Что выбрать трудности семейной жизни или свободу?

По мотивам наставлений Господа Брахмы и Сваямбхувы Ману, изложенных  в Шримад Бхагаватам 5.1 и 3.3
Перед нами серьёзный вопрос, который легко решается одними людьми и становится камнем преткновения для других. Кто-то находит партнера и, сделав выбор, счастливо и беззаботно проходит все этапы семейной жизни, а кто- то так и не решится вступить в отношения, чтобы не связывать себя клятвами и обязательствами.
Особенно важно принять правильное решение, если человек занят поисками духовного пути и старается избежать опасностей, которых и так хватает в мире полном тревог и обмана. Давайте взвесим все «ЗА» и «ПРОТИВ» на примерах жизни великих преданных Господа  Кадрдамы Муни и махараджи Приявраты.
Оба они были знатоками шастр, изучали трансцендентную  науку под руководством духовного учителя и оба впоследствии обзавелись семьей. Как повлияло это решение на их развитие отношений с Господом? Чем руководствовались они в принятии решений?
«Как поступать разумному человеку, перед которым стоит подобный выбор, хорошо объяснил Шрила Рупа Госвами:
анасактасйа вишайан
йатхархам упайунджатах
нирбандхах кришна-самбандхе
йуктам ваирагйам учйате
«Занимаясь мирскими делами (вишайан), избегай привязанности к ним и старайся все использовать для служения Господу». Такова истинная разумность (маниша). Если человек все использует для служения Кришне, то, даже став главой семьи или правителем в этом мире, он не нанесет ущерба своей духовной жизни (ШБ 5.1.13 комм)».
Это важное наставление Рупы Госвами может стать для людей тем якорем, который способен удержать духовную практику в рамках предписания шастр и не даст нашему уму и чувствам уйти в свободное плавание по волнам материального существования.
Семейная жизнь не возникает на пустом месте. У каждого из нас есть собственный «балласт» материальных желаний, накопленных в предыдущих воплощениях. Например, великий йог Кардама Муни женился на дочери Сваямбхувы Ману Девахути, потому что именно такое единственно неутоленное желание, оставалось в его уме. «Прежде чем взять в жены дочь Сваямбхувы Ману, Кардама Муни учел многие обстоятельства. Самым важным из них было то, что Девахути решила выйти замуж именно за него. Она никогда не собиралась выходить замуж ни за кого другого. Это очень важно, поскольку психология женщины такова, что, если она однажды отдала кому-то свое сердце, ей чрезвычайно трудно забрать его обратно. Кроме того, Девахути никогда раньше не была замужем и хранила целомудрие. Эти обстоятельства склонили Кардаму Муни к тому, чтобы взять ее в жены. (ШБ 3.22.15 комм).
Не стоит страшиться семейной жизни, предполагая, что это свяжет нас кармическими долгами, и мы надолго остановим нашу духовную практику. Все священные тексты учат нас тому, что выполняя обязанности (дхарму) мы не совершаем падения. К тому же в своих прошлых жизнях мы уже неоднократно вступали в семейные отношения и наверняка совершили все мылимые и немыслимые прегрешения. Сейчас же, имея наставления Шрилы Прабхупады обо всех аспектах материального существования и множество примеров со страниц священных писаний, мы, можно сказать, застрахованы на все случаи жизни.
«Какие бы поступки мы ни совершали в прошлых жизнях, если в этой жизни мы посвятим себя чистому преданному служению Господу, то всегда будем находиться на уровне брахма-бхуты, то есть в освобожденном состоянии. Наши действия не будут создавать кармических последствий, и нам больше не придется получать материальное тело. Тйактва дехам пунар джанма наити мам эти со 'рджуна (Б.-г., 4.9). Когда чистому преданному приходит время расстаться с телом, он не получает новое материальное тело, а возвращается домой, к Богу (ШБ 5.1.16 комм)».
Имея пять познающих органов чувств наше тело постоянно тревожит нас желанием удовлетворить их. Естественно, что нерегулируемая семейная жизнь – это препятствие или, как называл её Рупа Госвами «тёмный колодец материального существования», однако одиночество – это не безопасный выход. 
«Из наставлений Господа Брахмы следует, что, вместо того чтобы отправляться с необузданными чувствами в лес, гораздо лучше и безопаснее занять их служением Верховной Личности Бога. Действуя, таким образом, человек сможет подчинить чувства своей воле, и тогда даже семейная жизнь не будет представлять для него опасности; он никогда не станет жертвой материальных привязанностей». (ШБ 5.1.17 комм)
Дожить до зрелого или даже преклонного возраста – это ещё е значит избавиться от желаний чувственных удовольствий. То, что в юности читается вполне нормальным: женится, обзавестись детьми, то в старости вызывает лишь удивление и вопрос: Зачем тратить годы, предназначенные для углубления духовной практики, на юношеские забавы?
«Чувства — наши злейшие враги, но как царь, укрывшись в надежной крепости, способен победить могущественных врагов, так и семейный человек, находясь в грихастха-ашраме, способен справиться с плотскими желаниями (которые особенно сильны в молодости) и уже без всякого риска принять ванапрастху и санньясу» (ШБ 5.1.18 комм).
Изучая Шримад Бхагаватам, как наставления для разумных людей, мы можем понять, что существуют два пути. «Нивритти-маргом называют путь отречения от чувственных удовольствий, а правритти-марг — это путь, который позволяет людям наслаждаться жизнью и в то же время направляет их деятельность таким образом, чтобы они, в конце концов, вернулись домой, к Богу». (ШБ 5.1.7 комм).
Поэтому отказываться от семейной жизни следует лишь тогда, когда юноша с ранних лет, изучавший Веды, решил, целиком посвятить себя служению Богу. Если же юноша, занялся мирской деятельностью например начал учится в светском заведении или трудиться, ради обеспечения себя средствами, то нет смысла в мнимом отречении. Гораздо лучше использовать это время для деятельности на благо общества.
Желание вступит в брак, жениться или выйти замуж – это не порочное, а вполне нормальное желание. Мудрая природа устроила всё так, что люди могут появляться только от людей. Женщина не сможет родить ребенка без семени отца. Женская сущность, как бы она не была скрыта под желанием ложной независимости – это рожать детей. Рождение благочестивых детей в законном браке не может быть грехом по определению шастр. «Всё население мира-царства майи порождено соединением мужского и женского начал» (Шри Брахма-самхита стих 9).
Конечно, человек сам делает выбор в таких важных вопросах, как семейные отношения. Никто не может принуждать его, решиться на такой шаг, не обдумав всё,  как следует. Однако наша жизнь скоротечна и зачастую мы упускаем возможность в вступления в брак. Надо хорошо осознавать, что приняв то или иное решение, нам придётся с ним жить и не удастся сложить ответственность на кого-то другого.
Вернувшись к ШБ 5.1, мы можем узнать, как разрешился этот вопрос у  царевича Приявраты. «Исполняя наказ Господа Брахмы, Махараджа Прияврата не только стал правителем, но и женился на Бархишмати, дочери Вишвакармы, одного из Праджапати . Вообще-то, поскольку Махараджа Прияврата в совершенстве постиг трансцендентную науку, он вполне мог вернуться домой и править миром, оставаясь брахмачари . Однако, вернувшись домой, он женился. Дело в том, что человек, ставший грихастхой, должен следовать всем правилам этого ашрама: жениться, обзавестись детьми и жить мирной семейной жизнью. (ШБ 5.1.24 комм)
Люди наделены Господом, способностью творить. Они неустанно трудятся и созидают. Долг преданного своим примером возрождать естественное устройство общества варнашраму-дхарму. «В шастрах говорится, что общество, в котором не следуют принципам варнашрама-дхармы, ничем не лучше стада животных. Поэтому Махараджа Прияврата бдительно охранял устои варнашрама- дхармы, проявляя при этом невиданную доблесть и могущество.
Чтобы успешно справляться с такими нелегкими обязанностями, мужчине нужна поддержка жены. В обществе варнашрама-дхармы брахманы и санньяси не нуждаются в помощи представительниц прекрасного пола, однако кшатриям и грихастхам поддержка жены необходима. Без такой поддержки они просто не смогут, как следует выполнять свои обязанности» (ШБ 5.1.30 комм).
Взвесив все «ЗА» и «ПРОТИВ» мы можем сделать самый важный вывод: Семья – это важно, однако, самое главное для человека это следовать пути бхагавата марга т.е. в любых обстоятельствах поклоняться Верховной личности Бога! Отсутствие или наличие семьи – это не приговор, это обстоятельства в которых человек продолжает устанавливать связь с Богом и саморазвиваться.


Рецензии