Есть такой город - Серебряные Пруды!

 Не думаю, что молодым имя ИРАКЛИЙ АНДРОНИКОВ  что-нибудь говорит, увы. А мы в свое время заслушивались его удивительными рассказами. Сейчас, по-моему, и жанра такого  нет на эстраде – «рассказчик».  Между тем, один из самых популярных его рассказов  именно об этом - «В первый раз на эстраде». О том, как он впервые выступил в филармонии, предваряя концерт С.Танеева (вот отрывок из его выступления): 
«А се.во.ды.ня мы испол.няем Та.нее.ва. Пер.вую сим.фонию Танеева.
Це-моль. До-минор. Первую симфонию Танеева. Это я к тому говорю, что це-моль
- по-латыни. А до-минор... тоже по-латыни!
Подумал: "Господи, что это я такое болтаю!" И ничего больше не
помню. Помню только, что зал вдруг взревел от хохота! А я не мог понять, что я
такого сказал. Подошел к краю подставки и спросил: "А что случилось?" И тут
снова раздался дружный, "кнопочный" хохот, как будто кто-то на кнопку нажал
и выпустил струю хохота".
   Вспомнили? В моей  домашней библиотеке  есть две его книги: «Я хочу рассказать вам…». и  «А теперь об этом».
      Взяла с полки перечитать «А теперь об этом» и как споткнулась – как я раньше не обратила на это внимание? – вижу родное словосочетание «СЕРЕБРЯНЫЕ ПРУДЫ». В очень далекие годы жила в этом  благословенном месте на самом юге Подмосковья,(168 км от Москвы), «секретарила» здесь в комсомоле, потом работала завотделом культуры…
      Надо сказать, что все свое творчество И.Андроников посвятил  людям, с которыми его свела судьба. В рассказе «Перевоплощение»  он рассказывает о поэте Ираклии Абашидзе. 
    "Мы ехали в Москву из Тбилиси в начале января 1942 года: Ираклий Абашидзе… Михаил Светлов и я — в распоряжение Главного политического управления Красной Армии для назначения в армейские газеты. Движение через Ростов восстановлено еще не было, и поезд шел на Сталинград, Ворисоглебск и Михайлов. Вагон скрипел от морозов и старости, в дальнем купе кто-то уныло тянул на баяне: «Любимый город может спать спокойно…» Пассажиры занимались игрой в домино или спали. Наконец, приближаясь к Москве, мы вошли в зону, недавно освобожденную, и, не отрываясь от окон, глядели на следы поспешного пожарища. К станции поезд подошел медленно, и так же медленно в белом полусвете зимнего дня скользнуло кирпичное здание станции без крыши, с черными проемами окон и закопченными буквами на фасаде — «Серебряные пруды».
Абашидзе вздохнул:
— Какое название прекрасное. Как поэтичен этот народ. И что они сделали!..
Миновав платформу, вагон наш остановился на пустыре: невдалеке торчали остатки сожженной деревни, прямо перед окном валялся искореженный бомбардировщик со свастикой. Рядом дети катались на санках с крохотной ледяной горки. Какой-то маленький, закутанный в мамкин платок, ударял железным предметом по самолету.
— Ты погляди на него! — восхитился Ираклий. — Хочет разобрать все — до последнего винтика!
Поезд тронулся. Сбитый самолет, снежная горка, дети сдвинулись влево и в прошлое.
Абашидзе ушел к себе. Через два часа снова появился в дверях:
— Хочешь, прочту?
Не буду цитировать первый вариант этих двенадцати строк. В них были и сожженная деревня, и стервятник со свастикой, а в конце – неожиданный поворот, переосмысливающий всю картину: "И ребенок, у которого они отняли детство, со слезами ударял по холодному железу самолета крошечным кулаком, словно хотел отомстить".
   Прочитав  рассказ, я мысленно возвратилась в Серебряные Пруды, пыталась вспомнить картинку- здание вокзала… Нет, не помню!  Помог интернет. И только сейчас, спустя более чем полвека, осознала , что уезжая в Москву рано утром и возвращаясь поездом дальнего следования  далеко за полночь,  я не подозревала, что здание вокзала как архитектурное сооружение достойно внимания.
       Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.  Начала искать. Мне не удалось выяснить имя архитектора,  узнала только, что это двухэтажное кирпичное здание в псевдоготическом стиле было построено в 1900 году. Регулярное движение пассажирских поездов по этому направлению началось в 1904 году.
    Серебряные пруды  - родина маршала В.И.ЧУЙКОВА, его память здесь чтят.  Серебряно-прудцы гордятся и другим своим земляком  - Б.В.ЩУКИНЫМ, чье имя сейчас носит Театральный институт в Москве (в народе «щукинка»). Родом из Серебряных прудов еще один знаменитый артист – С.Д.СТОЛЯРОВ.
   … В перечитываемой книге И.Андроникова в рассказе «Еще об одной тайне Лермонтова» нашла интересное упоминание  о Григории Григорьевиче Гагарине. Но об этом в другой раз.


Рецензии