Неугомонная. Борьба за качество

Уже начали убирать салат, редис, лук на перо. Тары не хватает, работы в тарном цеху никак не налаживаются, то пилорама стоит, то пильщики пьяные. Автомашин для перевозки готовой продукции задерживают, товарный вид продукции портится, с овощной базы в Воронеже начали поступать жалобы на срывы  сроков поставки и качества продукции. Хорошо что дожди постоянно выпадают и поливов посаженной рассады не требуется.
   Как меня достали эти бесполезные утренние планерки у директора в 5 часов утра. Встаем с петухами, не отдохнувшие, толком не по завтракав, бежим на планерки. И зачем мне выслушивать зоотехника, ветврача, агронома? Зачем я трачу время на обсуждение вопросов  искусственного осеменении телок и коров, зачем мне надо знать, почему во время не накормили свиней, коров, почему не могут посеять мальву вместе с кукурузой? У меня своих проблемных вопросов не меньше, но я предпочитаю их решать тет на тет с нужным специалистом. Это быстрее и надежней, чем проталкивать все вопросы через директора. Я старалась как можно меньше обращаться к директору за помощью.
   Как- то сижу на очередной планерке, слушаю или дремлю, особенно убаюкивали выступления ветврача. И какой чорт меня дернул за язык, когда я в заключении планерки при всех сказала
              - Ну, что мы каждый день сидим больше часа и протираем штаны? Сколько за это время можно было бы каждому решить своих вопросов? -
   Директор встрепенулся и с издевкой спрашивает
            - Зинаида Сергеевна! Вы сколько лет работаете в сельском хозяйстве? -
             - Вы прекрасно знаете сколько я работаю. И какое это имеет отношение
             к моему  вопросу? -
             - Прямое. Мне надо знать положение дел по всем подразделениям. А распоряжения и приказы надо выполнять, а не обсуждать -
           - Разве у нас в совхозе военное положение? Мы же не в армии -
           - Если вопрос стоит именно так, то считайте, что совхоз сейчас на военном положении. Идет перестройка всех подразделений, мы же все заново осваиваем и не продуманные ошибки приведут в дальнейшем к большим убыткам. Прошу всех больше не касаться подобных вопросов и во время являться на планерку -
   Все вышли из кабинета. Смотрю гл. специалисты на меня косятся, но ничего не сказали, но я знаю о том, что про  себя каждый из них подумал: « а Зинаида права. Только у  нас ни у кого не хватило смелости так высказать». Лешка не сдержался
           - Ну, ты и даешь! Он же злопамятный и будет тебе напоминать не раз об этом инциденте. Но слово не воробей, вылетело — не поймаешь -
   Нет, мстить директор мне не стал и даже ни разу не напомнил, все списал на молодость. Я же трудилась с полной отдачей всех своих сил и способностей. И он это прекрасно видел, может поэтому простил мою глупость, не знаю.
   Старый яблоневый сад после обрезки  расцвел крупными цветками. Вот что значит омолаживающая обрезка. Ходила по саду, вдыхала неповторимый аромат тонких духов, радовалась жужжанию пчел. Нежно обнимала ветви, целовала цветы и любовалась плодами своих усилий в саду. Я обожаю эти бело-розовые венчальные платья из яблонь. Да, у меня не было венчального платья, хорошо что сумели к моменту похода в Загс сшить новое платье. Но я не жалею, у меня есть любящий муж, а это самое главное в жизни любой женщины.
   На деревьях с летней обрезкой верхние части однолетних приростов подмерзли зимой на одну треть их длины. Но это не страшно. Все равно часть из них при обрезке придется вырезать, иначе будет сильное загущенные в центре кроны. Но вот что интересно. Часть боковых почек на приростах заложили цветковые почки в год обрезки по скороплодным сортам, такими как Белый налив и Боровинка. Интересный этот способ летней обрезки. Надо внимательней изучить его и пронаблюдать в экстремальные годы в зимний период.
    Сад расположен в прекрасном месте. С одной стороны огороды сельчан, с другой — обрывистый берег реки, а за рекой обширные луга нетронутых трав. Все лето из-за реки исходят запахи цветущего луга, свежескошенной травы и ароматного сена. В середине сада проходит дорога и упирается в берег. По обе стороны от дороги под яблонями мы построили лавочки со спинками. Как приятно посидеть после трудового дня, посмотреть красивый закат, послушать нескончаемые песни птиц, а во время цветения целый хор соловушек. На селе и окружающей местности нет ни деревьев, ни кустарников, поэтому все птицы селились в нашем саду.
   Созревает зеленый горошек, а убирать нечем, зерновой комбайн будет мять и крошить горошек. Инженер поехал в другое хозяйство, чтобы посмотреть как переоборудовать молотильную камеру. Наконец началась уборка. Урожай горошка выдался славный, на каждом стебле было по 5-8 стручков. Зайдешь на плантацию и удивляешься, сплошной полог стеблей высотой 60-70 см. Прямо с  поля машины с горошком отправлялись на консервный завод, С 70 га сдали 215 тонн горошка, в два раза больше запланированного.
   А дальше, дальше пошли одни проблемы. Большая часть транспорта переключилась на уборку зерновых, а у меня начались сборы сразу трех овощных культур и ранних сортов яблок. Что делать? Мне никто из руководства совхоза не помогли. Поехали в районную автоколонну и уговорила директора выделить нам пять машин на десять дней. Но это не решало всех проблем. Для доставки продукции в город машина делала только один рейс. На паромной переправе через Дон  ждать в очереди приходилось больше часа в один конец. Все консервные заводы и базы располагались на другом конце города  и езда через город отнимала еще не меньше часа. Надо искать другой вариант доставки продукции. Попробую договориться с нач. станции Латная, с директорами заводов и плодоовощных баз о доставке продукции  в вагонах. От нашей железнодорожной станции до заводов можно было за час перегнать вагоны, а у них у всех были подъездные пути. Начала с нач. нашей станции. С разрешения директора совхоза с собой взяла тушку кабанчика на 80 кг,  по пять ящиков яблок, капусты и огурцов. Вадим Андреевич (нач. станции) для приличия «ломался», но после того, когда я пообещала снабжать его команду свежими овощами и плодами, дал согласие обеспечивать вагонами и быстро доставлять до потребителей. Директора баз приветствовали этот способ и обещали как можно скорее разгружать вагоны и возвращать тару. Теперь собранные овощи и фрукты не залеживались  на плантации и в саду. За день отгружали по два вагона, а утром вагоны с тарой возвращались. Эта система без перебоев работала весь сезон. Но когда заводы выбирали всю запланированную по договорам продукцию,  сверх плана принимала с большими перебоями, а потом и совсем отказались. В то время все работали строго по планам, и за нарушение наказывали даже при перевыполнении планов. Я слезами обливалась когда видела желтеющие огурцы, лопающиеся и загнивающие на плантации томаты. А вот с перцами и яблоками не было проблем. Базы брали в неограниченном объеме. Отгрузили в воинскую часть три вагона яблок в г. Балтийск Калининградской области. Три вагона перцев в подмосковный консервный завод.
   Теперь на сборы овощной продукции каждый день выходили до 200 рабочих. Мы все были были удивлены тем, что в Воронежской области можно выращивать бахчевые культуры. Арбузы раннего срока созревания Огонек достигали веса в четыре, пять кг. Дыни Скороспелка, круглые как шары, нередко, тоже весили по четыре кг. Но главное - сладкие, ароматные и нисколько не уступали привозным дыням с юга. На бахчевые культуры мы не заключали договора на поставку в город, но базы не отказались и брали наши местные дыни и арбузы. Все рабочие в столовых совхоза восхищались нашей бахчой.
  Все же моей любимой отраслью было и остается плодоводство. Я с каким - то трепетом, воодушевлением, в приподнятом настроении  входила в сад. Это чувство меня охватывало каждый раз при посещении сада, я могла часами любоваться этими красивыми яблоками, деревьями с пониклыми ветвями, увешанных крупными, окрашенными плодами. А аромат, этот не неповторимый запах Антоновки бередил душу. Старая Антоновка по особому пахнет. А какие были плоды по качеству! По любому сорту можно было везти их на выставку. Яблоко Штрефлинга весило до 400 гр, Антоновки тоже в этих пределах. Порадовал нас садик.  Мы наконец определили зимний сорт яблок. Это был Варгуль Воронежский. Обязательно размножим этот сорт в своем питомнике, плоды очень красивые и крупные.
     Сеянцы Китайки получились отличные, почти на 90 процентов стандартные. Год был удачный и мы их весной три раза поливали. Плодами яблок мы обеспечили все базы и консервные заводы с перевыполнением планов. В общей сложности было реализовано почти 100 тонн. Да еще себе заложили на хранение порядка 10 тонн.
   В молодом саду все саженцы прижились и дали хорошие приросты, их также три раза поливали и мульчировали после каждого полива. Осенью штамбики обвяжем лапником для защиты от мышек и зайцев. Хороший получился садик. А сколько было с ним трудностей, сколько мы с Лешкой ему отдали своего личного, порой ночного  времени. Сколько раз я ссорилась с бригадиром полеводческой бригады из-за того, что она снимала выделенный трактор со срочной работы  в саду. А как приятно видеть плоды своего труда, чувствовать что ты все сможешь, что ты способна это сделать, что не зря нас учили в институте. Мы все виды работ выполняли своим руками по всем подразделениям плодоводства. Отличные были у нас учителя.
   Хочу остановиться на взаимоотношение между рабочими  и специалистами. Какие - то странные были они. Они нас воспринимали как помещиков на земле, а рабочие отрабатывали барщину. Все работы делали кое - как, скорей бы выполнить норму выработки, качество выполненной работы их никогда не волновало, считали что это забота бригадира. На прополочных работах по овощным культурам без зазрения совести срубали культурные растения, посаженные ими. На своем огороде около хаты они работали совсем по другому. Я как - то после работы прошла по плантации капусты и посчитала  сколько на каждом ряду срезали будущих кочанов. И поразилась, почти восемь процентов от высаженной рассады. А при трех про полках исчезнет четвертая  часть урожая? А помощник бригадира, штатный работник, принял работу и выписал наряд для начисления зарплаты. Надо в корне менять контроль за выполненные работы. За брак в работе надо наказывать рублем, другого пути нет, Сознание у рабочих не скоро дорастет до уровня  своей ответственности за качество работ. Но какую систему ввести, как сделать точный контроль за качеством работы? Не может пом. бригадира ходить по всем рядам и считать растения за каждым рабочим. Да ему и полночи не хватит времени, т. к. нередко на поле выходят до ста рабочих. Посоветовалась с Алешкой и решили попробовать ввести бальную оценку качества работ. Если сделал работу с высоким качеством, то начисляются 10 баллов, если допустил брак, то баллов меньше. Если за рабочий месяц набрал максимальное количество баллов, то зарплату получишь полностью , если баллов меньше, то и зарплата уменьшается. Кроме этого, баллы будут учитываться и по премии по итогам года. Но вот вопрос, кто будет оценивать  работу в баллах? Опять же пом. бригадиры. И как они будут оценивать? Выборочно или в процессе работы? Выходит вся эта система будет лежать на совести пом.бригадира? И не прибьют ли ее рабочие где-нибудь в темном месте по итогам месяца? Одни вопросы! Но я сделала и написала как дополнение по нормативам работ. С Лешкой пошли к Владимиру Ивановичу за советом. Он прочитал мою «писанину» и задумался
                - Зинаида Сергеевна! А вы с профкомом согласовали свои предложения? В коллективном договоре об этом даже и не упоминается. Это очень серьезный вопрос -
                - Я отлично понимаю всю ответственность. Но до каких же пор мы будем не замечать почти узаконенное бракоделие? Сколько денег мы выбрасываем на ветер, мы и от этого постоянно ощущаем недостаток рабочих. Когда то надо менять систему оплаты труда и эти дополнения в компетенции руководства совхоза, а не министерства с/х. Я у вас спрашиваю ваше мнение, а потом буду согласовывать с профкомом и директором -
   Опять долго думал, стоит переминается, чувствуется не хочет на себя брать никакой ответственности
               - Я пока вам ничего не могу сказать и свое мнение выскажу на совещании у директора -
   Кажется, я опережаю время. Посмотрим что скажет Виктор Васильевич. Справку я переписала и вручила председателю профкома и директору. Сама к нему не пошла, пусть ознакомиться внимательней. К этой справке я приложила и предполагаемые убытки, которые мы стараемся не замечать.
   Только через две недели Виктор Васильевич собрал всех главных специалистов, включая и с животноводства. Видимо, мне будет хорошая взбучка. Вот дура, сама напросилась. Но когда же мы научимся правильно работать, когда переставим «халтурить», работать кое-как, только бы скорее выполнить норму выработки? Ничего, я уже привыкаю к тому, что свои предложения приходиться «пробивать» в жизнь с большим трудом. Выдержим и сейчас
            - Я пригласил все руководство совхоза, всех специалистов потому, что вопрос касается каждого, независимо в каком отделе работаете. Признаюсь, когда получил докладную записку  в виде предложений от Зинаиды Сергеевны, то в первый момент хотел отложить до лучшего времени или выбросить в корзину. У нас столько нерешенных проблемных вопросов по всем подразделениям, а тут еще один не простой вопрос. Дал секретарю для размножения предложения, чтобы все предварительно ознакомились с ними. Из вас, Зинаида Сергеевна, сыплются предложения, как из «рога изобилия». Но это и хорошо, а вот о возможности внедрения в производство я хотел бы услышать от всех присутствующих -
  И началось. Я не буду пересказывать все выступления, но такие выражения и слова в мой адрес, как «вы взбудоражите всех рабочих, вы своими нововведениями поднимите бунт среди них, они перестанут выходить на работу и объявят забастовку, только что вылетела из гнезда института и учит нас, а мы уже работаем в с/х почти два десятилетия». Короче говоря, ни один из присутствующих не высказался положительно о моих предложениях. Я предполагала такой поворот событий, никто не хочет затрагивать самый больной вопрос заработной платы рабочих. А предложения не предусматривают увеличения фонда  зарплаты. Так чего же бояться? Просто по старому спокойней жить и не вмешиваться в это кляузное дело. Все проще некуда. Я то ждала предложений как про стимулировать рабочих, которые не бракодельничают и выполняют нормы выработки, которые честно относится к своим обязанностям на работе. А из денег, с сэкономленных на штрафных санкциях, можно было бы симулировать рабочих, которые набирают максимальное количество баллов. Но об этом никто даже и не подумал.
                - Несмотря на то, что большинство специалистов были против внедрения стимулирования труда рабочих, я своим решением в порядке эксперимента, под вашу ответственность Зинаида Сергеевна разрешаю  вам опробовать в бригаде только на один месяц. В случае если будут массовые недовольства или коллективные жалобы, то возвращайтесь на старую систему - сказал в заключении Виктор Васильевич.
 На душе неспокойно, что если рабочие не поймут меня. Беспокоил вопрос о том, что как то надо про стимулировать тех рабочих, которые набирают максимальное количество баллов. В противном случае не к чему стремиться по улучшению качества работы. На второй день пошла к директору, принял несмотря на большую занятость
               - Виктор Васильевич! Раз вы мне доверили провести эксперимент, то у меня есть просьба дополнить одним пунктом мои разработки. Надо сделать так, чтобы женщин, которые набирают наибольшее количество баллов, про стимулировать им зарплату на 10 процентов за хорошее качество работы. И еще. Я надеюсь, что наш эксперимент будет оформлен приказом по совхозу, а то с гл. бухгалтером у меня будут большие проблемы -
              - Вы подготовите проект приказа, а я подпишу -
  Первым делом надо уговорить моих помощников. Они уже многое знали о нашем совещании у директора. Людская почта в совхозе работала быстрее государственной. Антонина Федоровна сразу согласилась и даже приветствовала мои наработки, т. к. ей будет легче управлять коллективом рабочих. Василий Кузьмич начал: «не знаю, зачем мне наживать врагов, мне не все понятно  в ваших предложениях» и еще целый список его не удовольствий
             - Вот что Василий Кузьмич! Мне некогда тебя долго уговаривать. Не нравится работать со мной, тогда иди в строительный цех, или сторожем. Я найду себе нового помощника, который будет понимать меня с полслова -
    Нет, не ушел, но запомнил наш разговор. 
  С рабочими был долгий, со всеми подробностями разговор. Приводила массу примеров их огрехов в  работе, не называя имен, рассказала к каким последствиям все это приводит. Почти час длился у нас разговор, а в ответ молчание
              - Вам же будет выгодно получить добавку» к зарплате. А кто привык махать мотыгой влево, вправо, да еще при этом «чесать» язык с товаркой, не обессудьте, могут и уменьшить зарплату, но не более чем на пятую часть -
    Только одна Анфиса, смелая женщина и острая на язык, спросила
            - Зинаида Сергеевна! А что если Тонька начнет нам по злобе выдумывать эти баллы? -
            - Обращайтесь сразу ко мне, я проверю в каждом случае и тогда буду наказывать Антонину Федоровну — и опять все молчат, головы опустили и на меня не сморят.
           - Тогда проголосуем, кто за то, чтобы ввести дополнения по бальной оценки качества работы, поднимите руку - я думала заручиться какой-то поддержкой от рабочих.
   Анфиса вышла вперед
            -Зинаида Сергеевна! Не делайте этого, не надо голосовать, иначе мы все потом переругаемся и долго будем врагами. Если надо так сделать, то внедряйте, а потом мы посмотрим — с этим мы и разошлись по рабочим местам.
  Теперь каждый день в конце рабочего дня мои помощники не только помечали  объем выполненный работы, но и проставляли баллы. Большинство рабочих с интересом выслушивали результаты дня, а некоторые не интересовались, не верили, что все это будет отражаться на зарплате. Пока не роптали, не скандалили, но недовольство чувствовалось. Но вот что интересно. Качество работ резко улучшилось. Теперь они не гнались как можно скорее выполнить норму, а потом полежать, отдохнуть. Это меня радовало,  а вот их замкнутость - настораживала. И все же они мне отомстили, по своему, по деревенски, грубо и наивно. Но об этом я расскажу позже.


Рецензии