Искушение самодостаточности

(Еще кусочек из конспекта, который веду параллельно с личным утренним чтением Библии. Это не статьи, на перевод этих заметок в серьезный формат отдельного слота времени у меня не предусмотрено. Сейчас я читаю книгу Иеремии).


Первое видение говорит о неотвратимости суда, предвещаемого Словом Божьим, второе – о географической локации, из которой суд придет на южное царство.


1:11-12: И было слово Господне ко мне: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: вижу жезл миндального дерева. Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось.

Миндальное дерево упоминается, думаю, по двум причинам. Во-первых, оно цветет в Израиле в январе (а плоды приносит в марте) и служит первым признаком неотвратимого приближения весны. Так же неотвратимо приблизится Божий суд, и с него начнутся положительные изменения, в Израиль придет весна пробуждения (кстати, когда она пришла?). Во-вторых, «миндальное дерево» на иврите saqed, а употребленное дальше «бодрствовать» – soqed. Это созвучные слова, Господь использует игру слов. Анафоф и сегодня является центром выращивания миндальных деревьев.

Бог бодрствует над Словом Своим – над каким именно: над тем, которое скажет Иеремии дальше, или над тем, которое говорил прежним пророкам? Раз это видение стоит первым, то оно относится, скорее, к пророчествам прежних пророков. Тогда важно отметить, что с самого начала Бог показывает Иеремии, что он стоит в ряду других пророков, его служение не вырывается из ряда служений других пророков, говоривших прежде него. Преемственность.


1:13-16: И было слово Господне ко мне в другой раз: что видишь ты? Я сказал: вижу поддуваемый ветром кипящий котел, и лицо его со стороны севера. И сказал мне Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли. Ибо вот, Я призову все племена царств северных, говорит Господь, и придут они, и поставят каждый престол свой при входе в ворота Иерусалима, и вокруг всех стен его, и во всех городах Иудейских. И произнесу над ними суды Мои за все беззакония их, за то, что они оставили Меня, и воскуряли фимиам чужеземным богам и поклонялись делам рук своих.

Когда Иеремия начинал свое служение, доминирующими странами на Ближнем Востоке были Египет и Ассирия, не Вавилон. Но Господь предлагает ему обратить внимание именно на Вавилон (хотя Вавилон находился к востоку от Израиля, евреи говорили, что он находится к северу от них, т.к. к востоку от них находилась Аравийская пустыня, возможно, имеется в виду не расположение Вавилона, а маршрут, которым вавилоняне пришли в Израиль, им сложно было пересечь пустыню, поэтому они пришли в Израиль с севера, через Ривлу в земле Емаф (Иер.39:5; 52:9) – объяснение этого момента взял у Брауна, Фоссе и Джеймисона, об этом пишет и Хюи, а также другие толкователи). Политические перестановки, происходящие в мире, находятся под контролем Бога.

Иеремия был призван на служение приблизительно в 627 г до Р.Х., а это как раз год смерти Ашшурбанипала, последнего великого царя Ассирии (на картинке показан рельеф с изображением его охоты на львов, кстати, этот царь собрал в Ниневии древнейшую из всех известных библиотек, о ней есть интересная статья в Википедии). Современники Иеремии могли смеяться над ним: какая опасность с севера будет им грозить после смерти самого грозного соперника?

Кстати, ситуация похожа на положение дел в Израиле после смерти Иисуса Христа (у меня есть заметка по Дн.2 на проза.ру). Бог дал короткое время для одного поколения, оно не обращается, и на него приходит Божий суд в лице язычников, разрушающих Иерусалим и храм. Книга Иеремии начинается аналогично: с самого начала содержится предупреждение о приближении Божьего суда, даже показано направление, с которого суд придет. Это придает служению Иеремии оттенок срочности.

16-й стих говорит, что Бог будет судить Свой народ за идолопоклонничество. Брюггеман объясняет это так, прекрасно перекидывая мостик к современности: повторяющееся искушение любого человека или круга людей, в руках которых концентрируется власть – посчитать себя самодостаточным и имеющим право на самостоятельную организацию своей жизни независимо от требований Яхве (свободный пересказ его мысли).

Думаю, полезно применить эту идею вообще к любой концентрации власти. Скажем, у меня как у главы семьи есть определенная власть над своей семьей. Все, это означает, что и я буду постоянно подвержен этому «повторяющемуся искушению самодостаточности и независимости от Яхве», т.е. мне надо сознательно уделять внимание тому, чтобы практиковать зависимость от Бога в семейной жизни и решении текущих вопросов, чтобы моя жена, мои дети и другие родственники видели, что Бог для меня все еще Бог.

Бог использует в короткой речи: а) вопросы, б) иллюстрации и игру слов, в) конкретные указания. Проповедникам и учителям стоит учиться мастерству яркой и запоминающейся речи у Самого Господа.

29.06.2020


Рецензии