности и устранил ее. И только спустившись вниз, осознал - работая наверху, он зависал над бездной, способной поглотить его, если бы он сорвался. После устранения неисправности корабль снова занял свое место в кильватерном строе.


     Подойдя к КПП, мичман Ватагин вызвал дежурного офицера,он подвел нашу группу к подводной лодке, на которую нам разрешили взойти для осмотра и ознакомления с ее устройством. Встретили нас моряки - подводники очень тепло, ведь не часто такое случается - принимать гостей. Все ребята одного с нами возраста и нам было очень интересно пообщаться друг с другом, ознакомиться с подводной лодкой, о устройстве которой мы имели весьма смутное представление. Хотя во время учений по отработке навыков поиска и условного потопления подводных лодок нам часто приходилось взаимодействовать с ними на море. Нас провели по всем отсекам, показали машинное отделение, аккумуляторную – сердце лодки, ответственную за ее движение в подводном положении. Показали торпедные аппараты – основное вооружение, которые впечатлили нас своими размерами. Лодка была разделена на отсеки, герметично закрывающиеся круглыми люками не очень большого диаметра. После ознакомления с подводной лодкой, нас накормили вкусным обедом, надо сказать, что у моряков подводников снабжение находилось на более высоком уровне. Мы все были очень довольны приемом и расстались по - дружески с нашими новыми друзьями. Такая же группа подводников посетила и наш корабль.


Сойдя на берег после посещения базы подводных лодок, наш боцман объявил, что нам предстоит еще посетить музей славы моряков – тихоокеанцев, что мы и сделали на обратном пути.  Там мы узнали, что открытие бухты принадлежит адмиралу Ефиму Васильевичу Путятину, который на корвете «Америка» под командованием капитан-лейтенанта Николая Матвеевича Чихачева в 1857 году посетил эти заливы и назвал их в честь Святых Владимира и Ольги. Вскоре после этого здесь был построен пост и появилось постоянное поселение. Место было благодатное, в тайге рос женьшень, виноград, лимонник, тис. Здесь водились изюбры, тигры, медведи, кабаны. Коренное население - удегейцы. После открытия поста в окрестных лесах стали селиться переселенцы из центральных областей России, среди них были староверы, которые за многовековое гонение не раз меняли свою среду обитания и уходили все дальше и дальше от преследования, сохраняя в чистоте старую православную веру.


     После Цусимского сражения в этом заливе потерпел крушение бронепалубный крейсер «Изумруд». Он принимал в нем активное участие в мае 1905 года и был по тому времени современный корабль, имея скорость 24 узла. Огромное количество боевых кораблей сошлись в артиллерийском противостоянии. По - разному сложились судьбы кораблей – участников этого сражения – одни были потоплены, другие сдавались в плен, третьи прорывались в свои или чужие нейтральные порты.
Крейсер «Изумруд» был одним из немногих кораблей, которому удалось вырваться из кровопролитного сражения и уйти к Владивостоку. Командиром корабля был капитан 2 ранга Василий Николаевич Ферзен. Опытный моряк, он на протяжении всего боя блестяще вел корабль и выполнял возложенные на «Изумруд» задачи.
Когда поверженный броненосец "Александр Третий" перевернулся вверх килем, «Изумруд» поспешил ему на помощь. Под шквалом огня экипаж крейсера продолжал спасать находившихся в воде своих товарищей. Стойкость экипажа "Изумруд", спасавшего гибнущих людей под яростным огнем неприятеля достойна наивысшей похвалы.
     На следующий день после первых залпов Японских кораблей флагман Небогатов поднял сигнал о сдаче. Единственный корабль, отказавшийся выполнять этот приказ – был крейсер "Изумруд". Развив предельный ход он вырвался из окружения. Командир корабля опасаясь погони и минных заграждений перед Владивостоком принял решение идти в залив Святой Ольги. 17 мая крейсер на скорости 15 узлов налетел на подводные скалы в заливе Ольги и получил серьезные повреждения. Боясь подхода японских кораблей и возможного захвата заставили командира принять непростое решение – взорвать и затопить крейсер. После затопления команда крейсера пешим строем ушла в г. Владивосток, в то время главную базу Тихоокеанского флота.
Во время Великой Отечественной войны военно-морской флот успешно противодействовал квантунской армии и пресекал нарушения государственной границы, а также по ленд-лизу осуществлял перевозку военных грузов из Америки. Многие моряки- тихоокеанцы сражались на западном фронте, а когда пришло время, совместно с сухопутными советскими войсками проводили успешные морские операции против Японии. Все это мы узнали при посещении исторического музея.


     Подходила к концу запланированная стоянка корабля, осталось только принять на борт дизельное топливо. На берег был протянут топливный шланг и началась его перекачка. С моря начал дуть сильный ветер, волны раскачивали корпус корабля.  Боцман Ватагин с тревогой посматривал на усиливающееся волнение.  Залив был довольно широкий и волна, накатывающая на причал, имела внушительные размеры, увеличивающиеся с каждой минутой. Внезапно налетел шквал и волны стали заливать пирс, сметая все на своем пути. Корму корабля нещадно било о бетонную стенку, а чтобы снять швартовы с кнехтов - не могло быть и речи. Ситуация стала критической, возникла угроза порыва шланга и пролива горючего в воду.  По кораблю прозвучала боевая тревога - по мегафону командир корабля отдал приказ на берег прекратить заправку, а боцманской команде "рубить швартовы", что и было выполнено. Корабль на малом ходу стал медленно отходить от причала и на середине залива стал на якорь. На море разразился сильнейший шторм и после двух суток, когда он ослабел, мы покинули гостеприимную бухту Ольга. Впереди нас ждало участие в общефлотских учениях по отработке задач и взаимодействию с другими кораблями.

 
     Очень интересная встреча произошла у меня во время этих учений. На корабль был направлен инспектор - офицер штаба флота. Он посещал боевые посты, беседовал с моряками, смотрел за выполнением ими навыков по работе с военной техникой. Были вопросы и на личные темы – откуда призывался и т. д. Я сказал ему о своем брате, который служил на миноносце «Резвый» в годы войны. Он очень заинтересовался этим и сказал, что тоже служил на этом миноносце в это же время. "А какая же фамилия твоего брата? – спросил он - я сказал. Так это же мой друг Александр! Мы много лет служили вместе, а когда он демобилизовался, я поступил в высшее военное училище имени Макарова во Владивостоке. Передай ему от меня большой привет".
 Прошло много лет с той памятной встречи, и я уже не помню фамилию этого офицера, но этот случай остался навсегда в моей памяти. 
     После длительного плавания наш корабль, оставив слева маяк "Скрыплев", подошел к родной базе на острове Русский. Ему предстоял текущий ремонт и отдых личного состава.   Остров Русский  1958 год.


Рецензии