Васька

               
                Часть первая
               
 Чёрный маленький котёнок появился в нашем доме совершенно неожиданно. Его принесла мама с фабрики, где она в это время работала.  Он был такой пугливый, что первое время постоянно прятался от нас под кровать. Мама говорила, что на фабрике, на которой она работает,  живёт кошка. Кошка живёт сама по себе. Поскольку фабрика очень большая и на фабрике работает много людей, кошка с людьми не общается за исключением уборщиц, которые подкармливают эту кошку. В основном кошка питалась мышами, которых на фабрике было в достаточном количестве. Место, где отдыхала кошка,  никто не знал, она пряталась ото всех и только периодически приходила в помещение, где переодевались и отдыхали уборщицы производственных помещений. И вот, когда она пришла в помещение к уборщицам с котятами, тётя Клава, подружка нашей мамы, взяла одного котёнка и отдала его нашей маме.  Мама давно просила тётю Клаву подобрать нам котёнка, вот так он и оказался в нашем доме. Когда котёнок был маленький, мы его звали Василёк. Василёк немного подрос, привык к нам и к нашему дому и стал выходить гулять на улицу. Очень часто Василёк приходил домой с улицы весь ободранный. Видно ему часто приходилось выяснять отношения с соседскими котами, но прошло какое -то время и Василёк превратился в большого крупного кота. Теперь мы стали звать его Васька. Васька был боец и борец, он гонял всех котов в округе. Иногда он увязывался за нами, когда мы ходили с удочками на пруд ловить карасей, которых было очень много в нашем пруду.  И все коты, что жили в соседних домах, прятались при виде нашего Васьки.  Васька сидел рядом с нами и ждал, когда мы поймаем рыбку, и, конечно, первый же карась доставался Ваське. За нашими домами находилась ровная местность, на которой мы обустроили футбольное поле: установили ворота, сделали разметку. В летнее время на этом поле происходили футбольные баталии между деревенскими ребятами. Обычно сражались ребята нижней части деревни, где жили, в том числе,  я и брат Витька, и ребята с верхней части деревни, так называемой Цыганки.  Иногда мы играли в футбол с взрослыми, сборная детская ребят деревни и сборная взрослых жителей этой деревни, а иногда со сборной пионерского лагеря, что находился в двух километрах от нашей деревни. Но чаще всего мы играли в футбол и волейбол со сборной пионерского лагеря на территории этого пионерского лагеря.    Этот пионерский лагерь располагался в лесном массиве, где в старые времена находилась барская усадьба. Конечно, от прошлого времени не осталось никаких следов, разве только что барский пруд, который находился в глубине лесного массива и имел неухоженный вид.  Пруд казался старым дряхлым стариком, он весь зарос осокой и другой травой. Солнце мало освещало пруд, так как деревья, которые разрослись по краям пруда, своей листвой закрывали его от солнечного света. По нему плавали сучья и стволы   деревьев, а на дне пруда виднелись какие-то нехорошие предметы. Сам пионерский лагерь был обустроен так, что, когда входишь на его территорию, казалось, что ты попадаешь в городской парк культуры и отдыха. Красивые дорожки, клумбы с цветами, щитовые домики, где отдыхали пионеры, столовая, стадион - всё это выглядело прекрасным и уютным. За спортивными сооружениями, в глубине деревьев располагалась колхозная пасека, которая снабжала мёдом колхозников, а также и пионерский лагерь. На этой пасеке работал дядя Коля, отец моего друга Рыжова Кольки.  Мы заходили к нему на пасеку, и он угощал нас мёдом. 
Каждому из нас он давал баночку мёда, а на этот мёд тут же налетали осы и пчёлы. Они бросались прямо в банку с мёдом, а мы, чтобы отвязаться от пчёл и ос, бежали в летние душевые кабинки, которые находились рядом с пасекой.  Там мы включали воду, и осы с пчёлами переставали нападать на наши баночки. Это был самый вкусный, самый лучший мёд в моей жизни.  В этом пионерском лагере по вечерам шли художественные фильмы на открытой площадке и никаких билетов там не продавали, поэтому мы оставались после соревнований на просмотр этих фильмов. Фильмы заканчивались поздно вечером, когда на улице было совершенно темно.  Когда фильмы были весёлые, мы шли по дороге, вспоминали различные эпизоды из фильма и смеялись. Когда же  фильмы были страшные, мы старались быстрее покинуть пионерский лагерь, особенно территорию вблизи леса.   Дорога к нашей деревне прилегала очень близко к лесу.  Дорога была пыльная и среди ночи выглядела светлой лентой.  И вот как-то поздним летним вечером, после просмотра фильма под названием «Вий», мы возвращались домой в нашу деревню.  Этот фильм так возбудил нас, что мы шли и оглядывались на каждый внезапный шорох или звук.   Этот фильм был создан по повести Н. В. Гоголя «Вий», в котором рассказывалось, как один философ Хома Брут провёл ночь в церкви, в которую пришли черти и бесы. Я не буду пересказывать содержание фильма. Дети, которые заинтересуются замечательными произведениями Н.В. Гоголя, смогут прочитать их, в том числе, и эту повесть.   Самый смелый и шустрый из нас был Костя. Он шёл по дороге и как крикнет: «Бежим, бесы вылезают из леса»!  Мы шарахались в сторону от кустов, которые росли вдоль опушки леса.   Пройдём ещё немного, а он опять: «Стой! Баба яга – костяная нога.               
Шурик к тебе крадётся»!               
И вот так всю дорогу, когда мы проходили вблизи леса, который тянулся почти до нашей деревни.               
               
               Стонет дуб сварливый,               
               Спряталась луна.               
               Вечер весь сопливый,
               А уже шпана.               
               Слышишь, как хохочет
               Над твоей бедой.               
               Нож под дубом точит               
               Дождевой водой.               
               Будто в час избранный               
               С песней Фигаро               
               Он вонзит буланый               
               Ветру под ребро.               
               Тихо всхлипнут рощи,               
               Сердце стоном тронут.               
               Ветровые мощи               
               На лугах утонут.               
               А потом под дубом               
               Ляжет ночь, раскиснет.
               Вечер чёрным трупом
               Меж ветвей повиснет.
               А внизу над речкой               
               Заклубит туман,               
               То-ли богу свечка,               
               Вечеру саван. 
Было очень страшно.  Мы миновали лес, пришли в нашу деревню, и понемногу все ребята стали расходиться по своим домам. Так как наш дом и дом Шурика находился в самом конце деревни, то мы остались совсем одни.               
На деревне стояла абсолютная тишина, даже собаки попрятались по своим будкам и не гавкали. Как вдруг мы услышали странный звук: «Бум, бум, бум»!  Звук доносился недалеко от нашего дома. Мы подошли ещё ближе к месту,  откуда доносился звук и увидели светлую банку, которая прыгала по пыльной дороге и издавала этот звук» «Бум, бум, бум».  Мы очень сильно испугались, только что в фильме мы видели различные ужасы, а тут банка скачет по дороге. Сначала мы хотели убежать, но банка скакала перед нашими домами и в дом никак не попадёшь. Пересилив страх,  мы приблизились к банке, она в этот момент немного утихла. Когда подошли совсем близко, то увидели, что это чёрный кот засунул голову в банку и никак не мог её вытащить обратно. Я приблизился к нему совсем близко и узнал нашего Ваську. «Васька, Васька» - закричал я, подошёл к нему и помог вытащить голову из банки. Васька стал вырываться сначала, а потом, узнав меня, спокойно заурчал у меня на руках. Я гладил Ваську и приговаривал: «Вася, Василёк как ты угодил в эту банку»?   Мы попрощались с  Шуриком, пожелали друг другу спокойной ночи  и разошлись по домам.  Я вошёл в дом, налил молока в блюдце и поставил его перед  Васькой, а сам улёгся спать на диван. Чуть
позже ко мне пришёл Васька и улёгся рядом со мной. Васька был самый умный, самый добрый, самый преданный кот.
                Часть вторая.   
                Я страшно как хочу к себе домой.
                Как никогда, как в ночи грозовые,
                Когда стоишь в лесу, а там над головой
                Ревут и стонут липы вековые.
                Как в зимнюю январскую пургу,
                Когда бредёшь, еле сдвигая ноги,
                И жизнь, и смерть с тобою на снегу,
                А впереди нет никакой дороги.
                И хочется забыться и упасть,
                Упасть как в детстве телом всем вперёд,
                Но ты идёшь, идёшь, чтоб не пропасть,
                Туда, где, может быть,  тебя никто не ждёт.
                И пусть никто не ждёт и не встречает
                Душа моя! Тебе-ль о том тужить?
                Я чувствую, как жизнь меня качает,
                И оттого сильнее хочу жить.       

Прошёл ровно год с той поры как у нас появился кот Васька. Мама купила маленький домик в деревне Вельяминовка, что располагалась недалеко от города Зарайска. Дом, в котором мы жили раньше, мама продала и стала строить новый дом. С нового места жительства маме стало удобнее добираться до фабрики, на которой она работала.  Брат Витька ещё год назад окончил восемь классов и поступил в профессиональное училище. Домой он приезжал только по выходным дням, да и то не всегда. Я окончил  восемь классов и поступил в 9-й класс школы №1 города Зарайска.  Кот Васька перебрался вместе с нами на новое место жительства. Больше всего он был привязан к нашей маме, за мамой он готов был пойти куда угодно. По окончании десяти классов я тоже покинул деревню Вельяминовка, поступил в московский институт.  Прошло двенадцать лет.  Двенадцать лет много это или мало? Спроси любого мальчишку или девчонку, которым 13-15 лет о том, что будет через двенадцать лет, и никто не сможет ничего ответить.  Двенадцать лет, это такой большой промежуток времени для того, кто ещё ходит в школу.  Разве мог я себе представить, что будет через двенадцать лет.  Совсем недавно ты бегал босиком по пыльным  улицам  деревни, гонял в футбол, дрался со своими сверстниками, обижался на маму, когда она несправедливо наказывала тебя. И вот всё это осталось позади, а годы пролетели как один день. Не стало мамы.  Дом в деревне опустел, брат Витька стал жить в городе Зарайске, а я  женился и стал жить в Москве вместе с моей женой Верой.  Кот Васька ушёл из дома после смерти мамы. Он скитался где-то по деревне и прятался ото всех. Витька одно время поймал его и хотел взять в свой дом в Зарайске, но Васька  убежал опять в деревню.  У нашего соседа по этажу в Москве была красивая маленькая собачка, которую он ежедневно выгуливал в парке недалеко от дома. Мы тоже решили завести маленькую собачку и назвали её Тёмка.               
Это был пудель дымчатого цвета, он был такой интересный и забавный, что привлекал внимание всех прохожих, когда мы гуляли с ним на улице. Каждый свой выходной день мы ездили в нашу деревню.  Мы сажали там огурцы, картофель, помидоры и другую растительность. Я регулярно окашивал траву в саду и перед  домом.
В нашем палисаднике росла душистая сирень, а перед забором черёмуха.
Мне очень нравилась эта черёмуха, что росла на пригорке. Чуть ниже пригорка проходила деревенская дорога, а за дорогой наша маленькая речка Осетрик.  В весеннее половодье речка разливалась до самой черёмухи.               
 Белая черемуха смотрит из ручья
 Смотрит в небо синее что-то затая.
 Я иду к черемухе от весны хмельной.
 Две пичужки кружатся где-то надо мной.
 Клеши развиваются, нараспашку грудь.
Я иду к черемухе, к милой отдохнуть.
А она кудрявая смотрит из ручья
Словно молча просится мне в объятия.
Во время посещения нашей деревни мы заезжали на городское кладбище, где была похоронена наша мама, для того чтобы убрать могилу, привести её в порядок.  Возле дома мы отремонтировали забор, и вот когда я занимался покраской этого забора, то увидел Ваську.
- Васька, Васька! – закричал я во весь голос.  Васька оглянулся, увидел меня и медленно стал приближаться ко мне.  Он подошёл ко мне совсем близко, я погладил его, взял на руки.
-Васька, Василёк как же я скучал по тебе. Я думал, что тебя уже нет в живых, а ты почти не изменился. Пойдём в наш дом, я дам тебе покушать, познакомлю со своей семьёй. Васька мурлыкал, тёрся об мою руку, как будто всё прекрасно понимал.  Мы вошли в дом, к нам подбежал Тёмка и стал обнюхивать Ваську.  Васька даже не отодвинулся. Он сидел на моих руках и всё так же мурлыкал.  Я налил молока в блюдце и подал его Ваське, Васька стал пить молоко, а Тёмка улёгся рядом с Васькой и стал наблюдать, как тот пьёт из блюдца.
Когда Васька наелся,  мы пошли гулять за деревню: Васька, Тёмка и я с Верой.  Тёмка бежал впереди, за ним Васька, а мы шли медленным шагом позади всех. Сделав большой круг  по лугу, на котором раньше деревенские ребятишки играли в футбол, мы подошли к своему дому и увидели нашу соседку тётю Олю.  Она сидела на скамеечке перед  своим домом.
 - Митька, приехал? А я и не заметила, когда ты приехал.  Ну,  рассказывай, как там жизнь в Москве? Ждёт ли нас какое-либо улучшение?
- Да нет же тётя  Оля, ничего хорошего наш народ не ждёт. Власть занимается накоплением богатства в свой карман из общего кармана и ей не до народа. А вот Васька нашёлся, так это очень хорошая новость.
- Митя, да он никуда и не пропадал. Летом он по деревне шастает, а зимой у меня на сеновале живёт. Когда он приходит к нам домой, то всегда найдётся, чем его накормить. Видишь, какой он справный. 
- Да тётя Оля. Спасибо тебе большое за Ваську.  Честно говоря, я так переживал за нашего Ваську, я думал, что он ушёл вслед за нашей мамой, а он живой и очень даже неплохо выглядит.  Интересно поедет ли он с нами в Москву, мы бы его взяли. - Да нет Митька, не захочет он жить в квартире. Его Витька брал в свой дом, а он от него убежал.  Он привык жить в деревне, вот если бы вы решили  жить здесь, в родительском доме, то он бы стал жить с вами, а так нет.               
-  Да тётя Оля ты права. 
Я посмотрел на Ваську. Васька смотрел на меня и как будто соглашался со словами тёти Оли, а потом, увидев какую-то кошку,  бросился за ней в погоню.  Тёмка тоже сначала побежал вслед за Васькой, а потом  вернулся и улёгся у наших ног. Мы ещё немного поговорили с тётей Олей и пошли в свой дом, на улице темнело.  Утром мы стали собираться в Москву, когда пришёл Васька. Я впустил его в дом,  достал из холодильника рыбу, которую мы брали с собой из Москвы, и отдал её Ваське. Васька с такой жадностью ел эту рыбу, что слышался  только хруст и урчанье Васьки.  Когда Васька наелся, мы вышли на улицу и стали грузить вещи в машину. Васька лежал возле двери в дом и поглядывал на нас.  Когда сборы закончились, я подошёл к Ваське, погладил его.  Васька так внимательно смотрел на меня, как будто всё понимал без слов. 
- Ну, всё Василёк. Мы уезжаем, через неделю снова приедем сюда. Жди нас.
Мы уселись в машину и поехали, Васька стоял у забора, как бы провожая нас.
Через неделю мы вновь приехали в деревню, опять к нам пришёл Васька, так же мы гуляли все вместе. И так повторялось всё лето и начало осени. Но вот  пришли дожди, а потом холода, и мы всё реже стали приезжать в нашу деревню.
Наступил Новый год, мы приехали и жили в деревне целую неделю.  Снега было выше колен. Я очищал от снега дорожку к калитке, когда увидел Ваську, который шёл вдоль речки.
-Васька, Васька! – закричал я как в прошлый раз. Васька увидел меня, закричал в ответ своим кошачьим голосом очень громко и бросился ко мне. Мы вошли в дом, где было тепло и уютно.  Васька покушал и улёгся возле Тёмки ближе к печке. Зимой, конечно, не самое подходящее время жить на улице, как для людей, так и для животных.  Когда настало время уезжать, я взял Ваську на руки и пошёл с ним в дом тёти Оли. 
- Тётя  Оля возьми Ваську. Пусть перезимует в тепле, тяжело зимой всем, да и Васька не молодой уже.
- Митя, да я всегда его впускаю, когда он приходит. Он ведь память о вашей маме и о моей подруге.  Жалко, рано она ушла от нас.
Мы уехали, Васька остался у тёти Оли. До самой весны мы не приезжали в нашу деревню, а когда сошёл снег, подсохла дорога мы вновь стали ездить в наш родительский дом. До самой середины лета мы не видели Ваську, он как будто бы пропал.  Даже тётя Оля не могла сказать нам, где кот Васька, так как  сама ничего не знала. Но вот в середине лета, когда до конца отпуска оставалось всего несколько дней, мы увидели нашего Ваську.
Он направлялся к нашему дому, а рядом с ним шла дымчатого цвета сибирская кошка и маленький котёнок такой же пушистый как его мама, но чёрный как Васька.  Я погладил Ваську, вынес большое блюдо и налил в него молоко. Молоко мы покупали у нашей соседки тёти Оли. У тёти Оли были три коровы, за которыми ухаживал её сын.  Васька, кошка и маленький котёнок смотрели на меня, когда я наливал в блюдо молоко. Потом к блюду подошёл котёнок и стал пить молоко, Васька и кошка сидели рядом и смотрели на него.  Когда котёнок напился, к блюду подошла кошка, а Васька сидел рядом с котёнком.  Последним к блюду подошёл Васька, а кошка и котёнок ждали, когда Васька напьётся.  Потом они немного постояли возле нас, облизали друг друга и медленно направились в сторону нашего сада, где была открыта калитка. Больше за всё лето мы Ваську не видели.  Я был рад и горд за нашего Ваську, который создал свою семью.  Мы никогда не задумываемся о том, понимают ли нас животные, о чём они думают, умеют ли переживать как люди. Да, наверно, нам и не надо этого знать. Они живут рядом с нами своей жизнью, радуют нас своим присутствием, помогают нам стать добрыми и ласковыми, скрашивают порой наше одиночество.
Но вот наступила поздняя осень. Мы готовили дом к зимовке, закрывали продухи, убирали посторонние предметы с территории  палисадника.  Как вдруг мы увидели Ваську, он шёл один к нашему дому, останавливался и сильно кашлял.  - Васька, Василёк, что с тобой? Сейчас я тебе принесу тёплого молочка, чтобы ты подлечился.  Я вынес блюдо, налил в него подогретое молоко и поставил  перед Васькой.  Васька пил медленно, периодически кашлял  и поглядывал в нашу сторону.  Потом отошёл от блюда, посмотрел на меня, жалобно мяукнул и тяжёлой походкой пошёл в сторону нашего сада.  Остановился около калитки, ещё раз посмотрел в нашу сторону, закашлялся, промяукал несколько раз и ушёл навсегда. Больше Ваську мы никогда не видели.
Как всегда зимой мы приехали в деревню, но Васька не появился. Я пошёл в дом к тёте Оле.
-Тётя Оля, не видела ли ты нашего Ваську?
- Нет, Митя. Как ты уехал осенью, так и Васьки не стало.  Наверно умер  твой Васька, он ведь тоже уже старенький был. Ты помнишь, когда его принесла твоя мама? Это было так давно. Вот и я как зима приходит, наступают холода, плохо себя чувствую. Тоже уже возраст даёт о себе знать. Митя, а ты заведи себе другого котёнка.
- Да, нет тётя Оля, такого как Васька уже не будет.  Ладно, тётя Оля, если увидишь его, возьми его в дом, на улице уж больно холодно.
- Хорошо Митя. Передавай привет Верочке, всего вам хорошего.
Мы уехали в Москву, а весной узнали, что не стало и тёти Оли. Многих деревенских ребят не стало в деревне. Шурик женился и уехал со своей женой в Воронеж. Вовка Буслаев стал  морским офицером и стал жить вдали от Зарайска, Женька спился и ушёл в мир иной.  Деревня потихонечку опустела.  Машин на дорогах стало очень много, и всё труднее стало приезжать в деревню. Мы решили продать родительский дом и купить новый дом вблизи Москвы, чтобы избежать дорожных трудностей. Так оно и произошло.  Каждый год мы ездим в Зарайск, навещаем брата Витьку, ходим на могилу нашей мамы и вспоминаем нашего Ваську.   
Уезжаю, прощай моя детская Русь,
А на улице дождь, а на улице осень.
Я не знаю, когда сюда снова вернусь,
Может лет через пять, может лет через восемь.
Я иду по шоссе, опечален мой взгляд,
И куда-то зовёт молодая прохлада.
Лишь одни только липы безмолвно стоят
Будто им ничего в этой жизни не надо.
А туман как туман, не похож на грозу,
Не похож он на белую снежную даль.
Только этот туман я с собой увезу,
Словно детства мечту, словно чью-то печаль.
Ты придёшь на вокзал, тихо скажешь: «Прощай»,
Поцелуешь меня и проводишь, как сможешь,
Чтобы этот Зарайский, таинственный край
Меня вечно манил, меня вечно тревожил.
Эту жёлтую грусть никогда не понять
Хоть и мир наш устроен как вроде несложно.
Я могу всё покинуть, уехать опять,
Но её позабыть как тебя невозможно.


Рецензии