Тихон Луховский, Вологодский, Вохомский или Кресто

      Столько измышлений, сколько за последние полвека опубликовано в костромских периодических изданиях о небольшом селе Тихон Вохомского района, пристало бы иной административно-территориальной единице и покрупнее.
      Например: «Когда-то, в середине XV века, здесь был монашеский скит, который дал начало монастырю. Монастырь не сохранился. На его месте строят часовню…» [6, с. 291].
      Или: «Для проповедования слова Божия здесь в свое время побывали преподобные Варнава Ветлужский, Макарий Унженский, Тихон Луховской…» [2, с. 9].
      Или: «К числу самых древних надо отнести, судя по записи в летописи Крестогорского монастыря, церковь в селе Тихон; она построена вместе с монастырем в 1470 году. В 1679 году здесь построена каменная Святогорская церковь, которая в 1744 году перестроена, а после закрытия монастыря в 1764 году она поверстана в приходскую церковь и стала называться Тихоновской церковью. Однако по другим источникам монастырь, а точнее Крестогорская пустынь, основан в 1679 году…» [8, с. 35].
      Или: «Одной из самых древних в нашем районе также считается Тихоновская церковь, построенная вместе с монастырем в 1470 г. На этом же месте в 1679 г. была выстроена каменная Святогорская церковь, перестроенная в 1744 г., а после закрытия монастыря в 1764 г. она была поверстана в приходскую церковь и стала называться Тихоновской церковью. Монастырь, или Тихоновская пустынь (по другим источникам Крестогорская пустынь), основан в 1679 году преп. Тихоном Вологодским Чудотворцем…» [7, с. 51].
       Или: «1470 г. Построена самая древняя в крае церковь в селе Тихон и мужской монастырь… 1679 г. В с. Тихон была построена каменная Святогорская церковь, в 1744 г. она перестроена… 1764 г. После закрытия Тихоновского монастыря Святогорская церковь стала приходской и получила имя Тихоновской…» [14].
       Или: «Тихонова мужская пустынь (с. Тихон). Основана в первой четверти XVII в. преподобным Тихоном Вохомским. Упразднен в 1764 г. и обращен в приходскую церковь. Храм закрыт в 30-е гг. XX в.» [4, с. 24].
       Что еще, кроме неосведомленности, неаргументированности и невразумительности, зато настойчивого стремления придать селу и пустыни побольше древности, объединяет эти сообщения? Имя имядателя, за которым авторам приведенных сообщений предпочтительно видеть кого-нибудь из общеизвестных святых и тем самым открыть неизвестную страницу его жизнедеятельности или, наоборот, открыть не известного ранее местного подвижника.
       А также местонахождение одноименного села, принадлежавшего в досоветские времена Вохомской волости Никольского уезда Вологодской губернии.
       Зачем же понадобилось так перенапрягать себя и не безопасней ли было предварительно поинтересоваться об этом у вологодских исследователей?
      Учитель Вологодского духовного училища и замечательный вологодский агиограф Иоанн Петрович Верюжский (1821-1907) почти полтора столетия тому назад собрал и исследовал все имеющиеся об этом подвижнике сведения и в своей монографии под названием «Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею церковию и местно чтимых» в главе под названием
      «Преподобный Тихон Крестогорский» писал: «Об этом угоднике Божием не дошло до нас никаких известий, кроме того, что в 7187 (1679) году он основал в 60 верстах от г. Никольска на реке Вохме Крестогорскую Тихонову пустынь, обращенную в 1764 году в приходскую церковь. Пустынь его была самая бедная, земли имела очень мало и во все время непродолжительного (85 лет) своего существования управлялась строителями. Имени Тихона Крестогорского нет в Историческом словаре о святых [15], ни у Филарета Черниговского в его соч. Русские святые [13], ни в Полном месяцеслове архим. Сергия [10], но авторитет ученого составителя списка вологодских угодников митрополита Евгения ручается за то, что этот неизвестный подвижник не без основания помещен им в списке св. вологодских угодников и без всякого сомнения у м. Евгения были достаточныя к тому причины и доказательства, нам неизвестныя, а может быть, и навсегда утраченныя. Ныне в приходской церкви один престол посвящен имени Тихона Амафунтскаго, вероятно, это был день тезоименитства подвижника» [3, с. 689].
       Имя преподобного Тихона Крестогорского отсутствует также в таких популярных справочниках, как «Источники русской агиографии» [1] Николая Платоновича Барсукова (1838-1906), «Древнерусские жития святых как исторический источник» [5] Василия Осиповича Ключевского (1842-1911) и «Библиологический словарь» [11] Павла Михайловича Строева (1796-1876), однако учтено последним в его «Списках иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви» [12, стб. 783], а поскольку следующим после основателя настоятелем Тихоновой Крестогорской пустыни в 1690 году указан строитель Ефрем, этот год условно можно считать временем кончины Тихона Крестогорского, похороненного при вышеназванной церкви, как указано в «Русском провинциальном некрополе» [9, с. 857].
       Следовательно, одноименному селу едва исполнилось два с половиной столетия.

Библиография:


1. Барсуков Н.П. Источники русской агиографии. – СПб.: тип. М.М. Стасюлевича, 1882. – XII с., 616 стб., VIII с.
2. Беляев В.А. Пыщуганье // Ветлужская сторона. Страницы истории: сборник. – М.: Московский Парнас, 2005. – Вып. 5. – С. 9.
3. Верюжский И.П. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею церковию и местно чтимых.- Вологда: тип. В.А. Гудкова-Белякова, 1880. – 692, 2, III, 2 с.
4. Зонтиков Н.А. Монастыри Костромского края (В пределах современных административных границ Костромской области) // Светочъ: альманах. – Кострома, 2008. – № 3. – С. 22-29.
5. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. – М.: Изд. К. Солдатенкова, тип. Грачева, 1871. – III, 465, IV, III с.
6. Кучин Н.П. Костромской край: города и веси. Географические названия Костромской области. – Кострома: [Б.и.], 2000. – 337 с.
7. Мигутина И.Ю. Престольные праздники // Губернский дом: историко-краеведческий культурно-просветительский научно-популярный журнал. – Кострома, 2003. – № 3/4 (54/55). – С. 49-57.
8. Панфилов В.М. Дорогами земли Вохомской (Главы из документальных очерков по истории края) // Губернский дом: историко-краеведческий культурно-просветительский научно-популярный журнал. – Кострома, 2003. – № 3/4 (54/55). – С. 31-48.
9.  Русский провинциальный некрополь / вел. кн. Николай Михайлович. – М.: Типо-литогр. И.Н. Кушнерев и К;, 1914. – Т. I. – IX, 1008 с.
10.  Сергий [Спасский И.А.], архим. Полный месяцеслов Востока: в 2 ч. – М.: тип. «Современные известия», 1875-1876.
11.  Строев П.М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы / приведены в порядок и изданы под редакциею академика А.Ф. Бычкова. – СПб.: тип. Имп. акад. наук, 1882. – 2, 531 с.
12.  Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. – СПб.: Археографическая комиссия, 1877. – X c., 1064, 68 cтб.
13.  Филарет [Гумилевский Д.Г.], архиеп. Русские святые, чтимые всею церковию или местно; опыт описания жизни их, 12 месяцев; в 4-х частях. – Чернигов: Губ. тип., 1861-1864.
14.  Хронограф: Святыни // Губернский дом: историко-краеведческий культурно-просветительский научно-популярный журнал. – Кострома, 2003. – № 3/4 (54/55). – С. 57.
15.  [Эристов Д.А., Яковлев М.Л.] Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно-чтимых, с указателем, расположенным по месяцам и числам согласно церковному месяцослову / сост. Д.А. Эристов, М.Л. Яковлев. – Изд. 2-е, испр. и доп. – СПб.: В Тип. II Отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1862. – 2, XII, 260, 14 с.


Рецензии