Я vs Я

ПРО СВОБОДУ ВОЛИ

Что за актуальность этого вопроса для меня?

Навязчиво подскакивают ко мне ДВЕ РАЗНЫХ редакции "проблемы свободы воли"...

ПЕРВАЯ
Это когда говорят, КОМУ КАК ПОВЕЗЁТ, мол...
Вот, допустим, чемпион-победитель... богач ли... художник-артист-писатель ли... - короче, кто-то, кто талантом-гением своим заслужил, мастерством-упорством своим, мол, заслужил... - Казалось бы, везение - да, но ведь кровью-потом да геройством-преодолением сделаны 90% труда-работы! А вот и нет, мол - говорят сторонники "КОМУ КАК ПОВЕЗЁТ", то есть, "НЕСВОБОДЫ ВОЛИ" утверждатели...  Мол, чтоб оказаться при таких качествах души-психики, да при способностях к преодолеванию - это тоже должно ПОВЕСТИ. Не от субъекта, значит, зависит. Так что, мол, БЕСПОЛЕЗНО. Дёргайся не дёргайся, а каждый твой дёрг, он тоже не от тебя исходит...
Ну, то есть, всё, что я делаю, это не Я себе назначил, а стечение обстоятельств - внутренних и внешних. А, мол, Я - чего ни предпринимай, как ни старайся, оно будет всё равно не от меня исходить-происходить, а от каких-то ВНЕШНИХ по отношению к моему Я факторов - даже если они внутренними процессами моими являются - но оно всё не в моей власти...

ВТОРАЯ редакция "проблемы свободы воли"...
Это когда я сижу вот такой тут и сейчас - и куча нужд-импульсов меня атакует - мол, делай вот это, надо вот это, вон то и ещё, и ещё всякое - всё это надо делать... и ведь множество в этом во всём импульсов "хочу делать", а вовсе даже не принудительных... Как вести этот корабль? И разве ведёт его кто-то? Кто? Я? Вот уж не уверен...

Не в моих он руках, этот "корабль Я", это факт... Разве Я себе указал-приказал-вычислил делать то, что делаю? Скажете "а кто же?", но тогда куда я путь-то держу? Разве на свои мечты-цели? Разве туда меня ведут все эти ежечасные мои, ежеминутные мои действия-дела? А ведь я, такой-сякой, знаю же, куда именно плыть-то мне. Я очень хорошо знаю образ моего счастья-мечты, знаю, что, знаю, где... Вот то, что делаю прямо сейчас, оно разве ТУДА?

Даже если мне нравится всё это делать, разве я уверен, что это делание приедёт меня ТУДА?
"Может, и приведёт" - такой ответ меня не устраивает, потому что у меня НЕТ УВЕРЕННОСТИ. Факт таков - тревога-беспокойство, а оно НЕПРИЯТНО. То есть, на вопрос, ДА или НЕТ, ответ - НЕТ.
Потому что бывает только ДА или НЕТ. Всё остальное - тоже НЕТ.

Потому что СОСТОЯНИЕ-ОЩУЩЕНИЕ - вот секрет, вот смысл и суть. ЧУВСТВО ЖИЗНИ здесь и сейчас - вот сверхцель существования. Куда бы ни плыть, лишь бы оно было. Оно же - чувство уверенности.
Почему же я не наполняю своё существование действиями, от которых у меня будет уверенность, ПОЛНЕЙШЕЕ ощущение, что я плыву именно ТУДА? И чтоб я видел ежедневные продвижки свои - как на карте-навигаторе чтоб всегда наблюдать, где я сейчас и сколько мне до пункта моего назначения... Приёмчик "забей!" - это со мной не прокатывает.

А теперь опять к первой версии - к "нет свободы воли"...
Это ведь про то, что зря я дёргаюсь. Что бы, мол, я ни делал, это делаю не я. Даже вот мечты мечтаю свои не я. Мечтай, мол, себе - всё равно это не ты мечтаешь. Это ТАК НАДО кому-то вне и свыше. Делай или не делай, это не ты делаешь или не делаешь. Вся твоя (моя) активность - это результирующая объективных обстоятельств-процессов.
Но же я в это не верю!

- А это не ты не веришь, это ТАК НАДО, чтобы ты не верил. КОМУ-ТО.
- Но НЕ НРАВИТСЯ-то мне... Я хочу, чтобы мне нравилось, а мне не нравится - вот, в чём дело. Мне не нужны такие законы-правила, которые мне не нравятся... Вот этот же лозунг "Нет свободы воли!" - это же типа, чтоб я не парился, а кайф словил, он же типа для этого мне подсовывается... Чтоб расслабился. меня успокаиваешь ведь... Мол, всё будет так, как надо. Едем, мол, по плану, по маршруту. Всё, мол, в порядке. Но факт таков, что я не могу поверить...
- И то, что ты не можешь поверить, это тоже свыше просчитано. Это тоже ТАК НАДО.
- ТАК НАДО, чтобы мне было плохо? Но мне же надо, чтобы мне было хорошо! А ему - ТАМ, НАВЕРХУ, значит, надо, чтобы мне было плохо?

Я узнаю вдруг тут Кафкино «Эти врата были предназначены лишь для тебя одного, теперь я пойду и запру их».
Потом и этот мне так же скажет: мол, а нефиг было меня слушать. Хотел идти - вот и надо было идти. - Как? - удивлюсь я, - против твоих слов? - Разумеется, - ответит он. - Я для того при тебе и торчал, чтоб ТВОЯ СВОБОДА ВОЛИ проросла. Она же в том и состоит, чтоб ты никого не слушал, никого не ожидал, ни с кем не согласовывал - никаких чтоб "голосов", кроме одного - твоего собственного... Я для того тебя и донимал, чтоб ты, наконец, поступил бы против меня... Так оно и было задумано...
- Мой бунт был задуман? Но я же не взбунтовался! Значит, моя покорность была задумана!
- И то, и это было задумано. Одновременно. Это и есть СВОБОДА ВОЛИ. ТВОЕЙ воли. Чтоб не мы, наверху, это решали, а только ты один.

- Я вспомнил рифеншталевский "Триумф воли"... Это было про то, как Дети взбунтовались против Родителей... Позволили своим гадостям влезть на Родительское кресло...

- Логику никто не отменял. Логически если, то речь идёт лишь о действиях в твоих собственных границах. Нефиг передёргивать. Ты разве глуп, как ОНИ? Ты легко умеешь разделять личностные пространства, здесь у тебя зачёт... Триумф воли - твоей воли - внутри твоей собственной жизни - это и есть радость свободы. Да, это ОЩУЩЕНИЕ-СОСТОЯНИЕ. Да, победа над Родителями. Но лишь внутри твоей собственной действительности. Всё предопределено - это не самый высший уровень. Предопределены механизмы, но не сама форма. Сама форма - это чисто твоё собственное дело. Нам на небесах это безразлично, что именно ты слепишь из своей жизни. Что бы ты ни слепил, оно всё впишется в законы бытия. Это твои личные дела - твои разборки с твоей мечтой. Стражники - это нанятые актёры, это химеры, то есть, несуществующие чудища. Да, они реальны, эти лестригоны и циклопы, только в твоём воображении - точно таком же, как и воображение остальных боящихся. И, кстати, байку "нет свободы воли" придумали именно они - из-за своего этого страха. Это у них отмазка, чтоб не действовать. Потому что СТРАХ. Страх от родителей и исходит. Страх - это способ управлять другими, когда своего внутреннего пути не имеешь. Когда разлучён со своей самореализацией, если под нею понимать творчество внутри своих личностных границ, когда имеешь дело с линией природы, но не с податливыми, обработанными страхом человеческими душами... Другими словами, как только у тебя на пути "другие люди", это знак, что ты опять не туда поехал...
"Другие люди", они сами нуждаются в освобождении своей воли. Те, которые любят говорить, что нет, мол, свободы воли...

Нет свободы воли? - тогда есть замечательный финт:

если всё, что ты делаешь и даже что думаешь, не от тебя исходит, а ты сам - просто игрушка-кукла в чьих-то руках, то вот и прекрасно! Делай тогда (с собой! со своей жизнью! не с чужими!) ровно то, что хочешь... То есть, напрямик иди к своей супер-цели... благо, что знаешь, что она такое... (Не знаешь? А ХОЧЕШЬ узнать? - вот ты и узнал, чего хочешь) И никакой на тебе ответственности! - вот ведь, что тут главное. Ответственность - вот она, суть дела... точнее, суть твоей проблемы... И этот финт и помогает тебе от ответственности уйти. Вы думали, что "нет свободы воли" поможет вам не действовать по своему желанию, для своего удовольствия, а оно поможет вам, наоборот, действовать по желанию и для удовольствия...

- Так... это для тех, кто утверждает, что никакой у него нет свобод воли, всё, мол, - как кому повезёт. Вот, мол, и делай тогда своё самое заветное - рви-при к своей мечте, ты ни за что не отвечаешь в том смысле, что если кто против твоих таких действий, то это не ты отвечаешь, это кукловод твой в ответе, к нему и претензии...

Мой же случай - это не про то, я-то знаю, что свобода воли у меня есть... У меня с её использованием нарушения какие-то...
Я нахожусь под атакой своих хотелок - осуществляю их, а не свою генеральную линию, не двигаюсь по своему заветному маршруту к свободе и счастью, образ которых я себе прорисовал давно.
Вот, например, пишу я здесь потому что, хочу писать здесь - так бы и писал бы здесь всё время, а мечта-то моя не здесь... Вроде бы и хозяин я себе, но какой же я себе хозяин, если я не на маршруте?
Мечта так и остаётся всё время в ПОТОМ... отодвигаясь от меня со скоростью повседневного бега времени...

Размениваю большое на малое... И такова, выходит моя воля... Но нет же!
Я против Я - вот мне мой диагноз... Пока так...

- Ага. Так в бой. С СОБОЙ. Видишь, даже в рифму.

...Жизни годы
Прошли не даром; ясен предо мной
Конечный вывод мудрости земной:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идёт на бой!

Большевики-то нас учили, что с врагами. А нифига. С СОБОЙ. Это значит, со своими же хотениями...
Как жаль...


Рецензии