Леонид Балашевич. Углубляясь в историю. ч. 2-я

На прилагаемой фотографии Густав в форме Финляндского кадетского корпуса.

Снова возвращаюсь к теме Маннергейма, поскольку ряд моих любознательных друзей хотели продолжения этой темы.

Каждый, кто растил детей, хорошо знает, что далеко не всегда из них вырастает то, на что рассчитывают родители. Из послушного отличника может получиться безинициативный неудачник, а из буйного троечника - успешный бизнесмен или знаменитый учёный. История знает тому много примеров, и Маннергейм один из них.

С момента рождения всё было против него. Во-первых, он родился в самый неудачный для Финляндии 1867 год, лето которого было самым холодным за последние 200 лет. В мае ещё ездили на санях, а в сентябре мороз уничтожил урожай, и страна оказалась без продовольствия и страдала от голода.
Во-вторых, отец Густава Карл Роберт оказался плохим семьянином. Талантливый в творчестве, но неудачливый в бизнесе, он разорился, бросил на произвол судьбы жену и семеро детей, оставив им все свои долги, в том числе карточные, и умотал с любовницей в Париж. Мать Густава H;l;ne вынуждена была распродать всё имущество на покрытие долгов, впала в депрессию от позора и разорения и умерла, когда Густаву было всего 13 лет. Он остался сиротой на попечении родственников, которые разобрали детей в разные семьи в разных странах. Густав достался дяде по матери бизнесмену Альберту фон Юлинину, который оплачивал его учёбу и требовал отчёта за каждую потраченную копейку, что наложило серьёзный отпечаток на его характер в будущем.

Ну и в-третьих, Густав с раннего детства доставлял матери много хлопот своей гиперактивностью и отвязным поведением. Его выходки часто имели последствием серьёзные травмы, иногда угрожавшие его жизни. Мать писала одной из своих подруг: "О других детях я не беспокоюсь, но какое чудо вырастет из Густава?" Тревога матери оказалась небезосновательной. В семилетнем возрасте ребёнка определили в гимназию в Хельсинки, но через несколько лет его исключили за плохое поведение. Оправившись после пережитого шока, Густав решил стать военным - первым из числа Маннергеймов за последнее столетие. Единственной возможностью получить военное образование в Финляндии было поступление в Финский кадетский корпус, расположенный в захолустном небольшом городке Хамина, куда и отправили Густава сперва на 2 года в реальное училище для подготовки к экзаменам, после чего в 1882 году он их успешно сдал и поступил в корпус. Но и оттуда через три года он был исключён за грубейшее нарушение дисциплины и аморальное поведение. Так юноша оказался у разбитого корыта, и любой другой на его месте опустил бы руки, а его опекун потерял бы полностью доверие к нему. Но не таким был Густав Маннергейм. Как и почему он сумел справиться с постигшей его катастрофой, мы поговорим как-нибудь в другой раз.


Рецензии