юный наездник

         
        В канун праздника приехал ко мне двоюродный брат Виталик из п/о «Сеятель» Сальского района. Уж больно ему хотелось побывать в степи, увидеть своими глазами ковыль, воронцы… Майский день выдался на славу, Виталик проснулся рано, вышел во двор, подошел к уже цветущей сирени с темно-фиолетовыми кистями. Произнес:

    - «Прелесть, какой запах!» - прижимая ветку сирени к лицу, долго стоял не отпуская. Отпустив ветку, помог ей вернуться на свое место. Наблюдая за этой сценой я радовался, никогда раньше я не замечал у него проявления любви и такой нежности к природе.

      Была у него одна любовь- любовь к лошадям.  Большую часть дня Виталик проводил на конюшне, где он был любимцем у лошадей. Появление его у дверей конюшни у лошадей вызывало  беспокойство, ржание. Морды их тянулись в сторону Виталика ожидая,что каждый из них получит по кусочку хлеба или сахара, сворованного у матери из сумки в сундуке.

      Позавтракав и  прихватив с собой фляжку с водой, ушли мы вдоль реки Егорлык в сторону кон.заводских полей.  Шли босые по щиколотку утопая в пыли, шутили и дурачились, заигрывали с сопровождающими деревенскими ласточками, летающими впереди нас. Над головой жаворонок исполнял свою песню, слышны были кряканье пролетающих уток, в камышах подавала свой голос выпь, а рядом проходило как бы соревнование камышовок « Кара,кара,кир,кир» - исполняли они свою песню.

     Вдруг брат обратил свое внимание на группу людей с лошадьми. Глаза его заблестели, сразу как то ожил

    - Давай подойдем, посмотрим» - попросил меня.

    - Ты что, нам ведь еще идти километра полтора,- сказал я.

     Глядя на его огорченное лицо, пришлось пойти на встречу. Подойдя к собравшимся поняли, что никак не могут объездить жеребца - красавца.  Перед нами стоял гнедой конь с черной гривой и лысиной на лбу, а ноги его заканчивались белыми носочками, что придавало ему стройности и легкости. Конь фыркал с ржанием, показывая всем свое  недовольство.
 
     Тут же подъехал на велосипеде Аржевикин Павлик, по прозвищу Буян, этим было все сказано, что он большой любитель лошадей.  Лихо соскочил с велосипеда, спросил; «Что за шум, а драки нет?»

      Два конюха Лодзин Дмитрий и  Шатлов Дмитрий, ну и  четверо  их помощников стояли кругом.

   - Да вот никак не можем с места сдвинуться, как взбесился, а сейчас не подойти вовсе- сказал Шатлов,

   - Сбрасывает,невозможно удержаться, даже седло не можем уложить.

   - Эх, вы, конюхи-слабаки! - сказал Виталик и вырвав поводья из рук
Шатлова, благодаря своей природной резвости, в один миг оказался верхом.

     Жеребец обозначил свечу, потом задними ногами кидал с такой силой, что комки земли от копыт отлетали метров на 10-15, то извиваясь змейкой,то припадая так,что  Виталик не смог удержаться на коне, слетел ,угодив в борозду.

     Прощло минут 15, конь немного успокоился, изредка выгребая землю передними копытами и фыркая стоял, переминаясь с ноги на ногу. Тут то и подошел Виталик к Шатлову, похлопал слегка ладошкой, попросил попробовать снова, кивая в сторону строптивца.

    -  Ты что сдурел, ведь убьешься ! - строго ответил Дмитрий.

    - Ну можно я подойду к коню?

    Конюх подумал и с опаской сказал: -  Только  осторожно

    Виталик взялся одной рукой за поводья, что держал конюх, не спеша подошел к коню, другой рукой хотел погладить,но тот забеспокоился.

    -  Тссс, тссс - успокаивал коня,а сам достал кусочек хлеба и осторожно поднес  угощение. Тот обнюхав, задергал трясущейся нижней губой,взял хлеб.  Виталик гладил его рукой по голове, приговаривая что-то тихонько.

     Мужчины обсуждали, как обуздать непокорного коня, не замечая того, что Виталик осторожно вытянул поводья из рук Шатлова, перекинул через голову и взявшись за загривок мгновенно очутился на коне.

    Жеребец, как ужаленный, старался избавиться от седока, но не тут – то было. Виталик сидел как вросший в его тело. Лица конюхов стали былые, как стена. Они кричали:

   - Прыгай, убьет ведь!

    Но юный наездник, улучив момент, когда конь встал на четыре ноги, резко ударил пятками под бока.Конь рванул вперед, вот этого не хватило Виталику в первый раз, да и конюхам тоже. Конь мчался по пахоте фыркая и брыкаясь.Все застыли с ужасом наблюдая эту картину, но со временем силы  начали покидать скакуна. Всеми силами он старался вырулить на дорогу, на твердую степь,где он был волен скакать куда хочет, но седок не давал ему такой возможности. Описывая круг за кругом по пахоте, было заметно, как скоростные качества сводились к нулю. В конце концов, вместо бега, конь перешел на обыкновенную ходьбу, изредка дергаясь из стороны в сторону.

     Так спокойным и осторожным шагом они приближались к конюхам .  Спрыгнув с коня Виталик подал поводья Лодзину. Все были в шоке. Шатлов окинул взглядом всех наблюдавших,попросил никому на селе  не рассказывать, что  жеребца объездил пацан.

     -  А то ведь засмеют!

    Ну, а мы довольные пошли своей дорогой,

     -   Ну, что боялся брат?

     -  Нет,не боялся, а очень устал.

     Тем временем мы вышли в степь, Виталик был поражен увиденным. Кругом цветы, а главное ковыль со своими серебристыми перьями, колышущимися на ветру,напоминая волны.

     -   Море, море! – кричал Виталик, расставив руки в сторону.

          На моих глазах этот бесстрашный наездник превратился в восторженного юнца, опьяневшего от такой красоты!

     Нарвав по букетику, мы вернулись домой,где вручили их своим любимым  мамочкам. Радости и гордости за нас не было предела.

   Вот такая история приключилась  в далеком 1953году.



А.Я.Дробноход          с.Лопанка          июнь2020г



рисунок автора


Рецензии