Уроки ИЗО. Цветовые ритмы в сюжетных картинах

Ритмичность цветовых форм присуща многим работам художников сюжетной живописи. Таковы работы Игловикова, когда стоя у полотна видишь ритмическую динамику изображений возникает ощущение присутствия. Но мы рассмотрим цветовые ритмы во всех подробностях на примере картины "Водоём" Борисова-Мусатова. Именно на ней и можно изучать это художественное явление. Передать содержание картины словами воспринимая только цвет и фон здесь невозможно. Оно в том настроении, которое вызывается самим композиционно-живописным строем полотна. Это настроение тихой, нежной грусти, светлой печали. Необычная точка зрения, избранная художником, выносит линию горизонта за пределы картины, отчего планы - передний и дальний - сближаются, замыкая и ограничивая пространство, делая его интимно-камерным. Этому служит и дугообразная линия берега водоёма, выгораживающая пространство от окружающего большого мира природы, который видится лишь как отражение в водном зеркале.
  Спокойные линейные ритмы - вертикальные в стволах деревьев, в струящихся складках накидки стоящей женщины и мягкие, круглящиеся в очертаниях берега, облаков, в изгибах широкой юбки сидящей женщины - гармонично сочетаются, внося в композицию равновесие и тишину. Вот это и есть яркий пример того, как ритмичные формы подчеркнули и организовали пространство сюжета, его этот сюжет и создали, обнажив настроение и характер полотна. Молчаливы и женщины. Они рядом, но не общаются, их взгляды устремлены в разные стороны. Объединяет их задумчиво-мечтательное состояние.
  Спокойны и уравновешенны цветовые ритмы. Звучные и чистые синий, розово-сиреневый, зелёный, белый цвета мягко сопоставлены. Каждый из них, варьируясь в тональности и повторяясь в разных частях картины, участвует в её цветовой гармонии, колористической цельности. Так насыщенный и глубокий голубой цвет в юбке стоящей женщины, перекликается с более светлым и нежным голубым цветом неба; золотисто-зелёный цвет берега поддерживается и развивается более звучной и густой зеленью отражённых деревьев; звонкий розово-сиреневый цвет платья сидящей женщины как бы разбивается на более слабые по звучанию розово-серые и сиренево-серые тона первого плана; и через все эти цвета и их оттенки проходит белый цвет - в одежде женщин, в облаках, прорезающих синеву неба и пронизывающих зелень деревьев.
  Ясным ритмам подчинены и мазки кисти, имеющие как бы одно направление - сверху вниз, отчего возникает ощущение плавной текучести самой живописной поверхности. Краски нанесены тонким слоем, сквозь них отчётливо видна структура холста - зерно его нитей, также вертикальной направленности. Мягкие, певучие линейные и цветовые ритмы, ритмы самой фактуры рождают нежную мелодию, поэтический, элегический образ.
  Можно сказать, что музыка картины Борисова-Мусатова - как тихая печальная песня. Художник считал, что как в музыке - в сочетании звуков, так и в живописи - в сочетаниях красок, в ритмах линий можно выразить мелодию. Но музыкальность цвета - это отдельная тема. В письме русскому художнику Александру Бенуа он писал: "Бесконечная мелодия, которую нашёл Вагнер в музыке, есть и в живописи".
  В поисках музыкальности Борисов-Мусатов был не одинок. Многие художники начала века самых разных творческих индивидуальностей достигали образной выразительности своих картин через ритмические "музыкальные" звучания линий и цвета. "Музыка" их полотен звучала по разному. Каждый из них вносил свой вклад в создание новой живописной системы 20 века.


Рецензии