Это граница, брат...

     Среди мужиков ходит много разговоров о службе в армии . И что примечательно , все в своих рассказах герои , хотя автомат в руках многие держали только на присяге . И каждый " духов " ( молодых ) гонял , но как сам " летал " по первому году службы - молчок . А если довелось угодить в госпиталь , обязательно соблазнил молоденькую медсестричку . Но то , что попал в госпиталь с дизентерией и медсёстры были толстые пожилые тётушки , не расскажут . Кто-то хвалится тем , что бегал в  " самоходы " , бухАл безбожно и перетоптал всех местных девок . Но никогда не расскажет , что не вылезал из внеочередных нарядов за нарушение дисциплины . А дисциплина это основа воинской службы ....
     Лично я считаю , чтобы понять , что такое служба и дисциплина , нужно пройти службу на границе . Граница - это бессонные ночи , тревоги , постоянное бдение и , конечно же , дисциплина . Буквально два года изо дня в день , из ночи в ночь в обнимку с автоматом .
     Я служил на пограничном флоте , а потому знаю все " прелести " пограничной службы не понаслышке .               
     Пройдя обучение в учебном центре на Чёрном море по специальности водитель-моторист малого катера , дальнейшую службу я проходил на китайской границе в одном из крупных городов на реке Амур . Зимой ничего интересного не происходило , скучали на берегу : ремонт катеров , политзанятия , строевая подготовка , стрельбы , новогодний КВН , концерты самодеятельности на различные праздники , по выходным - увольнение в город и , почему то , редкое посещение спортзала .
     В период летней навигации начиналась настоящая служба . Наши катера с экипажем в два человека стояли по Амуру при кораблях , перевозили смену пограннарядов на  баржи , стоящие на якорях на городском направлении и стояли под этими баржами на случай перехвата , совершали обход границы на своих участках . Особое отделение катеров ходила на сопредельную территорию с погранпредставителями . А так же по два - четыре катера прикомандировывалось к каждой погранзаставе .
     Было ли спокойно на границе в то время ? Пожалуй нет . Открытых конфликтов не возникало , но постоянно чувствовалась напряжённость , требующая бдительности . Китайцы пошаливали , совершались различные провокации , да и другой дурости хватало .
     Это сейчас китайцы на наших полях выращивают для нас овощи и загаживают наши земли химикатами . Берут деляны и загаживают тысячи гектаров леча . В Китай вывозят древесину железнодорожными составами . А тогда , если видели , что китаец на вёсельной " джонке " зацепил  плывущее по Амуру  бревно , обязаны были отобрать . Догоняли на катере " воришку " , он бросал бревно и быстро грёб к своему берегу . Но стоило нам отойти , он снова возвращался за своей добычей . И бывало , что на четвёртый , пятый , шестой заход всё же доставлял добычу к родным берегам .
     Но это мелочи , так смеха ради . Но приказы на эти действия были абсолютно серьёзные . Однако совершались провокации и более весомые . Например , с прогулочного китайского судна на ходу спрыгивал человек и направлялся  вплавь к нашему берегу . Мы тут же отшвартовывались от баржи и шли на перехват . А пловец разворачивался и плыл к своему берегу . Возможно просто баловались , а может отслеживали нашу реакцию и скорость реагирования .
     Однажды у китайского берега , на против нашей водозаборной станции , ныряли аквалангисты с какими то оранжевыми болонами . Чем заставили не мало поволноваться нашу сторону . Мало ли что ....
     Довольно неприятные моменты  я пережил , стоя под баржей с пограничным постом . Напротив нас у китайского берега расположилась небольшая пристань . И у этой пристани стояли пришвартованными четыре  военных катера . Каждое утро из каюты одного из них выходил здоровый ( мнение о том , что все китайцы мелкие - полнейшая чушь ) лысый китаец , подходил к пулемёту , расположенному на корме и брал нас на прицел . Что у него на уме , неведомо . Очень не приятно , но отвечать на провокации нельзя ...
     Всё это подробно описываю для того , чтобы вы имели общее представление об обстановке на границе на момент основных событий моего повествования .....
     Когда заходит разговор о службе на границе , мне часто задают вопрос : А было ли мне когда ни будь страшно и случалось ли проявлять героизм ? Страшно , пожалуй , не было и героизма , как такового , не было . Но вот однажды .......
......В первую навигацию я в составе двух катеров был прикомандирован к пограничной заставе , стоявшей километрах в десяти от города вверх по течению Амура . Служба текла размеренно , не считая частых ночных тревог . Но к этому быстро привыкаешь . Мы обходили водный участок границы с офицерами заставы , забрасывали наряды на дальние рубежи заставы . По тревоге перекрывали тревожный участок со стороны реки , или забрасывали туда же тревожную группу . Иногда выходили с офицерами на рыбалку . Ночами несли службу по одному из отделения с сухопутным нарядом в секрете , или на вышке , вблизи причала катеров .
     В ту ночь мы заступили в наряд на вышке , вблизи городской водозаборной станции . Мы , это - старший наряда Сергей , он же оператор РЛС , Андрей , оператор прожектора и я , представитель плавсостава . Под вышкой у плавучего причала покачивался на волнах наш минифлот . В случае тревоги  я должен был подготовить катера к выходу ( запустить двигателя , прогреть и прочее ) . Так же на представителя плавсостава возлагалась очень ответственная задача : фиксировать проходящие вверх и вниз по течению суда , по формам плавсредства и расположению судовых огней определить тип судна ( толкач , буксир , сухогруз , прогулочник и т.д. ) и , по возможности , государственную принадлежность .
     Первый час службы прошёл гладко . Вверх и вниз прочапало несколько судов , которые я распознал без труда . Но расслабляться нельзя . Вверх по течению появилось очередное судно . Я внимательно вглядываюсь в расположение ходовых огней . Пока трудно в полной темноте сказать что-то определённое . Но вот мало-помалу определился силуэт судна . По форме , ходовым огням , и судовому освещению я , хоть и с сомнением , но выдаю вердикт : прогулочный катер и , скорее всего , китайский . На подобных судах уже совершались провокации . И , чёрт возьми , это судно направляется к нашему берегу . Чтобы развеять сомнения , старший наряда просит дежурного по заставе связаться с нижней заставой и уточнить , чьё судно прошло вверх по течению последним . Там подтвердили - китайское ...
     И всё таки китайцы , и они сейчас пристают к нашему берегу , возможно будут высаживаться . Волосы зашевелились на наших стриженых головах . Решение надо принимать моментально и оно было принято . Старший остаётся на вышке , свяжется с заставой и будет ждать тревожную группу . А мы с Андреем выдвигаемся на перехват . Я предложил пристегнуть штык-ножи к автоматам , отступать некуда , патронов мало , у каждого по два магазина , может даже придётся вступать в рукопашную . Сергей отдал нам один из своих магазинов . Мы все втроём крепко обнялись и попрощались друг с другом , на всякий случай ...
     Это сейчас может показаться смешным , а тогда было не до смеха . У нас на двоих сто пятьдесят  патронов . Сколько бойцов на катере - неизвестно . Отступать некуда , позади КСП ( контрольно следовая полоса ) и изгородь из колючей проволоки . С одной стороны - хочется жить , с другой - нельзя пропустить врага . Иначе разбегутся диверсанты по берегу , потом попробуй найди их .
     Мы с Андреем , стараясь не шуметь , побежали к месту , где причалило судно . Затаились в кустах , отделявших нас от берега . Шли минуты , время тянулось мучительно долго , но ничего не происходило . Мучил вопрос : почему они медлят . Вдруг за нашими спинами раздался топот сапог . Мы , как по команде , вскинули автоматы и приготовились к стрельбе . Я крикнул в темноту :
   - Стой , кто идёт , стрелять буду !
   - Отставить ! Начальник заставы с тревожной группой - услышал я знакомый голос .
     Камень упал с души . Успели , будем жить .
   - Ну что тут у вас ? - отдышавшись спросил начальник заставы .
   - Да вот , что-то молчат . - ткнули мы стволами автоматов в сторону катера.   
     Бойцы по приказу командира окружили судно с оружием на изготовку . Начальник заставы в сопровождении двух солдат поднялся на борт . Все замерли в ожидании . Каждый слышал  биение своего сердце ...
     Вскоре наш капитан спустился на берег , а судно тут же отшвартовалось и ушло . Оказалось это был советский катер " службы водных ресурсов " . Задержались в пути и решили здесь заночевать . Командир объяснил им , что стоянка судов в районе водозаборной станции запрещена , и они без споров отчалили . Нижнюю заставу они проходили ещё засветло и проводили работы где-то между нашими участками . И только с наступлением сумерек двинулись дальше . Потому то и вышла неувязочка с фиксацией прохода этого плавсредства . Но предыдущее всё же было китайское .
     Зато мы проявили бдительность , были довольны собой и ожидали награды . Но по возвращении на заставу нас ждал " бонус " в виде ночной влажной уборки служебных помещений . Короче , вместо того , чтобы лечь спать после наряда , а утром получить поощрение , мы мыли полы в дежурке и холле . А всё потому , что доблесть и разгильдяйство ходят бок-о-бок ...
     После всех бурных событий ночи мы продолжили несение службы на вышке . В четыре часа прибыла смена , и мы пешим порядком отправились на заставу . Настроение было приподнятое . На ходу обсуждали как нас наградят за доблесть и бдительность . Но начальник заставы по своему проверял бдительность . Частенько на КСП он оставлял след ноги , или бросал какой ни будь предмет в виде ремня , рукавицы и т.д. на вспаханную полосу . И от этих шуток было не до смеха : или ночная учебная тревога ( хотя ночных тревог и без учебных хватало ) , или взыскание .
     Вот такой  " гостинец " мы и прошляпили . Так как двигаясь вдоль границы , должны были идти друг от друга на определённом расстоянии , в полном молчании , и каждый на ходу должен вести наблюдение за определённым сектором местности . Но " будущая слава " застелила нам глаза и разум . И как итог - награды мы так и не получили . Хотя от замполита заставы узнали , что руководством погранотряда наши действия были отмечены как правильными и доблестными . Но награда так и не нашла своих героев . Впрочем , по большёму счёту , героями то мы и небыли . Просто несли свою службу грамотно и добросовестно . Как и должно быть ...
А наградой нам было спокойствие и неприкосновенность нашей Родины , мирная жизнь наших родных . И это не громкие слова . Мы так были воспитаны ......

                Ст.С. 2020 г.
 


Рецензии