Андроников П. И. Костромский Богоявленский монасты

Богоявленский мужеский второклассный монастырь ныне уже закрыт, и штат его причислен к Игрицкому Богородицкому монастырю; он находится в северной стороне города Костромы или, по древнему, «на посаде», ныне в Константиновской части, по лицу улиц: Власьевской, Богоявленской, Троицкой и Пятницкой.
Основание его относят к половине XV столетия и приписывают иноку Никите, современнику Великаго Князя Василья Васильевича Темнаго.
Какия строения существовали тогда в этой обители, не сохранилось ни достоверных известий, ни преданий. Каменный собор Богоявления Господня, до ныне существующий, воздвигнут посреди монастыря в 1563 г. по благословению митрополита Макария в царствование государя Ивана Васильевича Грозного1. Его дар «рукописный сборник в лист» хранится до сих пор. В числе вкладчиков для созидания храма упоминается Владимир Андреевич, Князь Старицкий.
Соборная церковь о пяти больших главах сооружена по образцу Московского большого Успенского собора, с каменными папертями, холодная. В ней четыре столпа, поддерживающие высокий свод, и приделы: Успения Богоматери, с правой стороны олтаря; по левую от церкви – находился во имя святителя Николая Чудотворца и обращен в ризницу. В одной связи с собором сооружена, по старинному фасаду, с большою главою колокольня, на которой большой очапной колокол2 в сто полсема пуда, вылит в царствование Государя Бориса Феодоровича Годунова, при избрании котораго на царство присутствовал Богоявленскаго монастыря игумен Исаiя.
Из описи монастыря 7136/1628 и последующих годов видно, что на колокольне были «боевыя русские часы» с перечасьем и получасьем3.
Под соборною церковию – княжеская усыпальница. Здесь погребены дети Князя Василья Ярославича Боровского Иван, Андрей, Василий и боярин Михайло Михайлович Салтыков. Гробницы их существуют доселе и в прежние годы покрыты были дорогими покровами.
От западной соборной паперти протянуты каменные переходы. За ними с 1607 года устроен каменный корпус о трех этажах. В нем церковь трех вселенских святителей с трапезою и палатою для ризницы и приделы Московских чудотворцев Петра, Алексея, Iоны и преподобнаго Макария Колязинскаго. Они по времени упразднены, в них была помещена Семинарская библиотека. На место ризничей палаты устроена теплая церковь, посвященная Сретению Господню.
В 1610 году на северной стороне монастыря сооружена особая церковь во имя Евангелиста Иоанна Богослова при игумене Арсении, подписавшемся под грамотою о избрании на царство Михаила Феодоровича Романова. При ней устроена была больничная палата. Она, равно и самая церковь, упразднены, и до пожара 1847 года в них помещалось Правление Семинарии4.
Весь монастырь с 1642 г. обнесен каменною башнею и двоими воротами, оградою на пространстве 450 сажен. Между вкладчиками на устроение ея упомянуты Михайло Михайлович Салтыков и А.В. Волынский. Строение окончено в 1648 году при Царе Алексее Михайловиче, которым пожалованы в ограду 7 литых чугунных пушек, сохраняющихся в обители до настоящаго времени.
В последующие с 1658 с 1658 годы, построены каменныя для настоятеля и братии кельи и другия здания.

Исторические события в обители Богоявленской

1. В Царствование Иоанна Грозного по опале убиты многие иноки, имена коих показаны в монастырском синодике. Вероятно, гнев Государя последовал в 1569 году, когда Князь Владимир Андреевич Старицкий проезжал в Нижний через Кострому. Здесь гражданами и духовенством он встречен был с великою честию. Узнав об этом, Грозный Царь повелел привести Костромских начальников в Москву, где они и казнены.
2. В конце 1608 года от нашествия литвы и царских изменников избиены некоторые из монастырских иноков, за верность престолу и отечеству.
3. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский в 1613 г. принес в дар монастырю драгоценныя ризы с оплечьем, низанным жемчугом в том же году.
4. Царь Михаил Феодорович приложил к образу Богоявления Господня «золотой Угорский», а родительница его инокиня Марфа Ивановна пожаловала ведро краснаго вина.
5. Сей Государь после путешествия своего в обитель Преподобнаго Макария на Унже в 1620 г., посетив Богоявленский монастырь, к образу Богоявления Господня пожаловал еще «золотой Угорский», а родительница его Панагийный Крест5.
6. От Его Царскаго Величества пожалована монастырю Пищальная слободка в г. Костроме для поселения монастырских слуг6.
7. Иждивением боярина Петра Михайловича Салтыкова монастырский собор, паперти и другия места в 1671 г. росписаны письмом, по тогдашнему искусству и обыкновению. К тому же времени относят написание Святыя Иконы Богоматери, называемой Смоленская, которая находится на наружной стене юго-заадной башни по лицу Пятницкой улицы. Эта икона особенно почитается Костромскими жителями по следующему преданию: в 1779 г. 18 Мая, был сильный пожар по близости Богоявленскаго монастыря. Западная стена онаго и расположенныя по ней здания, также часть южной много потерели от сего несчастья7, но башня на юго-западе, и в особенности стена, на которой изображен лик Богоматери, сохранились. Самая на ней киота, деревянная, осталась совершенно невредимою. С сего времени к упомянутой башне приделана была на каменных столбах деревянная часовня. В 1824 г. попечением настоятеля монастыря, архимандрита и ректора Костромской семинарии Макария, бывшаго после начальником духовной миссии Бийскаго уезда Томской губернии, а усердием Костромских граждан устроена в честь Ппресвятой Богородицы Одигитрии церковь об одной главе, с полуциркульною приделкою к стене, на которой изображен образ Богоматери.
Эта церковь распространена при архимандрите и ректоре семинарии Евгении Бажанове в 1827 г., а после случившегося пожара в 1840 г. возобновлена благочестивым иждивением Платона Васильевича Голубкова, Костромскаго уроженца.
8. По грамоте Патриарха Иоакима в 1681 г. переведен в Богоявленский монастырь архимандрит с братиею из Крестовоздвиженскаго, находившагося близь Успенскаго собора, мужескаго монастыря, обращеннаго в женский.
9. Почти среди монастыря, близь собора в 1753 г. и последующих годах сооружена церковь во имя Святит. Николая с приделом Архистратига Михаила иждивением генеральши Салтыковой над прахом супруга ея Михаила Петровича Салтыкова, и от того времени церковь эта называется Салтыковскою8.
10. Некоторыя здания в монастыре устроены боярами Салтыковыми. От них как благодетелей сей обители принесены следующие более драгоценныя вклады: Митра червоннаго золота, напрестольное Евангелие, воздвизальный Крест и проч.
11. До учреждения духовных штатов в управлении сего монастыря состояли вотчины в уездах Московском, Казанском и Костромском9, более 4500 душ10. Во владении его были собственныя, как из описи 7136/1628 г. видно, в г. Костроме дворы: а) в кремле – в улице к Водяным воротам; б) на посаде; в) дворовыя места: в Троицком переулке – Черное, длиною 80 и в ширину 40 саж., и Вознесенском – Белое, длиною 10 и в ширину 8 саж. Многие живущие во дворах города и жителя Пищальной слободки относились в «присуд Богоявленскаго монастыря».
12. До открытия Костромскаго наместничества во время существования в Костроме воеводской канцелярии11 денежныя казенныя суммы сохранялись в каменных зданиях, и при учреждении Костромскаго наместничества в конце 1778 г. все почти присутственныя места помещались в зданиях Богоявленскаго монастыря, по 29 октября 1808 г.
13. По плану генеральнаго межевания на г. Кострому с 1774 по 1780 г. исчислено од сим монастырем земли 3 десятины 1793 саж.12 и в разных местах города земли 1780 саж., на коих прежде имелись дворы служителей монастырских.
Это пространство поступило в ведомство коллегии экономии, а ныне замещено строениями обывателей. Вне монастыря на огородной земле онаго выстроен каменный двухэтажный дом, приносящий доход обители Преподобнаго Ипатия13.
1847 год был тяжелым годом для жителей Костромы: страшные пожары, обратившия в груды и пепел около половины городских домов, не пощадили и Богоявленский монастырь. Все, что составляло Богоявленский монастырь, - здания и пристройки, - сгорело, исключая семинарской библиотеки и ризницы, которыя успели вынести и сохранить. С этаго времени монастырь уничтожен, а штат его переведен на Песошню в тамошний монастырь; семинария помещается в доме духовных уезднаго и приходскаго училищ при Успенском кафедральном соборе.
11 лет прошло с того времени, как сгорел Богоявленский монастырь. Живописным пустырем стоит он теперь посреди города, полнаго хотя не бойкой, все-таки тревожной и хлопотливой деятельности. С этаго времени (с 1847 г.) сделана в нем одна поправка, и поправка значительная: на юго-западном углу монастырской ограды устроена часовня, куда многия из жителей города Костромы ходят молиться чудотворному образу Смоленской Божией Матери, невредимо сохранившемуся во время последних пожаров. Но об этом было сказано уже выше.
Теперь ограду монастырскую разбирают… На месте, занимаемом монастырем, будет только здание одной семинарии и, говорят, возобновится старая соборная церковь во имя Богоявления Господня; Салтыковская же церковь назначена к уничтожению.
Но о том, что будет сделано из монастырских зданий и какое они получат назначение, позвольте мне здесь умолчать; это дело Костромскаго летописца, и до историческаго описания монастыря уже не относится.
Вот все, что можно было в коротких словах сказать об этом монастыре, замечательном в историческом и архитектурном отношениях.



Какой ценностью, казалось бы, может обладать малоизвестная четырехстраничная статья полуторастолетней давности, да и опубликованная после полносоставного исследования архимандрита Богоявленского монастыря и ректора Костромской духовной семинарии (17.07.1829-20.12.1837) Афанасия (Дроздова Александра Васильевича) (1800-1876)?
Статья, на которую впоследствии не сослался ни один костромской краевед и которая вместо документальных основ содержит лишь упоминания о каких-то документах костромских воеводской канцелярии, наместническаго правления и городской думы и ссылки на устные источники?
Статья, автор которой ни монахом Богоявленского монастыря, ни учеником находившейся в нем семинарии не являлся и занимал должность всего лишь редактора неофициальной части «Костромских губернских ведомостей»?
Но если учесть, что Павел Иванович Андроников (1835-1888) учеником духовного училища был свидетелем того пожара и что в семинарии ему предстояло учиться на будущий год, а также что даже через одиннадцать лет после пожара монастырь лежал в развалинах и мог навсегда лишиться большинства своих построек, беспокойство автора и его желание напомнить о древней истории монастыря перевешивают недостатки статьи.
По этим причинам сопровождать ее комментариями едва ли целесообразно и следует воспринимать ее лишь как памятник костромского краеведения.


Рецензии