Ку-ку

В маленькой, забытой временем  лавке старых, бесполезных вещей я набрел на ходики с кукушкой. С цепью и гирьками. Я взял их, не торгуясь и не спрашивая на ходу ли они. Взял, увлекаемый движением души и слабым привкусом воспоминаний. Дома разобрал, почистил и вместо старых гирек в виде облезлых серебристых шишек исхитрился приладить механизм, питаемый толстой, брюхатой батарейкой. Пустая внутри, металлическая птичка, непонятного вида с отслоенной краской клюва послушно исполняла роль кукушки.

  Высовывалась она нерешительно, в несколько приемов. Сначала приоткрывалась почему-то одна дверца, затем решительно до упора, так что, казалось, она сорвется с проволочной оси, - вторая, полностью и настежь, а потом уж сама  с каким-то  воинственным вызовом...

– Ку-ку, ку-ку, - выскакивала и застывала, как будто ждала ответа... Потом досылала еще одно «ку-ку» и с ржавым звуком уползала в свои темные недра.

  «Ку-ку» было скрипучее, механическое, далекое от живого голоса, да и вовсе непередаваемый звук, найти ему подходящую ассоциацию оказалось затруднительно, так что по взаимному доброму согласию мы сочли его понятно-приемлемым и вполне кукушачьим.

  Итак, «ку-ку» поселилась сначала на кухне. Немного прошло времени, как я сначала с удивлением, потом с улыбкой недоверия, а  потом и вовсе уверовал что у нас с кукушкой организовалась, как бы сказать, эдакая симпатическая связь. Я стал находить в ней активную ответность и совсем не механическое понимание.

  Как иначе можно обяснить, что за все время, пока я, например, готовил обед, мне ни разу не довелось слышать, чтобы кукушка своим вмешательством хоть как-то помешала моему ритуалу. Помнится, пару раз мне просто пришло в голову прихватить птичку на невыполнении своих прямых обязательств. Но ни разу не получилось: стоило мне обратить внимание на ее поведение, как она бодро выскакивает и бравым «ку-ку» подтверждает согласное течение времени. Но, бывало, я увлечен и непроизвольно спохватываюсь и несказанно удивлялся, что пришло, например, время отбивать час, а кукушка, нехотя, бочком протискивается на свою сцену,  затем невнятно, быстро и тихо бормочет какое-то единичное «ку» потом быстро и стыдливо скрывается, не решаясь прерывать минуты моего вполне по графику положенного восторга. Иногда кажется, что я даже слышу за дверкой полное нерешительности перетаптывание и представляю себе как бедная птичка решает для себя вопрос высовываться ли вообще, ведь это так может помешать моему священнодействию. Так и вижу, как она выглядывает в щелки своего домика, борясь с  такой непростой для нее задачей...

  В любое другое время – о-о! Утром, например, полная утверждения, что ОНА открывает новый день, птичка издавала бодрое и радостное: - Ку-ку, приветствую вас! Хорошего дня! И сверкнув хитрым глазом – впечатление, что заговорщически подмигнула – от избытка хорошего настроения, вполне членораздельно добавляла из собственного репертуара еще одно очаровательного звучания – «ку-ку»...

  Уставшая к вечеру, либо просто  наглотавшись кухонных запахов, а, возможно, обиженная, что я меняю ее общество на прогулку с товарищами или телевизор, она густым скучным, действительно потужым голосом произносит вежливо-формальное «ку-ку»: мол, можешь идти заниматься, чем хочешь, никто тебя не держит, да и вообще - на таких типов, как ты, никогда нельзя полностью положиться.

  Это конечно не так, я искренне к ней привязался: она такая необыкновенная, интеллигентная, чуткая и почти... одушевленная.

  Благодарный за наши нежные отношения, я купил ей сестричку, такие же ходики в том же месте.

 Теперь у меня их стало две. Вторую я поместил в спальне, прямо на стенке напротив кровати, и, чтобы как-то различить их назвал ее КУ-КУ-2, а заслуженную и старше – кухонную - маленькой ку-ку-1. И стали мы так жить и поживать.


  Потом, когда в моей спальной комнате появился второй экземпляр кухонной кукушки, я еще раз убедился в реальности наших с ними отношений. Не только в синхронности по времени. Мы научились одинаково думать.

  Слаженно отмеряем время, каждый в своем течении, но в абсолютном – строго одинаково. Иногда, по взаимному согласию, мы отматывали назад годы и в замедленной прокрутке, как в повернутом наоборот бинокле, смотрели отрывки из нашей общей истории...

  И из общего будущего, приближенного лишь страхом тайны и нетерпением любопытства. Вижу, как угасающее сознание чертит в бессмысленном уже пространстве две близкие параллельные линии: мою и кукушки на стене, как они приближаются, сходятся ближе и ближе. Мне кажется, я даже знаю, где они соединятся, и мгновение, когда это произойдет, станет общей воронкой, в которой исчезнут запасы нашего времени. Все случится одновременно и быстро. Я задержу последний вздох и брошу прощальный взгляд на друга, который остался со мной до последней секунды, до последнего дрожания стрелки на последнем стремлении перескочить на следующее деление..

   Почти физически вижу, как сдутая, сморщенная батарейка выдохнула последние токи…

Спальная кукушка с поникшей, как показалось, головой едва протиснулась через полураспахнутые створки, на какое-то время повисла между решениями, ее подставка выдвинулась далеко-далеко, как бы пытаясь максимально приблизить ко мне преданное существо, но не выдержала, надломилась и птичка со смешным и жалобным кульбитом совершила свой первый и последний полет и ударилось об землю. Эмалевое покрытие перышек радужным фонтанчиком взмыло в воздух и обсыпало металлический трупик легким цветочным дождиком... Один глаз еще смотрит в завернутый в белое безмолвие потолок, на осиротевшую клетку, на невидимого с того места меня... Щемящее сожаление готово выкатиться слезой, но она застряла в углах глаз, зажатая усталыми веками. На дне ее хрустального перелома отсвечивает последним «прости!» маленький холмик, где уснула часть нашей истории.

  Смазанное видение покидает меня. Я знаю, что в миг, когда я закрою глаза, часы в ту же секунду тоже остановятся.

  Последний вздох унес в никуда последний стук сердца и запечатал уши от внешних звуков, последний взгляд на часы...

И здесь в мрачное торжество отплытия,  в последний краешек мозга вдруг проникает нерушимое:

- Ку-ку, ку-ку из кухни - и потом еще еле слышное:

- Ку-ку...

И уже далеко-далеко, за пределами доступного жизни...

- Ку-ку..

Жизнь продолжается?..

Но немые губы молчат, а в ушах, которые уже не слышат, продолжает раздаваться:

- Тик-так, тик-так...

2015


Рецензии