Моя любимая банька

   Моя любимая банька
  В моем далеком детстве со словом "баня" у меня связаны были не совсем приятные воспоминания. Раз в неделю отец водил нас с братом (он был на два года младше меня) в  баню провинциального города с жестким материнским наказом – мыть мальчишек тщательно и водой погорячее. Да и правильно. Летом у нас руки-ноги были в цыпках, а зимой колом промерзшая после прогулок одежда не добавляла телу свежести.

     Перед посещением моечного отделения нас, если это было необходимо, стригли в парикмахерской. Если повезет и очередь небольшая процесс занимает немного времени. Парикмахер ручной машинкой скоренько болванил наши головы, оставляя впереди небольшие чубчики.

    И вот мы в предбаннике с деревянными скамейками и  рядами узких дощатых шкафчиков. Заведовал этим хозяйством тощий сутулый мужик в белом застиранном халате и прилипшим к нижней губе папиросным окурком. Его кликали и дядя Гриша и попросту Банщик! Он отмыкал  запоры шкафчиков,сделанные из деревянной пружинистой планки с щеколдой крючком из толстой проволоки. А развесив там одежду,  посетители закрывали их сами, прижав засов пальцем.

    В обширном моечном отделении стояли массивные скамьи из бетона с вкраплениями светлых камешков гладкие и ровно обработаные. В углу на отдельной скамье был штабель тяжелых шаек из оцинкованного железа. Рядом  две трубы отдельно с горячей и холодной водой и латунными кранами на концах. Ручки кранов были деревянные.
     Нас на раздачу воды отец не допускал – боялся, что обваримся. А мы канючили – похолоднее, похолоднее! ; Но нет! Вода, которой отец нас намывал,  всегда была горячей.

     А где-то в углу было еще две дверцы. За одной в облаках пара можно было рассмотреть мужиков с вениками, сидящих на высоких ступенях. Поддавали жару там просто – открывали кран паропровода.
     А другая дверка выводила в небольшой внутренний дворик с высоким и плотным забором, вдоль которого голые мужики сидели на корточках и охлаждались на вольном воздухе после парной.
     Время – пятидесятые годы и почти все мужчины  недавние фронтовики. У большинства на телах были военные отметины. И у моего отца на спине от левой лопатки до поясницы был неровный шрам с поперечными следами шовных ниток. Это после последнего ранения и операции в московском госпитале в апреле 45-го.

      И вот после помывки выходим в вестибюль. Здесь нас усаживали на деревянный диван, а отец быстро бежал в парикмахерскую. Тогда было такое правило – вышедших после помывки брили без очереди. Никакого намыливания было не надо. Мягкая щетина после бани  легко смахивалась в несколько проводок опасной бритвой.
      Потом очередь в буфет. Где отец брал себе кружку пива, а нам по вожделенному стакану вкуснейшего лимонада.

     Позднее наша семья заселилась в квартиру в кирпичном доме и ванна стала надолго местом и способом моей помывки. Ну, еще душевые в тех организациях, где я позднее учился и работал.

     Было мне уже под 30 лет. И как-то зимой 1978 года я приехал в командировку в город Орск Оренбургской области.  И там хорошие ребята из принимающей организации пригласили меня в сауну в местный спорткомплекс. Не отказался и нисколько потом не пожалел. Чистые и сухие помещения предбанника, моечной и парилки. Стопка фанерных подкладочек-сидушек для сауны. "" Ступени в парилке быди горячие.
. Но сухой пар от большой каменки. Удивительный березовый дух и в отдельном примыкающем помещении небольшой бассейн с прохладной водичкой. Меня это попросту сразило. А последующее дружеское застолье в предбаннике с пивком и водочкой добило окончательно! И вот так я стал любителем бани, хотя еще не научился париться правильно и от души!

      Надо отметить, что работал я в то время на химическом предприятии, где технологические схемыэксплувалиь, как внутри помещения, так и на прицеховых внешних этажерках. Аппаратчики в процессе работы в холодное время разгоряченные выскакивали на внешние площадки для ведения процесса и нередко получали простудные заболевания.

      А потому заводское руководство рекомендовало в каждом технологическом цехе при раздевалках персонала около душевых, оборудовать оздоровительные бани-сауны. В отдельном помещении. Там монтировался объемный куб,   куда  заводился змеевик с технологическим паром давлением в 20 атмосфер. К слову температура его достигала 200 градусов! Емкость с паровым змеевиком была заполнена булыжниками средних размеров на которые плескалась вода для поддачи сухого пара. Стены помещения оббиты лиственной вагонкой, а вокруг разновысокие ступени, где размещалась вся смена из 15-20 человек. Единственный запрет – никаких веников! 2Листья на каменке бывало возгорались и приводили к неприятным пожарным ситуациям.

      И потом я никогда не отказывался от приглашений в различные сауны-бани. Вскоре перешел на работу в коммерческую службу предприятия с многочисленными командировками по всей стране. И если была возможность, обязательно посещал и внимательно осматривал баньки с их разными приспособлениями и секретами. Я их запоминал и мечтал, что когда-нибудь применю это в своей будущей баньке.

      Как-то раз даже в поездке за клюквой в заволжскую глухомань ночевали мы в доме у лесных марийцев. И жилище нашего хозяина было очень похоже на сибирские заимки. Удивлял особо  лабаз во дворе для хранения продуктов на толстых и высоких столбах ошкуренных и оббитых п э плёнкой, что бы мыши не забрались.. И банька  с широким свесом крыши с одной стороны, а под свесом  скамья-лежанка для отдыха. И не удержусь, что бы не рассказать о  чистейшем замуравленном дворике. И скотина, и птица выходили и заходили  из  стаек в отдельные калитки. А по чистому дворику-лужайке можно было ходить в домашней обуви (или босиком) не боясь испачкаться.

      Но вот и сбылась моя мечта! В самом начале 90-х и я заимел свой участок земли (позьму по-местному) в прибрежной волжской деревне под сад-огород и для строительства дома.
      Уже в первый год при разбивке площадки под основное строение я в присмотренном  месте забил колышки и отметил периметр бечевками. Здесь будет моя банька!

     Но в первые годы было не до нее. Сначала фундамент, подвал, кладка стен, крыша главного дома. И только через три года после тех первых колышек я новый сезон полностью посвятил бане. Надо сказать, что деловой лес у меня в запасе был и деревенский плотник за стол, выпивку и умеренную плату потихоньку и не торопясь сделал мне сруб 2,5 х 3,5 метра. За осень зиму он отстоялся, а по весне я по нужным размерам сделал фундамент из бетонных столбиков положенных лежа по всему периметру. И вот у меня отпуск. В соседней деревне наняты плотники и вскоре банный сруб ПОД МОХ (!) встал на нужное место.

     С заготовкой мха была своя история. Один деревенский мужичок показал мне - на окраине поселка Кокшайск, что на другом берегу Волги домишко около заросшего кустами болота. Его хозяйка занималась заготовкой и реализацией мха. Причем не того мха, что зеленый и серебристый растет на лесных полянах, а болотного мха СФАГНУМ, что совершенно не гниет в пазах деревянных срубов.Это сфагнум. Э
 Шустрая и  поддатая бабенка уже в приличных годах повела меня в болото по хлипким дощатым трапам. Вдоль них на кустиках для просушки были развешаны пряди мха. Она собирала просохшие и увязывала их в тючки. Я когда шел за ней по хлипким доскам оступился и бормотнул – е… болото!
   Хозяйка обернулась и веско сказала – Это е…. болото меня кормит!

   Кстати, меня сразу предупредили – денег она не возьмет. Расчет только водкой. Я  и привез нужное количество бутылок в рюкзаке. Когда она выложила передо мной калитко оговоренное количество тючков мха  я произвел обмен. Во время его из избенки вышла опухшая на лицо и с фингалом под глазом молодуха с малым ребятенком на руках и с интересом стала наблюдать за нашим расчетом. Все понятно –  при одном болоте кормятся три поколения!

    "А у меня плотники быстро поставили сруб, наладили крышу, сделали предбанник из досок и  засыпкой стен керамзитом. Подшили в моечном отделении потолок и накидали толстый, струганный пиловочник на пол. Кстати в моечном на внутренней стороне  обшивки, набили полосы достаточно толстой алюминиевой фольги. Увесистый рулон ее я вывез как-то с одного из уральских заводов после очередной командировки.
   А потолок в предбаннике подшивать не стал. По скатам крыши по её стропилам пошла до конька обшивка из шпунтованных досок. Это  придало дополнительный объем и простор предбаннику. А на самой высоте, на  проволоке потом развешивались попарно. Связанные духмяные березовые веники.

    Плотники получили расчет и убыли, а я самостоятельно продолжил достройку бани. В то время я работал уже в частной фирме, а водителем у меня был рукастый и соображающий сотрудник, который  помогал мне. Он обшил баньку изнутри осиновой вагонкой. Причем, поначалу промазал швы меж бревен глиной, затем набил поверх их ту же фольгу для отражения тепла. А вагонку  пришивал гвоздями в торец наискось, предварительно скусывая шляпки гвоздей , что бы не было выхода их следов наружу и потеков ржавчины на досках, если прибиваешь их как обычно.

    Сам я вынес наружу половые доски  и засыпал поддон моечного отделения сырым песком. Потом снивелировал покатый к середине спуск и уплотнил его трамбовкой. Затем набил киянкой плотно слив по всей площади осколками красного кирпича и обмазал его в несколько слоев цементным раствором.
     В середине слива забетонировал  трап- отверстие и с него вывел за забор на глубине чуть поболее полметра нержавеющую трубу по  склону в колодец-отстойник. Его я сделал из автомобильных шин, что привез использованные с городских точек шиномонтажа. Колодец закрыл плотной крышкой и засыпал грунтом. А значит зимой не потянет в баню холодным воздухом.

  Теперь потолок. Его я поверху застелил внахлест плотным электрокартоном – пришпаном. Торцевые концы подсунул под продольные балки. А щели примыкания промазал глиной намешанной с пухом от растеребленных коричневых свечек камыша-рогоза.
  Потом засыпал потолочное перекрытие землей. Именно землей. Это и защита  горячей печной трубы от возможного возгорания деревянных конструкций,  герметичность потолка и примыканий от утечек горячего воздуха при поддаче пара.

  Потом перешел к монтажу электрооборудования.
Но В предбаннике полный отказ от обычных выключателей. Все очень просто – от розеток и осветительных лампочек идут вилки, которые вставляются в другие розетки с напряжением. Но они монтируются с маленькой хитростью. Вход провода под напряжением не сверху, а снизу. Причем прежде чем войти в прибор силовой провод делает петлю. А это для того чтобы возможный конденсат в предбаннике при стекании по  проводу не попал  внутрь розетки под напряжением. Ну, а в моечном отделении я установил взрывозащищенный герметичный светильник и такой же выключатель перед входом туда. Удалось мне разжиться таким оборудованием на родном Химпроме.

   И вот главное! Печка! Варианты я рассматривал везде и всякие. И пришел, наконец, к нужному варианту. Где-то я подсмотрел банную железную печку с боковыми карманами и встроенной камерой. К тому времени я уже не работал на Химпроме и не мог заказать ее в ремонтно-механическом цехе. Но был у меня был товарищ из числа руководства городской организации Волгонефтехиммонтаж. У них была мощная производственная база. Там я и разместил свой заказ.
 
   Все мне сделали по высшему классу. Стенки печки не варили по углам, а гнули толстый металл с единственным незаметным швом на тыльной стороне. Бак для воды с вваренным дымоходом (такой же гнутый), лежал на печке сверху. По краям небольшой барьер, а на примыкании несгораемый герметичный жгут с графитовой пропиткой. Поверху бака выход с топливника, заслонкой и местом установки вытяжной трубы.
   Карманы шириной 15 см с трех сторон печи до самого верха топочной части заполнены камнем. На берегу Волги  утг ород был гравийный завод, куда прибывали баржи с песком для растворно-бетонных узлов строящейся чебоксарской ГЭС. И при просеивании песка оставалось достаточно большое число крупных фракций гравийных окатышей, что шли в отвал и разбирались населением на каменки в бани.

   Кстати, в большинстве случаев вокруг железных печек в деревянных банях вдоль стен возводились кирпичные противопожарные защитные экраны. А боковые карманы позволяют избежать этого, да еще потом они долго держат тепло.
   А в середине топочного пространства был вварен внутренний карман с наружной дверцей. Там тщательно из небольшого размера окатышей по стенкам выгладывалась заставка с малым пустым пространством посередине. Это было  самое-самое! Когда, казалось, что жАра из боковых карманов недостаточно, то открывалась дверца,  и туда плескался ковшик горячей воды. Взрыв! Вулкан! Пригибаешься до полу!
 
   И вот печка установлена, труба выведена. Примыкание ее к потолку сделано через половинки выпиленного плоского шифера. Замазано глиной и засыпано землей.  В бак налита вода, печка затоплена. А дверь в моечное отделение мне деревенский плотник еще не сделал. Завесил я проем плотным брезентом и позвал Любочку – банька готова! Уже много  лет прошло с того дня, но мы и сейчас вспоминаем то невероятное чувство – У нас СВОЯ БАНЬКА!

   А потом все постепенно усовершенствовалось. И банька моя на долгое время стала моим любимым местом отдыха и восстановления. А на выходе из нее под двумя могучими липами на волжском обдуве стоял стол, где я после баньки отдыхал и любовался изумительными волжскими видами.

   Но вот мои дополнения:
   - Никогда не применяйте в вашей баньке всяко-разные ароматизаторы. Они потом впитаются в стены и дадут стойкий вонючий букет. Желательно что-то одно. У меня был лишь березовый отвар от запаривания свежих веников. И если я его плескал на каменку, то только чистый настой  без грамма пота.
    - После помывки я поднимал пару досок пола,  и окатывал водой  из тазика  поддон  от мыльного слоя. При следующей топке даже часть того отстоя или забытый в бане обмылок принесут вам ненужную и натуральную головную боль.
    С ЛЕГКИМ ПАРОМ, ДРУЗЬЯ!

   На фото: Стол под липами у баньки.


Рецензии
Здравствуй, Володя! Прочитал с огромным удовольствием и в то же время с грустью. Всё знакомо, испытано на себе. Только здесь, в третьем селе (столько раз переезжал), построил свою баньку. Бывал и в городских банях, там тоже своя радость, в саунах с бассейном тоже хорошо, но своя баня - это процесс. Не зря я люблю у Шукшина рассказ "Алёша Бесконвойный" - это лучший русский рассказ о бане, как частичке жизни. Да, пока не забыл - почему шпон осиновый? Она же считается "вредным" деревом, да и гниёт быстро. В том самом спортивном комплексе в Орске сейчас работают мои родные. В последние три года топил баню свою раз пять и то по просьбе сыновей. А сам так и не могу перешагнуть порог - сам ты знаешь и Любочка тоже знает, почему так у меня. Рядом с моей баней бассейн - кузов от "Татры", семь-восемь тонн воды, после парной ныряли с Олей туда, блаженство, рай...Ещё добавлю, что когда поженились, Оля убегала, когда я плескал на каменку, а позже уже претензию предъявляла, что холодно в бане, слабо протопил. Ну вот видишь, как расписался, а всё ты со своей банькой. Спасибо!

Иван Горюнов   02.11.2021 12:02     Заявить о нарушении
Очень рад, что доставил тебе положительные эмоции. А сейчас о баньке настоящей только мечты остались.

Владимир Островитянин   02.11.2021 12:37   Заявить о нарушении
Ну почему же мечты? Вот соберусь с духом да истоплю. Котёл за 25 лет чуток прогорел в одном месте, так что уж совсем как в детстве - по-чёрному почти, с дымком. Вот к Новому году и созрею.

Иван Горюнов   02.11.2021 12:59   Заявить о нарушении
Эх! Есди б, да кабы!

Владимир Островитянин   02.11.2021 14:05   Заявить о нарушении
А вдруг! И внедрюсь в поезд на Орск. Ты как? Меня готов принять?

Владимир Островитянин   17.11.2021 15:51   Заявить о нарушении
Ничего не понимаю - почему в личку твою сообщения не уходят?

Иван Горюнов   17.11.2021 17:39   Заявить о нарушении
Но все мои... только в зимние каникулы. А потому не дергайся!

Владимир Островитянин   17.11.2021 22:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.