Неверное уравнение

    - Там всё иначе! - с энтузиазмом вещал профессор. - Колёсный транспорт исчез, ведь уже изобретено пространственное перемещение. Человек перестал зависеть от расстояний - зашел в кабину и оказался в любой точке планеты! А города? Они уже не средоточие огромного количества людей и бетонных коробок, именуемыми домами. Теперь это огромные, слившиеся с природой пространства. Нет трущоб и грязных улиц, нет грохочущих механизмов, нет нищеты и болезней!
  Профессор перевел дух и потянулся за стаканчиком с водой.
- А как же заводы? - произнёс кто-то из слушателей.
- А, - махнул рукой лектор, - полностью роботизированы и переведены на Марс и Венеру. Земля наконец-то обрела спокойную жизнь в гармонии с природой и человеком.
С первого ряда поднялась худенькая девушка и робко произнесла:
- Вы так уверенно об этом рассказываете, будто побывали там. На самом деле неизвестно, что нас ждёт в будущем.
- Вы с какого факультета? Экономики? Понятно. Попробую объяснить проще, - профессор поправил очки, - я провел серьезный математический анализ развития человечества. Моё уравнение содержит множество вероятностных неизвестных, но, просчитав их все, я пришёл именно к такому выводу. На всё про всё нужно сто лет, не более. И это не тайна под семью печатями. Все свои выкладки я сегодня же выложу на университетский сервер. Пожалуйста, изучайте!
- Вы хотите сказать, что ваше уравнение настолько универсально? – не унималась девушка.
- Именно это я и говорю, - с этими словами профессор включил проектор и представил публике, испещрённый математическими знаками экран, - как я уже сказал, сегодня каждый сможет его скачать. Благодарю за внимание!
  Аудитория опустела, и профессор запер двери. По пути в лабораторию он встретил своего коллегу. Заведующий кафедрой физики был ненамного старше профессора и по натуре своей спорил обо всём, о чем только можно было бы спорить. Он всеми фибрами любил свой предмет, а верил только тому, что можно было доказать с точки зрения физики. Увидев профессора, он улыбнулся и спросил:
- Что, опять зажигал на лекции?
- Естественно, - кивнул профессор, - студенты должны знать, что их ждёт.
Физик поправил непослушную чёлку.
- Ну не доказуемо же! Только голову людям морочишь.
- Хочешь докажу? Пошли в лабораторию.
Предложив оппоненту присесть, профессор перевернул исписанную доску и начертил горизонтальную линию.
- Это время. И мы тут.
На линии появилась точка.
- Мы можем двигаться только вперед со скоростью собственной жизни.
- Это я понимаю, - кивнул физик, - давай конкретнее.
- Сейчас. Что если, я придумал нечто, что может мгновенно перенести меня в любую точку временной линии?
- Невозможно, - хмыкнул физик.
- Отнюдь. Я отправлюсь туда в ближайшее время и докажу тебе, что я прав. Я создал tempus viator *. Это рабочее название прибора. Только, прошу, никому ни слова. До того момента, как я проведу эксперимент.
- Тогда - пари! В случае неудачи ужин в ресторане за твой счет. Идёт?
Вместо ответа профессор хлопнул ладонью об руку физика. Оставшись один, он запер изнутри лабораторию и извлёк из шкафа странный механизм.
- Сегодня я докажу этому неверующему Фоме, - сказал сам себе профессор и настроил аппарат на столетний скачок. И камеру бы не забыть. А то никто не поверит.
***
  Физик выкинул заявление профессора из головы. Если думать обо всём, что тот изобретал, то с ума сойти можно. Его больше интересовало пари, которое профессору ни за что не выиграть. Поэтому он очень обрадовался, когда через пару дней встретил растерянного коллегу неподалёку от кампуса.
- О, дружище! Как наше пари? Состоялся опыт?
- В каком заведении предпочтешь отужинать? - мрачно спросил профессор.
- В центре, у которого три звезды Мишлен, - нагло ляпнул физик.
Однако оппонент не ответил и повернул к центру.
- Ну не переживай ты так! Подумаешь - не получилось. Всякое бывает, - попробовал его утешить физик.
- Как? Как я мог так просчитаться с уравнением?
- С каким уравнением?
- Математического анализа. Которое доказывало мою теорию. Представь? На деле всё вышло по-другому.
- Не понял, - медленно проговорил физик, - так ты был там?
- Ну, был, - буркнул профессор.
- Значит, проиграл я? Вот дурак! И пошёл в самое дорогое место.
- Я, я проиграл. Вот выпью бокал и расскажу.
Физик еле дождался, когда профессор закончит смаковать дорогой виски.
- Ну?
- Что?
- Значит, ты там был? - не унимался физик. - Расскажи! Это же сенсация, а ты гений!
- Никакой я не гений, - мрачно ответил профессор, - дурак я. И да, я там был.
- И что? - глаза коллеги горели неподдельным интересом.
- Ничего!
- ???
- Ничего, говорю. В общем, переброска прошла хорошо. Я ничего не почувствовал. Только закрыл глаза. Боялся открыть и взглянуть на новый мир. А когда глянул, то решил, что прибор не сработал.
- Почему? - не понял физик.
- Потому, что ничего не изменилось. Тот же город. Те же люди и улицы, по которым носятся машины. После я понял, что эксперимент всё-таки удался. Откуда-то вещали новости, и я осознал, что перенесся на столетие вперед. Да и автомобили другой конструкции…
Профессор уронил голову.
- А ещё? Кроме автомобилей, что там? Летающие ранцы? Самодвижущиеся тротуары? Торжество разума и науки? - воскликнул физик.
- Ничего, говорю тебе. Даже деньги такие же. Только инфляция подкосила. Для меня это было ударом. Я ходил как дурак, пока не забрёл на окраину. А там всё застроено небоскребами…
Физик обалдело замолчал, обдумывая услышанное.
- А потом я встретил старика, - продолжил профессор, - он отдыхал на скамейке. И я спросил его, почему за последние сто лет ничего в мире не изменилось. Он не удивился даже. Сказал просто, что век слишком короток для того, чтобы что-то изменить. Нужен гораздо больший срок.
- И всё? Больше он ничего не сказал? - спросил физик.
- Нет.
В полной тишине профессор задумчиво повертел содержимым своего бокала.
- Дела…, - протянул физик, - но ты же можешь прыгнуть и на тысячу лет! Там точно всё по-другому.
- Не могу, - покачал головой собеседник, - мощности мало. Да и разобрал я прибор. Есть кое-что другое, чем я должен заняться.
- И чем же?
- Где-то в моём уравнении допущена ошибка. И я должен её исправить. Прощай друг.
Профессор вышел из-за стола и покинул заведение, что-то бормоча себе под нос. Физик прислушался.
- Неверное уравнение, - бормотал профессор, - неверное уравнение.



* tempus viator – путешественник во времени (лат.)


Рецензии
Интересный рассказ. Рассуждения автора заставляют задуматься - что будет дальше. Так интересно заглягуть вперед.

Светлана Гамаюнова   26.08.2022 16:07     Заявить о нарушении
Когда учился в школе, нам преподносили, что 2000 год это нечто невероятное. И когда он придёт, то всё изменится. Наступит светлое будущее. Существовала даже традиция закапывать капсулу "Потомкам 2000 года". Казалось, что это такие далёкие времена и когда они ещё наступят. Однако 2000 год прошёл и ничего... Про "капсулы времени" никто не вспоминает. На деле оказалось, что это слишком короткий срок.

Димитрий Галкин   26.08.2022 16:33   Заявить о нарушении
Хороший рассказ. Читать не скучно. Но вот то, что 100 лет короткий срок - это слишком. О том, что сейчас есть, 100 лет назад не могли мыслить даже многие фантасты.
Кто 100 лет назад мог представить, что каждый человек будет иметь возможность ежедневно общаться друг с другом по видеосвязи, не испытывая при этом особых технических неудобств? И все потому, что физика немного дружит с законами Природы, а не просто высасывает математические формулы из пальца.
А что было бы, если бы с законами Природы подружилась экономика? Ух..., человеческий мир через 100 лет - да, что там 100, даже через 20 - стал бы вообще неузнаваем.

Сергей Гайворонский   24.03.2023 22:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.