О музыке

    Если ошеломить Барсукова странным  вопросом: «Исчезни музыка, -- что случится?», то ошеломления не произойдёт, просто  Барсуков, немного подумав, ответит: «Ничего плохого не случится. А может станет даже лучше». Ну  насчёт «лучше» он обронил, исходя из своих докук. 

         Над ним две девочки ежедневно долбили его голову бесконечными гаммами и прочими музыкальными экзерсисами, которые они энергично извлекали из громкого пианино. Барсуков, чтобы особо не психовать обзавёлся даже наушниками-глушителями.

       По выходным из окна напротив неслись вопли западных групп, записями которых наслаждался парень с ирокезом, а чтоб и окружающие могли бы разделить его удовольствие, он распахивал окно.

       Из питейного заведения, открытого кавказцами, текли надоедливые восточные мелодии или дёргалась раздражающая лезгинка.

       Исчезни музыка – исчезла бы и эта музыкальная шелуха. И наступила бы благодать. Наступила бы тишина

       Благодать. Тишина. Это хорошо! Но, что же в этой тишине будут делать солдаты на параде, парни и девушки на дискотеке, верующие на литургии?  Музыки же не стало!

     Ничего страшного.  Солдатам нужен темп, что полностью обеспечит большой барабан при поддержке малых барабанов. И не нужны здесь сотни трубачей, дудение  которых  только смазывают темп.

     В танцевальных залах не танцуют,  а ритмично дёргаются.  Вот этот ритм дёргания  будет вполне эффективно задавать ударник со свой «кухней». 

     А литургия так и останется литургией с певчими церковного хора. Песнопения никуда не уйдут. Ведь разговор-то ведётся об инструментальной музыке, а хоровая музыка  -- это и не музыка, а сонм человеческих голосов  в их распевном варианте.

     Если наступит тишина, исчезнет музыка , то, кроме всего прочего,  музыкальных театров, филармоний,  симфонических и других оркестров ведь из тоже не станет.

      Конечно, не станет. Но это не трагедия. Посещают симфонические  концерты, оперы  и т.п. неординарные люди . Их немного. Да ещё -- богатенькие граждане,  для понта, но их тоже немного.  Ну и туристы, у которых посещение оперного театра – есть один из пунктов тура.  Простой же народ к этому делу равнодушен.  Исчезни в одночасье оперные театры,  концертные залы  простой народ, т.е. основная масса населения, этого просто не заметит. И понятно почему.  Не ходят токаря, грузчики, электромонтажники, водопроводчики , сварщики на оперы и симфонии.

   Не ходят потому, что классическая музыка для них есть вещь неинтересная, непонятная и скучная  Да и билеты стоят ого- го. Например в Мариинке они в несколько раз дороже чем в  Метрополитен опера, хотя зарабатывают россияне в разы меньше чем американцы. То есть, здесь налицо жирное свинство театральных деляг.  Конечно, труженик сто раз подумает,  что ему  купить: то ли  билет на «Трубадура», то ли  или кило мяса на обед.

    В отличии от коммунистов , нынешним властям до фени, что народ  далёк от  Бетховена. А коммунистов этот вопрос волновал. Они провозглашали: «Искусство – народу». и этот лозунг активно претворяли в жизнь.  Симфонические оркестры и оперные певцы выступали на заводах, давая концерты прямо в цехах. По радио транслировались и скрипичные и фортепьянные концерты, отрывки из опер.  Выпускалась куча граммофонных пластинок с записями  классической музык и самое главное – билеты  в оперу и на концерты были баснословно дешёвыми.
И на каждом предприятии собственные духовые оркестры, оркестры народных инструментов,  хоровые коллективы.  В домах культуры – музыкальные студии, музыкальны школы, музыкальные коллективы. И всё бесплатно: иди трудяга, постигай культуру.  Господи, какими же порядочными людьми были эти коммунисты!

  Сейчас всё не так. Сейчас за всё гони деньги. А где их взять простому труженику. Так что исчезновение музыки народной трагедией не обернётся. А обернётся благодатью и тишиной.

      А между прочим тишина – это тоже музыка. Её,  эту тишину обозначают в нотных записях  специальными значками, определяющими время молчания.  Вообще в нотах много значков и Барсуков долгое время недоумевал, как по этим странным значёчкам   можно умудриться   воспроизводить  музыку.

        Значки-то в виде букв он освоил очень рано благодаря газете «Правда», которую выписывал его отец . Там  были разные интересные картинки и мальчику очень хотелось знать,  что  на них изображено. Очень скоро он научился сплачивать буквы в слова и узнавать,  что это маршал Ворошилов принимает парад, что это товарищ Сталин  осматривает строительство какала .    С буквами всё было понятно. Но вот ноты – это была таинственная загадка.

      Отличница Сахарнова кроме портфеля носила с собой и папку с нотами. Она занималась в музыкальной школе по классу фортепьяно. Рассматривая ноты, что были в папке у Сахаоновой,  Лёшка Барсуков  никак не мог понять, как по этим закорючкам, расположенным  на пяти линейках, можно играть музыку.  Так он этого не знал до семнадцати лет. А узнать хотел. В  семнадцать лет он всё-таки  сподобился постичь музыкальную грамоту. На заводе, где он работал токарем. завком организовал оркестр мандолинистов, в который немедленно записался Барсуков. И там он узнал, что всё очень просто , что всё очень ясно и точно. И стал исполнять разные музыкальные вещи сидя на вторых мандолинах На первых сидели девушки со своими гибкими пальчиками, а руки Барсукова, задубевшие от общения с металлом  были слишком грубы для извлечения шестнадцатых, а тем более --  тридцать  вторых.

     Со временем оркестр, кроме народных мелодий, стал исполнять и классику.  Глинка, Моцарт, Чайковский. Заводские мандолинисты под аккомпанемент  гитар  лихо наигрывали даже марш из «Кармен», что было явной наглостью, поскольку эта бравурная, напористая вещь многое теряла при исполнении её в мандолинном варианте.  Классическая музыка Барсукову нравилась. И это было здорово, что в голове у работяги рядом с допусками и посадками  соседствовали   такие понятия как бемоли, глиссандо, диминуэндо.

        С оперной музыкой Барсуков познакомился, когда учился в нахимовском училище. Рижский оперный театр шефствовал над юными морячками.  Это шефство выражалось в том, что театр выделял училищу бесплатные билеты на галёрку. Первым оперным спектаклем для  Барсукова стал «Князь Игорь». Опера потрясла мальчика. Гром большущего оркестра, хор, солисты, солнечное затмение, шествие воинов, попы с иконами, дикие пляски всё смешалось в единое величественное впечатление.  С тех пор он стал заядлым любителем оперы.  Уже в свои юношеские годы он просмотрел весь репертуар как Мариинки,  так и Малого оперного театра. Некоторые оперы были им прослушены  дважды, а то и трижды. Вскоре Барсуков приобщился и к симфонической музыке.  Из всего сказанного видно, что ему  очень повезло с возможностями обогащения своего внутреннего мира.  Если бы не оркестр мандолинистов, если бы не шефство оперного театра, то скорее всего музыкальные пристрастия Барсукова не поднялись бы выше прослушиваний Киркорова и Арбокайте.  Возможны ли такие счастливые случайности в современном мире. Барсуков считал, что невозможны. Хотя с помощью Интернета можно ознакомится с любой оперой с любой симфонией, но это чисто справочное знакомство. С живым восприятием музыки в театральном зале его даже и сравнивать не стоит.

      Евгений Фёдорович Светланов говорил: «В мировой музыке есть сотни и даже тысячи прекрасных произведений.  Для того, чтобы прослушать их  не хватило бы нескольких человеческих жизней. Среди этих произведений  есть и менее известные, но есть и хорошо знакомые, есть любимые произведения. Среди этих любимых произведений есть выдающиеся произведения. Среди выдающихся есть великие. А среди великих есть величайшие.  Вот таким величайшим произведением и является Шестая симфония Чайковского.»

      Конечно, Патетическая симфония это шедевр, особенно в исполнении Светланова. Что и говорить: Светланов – гигант. Все симфонии Чайковского,   исполненные Светлановым – это недосягаемые вершины , особенно для западных дирижёров, которые вообще не чувствуют и наверное не понимают русскую музыку, исполняя её очень формально с упором на звуковые эффекты.

    Они, по мнению Барсукова, и свою-то западную музыку исполняют без души. Во всяком случае  Пятую  симфонию Густава Малера (особенно её божественное Адажиетто) в трактовке Гергиева Барсуков предпочитает любым западным вариантам.

       Помимо «Патетической» в разряд музыкальных шедевров входит много симфоний, опер, концертов. И все они разные, и все они прекрасные, и исчезни они --  человечество понесло бы большую утрату, поскольку помимо сантехников, которые не очень интересуются симфониями, существуют миллионы любителей   классической музыки.

       Поэтому не прав Барсуков, легкомысленно посчитавший, что исчезновение музыки –  не трагедия, что при этом  «ничего плохого не случится. А может станет даже лучше».

     Следует отметить, что был на Руси период.  когда музыка не звучала.  Это случилось в середине 17 столетия.  Уже в Европе повсеместно распространилась скрипка, на основе которой создавались скрипичные ансамбли, камерные оркестры. Для них композиторы сочиняли красивую музыку. А россияне довольствовались балалайкой, рожком, гуслями, да и те попали под запрет. Церковники решили,  что все эти дуделки и бренчалки от беса, что Богу угода только вокальные восхваления. Эту мысль они внушили царю, который повелел все музыкальные инструменты собрать и сжечь. И всё, и тишина. Слух ласкал лишь колокольный звон.

       Становление русской музыкально школы началось лишь в петровские времена.  Появились сочинители духовных произведений (Березовский, Бортнянский, Фомин), а вскоре – и светские композиторы (Верстовский, Алябьев, Варламов, Гурилёв).  И наконец засияла звезда Михаила Глинки – первого российского музыкального классика, после которого Россия подарила миру Бородина, Мусоргского, Чайковского, Римского-Карсакова, Скрябина, Рахманинова, а СССР – Прокофьева, Кобалевского, Сверидова, Шостаковича, Хачатуряна.

    РФ пока что миру ничего не дарит. Нет, музыкальные учебные заведения выпускают много музыкантов, но они как-то не поднимаются до мирового уровня. Может быть ещё время не пришло, может быть всё ещё впереди Ведь не зря же такое приличное   учебное заведение как Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных стало Российской академией музыки им. Гнесиных.  Ужо, акадэмики натворят шедевров.!

О МЦЗЫКЕ

1.
Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем…»
Вдыхала дева запах моря
И ела устрицы во льду.

А это был простой вальсок
Слегка смешной, но очень нежный
Но он казался злым, мятежным,
Когда стучала кровь в висок,

Когда душа была полна
Сомнений. страхов несусветных,
Когда от  чаяний  заветных
Осталась пенная волна

Обид и лжи.  И вот вальсок
Уже становится враждебным…
Общайся с музыкой, дружок,
С душою чистой, с сердцем нежным.

2.
«Собираются дистрофики
В довоенный это зал…»
Ну, а зал отнюдь не тропики,
И в фойе отнюдь не бал.

Пол оркестра уж на кладбище.
Пополняли из полков.
Дирижёр  едва стоит вообще.
Зал заполнен до звонков.

Взмах руки и взрыв гармонии.
Барабаны вместо лир…
«Ленинградская симфония»
Потрясала зал и мир.

3.
«Ты помнишь как шагнули роты
Железной поступью пехоты?»
В бою не дрогнул ни один,
Когда взметнулось словно пламя,
Над нами шелковое  знамя,
И трубачи пропели гимн.

Призыв один: «Прорвать блокаду!»
Бойцы приказу были рады
За что сражались  каждый знал
Призывно, мощно над Невою,
Над льдом, окрашенным зарёю,
Звучал «Интернационал"!   


Рецензии
Хорошо порассуждали, Александр Георгиевич!
Вы перечислили рабочие профессии нелюбителей оперы, а между тем ее, оперу, не любят и врачи, офицера, менеджера - все те дети сантехников и электриков. Полупусты залы когда там дают оперу. Отчасти это оттого, для меня точно, что теперь поют на языке оригинала. А о чем поют и по-русски-то было неясно.

А еще сомнения у меня что русские, советские композиторы достигли известности на западе.
Я это понял обходя вокруг Гранд Опера в Париже. По окружности театра стоят бюсты композиторов. Наших нет.

Даже в десятку наши не входят по утверждениям музыковедов.

Но запрещать музыку нельзя! Пусть даже киркоров с шансонерами испражняется. Каждому своё. А нам выключатель милее!

Спасибо Вам! Будьте здоровы!

Юрий Игнатюгин   01.07.2020 23:49     Заявить о нарушении
Юрий, благодарю за отзыв. А, что касается отсутствия бюстов русских композиторов у Гранд Опера, то их там и не может быть. Их отсутствие только подчёркивает молодость русской музыкальной школы. Когда начиналось строительство Парижской оперы (1860), и Бородин, и Мусоргский, и Чайковский, и Римский-Корсаков — это юноши, а Скрябин, Рахманинов, Стравинский ещё вообще не родились.
Успехов и здоровья!

Александр Брыксенков   06.07.2020 07:43   Заявить о нарушении