Кажирово

[Местонахождение Патриарших грамот 1679 и 1682 гг. Пять грамот Стефана Яворскаго(Стефан (Яворский) (1658 - 27.11.1722) – митрополит Рязанский (07.04.1700-27.11.1722), администратор, экзарх, викарий и блюститель патриаршего престола (1702-1721) и президент Святейшего Синода (1721-1722)). Указы Питирима, епископа Нижегородского и Алатырскаго(Питирим (ок. 1665 - 08.05.1738) – епископ (23.03.1719) и архиепископ (24.05.1724) Нижегородский и Алатырский), и другия рукописи XVIII века бывшей Кажировской пустыни. Краткия сведения о Кажировской пустыне]

Село Кажирово находится при реке Ветлуге, в северо-восточном углу Костромской губернии, близ границ ея с Вологодскою и Вятскою губерниями. До 1764 года здесь находился монастырь, называвшийся «Николаевскою Кажировою пустынею». От времени существования этого монастыря при Николаевской церкви села Кажирова сохранилось свыше 400 рукописей, которые в декабре 1887 года о. благочинным Ветлужскаго 2 округа священником I. Белоруковым (Белоруков Иоанн Иоаннович (1830 - 06.03.1909, с. Шанга Ветлужского у. Костромской г.). Сын дьякона. Выпускник Костромской духовной семинарии (1852). Священник Богородицерождественской церкви с. Зубовского (21.03.1854) и Никольской церкви с. Шанга (05.10.1866) Ветлужского у. Законоучитель Николо-Шангского приходской школы (1867) и благочинный 2 округа Ветлужского у. (13.01.1869).)были доставлены в Костромскую ученую архивную комиссию.
Все оне относятся к XVIII столетию, за исключением двух патриарших грамот 1679 и 1682 годов. Большую часть рукописей составляют указы на имя строителей Кажировой пустыни, полученныя из Костромской духовной консистории при епископах Сильвестре(Сильвестр (Кулябка Семен Петрович) (1701 - 17.04.1761) – епископ Костромской и Галичский (18.11.1745-25.04.1750)), Геннадии (Геннадий (Андреевский) (ок. 1700 - 28.04.1758) – епископ Костромской и Галичский (16.04.1753-01.08.1757))и особенно Дамаскине (Дамаскин (Аскаронский) (ок. 1700 - 16.06.1769) – епископ Костромской и Галичский (21.05.1758-16.06.1769)и из Унженскаго духовнаго правления. Есть указы и другия бумаги из архиерейскаго приказа Питирима, епископа Нижегородскаго и Алатырскаго, из Коллегии Экономии, Архангелогородской губернской канцелярии, Галицкой провинциальной канцелярии, Яранской и Унженской канцелярий воеводскаго правления, Московской духовной дикастерии, Галицкой духовной конторы и других. Некоторыя указы писаны на имя настоятелей Варнавиной пустыни, в ведении которых недолго находилась Кажирова пустынь.
Все Кажировския рукописи можно разделить на три следующия отдела: а) рукописи общия для всех русских монастырей, б) общия только для монастырей Костромской епархии с 1745 года и в) рукописи частнаго содержания, исключительно относящиеся к Кажировой пустыни. Рукописи первых двух отделов можно встретить и в других монастырских архивах. К первому отделу относятся указы о монастырских имениях, о пострижении в монахи, об отлучках из монастырей, о помещении в монастыри отставных воинских чинов, о колодниках, отсылаемых в монастыри, о доставлении разных сведений по хозяйственной части, о сборе пошлин и т.п., Высочайшия манифесты и указы о возшествии на престол, рождении и бракосочетании Высочайших особ, объявлении войны, победах над неприятелем и проч. Рукописей общих для монастырей одной только Костромской епархии немного; сюда относятся между прочим: указы о назначении архиереев на епархию и увольнении их, о сборе денег на епаршескую семинарию, о доставке монастырями лесу на постройку дома в Галиче на приезд преосвященнаго Сильвестра (1747 г.), о запрещении преосвященным Геннадием сборов с крестьян «для поклона Его Преосвященству» (1754 г.), о сборе денег с церквей и монастырей в возврат издержанных на путевое содержание преосвященнаго Дамаскина при рукоположении его в С.Петербурге (1758 г.), благословение костромской пастве преосвященнаго Дамаскина (1758 г.) и другия. Рукописи, относящияся исключительно к Кажировой пустыне, следующия: 1) грамота патриарха Иоакима(Иоаким (Савелов Иван) (06.01.1621-17.03.1690) – патриарх Московский и всея Руси (26.07.1674-17.03.1690)) от 4 генваря 7187 (1679) года на имя строителя чернаго попа Антония, которою разрешается построить в Кажировой пустыне новую деревянную церковь во славу Богоявления на место ветхой деревянной же, 2) грамота того же патриарха от 23 августа 7190 (1682) года тому же служителю Антонию на освящение вновь построенной церкви Богоявления Господня, 3) грамота Стефана Яворскаго, митрополита Рязанскаго, от 29 мая 1701 года на имя Кажировой пустыни старца Марка, которою разрешается строителю Антонию освятить новопостроенную в подмонастырной слободке Кажировой пустыни церковь Спаса Нерукотвореннаго образа, 4) грамота его же от 12 февраля 1709 года строителю иеромонаху Сергию на постройку в Кажировой пустыне новой церкви во имя Николая Чудотворца на место ветхой, 5) грамота его же от 15 ноября 1710 года на освящение этой церкви, 6) грамта его же от 28 апреля 1715 года строителю иеромонаху Иакову на постройку новой церкви Николая Чудотворца на место сгоревшей, 7) грамота его же от 9 июня 1716 года на освящение этой церкви (у всех поименованных грамот, кроме первой, сохранились обломки красной восковой печати с изображением благословляющей руки), 8) описи монастырскаго имущества, ведомости о числе братии, о количестве хлеба и проч. 1703, 1719, 1723, 1727 и 1748 годов, расходная книга монаха Киприана 1723 года и опись приходской Николаевской церкви, что в Кажирове, 1766 года, 9) указы, копии с челобитных, промемории, наказы и инструкции посыльщикам и другия бумаги 1717-1748 годов, касающиеся крестьян, живших на землях Кажировой пустыни, преимущественно по делам о переписи беглых и высылке их на прежния жилища (рукописей этого рода большая часть), 10) указы и другия бумаги о священниках и монахах, посланных под начало в Кажирову пустынь. 11) несколько рукописей, относящихся к тому времени (1723-1727 гг.), когда Кажирова пустынь была приписана к Варнавиной пустыне, как то: копии с указов Питирима, епископа Нижегородскаго и Алатырскаго, 1723-1724 годов о перемещении монахов из Кажировой пустыни в Варнавину и о переписи братии и имущества, черновая жалоба, неизвестно кем писанная, на распоряжения игумена Варнавиной пустыни Иоасафа во время пребывания его в Кажировой пустыне, отповедь игумена на эту жалобу, «братской, излюбной и зарушной» приговор 1725 года, которым братия и крестьяне Кажировой пустыни уполномачивают бывшего строителя иеромонаха Иакова и монаха Даниила «ехать к Москве бить челом Святейшаму Правительствующаму Синоду, или где надлежит, о возвращении тое пустыни, чтобы не быть в приписке к Варнавиной пустыне», два указа из канцелярии Московской духовной дикастерии города Галича духовных дел правителю Паисеина монастыря архимандриту Павлу и Варнавиной пустыни игумену Иоасафу 1727 года о том, что дикастериею определено «Кажирову пустынь из приписки от Варнавиной пустыни отрешить и быть ей по прежнему в синодальной области», а не ведомстве Нижегородскаго архиепископа, от котораго, по заявлению строителя Иакова, Кажирова пустынь находилась в зависимости только с 1719 года, когда преосвященный Питирим «стал ведать Галицкаго уезду духовным и раскольным делом по Унжу реку»; копия с указа Питирима, архиепископа Нижегородскаго и Алатырскаго, игумену Варнавиной пустыни Иоасафу о возвращении в Кажирову пустынь взятой церковной утвари и денег и присылке ведомости о вещах, которыя будут возвращены, и копия с допроса монаху Кажировой пустыни Иосифу в Нижнем Новгороде в архиерейском духовном приказе 1727 года о месте нахождения Кажировой пустыни и соседних с нею селах, состоявших в ведомстве Нижегородскаго архиерея, «Спасском, Рождественском, Архангельском, Никольском и Покровском», 12) значительное число рукописей составляют квитанции о приеме денег и хлеба и отпускныя письма крестьянам разных мест, «уволенным в работу для прокормления» (многия из отпускных 1740-1760-х годов писаны на печатных бланках), 13) наконец есть несколько бумаг. относящихся к соседним с Кажировою пустынею селам; таковы, например, указ из Костромской духовной консистории строителю иеромонаху Варлааму 1752 года об освящении новопостроенной на Шангском городище церкви Николая Чудотворца, указ из Унженскаго духовнаго правления ему же, строителю Варлааму, 1755 года об освидетельствовании ветхой церкви в селе Воздвиженском, на место которой староста крестьянин деревни Крутыя горы, вотчины господ дворян Прокопья, Григорья и Никиты Акинфиевых Демидовых(Демидовы Прокофий (1710-1788), Григорий (171?-?) и Никита (1724-1789) Акинфиевичи – сыновья заводчика, статского советника Демидова Акинфия Никитича (1678-1745)), Карп Григорьев с товарищи изъявил желание построить новую, и немногия другия.
Из поименованных рукописей можно извлечь следующия краткия сведения о Кажировой пустыне и заселении той местности, где она находилась.
Время основания пустыни неизвестно. Издавна в ней были две деревянныя церкви Богоявления и Св. Николая Чудотворца. В конце XVII века дана была пустыне жалованная грамота на близь лежащую землю, рыбныя ловли по реке Ветлуге и сенныя покосы. В 1697 году по челобитью строителя иеромонаха Сергия Князева к старинной монастырской вотчинной земле пожалованы были из диких чернораменских лесов вверх Ветлугою рекою от Вохомскаго устья по обе стороны Ветлуги до Чахловскаго холуя пашенныя земли, сенныя покосы, рыбныя ловли и другия угодья, на что и выдана была пустыне из поместнаго приказу владенная грамота. На вновь пожалованной земле на Быстровской горе строители иеромонах Сергий, иеромонах Антоний и монах Марко расчистили черной дикой лес для пашни и построили «ради богомолья наемных работных людей церковь во имя Нерукотвореннаго Спасова образа», которая была освящена в 1701 году. При той церкви и вблизи монастыря означенныя строители дозволяли селиться пришлым людям в починках Фомине, Исакове, Корельском, Юдине, Липовом и др. В монастырских же урочищах на речке Паозере и на реке Лаптюге поселялись «самоизвольно насильством пришлыя неведомыя люди», большею частию крестьяне, уходившия от своих помещиков. В 1719 году Кажирова пустынь, прежде принадлежавшая к патриаршей епархии, перешла в ведомство Питирима, епископа Нижегородскаго и Алатырскаго. Преосвященный Питирим в 1722-1723 годах, на основании духовнаго регламента третьей части 45 пункта о переводе в другия монастыри монахов из тех монастырей, где их было менее указаннаго числа, сделал распоряжение, чтобы Кажирова пустынь была приписана к Варнавиной, от которой она отстояла на 300 верст. В 1727 году по ходатайству братии, на основании вновь вышедшаго в 1726 году указа, которым было дозволено оставить по прежнему безвотчинныя монастыри и пустыни, где братство может иметь пропитание «неоскудное», Кажировой пустыне возвращена самостоятельность. Вместе с тем она была отчислена и из ведомства Нижегородскаго епископа в синодальную епархию, а в 1744 году вошла в состав вновь учрежденной Костромской епархии. В 1764 году с введением штатов монастырей закрыта окончательно, и монастырская церковь обращена в приходскую.
По сказке строителя иеромонаха Иакова, данной комиссару Ивану Никитичу Слободскому(Слободской Иван Никитич (ок. 1680 - ?) – Унженский земский комиссар (1707-1730)) в 1719 году, в Кажировой пустыне братии было 14 человек. «Своим посеянным хлебом они не управлялись, бродя в мире по вохомской дворцовой волости; прикладных, свечных денег в сборе у них не было», а на покупку «церковных припасов» употребляли они «церковныя данныя деньги», которыя по окладу в прошлых годах повелено было с них брать, но по грамоте святейшаго патриарха Адриана(Адриан (Андрей) (02.10.1627-15.10.1700) – патриарх Московский и всея Руси (24.08.1690-15.10.1700)) этот сбор был отменен; кроме того расходовали они на «приключающуюся нужду» и на покупку «свиток и прочаго» деньги, вырученныя «за продажу плода от скотов». До 1717 года за Кажировою пустынею крестьян записано не было. В этом году ландрат Димитрий Васильев Дохтуров написал за пустынею тринадцать крестьянских дворов, к 1719 году значилось еще четыре двора в деревне Липове, а в тех дворах «крестьяне не природныя монастырския, а пришлыя разных уездов». Всех крестьян в 1719 году за пустынею было записано 26 человек; они считались наемными монастырскими работниками и жили дворами на монастырской земле.
С каждым годом число пришлых людей, селившихся на землях Кажировой пустыни, увеличивалось. Многия крестьяне, уходившия от своих помещиков, селились в монастырских урочищах, как выше сказано, «самоизвольно насильством», без согласия строителя Кажировой пустыни, податей никаких не платили и чинили разныя обиды крестьянам, которыя были записаны за монастырем. Когда в 1721 году по приказанию стольника и Галичской провинции воеводы князя Афанасия Васильевича Барятинскаго(Барятинский Афанасий Васильевич (1656 – не ранее 1728) – воевода Галичской провинции (1720-1724)) прапорщик Павел Апушкин прибыл для переписи людей, живущих на землях Кажировой пустыни, то самовольно поселившиеся «переписывать не дались», и Апушкин только переписал тех, которыя жили в починках близь монастыря и Спасской церкви с дозволения монастырскаго начальства. В феврале 1723 года из Казанской губернии от бригадира Фон-Менгдена (Менгден Иоганн (Иван Алексеевич), фон (ок. 16?? – декабрь 1730) - глава Канцелярии свидетельства мужескаго пола душ своего ведения Казанской и Астраханской губерний (05.02.1722-11.05.1725))(послан был в «Яранской город для переписи мужескаго полу душ» капитан Сергей Кононов Елагин; он «неведомо по какому указу заехал из Казанской губернии в Архангелогородскую», в которой находилась Кажирова пустынь, и «в Кажировских монастырских урочищах в новопоселенных Быстровских и Паозерских починках пришлых людей переписал, но той его переписи нигде не явилось». В том же 1723 году в марте месяце Архангелогородской губернии от генерал-майора Чекина «для переписи мужеска полу душ в Галичском уезде в Унженской осаде в Ветлужской волости и в Николаевской Кажировской пустыне» был послан капитан Семен Ивашев, «и те пришлыя люди разных городов и уездов», поселившиеся своевольно в урочищах Кажировой пустыни, «от его капитанскаго приезду многия разбежались и явилось их самое малое число, которыя им, капитаном, допрашиваны и показали, что они, пришлыя люди, были высланы с наказанием на прежния их жилища и возвратились опять на Кажировския земли». Эти поселенцы, равно и многия другия крестьяне, селившиеся в следующия на землях Кажировой пустыни, не хотели уходить с новаго места жительства, не смотря на настойчивыя требования строителей пустыни, приказы воеводских канцелярий Галичской, Унженской и Яранской, которыя неоднократно высылали в Кажировския починки «для выбою пришлых людей» особых чиновников с солдатами. Случалось, что крестьяне встречали посланных «аки неприятели», «стреляли в них из ружья и луков» и убивали солдат.
История отношения пришлых крестьян, поселившихся на землях Кажировой пустыни, к правительственным распоряжениям относительно беглых, к чиновникам, приводившим в исполнение эти распоряжения, и к монастырскому начальству подробно изложена, на основании вышеупомянутых рукописей, в статье М.А. Куплетскаго(Куплетский Михаил Архипович (20.10.1848, с. Кажирово Ветлужского у. Костромской г. - 1918) – публицист и краевед. Сын причетника. Выпускник Вологодской духовной семинарии (1870) и Казанской духовной академии (1874). Кандидат богословия (02.06.1874). Учитель психологии и педагогики Костромской духовной семинарии (13.06.1874-01.01.1882) и русского языка и географии Костромской Григоровской женской гимназии (1874-1882). Редактор Церковно-общественного вестника (1882-1886), СО (1887-1897) и Домашней библиотеки (1895-1896). Корреспондент ВАИ, ЕО, ПО, ПС, Странника, ЦВ и др.) под заглавием: «Беглыя крестьяне в вотчинных землях Кажировской пустыни во время и после Петра Великаго», напечатанной в журнале «Странник» за 1881 год»(Беглые крестьяне на вотчинных землях Кажировской пустыни во время и после Петра Великого // Странник.- 1881.- № 6-7; отд. отт.- СПб., 1881.- 37 с.). 

ГАКО. Ф. 179. Оп. 2. Д. 73. Л. 33 об.-39 (фотокопия).   


Рецензии