Альфред Чато, скаут

             
                Чато (Альфред).  18…- 13.08.1934г.

В истории чирикауа и западных апачей, Чато является, пожалуй, одним из самых сложных, противоречивых  и интересных персонажей.  Он был проклят патриотами-апачами, считавшими его предателем своего народа. Но надо понимать, что встал он на сторону белых изначально с единственной целью – ради спасения своей семьи, воссоединиться с которой он мечтал всю свою жизнь.

Чато, Альфред. Его апачское имя было Pedes-klinje, но он был известен под мексиканским именем Chato, из-за формы его носа, будучи позже преобразован североамериканцами в Chatto. Он был сыном  Culto, и братом Nelson Gonaltsis (также:  Patricio), и женщин Bahnahtsi и Gotsi. Писатель Эдвин Р. Суини в своей книге «From Cochise to Geronimo» говорит, что Чато родился в группе Мангаса Колорадаса (Mangas Coloradas), и что его отец был его братом, возможно, Хосе Мангас (Jos; Mangas), а его мать  апачка-чоконен. (В 1911 году Чато сказал в форте Силл командиру Хью Скотту, что его отец был братом Мангаса Колорадаса). Чато был в  группе Eskinye в 1880 году. Его первой женой была Налтхеда (Nalthchedah), родившая сына. Его вторая жена Ишосен (Ischosen), как записал лейтенант Дэвис, (или Ishchos, по словам капитана Бурка), была сестрой скаута апачей Чарльза Мартина, и имела троих детей. Она была захвачена мексиканцами, когда ей было 39 лет, вместе со своим семилетним сыном Бедисклойе (Bediscloye), и четырехлетней дочерью Набока (Naboka, позже - Maude Chatto), 25 мая 1882 г. 

Чато направлял и поддерживал  такой более старый, опытный и влиятельный человек как Кочис, вместе с которым он и сдался в 1872 году, переехав  жить в резервацию Сан-Карлос в южной Аризоне, где служил армейским скаутом, в благодарность американскому правительству за то, что по его мнению, они действительно были заинтересованы в том, чтобы помочь ему вернуть захваченную семью.   Он был зачислен скаутом в роту «B» 7 июня 1884 года, под командованием лейтенанта Бриттона Дэвиса.

Но прежде он участвовал (21 марта 1883г.) в набеге на Аризону и Нью-Мексико вместе с Чиуауа, Джолсанни (он же Ульзана) и другими апачами. За неделю они проехали 640 км, убив 11 человек, в том числе судью Гамильтона К. Маккомаса и его мексиканскую жену Хуаниту, взяв в плен Чарли, их шестилетнего сына, которого больше никогда не найдут.

Они вернулись в свои убежища в Сьерра-Мадре с оружием, боеприпасами и провизией. После ареста Нох-дель-клинни и восстания скаутов-апачей, Чато ускользнул из резервации вместе с другими апачами, такими как Ху, Найче и Джеронимо, которые опасались за свою жизнь. Однако генерал Крук и 250 человек напали на его лагерь (там был и Бонито) в июне (мае) 1883 года, поэтому Чато сдался вместе с Джеронимо и другими генералу Джорджу Круку, и отправился в Сан-Карлос.  Затем он служил под началом генерала Крука, в качестве скаута, включая последующую экспедицию в Сьерра-Мадре, и после  сдачи Джеронимо в 1886 г.  Генерал Крук пообещал Чато сделать все возможное, чтобы он смог вернуть свою жену и детей, плененных в Мексике. После этого обещания, Чато стал самым эффективным и преданным следопытом Крука.

Чато ежедневно докладывал лейтенанту Дэвису о состоянии скаутов и чирикауа в  форте Апач. Именно Чато, вместе с Микки Фри сообщил о бегстве чирикауа 15 мая 1885 года, когда 1/4 из них покинули резервацию. Позже Дэвис узнал, что Фан, Перико и Тсисна остались, чтобы убить его по приказу Джеронимо, но они не осмелились на это. Чато, 3-й сержант Askadodilges и капрал Датчи, стояли перед палаткой лейтенанта Дэвиса с приказом стрелять в первого человека, который поднимет свое оружие.  Фан, Перико и Тсисна сказали, что они остались, чтобы не быть подозрительными в глазах солдат, но  узнав какие вожди ушли, пошли вслед за ними. Впоследствии американские солдаты во главе с апачскими скаутами с Чато во главе, преследовали их до Мексики.

В июле 1886 года,  Чато вместе с Локо возглавил делегацию апачей в Вашингтон,где они встретились с президентом Гровером  Кливлендом, и министрами обороны и внутренних дел. Чато потребовал возвращения его жены и детей, захваченных в Мексике, заявив  что он знал, что генерал Крук получил его фотографию от мексиканских властей и просил, чтобы они и другие пленные  апачи вернулись, «чтобы я мог снова иметь их в своем сердце». Чато сказал, что не может сделать «такие большие дома», имея в виду высокие здания, которые он видел вокруг. Капитан Джон Бурк, бывший офицер Крука и теперь находящийся в Вашингтоне, и приводящий в порядок свои письменные архивы,  которые он сделал за годы службы в контакте с индейцами, сказал, что Чато имел в виду, «что независимо от того, насколько беден человек,  его дом - это место, где находятся его жена и дети». Делегацию апачей сфотографировал Джон К. Хиллерс. Чато попросил, чтобы его фотография была отправлена его жене, чтобы она знала, что он жив и что он ведет переговоры о её свободе. Неоднократные требования армии о возвращении пленных апачей в Мексику были проигнорированы.

19 июля 1886 г. Эндикотт вручает Чато серебряную медаль от министра внутренних дел Люциуса Ламара-мл. На одной из граней медали было изображение предыдущего президента США Честера Алана Артура; а на другой был виден поселенец, указывающий индейцу на открытую дверь своего дома. Над ней было написано слово «Мир». На медали были выгравированы мелкие царапины:  «от секретаря Ламара  Альфреда Чато в форте Силл к Чатто» (Отныне американцы будут называть его Чатто.) Капитан Бурк присутствует на собрании, и делает стенограмму.

31 июля 1886 года Ламар-мл.  дает Чато справку о хорошем поведении, в которой говорится следующее  «Министерство внутренних дел, Вашингтон, 31 июля 1886 г. Это подтверждает, что я лично знаю Чато, вождя индейцев апачей-чирикауа, и что с момента его возвращения в резервацию в 1883 г. он жил в мире с человечеством, всегда оказывая хорошее влияние на свой народ. Он имеет репутацию надежного и смелого человека. Л.»

2 августа 1886 года их отвезли в Карлайл, где находились молодые заключенные Хелен и Хатаапах, в том числе сын Локо, Дадеспуна (Декстер Локо). Вернувшись в Аризону, когда делегация находилась в форте Ливенворт (Канзас), их задержали и отправили в форт Мэрион (Флорида). Чато, который  был официально лицензирован как армейский скаут, через шесть недель после прибытия в форт Марион, был уже в качестве военнопленного.

В 1888 году он появляется в переписи населения Маунт-Вернон (штат Алабама) как Чатто, где он служил в компании «I». В июне 1889 года Джон Г. Бурк подтвердил согласие Чато на соглашение о том, что мексиканское правительство передаст его семью в обмен на пять мексиканских пленников, которых Чато захватил в отместку за захват его семьи (?). Мексиканское правительство не выполнило сделку, заявив, что его семья предпочла остаться в Мексике, и что им  там намного лучше, чем в резервации.

На конференции «Ассоциации прав индейцев», 24 июня 1889 г. Чато, разбиравшийся в  основах сельского хозяйства и животноводства заявил, что заключенные апачи хотели быть самодостаточными в Аризоне, потому что их земля была там: «Когда я покинул форт Апач, чтобы поехать в Вашингтон, я оставил  в Нью-Мексико пять лошадей, которые были моими, и две  моей сестры. Если у нас была ферма, почему нас туда не отправили? Этим лошадям было семь лет».

1 сентября 1894 года Чато рассказал о здоровье заключенных апачей в казармах Маунт-Вернон: «Вы можете найти еще стариков, бабушку и дедушку, но большинство из них умерли. Вот почему мне не нравится это. На этой территории (штат Алабама) много деревьев, но больше ничего нет. Кажется, что земля каждый раз меня кусает, когда я иду по ней».

Чато служил в роте «L», скаутского отряда 7-й Кавалерии, и руководил собственной деревней в форте  Силл. В мае 1895 г. правительство Мексики отреагировало на письмо, которое переводчик Джордж Враттен направил в феврале, с просьбой о статусе пленников апачей в Мексике. Пленники, вероятно  были проданы, так как это и есть их обычное предназначение.

Чато женился на Be-gis-cley-aihn  (также называемой Bey-gil-cley-ih) в форте Марион, после чего её  будут звать Хелен Чатто; у него четверо детей: Блейк, Сирил, Гораций и Моррис Чатто. В 1913 году он поселился в агентстве мескалеро, где стал членом Миссии Голландской Реформатской церкви Уайттейл (Whitetail). По словам агента Мескалеро, О. М. Гоггесса, Чато был отличным гражданином, имел хороший дом и был хорошо известен как уроженцам резервации, так и белым жителям. Он умер от пневмонии 13 августа 1934 года, осложнившейся травмой в результате автомобильной аварии, и был похоронен на индейском кладбище мескалеро-апачей  в  резервации мескалеро (округ Отеро, Нью-Мексико).



 


               


 


         


Рецензии