1238 г. - как-то раз араб, еврей, латинянин и грек

Последний раз медицинскую науку в античном мире двигали около 200 года н.э. Это был Гален. А потом наступило затишье – никаких открытий, пусть даже лженаучных. До заката Римской империи оставалось еще 300 лет, III век – самое что ни на есть время расцвета, но внезапно научные изыскания прекратились. Почему? Говорят, тому было множество причин. Другими словами, мы не знаем.

Потом Римская империя пала, начались времена, когда было не до науки. Но потребность в медицинских знаниях ведь оставалась – люди болели и, заболев, искали помощи.

Возврат античных медицинских знаний именно в XI веке – скорее всего, случайность. Кто-то из европейцев, знавших арабских язык (а таких в Испании, например, должно было быть много), натолкнулся в XI веке на списки Галена, в свое время переведенные на арабский. Кто-то из тех, кто натолкнулся, захотел перевести эти труды обратно на латынь. Тут же обнаружилось, что кроме Галена, были и другие античные авторы. Тот же Гиппократ. Так в Европе появилось несколько человек, владевших частными «библиотеками» из трех, четырех или даже пяти свитков!

Эти люди иногда пересекались и – новая случайность – однажды они обнаружили, что вместе они обладают целым десятком античных книг! А может, и не десятком, а все теми же пятью, но в их списках копии дополняли друг друга. Как бы то ни было, к таким коллективным «библиотекам» должны были потянуться любопытные. Так появились «медицинские школы». Люди, изучавшие эти книги (на латыни – «студенты»), по определению уже должны были иметь определенное образование – ведь им предстояло читать на классической латыни и не просто читать, но и понимать сложные пассажи. Для этих людей такое образование было еще одним, дополнительным, как бы «сверху» к уже существующему умению читать, высшим. «Владельцы» книг обычно знали свои книги довольно хорошо и могли связно пересказывать их содержание, а подчас даже разъяснять трудные места. Такие люди автоматически становились «публичными учителями» (на латыни – «профессор»).

Впервые подобная история произошла в XI веке в итальянском городе Салерно. По легенде там собралось четыре врача – латинянин (т.е. человек из Рима), грек, араб и еврей. Первый владел древней оригинальной книгой на латыни, второй – оригинальной книгой на древнегреческом, двое последних – переводами с арабского. Эти четыре человека образовали общину, которую сами же называли civitas Hippocratica (Гиппократова община). Основатели, по-видимому, видели свою общину чем-то вроде бродячего консилиума врачей, поскольку главное, чем они занимались, - это посещение больных. Но к общине стали прибиваться те, кто жаждал послушать пересказы книг, хранившихся у основателей. Наиболее доверенным из этих прибившихся позволяли даже взять эти книги в руки и почитать самим. Очень скоро посторонние стали звать эту общину Scuola Medica Salernitana, т.е. Салернской медицинской школой.

С течением времени в этой школе должны были обнаружить, что имеющихся древних книг не хватает. Наверное, началась погоня за новыми переводами античных авторов. Наверное, кто-то иногда рисковал привнести свое собственное наблюдение в общую копилку знаний. Таким человеком, похоже, был Иоанн Миланский, который в Салернской школе написал поэму «Салернский кодекс здоровья», своеобразный учебник здорового образа жизни. «Кодекс» был написан через сто лет после основания Школы, в XII веке. По легенде этот «Кодекс» преподнесли возвращавшемуся из крестового похода Роберту III, герцогу Нормандии, сыну Вильгельма Завоевателя.

Еще через сто лет все та же тяга к новым знаниям привела к новому свершению. Император Фридрих II (тот, которого трижды отлучали от церкви) дал в 1238 году разрешение на проведение вскрытий трупов. По этому разрешению Салернской школе позволялось вскрывать 1 труп раз в 5 лет (т.е. каждое поколение студентов могло увидеть одно вскрытие).

О разрешении мы знаем, поскольку оно было выдано письменно и на него ссылались. А вот никаких данных о том, что вскрытия на самом деле проводились, нет. Может, о них не считали нужным писать, вот сведений и нет. Может, император вскоре отменил свое разрешение. А может, просто руки не дошли.

(Кстати, тот же император ранее дал Салернской школе первое в истории формализованное право выдавать диплом и присваивать звание «медика», а в 1213 году вообще преобразовал ее в университет.)

Первое вскрытие, о котором достоверно известно, что оно на самом деле состоялось, было проведено в 1315 году, спустя 1100 лет после прекращения вскрытия трупов в Александрийской школе.

Тосканский врач Мондиниус (Mundinus) воспользовался тем, что один папа римский умер, а нового еще не избрали (в 1314 г. умер Климент V, тот самый, который распустил орден тамплиеров, а следующий папа, Иоанн XXII, был избран только в 1316 г.).

Получив разрешение ватиканских клерков (точнее, в то время клерки были «авиньонскими»), Мондиниус провел новый вид богослужения – вскрытие трупа.

Почему это воспринималось как богослужение? Главной целью вскрытия было поразить публику совершенством замысла Создателя. Неудивительно, что первое вскрытие состоялось в церкви (при Болонском университете). Было использовано тело казненной преступницы.

В следующем 1316 году Мондиниус написал первую со времен Галена книгу по анатомии (и вообще первую с античных времен оригинальную научную книгу по медицине). 

После разовой «акции» в Болонском университете, университеты стали один за другим получать разрешения проводить вскрытия трупов систематически. Первым в 1341 г. получил это право все тот же Болонский университет (вместе с университетом Падуи). Им можно было вскрывать один труп раз в 2 года. В Венеции в 1366 г. разрешили вскрывать 1 труп раз в год. В 1400-м году право на вскрытие трупов получил Пражский университет, а в 1478 г. – Сорбонна. К XV веку относятся и первые сообщения о похищениях трупов из могил с целью вскрытия.


Рецензии