Мои встречи с Юрием Никулиным

   МОИ ВСТРЕЧИ С ЮРИЕМ НИКУЛИНЫМ

Март 1984 года. Гастроли московского передвижного цирка «Колос» проходили в Жданове (Мариуполь) Донецкой области. Цирк готовился к открытию нового сезона.
В конце марта директриса Галина Ивановна Панфилова получила телеграмму, в которой сообщалось о том, что в Москве «Союзгосцирк» проводит очередной партийно-хозяйственный актив, и она, и я как секретарь первичной парторганизации, обязаны быть на этом собрании. В Москву мы поехали вместе.
Первую ночь  остановились на квартире у артистки Ароновой. Затем я перешел в цирковую гостиницу «Арена», а Галина Ивановна остановилась у своего друга и коллеги Анатолия Трифоновича Филимонова.
И вот я среди звезд циркового искусства. Галина Ивановна то и дело знакомит меня с той или иной знаменитостью. Ведь она работает в этой системе не один десяток лет. Многие артисты выступали в ее передвижке. Мне, конечно, было очень приятно общаться с мастерами циркового искусства.
…Раздался звонок. Огромный зрительный зал заполнили артисты, руководители «Союзгосцирка» и представители Министерства культуры СССР.
Зашел в зрительный зал и я. С любопытством рассматривал сидящих артистов, ведь многих присутствующих я видел только по телевизору или в кино.
Рядом со мной сидели Игорь Кио, Юрий Куклачев, немного дальше Ирина Бугримова и другие народные и заслуженные артисты с мировыми именами… Но почему-то не было Никулина.

Слух прошел, что он должен выступить на этом совещании, но по неизвестной причине отсутствовал. Уже выступил докладчик – генеральный директор ВО «Союзгосцирк» В. Карижский и пошли выступления артистов. В зале тишина.
И тут открылась дверь, и в зал вошел Юрий Никулин. Все сидящие, как по мановению волшебной палочки, повернулись в его сторону. Он чем-то напоминал шолоховского деда Щукаря. В шапке, полушубке, немного согнувшись, начал проходить в зал. Со многими из артистов здоровался и обнимался или его обнимали. На ходу снимая с себя верхнюю одежду, он приговаривал: «Вы меня извините… я немного приболел… дайте мне выступить и разрешите уйти…»
На трибуне выступал заместитель министра культуры СССР, говорил очень и очень медленно. И тут на трибуне появляется Юрий Владимирович. «…Вы меня извините, товарищ зам. министра… но с такой постановкой работы артистов я не согласен…» И понеслась критическая речь в адрес Минкультуры и «Союзгосцирка».
А потом, высказал свою озабоченность творческим ростом артистов. Когда же им работать над собой, творчески подходить к номеру, если они дают по тридцать представлений в месяц, а в передвижных цирках и того больше. Нет у директоров возможности предоставлять им какие-либо дни для подготовки трюков, номеров индивидуально для каждого артиста.
-Почему-то многие звезды театра играют два-три спектакля в месяц – убеждал Никулин. – А в остальные дни творчески работают, отдыхают. А артисту цирка можно работать и по 30-40 представлений в месяц… Я понимаю, что при этом и заработная плата выше. И все же она очень низкая, а вот о заработной плате униформы и говорить не приходится… просто плачевная…
В своем выступлении Юрий Владимирович остановился на многих наболевших вопросах. Его речь неоднократно поддерживалась бурными аплодисментами зала.
Объявили перерыв на несколько минут. Юрий Никулин начал прощаться и собирался уходить…
Только он подошел к своей «Волге» № 00-13, я решил лично познакомиться и поговорить о своей будущей первой книге, которую готовил к изданию. Правда, к тому времени у меня было всего-навсего 70 страниц машинописного текста. Он внимательно меня выслушал, дал несколько полезных советов и предложений. «Когда, - сказал он, - материал будет готов, приезжайте ко мне, и мы вместе обсудим все вопросы, касающиеся вашей книги о цирке и мастерах циркового искусства».
Мне было приятно, что именно Юрий Никулин, звезда цирка и кино, так внимательно отнесся к сотруднику передвижного цирка «Колос», только что переступившему цирковой порог.
Закончился партийно-хозяйственный актив, и я уехал в Мариуполь. Обо всем, что увидел, услышал, с кем встречался и общался, что посмотрел в Москве, в первый же день моего приезда рассказал сотрудникам цирка.
Наш дальнейший цирковой путь лежал в Днепродзержинск Днепропетровской области.
Как только мы туда приехали, подготовили цирк к началу представлений, я вновь должен был лететь в Москву на партийное собрание, и чтобы на комбинате «Союзгосцирка» заказать специальные ковры для манежа и манежный барабан.
Приехал в цирковую гостиницу «Арена», показываю свое командировочное удостоверение, а мне в ответ: «Мест нет!» Я к главному администратору, ответ: «Мест нет!». Я к директору – его нет. «Будет, - отвечает секретарша, - через час, а может, два»
Немного побродил по Москве. Вновь иду к директору. Оказался на месте.
Представляюсь кто я и зачем приехал в Москву… В процессе нашего знакомства выяснилось, что Иван Федорович Гурняк из города Тореза, ранее работал на шахте «Донецкая», окончил горный институт в Москве и там остался. Даже нашим общим другом оказался Борис Филиппович Кваша, который проживает в Санкт-Петербурге – доктор юридических наук, профессор, академик и наш земляк.
Мы тут же позвонили из кабинета к нему домой, и между нами состоялся душевный разговор. Ночевать в этот день я остался в директорском кабинете. На следующий день Иван Федорович устроил меня по высшему классу. А вечером я уехал на представление в цирк на Цветном бульваре к Юрию Владимировичу Никулину.
Получив на проходной разрешение, направился к нему в кабинет. За столом сидел немного уставший, но улыбающийся человек. Приподнявшись, он пригласил меня присесть.
Мне было интересно о нем все… И в непринужденной обстановке за чашкой чая мы беседовали на любые темы, связанные с цирковым искусством. Он рассказывал о себе, хотя чувствовалось: немного скромничал. А вот о своих людях, о цирке и его мастерах говорил с огромным желанием…
Меня вскоре пригласили в ложу дирекции, где я с большим желанием, первый раз в жизни смотрел цирковое представление у Юрия Никулина в старом цирке на Цветном бульваре.
Мне посчастливилось побывать еще раз на представлении московского цирка на Цветном бульваре. Это было 23 февраля 1985 года. У входа приветливые билетеры поздравляли зрителей с праздником. В фойе звучали песни военных лет. На столиках были разложены программки с поздравлениями. Они были специально отпечатаны к этому дню.
- Подобные шефские представления для воинов Московского гарнизона проходят три раза в год:  7 ноября, 23 февраля и 9 мая, - сообщил народный артист СССР, директор цирка на Цветном бульваре Юрий Владимирович Никулин, от имени артистов поздравляя собравшихся.
Судьба солдатская была хорошо знакома прославленному мастеру манежа. Воевал он в артиллерийской разведке под Ленинградом, в Эстонии. Войну закончил старшим сержантом в Латвии.
В 2006 году Юрию Никулину исполнилось бы 85 лет. Мне очень хочется напомнить основные вехи его пути.
Окончил студию клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре в 1948 году. Ученик знаменитого Карандаша (Румянцева). Более 30 лет выступал клоуном со своими неизменными партнерами М. Шуйдиным и Т. Никулиной. Много снимался в кино в таких фильмах как: «Пес Барбос и необычный кросс», «Старики-разбойники», «Деловые люди», «Кавказская пленница», «Ко мне, Мухтар!», «Бриллиантовая рука» и других. Из особо замечательных
реприз и клоунад нужно отметить: «Бревно», «Смерть чиновника», «Розы и шипы», «Телевизор», «Маленький Пьер», роль рыбака Пипо в водяной пантомиме «Карнавал на Кубе».
Талант Никулина в полной мере проявился в цирке. В его работе нет ничего сверхъестественного, но актерское мастерство, с которым он исполнял каждую репризу или сценку, сразу же покоряло зрителей.
- Как актер, я родился в цирке, - говорил Ю. Никулин.
Моя первая книга «Цирк – это праздник» появилась к изданию в издательстве «Донбасс». Уже вычитывалась рукопись, и я решил позвонить Никулину, напомнить о себе, о книге, которая должна была выйти в мае 1991 года. В рабочий день его трудно застать в кабинете. Секретарша то и дело отвечала, что его нет, скоро будет. Так длилось несколько дней.
Я обратился за помощью к директору донецкого цирка «Космос» Геннадию Гликину. Посетовал, что не могу поймать Юрия Владимировича в рабочем кабинете. Тогда он дал мне все его телефоны: рабочий, квартиры, дачи.
И вот вечером я набираю номер его квартирного телефона. Трубку поднял он сам. Я напомнил о себе и все рассказал как есть. Он очень внимательно выслушал меня, много расспрашивал о книге и об артистах, о которых я написал. Я попросил, чтобы он написал и подписал предисловие к книге. И тут он начал мне объяснять:
- Олег Федорович, вы меня извините, но я уже  подписал троим и, поймите меня правильно, ведь мои коллеги подумают, что Никулин зарабатывает на предисловиях…
На этом мы и расстались…
В июне 1991 моя первая книга «Цирк – это праздник» была подготовлена издательством «Донбасс», а отпечатана в типографии издательства «Луганская правда», благодаря коллективу издательства и лично директору Олегу Михайловичу Дерябкину.
Случилось так, что в этом же году я трижды (в августе, сентябре и декабре) побывал в командировке в Сыктывкаре, Тюмени, Ухте и все мои поездки проходили через Москву. Как правило, я был там в субботу и воскресенье, а в понедельник рано утром отправлялся по указанному маршруту.
Дважды я останавливался в Москве у своих друзей – семье Оли и Коли Тарасовых. Это бывшие артисты передвижного цирка «Колос». Затем мы с ними встречались в Донецке, где они бывали на гастролях. Эта великолепная семья всегда принимала меня очень тепло, угощала и провожала на поезд. Правда, останавливался я и у директора московского передвижного цирка «Старт», на московской квартире Анатолия Филимонова. Конечно, всем им я подарил свою первую книгу.
И вот я вновь в цирке на Цветном бульваре у Юрия Никулина. На этот раз уже в новом его здании, открытом после четырехлетнего строительства.
Получив на проходной разрешение, я отправился к Никулину в кабинет. Через несколько минут он освободился, и мы беседовали. Я тут же подписал Юрию Владимировичу свою первую «цирковую» книгу и вручил ему.
Вот так я трижды побывал в цирке на Цветном бульваре и встречался с Никулиным. С его разрешения мне организовали столик, где я мог бы расположиться и заняться продажей своих книг.
 Фойе наполнялось зрителями. Каждый раз цирк посещало много иностранных делегаций. То и дело ко мне подходили артисты и зрители, покупали книги. Естественно, каждый просил автограф. Один молодой человек из японской делегации приобрел у меня сразу четыре книги, а через несколько минут принес мне большую упаковку мороженого и вновь попросил две книги с соответствующей записью. Он немного говорил по-русски.
Много лестных отзывов я получил от артистов, ветеранов циркового искусства о прочитанной ими книге. Мне, конечно, было интересно и приятно, что мое путешествие в передвижном цирке «Колос» с 1983 по 1986 годы не прошло даром. Все, что я видел, с кем  общался – все записывал и… как видите… результат – книга о мастерах циркового искусства.

 


Рецензии