Ледяная америка

- Мне бы хотелось проверить оборудование на месте, до отправки в Израиль, - заявил я, отлично понимая всю призрачность возможной командировки в Штаты.
Тем не менее, свершилось чудо. Лысый, чрезмерно подвижный америкашка пошептался с директором нашего стартапа и торжественно произнес:
- Мы будем рады видеть доктора Анатолия на нашем предприятии. Все расходы берем на себя.
«Офигеть» завертелось в голове. Жаль, подходящего перевода ни на английский, ни на иврит я не нашел.
Наш стартап только-что вылупился из технологического инкубатора в Технионе. Мне предстояла командировка, первый выход в «открытый космос» в самое сердце капитализма.
Полет из Тель-Авива в Бостон занял всего двенадцать часов. Мало. Обидно. Дело в том, что я летел в бизнес классе, но об этом не знал. После возвращения приятели затаив дыхание слушали мои рассказы о том, что в свободном мире навсегда покончено с прежними самолетами, упирающимися коленками и подносами. Теперь у нас самолеты огромные, сидения только широченные, раскладываются в полноценную кровать, а еще приносят меню…
Прилетели. Очередь змеится к паспортному контролю. Сунул документы вместе с длинным узким белым бланком, в котором заполнил все, ну почти, все, кроме адреса в Штатах. Где-то был записан. Ну что, теперь все оставить и искать?
Офицер бросил хищный взгляд на мои бумаги и монотонно произнес, не поднимая головы:
- Адрес.
- Я прибыл в командировку, меня встретят и отвезут в гостиницу возле завода, - бодро отрапортовал я, - это здесь, в Новой Англии, недалеко от Бостона.
- Адрес, - гавкнул пограничник, - каждый прибывающий в Соединенные Штаты должен иметь адрес. У кого нет адреса, тот возвращается домой.
Я отошел в полной растерянности и был остановлен полицейской. Она просверлила меня взглядом откуда-то сверху, поскольку была, по крайней мере на две головы выше.
- Да вот, в командировку, меня встречают… - затараторил я, опасаясь, что она недослушает до конца и не постигнет моей логики и трагизма ситуации.
- Понятно, - произнесла великанша.
Она выхватила бланк из моих рук, вписала слово «Хилтон» и толкнула меня к окну того же офицера.
- Вот теперь у тебя есть адрес, - произнес пограничник удовлетворенно, стукнул фиолетовой печатью по паспорту и бланку и пропустил меня в Соединенные Штаты.
Америка оглушила своими масштабами и огнями. Но больше всего я был очарован природой. Мы долго ехали на север вдоль океана. Меня поселили в маленькой уютной гостиничке, практически, в лесу. Зелень была чисто вымыта, но еще не вытерта белоснежным полотенцем. Лес безмолвствовал, но слышался глухой шум, густой, припадающий на левую ногу, как тяжелый товарняк.
Всего двадцать минут ходьбы и я убедился, что это шумит океан, это музыка океана. Я был один на всем берегу. Океан играл для меня. Музыка, на первый взгляд, монотонна, но не вздумайте перепутать симфонии прилива и отлива…
А еще меня поразил лед: американцы все пьют со льдом. Можно сказать, в основном употребляют лед и к нему иногда добавляют небольшое количество напитка.
Мы сидели с Билом в маленьком скрипучем ресторанчике, зависшем над водой. Океан облизывал каменные тела лежащие прямо под нами.
Я попросил томатный сок без льда.
- Что, совсем без льда? - засомневалась официантка.
- Я участвую в эксперименте на выживаемость пьющих томатный сок без льда, - съязвил я.
Официантка удалилась, а Билл вдруг посерьезнел и взялся за мое просвещение:
- Ты пойми, - начал он, - лед, это краеугольный камень, обеспечивший развитие Америки. Именно лед «выстроил» великие американские города. В 1867 году Сазерленд изобрел вагон-холодильник, что позволило превратить сонную деревню Чикаго в центр мясной индустрии.
- Ты только подумай, - продолжал он, - продукты столетиями перчили, солили и вялили и только лед принес свежесть и разнообразие на столы американцев. Пищевая промышленность развернулась и потребовала развития других отраслей.
Билл заказал два стакана виски со льдом.
- А ты знаешь, что лед улучшает всасывание алкоголя в кровь. По этой причине реакция возникает быстро и люди не напиваются, держат себя под контролем.
- Так что давай выпьем за лед, за холод в наших стаканах, - заключил он.
- Да, холод, это важно, - согласился я, - но ведь можно и наоборот - охладить человека, а стакан оставить теплым.
- Это как? - поинтересовался Билл.
Позволь рассказать тебе про холод снаружи стакана.
Вот послушай:
- Мой приятель, Илья, делал диссертацию в Институте Академии Наук СССР, где изучают полярные сияния и космические лучи. Чтобы рассмотреть поближе и на то и на другое его послали в Арктику на несколько месяцев.
После трудового арктического дня Илюша сидел на станции и ремонтировал подохшую радиолу. В дверь вежливо постучали и, следом, ввалились пятеро американцев из соседней станции. Они скинули тулупы и остались в одинаковых спортивных костюмах, напоминая сборную по бобслею.
- Илья, нам нужна твоя помощь, - начал один из них, - так получилось, что у нас закончилась выпивка.
- Мы в этом не виноваты, - поторопился оправдаться второй, - просто закончилась сама, совсем.
- Вот лед еще есть, а выпивки уже нет, - заулыбался третий.
- Завтра доставят, - заверил первый, он, видимо, был главным ученым, - но вот хочется сегодня.
- Нет никаких проблем, - Илюша вытолкал из-под стола канистру с техническим спиртом, бывшую когда-то белой, отвернул пробку и направился за стаканами.
Американцы сникли, а главный ученый неуверенно произнес:
- Так ведь это же растворитель, его нельзя пить.
- Можно, - парировал Илюша, - еще и как можно, я вас сейчас научу.
Он наполнил стаканы и скомандовал:
- Все на улицу. Тулупы не брать, в костюмах, - пригрозил он.
Американцы послушно вывалились в сорокаградусный мороз в спортивных костюмах и начали приплясывать и похлопывать себя по плечам.
Убедившись, что гости достаточно охладились, Илюша скомандовал:
- А теперь все в дом, бегом.
Американцы дружно ворвались в комнату, схватили стаканы со спиртом и жадно выпили.
- Ну, как вам растворитель? – поинтересовался Илья.
- О, это лучшее, что я пил в своей жизни, - произнес главный ученый, - только хочется понюхать что-нибудь противное, ну, например, спички или даже носок.
Было видно, что эта история навеяла Биллу воспоминания, с которыми ему не терпелось поделиться.
- Теперь все понятно, - начал он, - мне рассказывали, что на нашей полярной станции люди, частенько, целой компанией, гуськом выходят на мороз в домашней одежде, а через некоторое время вбегают обратно в дом.
Билл принес новую порцию виски со льдом и предложил:
- Давай выпьем. За лед, за холод снаружи и внутри.


Рецензии