1238 г. - как-то раз араб, еврей, латинянин и грек
Потом Римская империя пала, начались времена, когда было не до науки. Но потребность в медицинских знаниях ведь оставалась – люди болели и, заболев, искали помощи.
Возврат античных медицинских знаний именно в XI веке – скорее всего, случайность. Кто-то из европейцев, знавших арабских язык (а таких в Испании, например, должно было быть много), натолкнулся в XI веке на списки Галена, в свое время переведенные на арабский. Кто-то из тех, кто натолкнулся, захотел перевести эти труды обратно на латынь. Тут же обнаружилось, что кроме Галена, были и другие античные авторы. Тот же Гиппократ. Так в Европе появилось несколько человек, владевших частными «библиотеками» из трех, четырех или даже пяти свитков!
Эти люди иногда пересекались и – новая случайность – однажды они обнаружили, что вместе они обладают целым десятком античных книг! А может, и не десятком, а все теми же пятью, но в их списках копии дополняли друг друга. Как бы то ни было, к таким коллективным «библиотекам» должны были потянуться любопытные. Так появились «медицинские школы». Люди, изучавшие эти книги (на латыни – «студенты»), по определению уже должны были иметь определенное образование – ведь им предстояло читать на классической латыни и не просто читать, но и понимать сложные пассажи. Для этих людей такое образование было еще одним, дополнительным, как бы «сверху» к уже существующему умению читать, высшим. «Владельцы» книг обычно знали свои книги довольно хорошо и могли связно пересказывать их содержание, а подчас даже разъяснять трудные места. Такие люди автоматически становились «публичными учителями» (на латыни – «профессор»).
Впервые подобная история произошла в XI веке в итальянском городе Салерно. По легенде там собралось четыре врача – латинянин (т.е. человек из Рима), грек, араб и еврей. Первый владел древней оригинальной книгой на латыни, второй – оригинальной книгой на древнегреческом, двое последних – переводами с арабского. Эти четыре человека образовали общину, которую сами же называли civitas Hippocratica (Гиппократова община). Основатели, по-видимому, видели свою общину чем-то вроде бродячего консилиума врачей, поскольку главное, чем они занимались, - это посещение больных. Но к общине стали прибиваться те, кто жаждал послушать пересказы книг, хранившихся у основателей. Наиболее доверенным из этих прибившихся позволяли даже взять эти книги в руки и почитать самим. Очень скоро посторонние стали звать эту общину Scuola Medica Salernitana, т.е. Салернской медицинской школой.
С течением времени в этой школе должны были обнаружить, что имеющихся древних книг не хватает. Наверное, началась погоня за новыми переводами античных авторов. Наверное, кто-то иногда рисковал привнести свое собственное наблюдение в общую копилку знаний. Таким человеком, похоже, был Иоанн Миланский, который в Салернской школе написал поэму «Салернский кодекс здоровья», своеобразный учебник здорового образа жизни. «Кодекс» был написан через сто лет после основания Школы, в XII веке. По легенде этот «Кодекс» преподнесли возвращавшемуся из крестового похода Роберту III, герцогу Нормандии, сыну Вильгельма Завоевателя.
Еще через сто лет все та же тяга к новым знаниям привела к новому свершению. Император Фридрих II (тот, которого трижды отлучали от церкви) дал в 1238 году разрешение на проведение вскрытий трупов. По этому разрешению Салернской школе позволялось вскрывать 1 труп раз в 5 лет (т.е. каждое поколение студентов могло увидеть одно вскрытие).
О разрешении мы знаем, поскольку оно было выдано письменно и на него ссылались. А вот никаких данных о том, что вскрытия на самом деле проводились, нет. Может, о них не считали нужным писать, вот сведений и нет. Может, император вскоре отменил свое разрешение. А может, просто руки не дошли.
(Кстати, тот же император ранее дал Салернской школе первое в истории формализованное право выдавать диплом и присваивать звание «медика», а в 1213 году вообще преобразовал ее в университет.)
Первое вскрытие, о котором достоверно известно, что оно на самом деле состоялось, было проведено в 1315 году, спустя 1100 лет после прекращения вскрытия трупов в Александрийской школе.
Тосканский врач Мондиниус (Mundinus) воспользовался тем, что один папа римский умер, а нового еще не избрали (в 1314 г. умер Климент V, тот самый, который распустил орден тамплиеров, а следующий папа, Иоанн XXII, был избран только в 1316 г.).
Получив разрешение ватиканских клерков (точнее, в то время клерки были «авиньонскими»), Мондиниус провел новый вид богослужения – вскрытие трупа.
Почему это воспринималось как богослужение? Главной целью вскрытия было поразить публику совершенством замысла Создателя. Неудивительно, что первое вскрытие состоялось в церкви (при Болонском университете). Было использовано тело казненной преступницы.
В следующем 1316 году Мондиниус написал первую со времен Галена книгу по анатомии (и вообще первую с античных времен оригинальную научную книгу по медицине).
После разовой «акции» в Болонском университете, университеты стали один за другим получать разрешения проводить вскрытия трупов систематически. Первым в 1341 г. получил это право все тот же Болонский университет (вместе с университетом Падуи). Им можно было вскрывать один труп раз в 2 года. В Венеции в 1366 г. разрешили вскрывать 1 труп раз в год. В 1400-м году право на вскрытие трупов получил Пражский университет, а в 1478 г. – Сорбонна. К XV веку относятся и первые сообщения о похищениях трупов из могил с целью вскрытия.
Свидетельство о публикации №220063000558