Книга памяти - Виктория Федорова

Она слишком мало успела сняться в кино на Родине. Она не сыграла и половины своих ролей, ей судьбой и талантом предназначенных. И это не дежурная фраза. Это как раз тот случай, когда с сожалением можно сказать - она слишком рано ушла из кино...
  Девочка с грустными глазами на какие-то мгновения мелькнула и навсегда ушла из нашего кино. Память возвращает зрителей в 1965 год, когда в картине Михаила Богина "Двое" снялась Виктория Федорова, явившись необычной для нашего кино героиней.
  Наше поколение родилось позже и эти фильмы для нас премьерными не были, но и на экранах кинотеатров их не показывали. Фильмы Богина мы смотрели в киношколе в специальном просмотровом зале. Потом обсуждали их, дискусировали и по поводу игры актеров. Главная героиня показалась нам не совсем обычной для тогдашнего советского кино. Печаль глаз, которая не растворяется ни в улыбке, ни в смехе. Особая, резковатая пластика. Грациозная угловатость. Изысканность европейского толка, редкая в облике наших актрис.
  Виктория вошла в кинематограф ролью особенной - ее Наташа в картине "Двое" была глухонемой. Не стану сейчас подробно писать, как сложна такая работа для любой актрисы. И тем более начинающей. Роль была сыграна Викторией так, что зрители забывали о том, что героине не дано произнести ни одного слова. Здесь тот случай, когда органика роли соединилась с атмосферой фильма. Были в этой работе и другие грани, тонкие нюансы, связанные с настроениями многих мыслящих художников того времени.
Общественный климат к середине 60-х годов меняется. Как тогда говорили - оттепель постепенно уступает место сумеркам. И Наташа Светлова одна из первых героинь, стремящихся отдалиться от мира, погрузиться в собственную внутреннюю жизнь, достаточно богатую и щедрую, чтобы не искать внешних контактов. Она сродни тем героям, которые бегут от жизни лживой и суетной, чтобы как-то сохранить себя. Болезнь насильственно изолирует Наташу от мира, но она не слишком стремится разрушить этот барьер.
  Виктория Федорова и в других своих работах проносит мотив этого барьера, некоей черты, отделяющей и дающей ей возможность суверенного существования. В частности в другой картине Богина "О любви", где она играет реставратора, художницу, которая от всех бед и горестей бежит в мир красоты и гармонии, в величавое и мудрое искусство ушедних веков.
  Слава обрушилась, как шквал, на юную Вику. Она поступает на актерский факультет ВГИКа. В своих первых и ранних интервью она с увлечением говорит обо всем, с интересом рассказывает о своих первых маленьких ролях в кино, называет маму Зою Федорову любимой актрисой, но при том старается избегать разговоров о своем детстве. О ранней поре своей жизни говорит очень уклончиво. Жила у тетки, потом приехала мама. Правда, вначале она думала, что мама - это тетя, пока наконец сама не поняла, кто она...
  Она не была похожа на мать - ни в жизни, ни на экране. Только голос, манера говорить - милая московская скороговорка - напоминали Зою Алексеевну, точнее, сыгранных ею когда-то героинь - живых, веселых девушек.
  Мне вспоминается ее Валя Довгер из военного фильма " Сильные духом". Роль разведчицы в исполнении Виктории выпадает из ряда подобных клише, она не похожа на навязанные образы из этого ряда. Здесь погоду опять сыграли ее выразительные глаза, очень серьезные, любящие с неизбывной грустинкой...
  В 1976 году Вика Федорова поехала в Соединенные Штаты - встретиться с отцом впервые в жизни. Там она вышла замуж, родила сына. И через два года приняла гражданство США. Зоя Алексеевна трижды навещала дочь. В четвертый раз Зоя Федорова собралась в гости к дочери в 1980 году. Наступил 1981 год, а визы все не было. Вспоминает Виктория Федорова:"Мама позвонила мне, я сказала ей о том, что услышала от Бредли - тебе могут помочь только, если ты подпшь документы на постоянный выезд. "Я не хочу, - услышала я от мамы. - Я русская, я люблю Москву. Я - актриса. Как же мои зрители? Нет, я еще раз пойду в ОВИР".
И пошла, это было в среду, когда визу снова не дали, а в пятницу 11 декабря 1981 года Зои Федоровой не стало. Она была убита выстрелом в голову в своей квартире на Кутузовском проспекте.
  Трагически оборвался путь матери, чьи киногероини в довоенную пору стали своеобразным знаменем времени. На какие-то мгновения мелькнула на экране девочка с грустными глазами и ушла навсегда, так и не сыграв, наверное, главных своих ролей.
  Виктория Федорова снималась и в США.
" Мне было двадцать девять лет, когда я приехала в Америку, - вспоминала Вика.- Языка я не знала. Но я и не хотела продолжать актерскую карьеру. Я была влюблена в своего мужа. Я хотела быть домашней хозяйкой, растить сына и сделать счастливыми своих близких". Виктория написала книгу о матери, об отце, о себе. Книга привлекла к себе интерес. Появились предложения об экранизации, главную роль предназначали Софии Лорен. Проект этот так и не был реализован.
  Впервые после эмиграции Виктория побывала в Москве в 1988 году, десять лет спустя она приехала сюда снова. Она сообщила о намерении самой продюсировать фильм о своей матери по сценарию Эдуарда Володарского,также сняться в главной роли в российско-американском фильме «Западня», посвящённом «сложностям адаптации русских женщин к богатым американским мужьям». Ни один из заявленных проектов не был реализован.

В 1990-е годы Виктория Фёдорова отошла от съёмок в кино, занявшись предпринимательством, литературой, живописью и художественной керамикой.

  В последние годы жизни актриса редко появлялась на публике и общалась лишь с узким кругом друзей. Она жила в Пенсильаании в собственном доме, боролась с различными жизненными обстоятельствами и болезнями. Скончалась 5 сентября 2012 года на 67-м году жизни в больнице пенсильванского огруга Гринвич.
Выполняя волю жены, Джон (ее второй американский муж) кремировал её тело и развеял прах над горами Поконо.


Рецензии