Корабельные сварщики

Сегодня 29 мая – день сварщика. Расскажу одну историю.
Служить в военно-морской флот я был призван после окончания двух курсов института  при заводе «Ростсельмаш». Институт особенный – совмещаешь понедельно работу и учёбу. Я учился на факультете сварочного производства, и поэтому с 17 лет уже имел рабочую профессию – электросварщик 3 разряда. Институт наш назывался ВТУЗ при заводе «РСМ», сокращённо от «вошёл тупым ушёл задротой». Итак, с опытом работы сварщиком, я попал служить в дивизионе живучести, электро-механической боевой части крейсера управления «Жданов» в должности сварщика ремонтной команды. Теперь, когда офицер в меня тыкал пальцем, я должен  был чётко и внятно представиться так:  «машинист-ремонтник, матрос Черных, боевой номер 5- 41-35!». Сварщик на корабле всегда в почёте. И офицеры и матросы идут на поклон. Так что уже через год службы я был в меру борзым матросом, и служба не была мне в тягость. Работы было много всегда: и когда наш героический крейсер стоял на ремонте, и когда стали выходить в море и сдавать боевые задачи. Среди трёх  сварщиков ремонтной команды, толком никто не владел газовой сваркой, поэтому наш старшина команды – мичман Григорьев выслеживал газосварщиков среди поступающих на корабль «духов»  и моряков, списанных с других кораблей. Трёх электросварщиков, в числе которых был я, Григорьев таким образом  уже отловил, за что ему отдельное спасибо, а то служить бы мне комендором зенитной артиллерии. В один прекрасный день, мичман притащил в команду четырёх «духов». Два назвались токарями, один фрезеровщиком и один газосварщиком. Звали сварщика Юра Спесивцев, родом он, кажется,  из Херсона. Рыжий такой, спокойный, трудолюбивый парнишка.  Допуск для проведения сварочных работ на корабле можно было получить только через два месяца, но так как Юра был классным сварщиком, мы по-тихому давали ему работу именно газовой сваркой, потому что он это умел. В одну из летних суббот, после большой приборки и обеда, поступила заявка на огневые работы внутри командирского катера. Работать можно было только газовой сваркой по ряду нескольких причин. Мы обозначили в журнале огневых работ, что работы буду проводить я, а безопасность работ будет проводить стажёр – Юра Спесивцев. Катер не помню каким образом разместили на палубе шкафута, возле нашей «кузни». Мы со стажёром  присоединили шланги к ацетиленовому и кислородному баллонам, подключили старенькую газовую горелку, и Юра исчез в трюме катера. День был погожий, я - в тапочках, голый по пояс протирал электрокабель, иногда посматривая в сторону катера. Периодически из катера высовывался Юрик, чумазый от дыма, прокашливался от угара, потому, что варил в закрытом пространстве, улыбался и снова нырял в брюхо трюма. Я потихоньку покуривая на палубе, что, конечно, запрещено корабельным уставом и строго карается, напидоривал кабель… И вдруг увидел жесты «духов» - узбеков, которые неподалёку стирали форму. Узбеки показывали на газовые баллоны, глаза их были округлены от ужаса и всё это они делали на бегу.  Я повернулся в сторону баллонов. Я понял, что произошёл «обратный удар». Кратко – раскалённая капля металла попала в шланг ацетиленового баллона и воспламенила газ, скорее всего из-за неисправности горелки и слабого давления в редукторе баллона. Полыхал шланг у вентиля ацетиленового баллона. Струя пламени высотой около двух метров уже воспламенила краску на переборке. Краска надулась огромным пузырём и полыхала самостоятельно. И вот тут я попал в парадоксально-временное пространство. Время не существовало, оно спрессовалось или растянулось, даже не могу объяснить… Я выскочил из своих тапочек, подбежал к вентилю ацетиленового баллона, закрути его с той стороны, с которой не было огня, сорвал обгоревший шланг, закрутил вентиль кислородного баллона, схватил огнетушитель, направил струю пены на горящую краску. Побежал к катеру, на ходу снимая свои штаны, залез в катер, быстро кинул их Юрику,  крикнув, чтобы он снимал свой комбез и одевал мои штаны.  Испачкав свою репу сажей, кратко проинструктировал стажёра о том, что он должен говорить, что варил я, он обеспечивал безопасность. Ведь, он не имел допуска к сварочным работам, а это могло быть проблемой не только для нас, но и для мичмана Григорьева, который на своих длинных ногах уже мчался к нам, потому что на корабле сыграли сигнал аварийной тревоги. Краткое объяснение ситуации мичману, он помчался в дежурную рубку, давать отбой тревоги. Комментарии по трансляции…что, мол благодаря действиям матроса Черных очаг пожара ликвидирован.  Думаю, сейчас отпуск дадут! Но, дежурный по кораблю вещал далее, о том,  что матрос Черных использовал  небезопасное оборудование, поэтому его надо пожурить, но не сильно. Вот так всё быстро произошло за несколько минут, которые мне показались очень длинными или очень короткими, я так  и не понял. Но по отсутствию на палубе моих тапочек, чётко понял, что их у меня свистнули. Соблюдайте технику безопасности и не щёлкайте лицом в большой семье! Всех сварных с праздником!


Рецензии