Воротник

 Возле нашей деревни протекала маленькая речка, можно сказать, ручей под названием Коптелка. И название ей дали Коптелка из-за того, что она была уж слишком мала, а в летнюю пору вообще пересыхала, то есть коптила как огонёк свечки.  По одной из сторон русла речки тянулась сплошная возвышенность. Мы эту возвышенность называли горами. Для взрослого человека эта возвышенность так и была возвышенностью, а для нас это всё - таки были горы. Весной и летом мы играли на этой возвышенности, рвали на её поверхности щавель и тут же съедали его, а так же мы очень любили собирать там цветы. Особенно очень красивыми были целые поляны из незабудок. Здесь же мы ловили майских и июньских жуков, а потом сажали их в спичечный коробок и слушали как они шуршат, прислонив коробок к уху. В ущельях, которые располагались перпендикулярно этой возвышенности, были отдельные возвышенности или горы. Они возвышались над ущельем как сопки и состояли в основном из песка.  Взрослые использовали этот песок для своих нужд, а мы собирали в этом песчаном грунте камешки, которые были разных цветов. Нам казалось, что вот- вот мы найдём какой-нибудь драгоценный камень. Особенно этот интерес подогревался сказками Баженова П.П. «Хозяйка медной горы».  В зимнюю пору мы катались на санках и лыжах с этих гор. А иногда разбивались на две команды и по очереди штурмовали возвышенность, на которой находилась одна из команд. Мы с Витькой всегда находились в разных командах. Сначала мы, конечно, бросали жребий для того, чтобы определиться кому быть первому на верхней части ущелья. Нижняя группа рвалась на вершину, а верхняя группа сбрасывала нападающих обратно вниз, в снег. Тот, кто победил, занимал заветную вершину, а проигравшая группа штурмовала вновь эту же вершину. Чаще всего эти состязания проходили в ущелье под названием ущелье Гарина. Оно было очень глубоким, на входе в это ущелье была небольшая возвышенность, которую называли могилой бандита Гарина. В вечернее и ночное время все ребята остерегались ходить к этому ущелью. Рассказывали, что Гарин по ночам встаёт из могилы и ходит вдоль Коптелки.  Днём же здесь очень часто проходили наши бои.  Однажды во время таких сражений, я сцепился со своим братом Витькой. Он вместе с группой ребят находился на верху вершины, а мы рвались на эту вершину, чтобы сбросить их группу вниз. Мы сцепились так сильно, что я нечаянно оторвал у его пальто воротник. Он набросился на меня и побил. Я сначала немного с ним подрался, а потом схватил этот воротник и побежал в сторону деревни. Рядом с домом, где жил мой друг Шурик, был дом бабы Матрёны. Она жила вместе со своей дочерью тетей Зиной, а возле их крыльца была будка собаки.  Это была очень большая собака и не очень приветливая, звали её Бобик. .Я иногда приносил Бобику кости, которые оставались у нас после того как мы резали барана или свинью. В этот раз я дал Бобику воротник от Витькиного пальто. Бобик сгрёб этот воротник и улёгся на него, а я пошёл домой. Через некоторое время домой пришёл Витька.  «Где мой воротник?» - закричал Витька.  «Мама, он оторвал мой воротник! Как я завтра пойду в школу?» Мама посмотрела на меня и спросила: «Митя, где Витин воротник? И шо у вас произошло?» Мама очень часто сбивалась на украинский язык. Я сказал ей, что мы играли и что я нечаянно оторвал у Витьки воротник, а он полез драться. Воротник где-то потерялся в снегу. На улице было уже темно и искать воротник никто не пошёл. Я был зол на Витьку и поэтому сказал неправду.  Витька не очень любил ходить в школу. Он так не хотел учиться, что искал любой предлог, чтобы не идти в школу.  Маме это очень не нравилось.  Она сказала: «Витя, я тебе пришью новый воротник. Так что ты не беспокойся, садись учить уроки, завтра пойдёшь в школу». Не так давно наш сосед дядя Лёня по просьбе мамы зарезал у нас овцу, снял с неё шкуру и тушу овцы подвесил в сенях, а шкуру мама очистила солью и положила сушиться.  В деревне почти все семьи содержали домашних животных, которые обеспечивали семью мясом, молоком, шерстью. Из овечьей шерсти вязали варежки, носки, свитера. Овечьи шкуры отдавали в обработку, а после тщательной обработки из них шили полушубки и шубы. Вот из такой овечьей шкуры мама и решила сделать Витьке воротник.  Конечно, чтобы воротник выглядел новеньким и совершенным, требовалась очень хорошая обработка шкуры. В деревне таких специалистов не было. Мама сделала предварительную обработку шкуры солью и всё.  Мы с Витькой сделали уроки и улеглись спать, а мама сидела и занималась воротником для Витькиного пальто. У мамы в этот день был выходной, а на следующий день ей надо было идти на работу во вторую смену. Утром мы с Витькой встали, перекусили, собрали учебники, оделись и пошли в школу. Как только мы подошли к школе и встретили ребят возле школы, раздался смех. Это смеялся Васька по прозвищу Кот. Он подбежал к Витьке и закричал: «Витя, ты что, теперь бараном стал или овцой? Фу, как у тебя воняет твой воротник! Ребята смотрите у Витьки новый воротник!» Все стали подходить к Витьке, дёргать его за воротник и смеяться. А Васька продолжал: «Ребята, скоро к нам в школу прибегут волки на запах баранины!» Витька не выдержал, развернулся и побежал домой, а вслед за ним и я. Он прибежал домой весь в слезах и сказал, что не пойдёт в школу в этом пальто. Я подошёл к маме и сказал: «Мама, я сейчас сбегаю и поищу Витькин воротник». После этого я отрезал кусочек мяса от туши овцы, что висела в сенях, и пошёл к будке собаки. Бобик лежал в будке, я поманил его кусочком мяса, он вылез из своего домика и подошёл ко мне. Я угостил его мясом, и пока он кушал, взял Витькин воротник, очистил его снегом и принёс домой. Мама увидела воротник и сказала: «Витя не плачь, нашёлся твой воротник. Сейчас я пришью к пальто твой старый воротник, и можешь опять идти в школу». Она быстро отпорола воротник из овечьей шкуры и пришила старый Витькин воротник. Витька перестал плакать, надел своё пальто, и мы направились в школу. Конечно, на первый урок мы опоздали.  Учительница у нас была одна, она вела занятия у 2-го и 4-го класса одновременно. Занимались мы в одном помещении. Один ряд в классе занимал 2-й класс, а через проход сидел 4-й класс. Каждому классу учительница давала своё задание. В начальных классах у нас в школе было две учительницы. Одна учительница вела 1-й и 3-й класс, потом он переходил на 2-й и 4-й, а другая учительница вела 2-й и 4-й класс. После того как 4-й класс переходил в 5-й, она принимала ребятишек в 1-й класс и вела 1-й и 3-й классы.  Учительница у нас была очень хорошая, звали её Мария Дмитриевна. Она пожурила нас немного за опоздание, велела подготовить пропущенный материал самостоятельно. «На следующем занятии вы оба мне ответите по пропущенному уроку. Так что хорошенько подготовьтесь к следующим занятиям. Всё, что было на уроке узнайте у своих одноклассников» - сказала она.  Нам ничего не оставалось как согласиться с её предложением. Мы согласно покивали головами и уселись по своим местам. На этом и закончилась наша весёлая история с этим воротником.   Прошло непродолжительное время, я закончил 8 классов, Витька уехал учиться в один из подмосковных городов. Мы переехали жить в деревню Вельяминовка, маме стало ближе ходить на работу, я стал учиться в городской школе. Прошло ещё какое-то время, я тоже уехал из деревни на учёбу и приезжал только по выходным дням. Время летит очень быстро и незаметно. Прошло ещё какое-то время и не стало мамы, а ещё через некоторое время распрощались мы с деревней Вельяминовка навсегда. Витька стал жить в городе Зарайск, а я в Москве, но осталась память о нашем детстве, о нашей маме. 
Ветер гнет берез верхушки,
За окошком ни души.
Ты жива ль моя старушка?
Напиши мне напиши.
 Все пройдет как этот вечер,
 Зарумянится восток.
 Выйдешь ты ко мне навстречу,
 Позабыв надеть платок.
Выйдешь слезы вытирая,
Бросишься в объятия.
Ты одна, одна такая
Милая симпатия.
 Лишь тебе одной все слезы,
 Все красивые слова.
 За окном шумят березы,
 Осыпается листва.


Рецензии