Маленькие рассказы. День молодёжи

    Вчера-позавчера прошли праздничные выходные - Дни молодёжи.
Хочу отметить, что праздник советской молодёжи был учреждён ещё в 1958 году и тогда приходился на последнее воскресенье июня. Этот день во времена СССР часто объединяли и со школьными выпускными: экзамены сданы, как говорится "Делу время - потехе час!" - почему бы и не погулять.

    Президент России Борис Ельцин в 1993 году закрепил твёрдую дату, теперь уже для Дня молодёжи России, на 27 июня. В этот день в городах и весях проводятся различные праздничные мероприятия: концерты, выставки, выступления народных коллективов и художественных ансамблей, спортивные соревнования среди молодёжи и прочее.

    К сожалению, в этом году из-за ограничительных мер, связанных с пандемией коронавируса, никаких молодёжных дискотек и тусовок, как раньше, в стране не было. Все мероприятия проводятся онлайн. Напомню также, что на эти выходные у нас в областном центре введён запрет на продажу алкоголя - ни крепкие напитки, ни пиво приобрести нельзя. Это, кстати, и замечательно.

    А мне припомнилось моё детство и празднование дня советской молодёжи в нашем Приаргунье. Почему-то в мою память врезались только два таких дня, хотя праздники-то были ежегодно. Вот попробую поделиться своими воспоминаниями.

    Первый день молодёжи я отчётливо помню в селе Дурой, где мы жили, и родом откуда все наши предки - и прапрадеды, и баба Елена Гантимурова, и мама моя, и я там же начала свою жизнь на свете. Лет мне было, видимо, совсем мало, до школы я ещё не доросла к тому времени.

    В моём детском сознании не слишком много отложилось, да и само назначение мероприятия мне, вероятнее всего, было неведомо. Но с того праздника я усвоила, что молодёжь - это здОрово! Это весело... И в честь молодёжи устраивают такие замечательные праздники.

    Празднование проходило где-то далековато от села, на побережье Аргуни.
Если б я там потом бывала, уже выросшая, то знала бы, где обычно проводились колхозные сельские праздники, но мне не довелось... Мы оттуда переехали, когда мне шёл десятый год. А так мне показалось, что мы ехали долго.

    Все сельчане: и молодёжь, и взрослое население были доставлены к месту
на грузовиках. В кузове были закреплены к бортам скамеечки на крепких кованых крючьях. Я помню, что даже не было никаких лесенок или подставок. Все с лёгкостью заскакивали в кузов, это было для них обычным, каждодневным делом - ведь так возили на работу. Парни или мужики подавали сверху руки тем, кто постарше или женщинам, с весёлыми шутками-прибаутками рассаживались. Кому не хватало места, присаживались на корточки в ногах у сидящих на скамеечках и придерживались руками за борта. А самые лихие непоседы ехали, стоя во весь рост у кабины. Как же было классно им - ветер в лицо, захлёбывались от него, волосы размётаны во все стороны, лица у всех прокопчённые на забайкальском солнце до бронзовости. А уж солнца-то в Забайкалье... Уууух! Самая солнечная территория страны.

    Помнится, день был солнечный, жаркий, ни тучки-ни облачка на бескрайнем голубом просторе неба, хотя началось всё гуляние утром, часов в 10-11 где-то.
Во-первых, торговали автолавки, видимо, какими-то дефицитными продуктами и редкими вкусностями.
    Честно говоря, я вообще не припомню, что могло в то время относится к этим "разрядам" товаров. По моему детскому разумению, всё было на столе самым вкуснючим именно в то время, в нашем детстве. Мы не знали про кондитерские изыски теперешних заграничных производителей в хрустящих, разноцветных, блестящих упаковках. Наши бабушки и мамы пекли такие вкусные пироги и различное печенье, что и невозможно его с чем-то сравнивать.
    Мясо было у каждой семьи своё, "взрощённое" с любовью и терпеливым уходом. Все блюда из него были такими "быстроусвояемыми", что того и гляди останешься без языка...- проглотишь ненароком. А забайкальцы без мяса да без чая и жизни не знали. А чай в Забайкалье пили особенный: "Карымский" зелёный, солёный "сливан", со сливками, порой ещё и с взбитыми яйцами... - суп!
    Из овощей в моём детстве не было больших-то разносолов, перцов болгарских и всяких кабачков-баклажанов у нас почему-то в то время ещё не практиковали выращивать в огородах. Самое же главное и необходимое было качественное и в достатке.
    Ну, и особое наше достояние было - аргунские караси! Кто хоть однажды их ел в своей жизни, тот навсегда сохранит в памяти этот неповторимый вкус...
Они таяли во рту! Их золотисто-радужный вид и головокружительный запах жареных красавцев издали сводил с ума и вызывал аппетит. А караси в сметане!
Это по-варварски просто и по-царски вкусно. Говаривали, что аргунские караси в какие-то века поставлялись к царскому столу. Как только их туда доставляли без холодильников, зимой, наверное, мороженых возили. Но это уже не тот смак.

    Начался праздник с выступления председателя колхоза Ивана Матвеевича Берегова. Он выступил возле стола, накрытого красной скатертью, в центре которого стоял гранёный стеклянный графин с водой и стаканом, с подведением итогов завершённых работ посевной, с благодарностями механизаторам и всем хлеборобам. Отметил передовых чабанов, у которых прошёл хороший плодовитый окот в отарах, появилось много новорождённых ягнят, был наименьший падёж среди них. Короче, всем заслужившим - похвалы не жалел. Раздали грамоты и объявили о премиях к зарплате. Люди слушали с вниманием и хлопали от души.

     Потом прямо с машины, кузов которой стал служить подмостками сцены, выступали доморощенные артисты, участники сельской и школьной художественной самодеятельности. Девчата все были голосистые, бойкие и задорные, глазами так "стреляли", что испепеляли сердца бедных представителей сильного пола до полнейшей потери самоконтроля и упадка силы духа. Казачки-гуранки, кто против устоит?! Музыка в то время была только живая, аккомпанировали на баянах мой отец с другом, дядей Парамоном. Ну, а после и танцы устроили, только пыль клубилась из-под ног, а баянисты до отказа разводили меха своих, видавших виды, инструментов.

     "Десертом" праздника были скачки... Какой казак да без коня?!
Сельские ребятишки пограничного Приаргунья начинали ездить верхом чуть ли ни раньше, чем ходить самостоятельно. Конь был, практически, в хозяйстве каждого дома. Конь - это любовь, передающаяся в крови из поколения в поколение. Это друг казака от рождения и до кончины. Это боевой напарник во времена войн. Конь в тяжёлом крестьянском труде - это сила и помощь. Да и просто конь - это душа, которая понимает даже без слов, служит своему хозяину верой и правдой.

     Описывать скачки в детском восприятии я не берусь. Помню, что стоял ор, рёв и свист. Неслась могучая энергия конских мышц, стоял гул земли от топота копыт, развивались гривы на ветру, наездники слились с лошадиными спинами... И всем этим управляло желание прийти на финиш первым, показать, что любимый конь лучше всех остальных. Ну, и конечно, что ты не "так себе", а казак с большой буквы.

     И всё это безумно захватывающее действо было по времени молниеносно. Как резко, по хлопку (не знаю, чего...) началось, так же и завершилось в момент наивысшего ажиотажа болельщиков, изо всех сил поддерживавших свои родных и друзей, (а в селе все были друг другу родня и друзья!) охрипшими голосами:
 - Даааввааай! Даааввааай!!!ГРИНЯ! ПЕТРОООО! Жммиии! СЁМКААА! ШУУРРРКАА!!!

    Когда пыльное густое облако на стремительных лошадиных ногах долетело до финишной черты, раздались радостные одобрительные возгласы и расстроенные обрывки известных фраз... Всё напряжение толпы враз спало, будто выдохлось.
А наездники, окончившие заезд, продолжали успокаивающей рысцой двигаться на своих взмыленных храпящих скакунах. Нельзя было сразу останавливаться, чтоб дать лошади "остыть". Ох, и выложились...- по полной!

     Я устала от жары, впечатлений и продолжительности праздника, и после обеда мне уже не доставляло большого наслаждения это "мотание" за мамой по раскалённой степи. Помню, мы ходили "к водичке" на берег, чтоб немного освежиться, но ни мы с мамой, ни другие учителя, с которыми мы вместе туда приехали, не купались. Видимо, по нормам морали тех лет это было неприлично,
вроде бы официальный праздник большого скопления жителей, а не пляжный отдых.
Только в сторонке от людей "праздновали" свои достижения конюхи-наездники: они организовали купание коней.

     Назад, домой в село, после окончания праздника, мы уже не тряслись в кузове полуторки. Председатель колхоза вскоре после начала мероприятия уехал, но остался председатель сельсовета, Нил Иванович Гантимуров. Он маме был сродным братом. Вот с ним на "брезентовом БОБИКЕ" мы и приехали все: дочь директора школы Евдокии Елизарьевны - в будущем моя первая учительница Альбина Глебовна, Тамара Александровна Пасечкина, тоже учитель, и мы с мамой.

    Вот так на долго, на десятки лет, запечатлелся в моей детской памяти день советской молодёжи, произошедший в самом начале шестидесятых годов прошлого века. Звучит-то как! СОВЕТСКОЙ МОЛОДЁЖИ ...ПРОШЛОГО ВЕКА!

     А ещё... в семейных архивах сохранился снимок с того праздника. Качество, конечно, соответствующее срокам. На нём совсем ещё юные девчонки, Альбина и Тамара, в светлых платьицах. И моя мама, на переднем плане. Я даже помню это её платье из лёгкого китайского шёлка, на табачно-золотистом фоне жёлтые и голубые небольшие тюльпаны. Привет из далёкого светлого прошлого...

     29.06.2020г.

    

   


Рецензии