История трёх крупнейших музыкальных лейблов

https://vc.ru/flood/13569-music-labels

История трёх крупнейших музыкальных лейблов: от продажи грампластинок до интернет-эпохи
Рынок звукозаписи проделал длинный путь от продаж грампластинок с записанными на них композициями до продаж альбомов исполнителей в интернет-магазинах и музыкальных сервисах.

Обозреватель vc.ru разобралась в основных тенденциях и узнала о работе звукозаписывающих компаний в мире развивающихся технологий.

Зарождение рынка звукозаписи
Конец 19 и начало 20 века навсегда изменили способы прослушивания музыки. Если раньше исполнителей можно было услышать в концертных залах, клубах и филармониях, то в начале 20 века получает массовое распространение радиовещание.

Затем случается ещё один переворот рынка звукозаписи — появление и массовая доступность граммофонов. Грампластинки позволяют каждому желающему услышать ту или иную композицию неограниченное число раз в любое удобное для него время. Этот период является отправной точкой истории звукозаписывающих лейблов: Columbia Records, Decca Records, Edison Bell, The Gramophone Company, Invicta, Kalliope и многих других.

По прошествии времени одни лейблы вливаются в большие компании, а другие остаются независимыми, делая ставку на небольшую аудиторию преданных слушателей.

Наиболее успешные исполнители создают свои собственные лейблы. Собственные звукозаписывающие компании открывали такие звезды, как The Beach Boys, The Beatles, Rolling Stones, Led Zeppelin, Eminem и многие другие.


Нажмите, чтобы увеличить
К концу 1980 годов в отрасли начинает лидировать так называемая «Большая шестерка лейблов звукозаписи» — EMI, CBS, BMG, PolyGram, WEA и MCA. К концу 20 века происходит слияние PolyGram и Universal Music Group, а также Sony Music и BMG. «Большая шестерка» превращается в «Большую четверку»:

Universal Music Group;
Sony Music Entertainment;
EMI;
Warner Music Group.
Эта группа компаний до 2012 года, по разным оценкам, контролировала от 70% до 88% мирового рынка звукозаписи.

Звукозаписывающие компании в эпоху развития интернета
На заре рынка звукозаписи контракт с известным лейблом являлся необходимым условием успеха артистов, ведь вероятность стать известным широкому кругу слушателей была низкой даже для самых талантливых исполнителей. Подписание контракта помимо качественной записи на студии обеспечивало артисту внушительную рекламную кампанию и доступ к розничным магазинам, а саму студию — авторскими правами на запись.

Однако с появлением интернета, развитием пиринговых сетей и свободы информации всё большую популярность стали получать нетлейблы (интернет-лейблы) и open-source звукозаписывающие лейблы.

Нетлейблы получили развитие с появлением цифровых форматов (МР3, WAV, FLAC и других). Использование этих форматов предполагает создание музыкальных записей приемлемого качества и небольшого размера. Нетлейблы редко занимаются раскруткой группы, организацией концертов и защитой прав. Владельцы данных компаний делают упор на распространении продукции через интернет и отказе от производства физических носителей.

Open-source-лейблы выпускают музыкальную продукцию под копилефт-лицензией, которая, в отличии от копирайта, разрешает свободное распространение и модификацию треков.

Самым известным файлообменным сервисом конца 20 – начала 21 века стал Napster. Основанная в 1999 году файлообменная сеть изменила музыкальную индустрию навсегда и закончила своё существование через два года после создания.


В отличие от других подобных однораноговых сетей, Napster имела центральный сервер и была прост в использовании. На сервере находились только информация о файлах, а сами файлы скачивались непосредственно с компьютеров пользователей.

Эти преимущества быстро принесли ему популярность, а в феврале 2001 года число уникальных пользователей достигло 26,4 млн. Однако такой успех не стал поводом для радости создателей сервиса.

Впервые обвинения в нарушении авторских прав предъявила Napster американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) ещё в декабре 1999 года. Фатальным для Napster стал иск большой четверки, который известен как «дело A&M Records против Napster». Несмотря на название, в качестве истцов выступили все члены RIAA. Данное дело стало первым крупным случаем применения законов об авторском праве применительно к пиринговым файлообменным сетям.

Суд постановил, что Napster должен быть привлечен к ответственности за нарушение авторских прав. В целях соблюдения запрета Napster закрыла сервис 1 июля 2001 года. В ходе процедуры банкротства компания передавалась из рук в руки и на сегодняшний день стала частью музыкального сервиса Rhapsody.

Несмотря на все возможности, которые новые технологии предоставили исполнителям, соотношение сил на мировом рынке звукозаписи осталось прежним. Но потерь в связи с пиратством и развитием цифровых форматов крупным лейблам избежать не удалось. Так в 2007 году продажи физических носителей упали на 17%, а доходы Universal Music и Sony Music на 11,7% и 27,7% соответственно.

Развитие интернета совершило очередной переворот в способах распространения музыки. В 2004 году выручка от продажи цифровой музыки составила $400 млн, а в 2011 году — $5,3 млрд. Однако это не означает, что старые форматы вскоре прекратят своё существование.

Отличным примером могут служить продажи виниловых пластинок. В 1997 году они составили $144 млн, в 2006 году достигли минимума в $34 млн, а в 2013 получили неожиданный рост и достигли $218 млн.

Инди-лейблы
Инди-лейблы ведут свою историю со времен появления всех звукозаписывающих компаний — второй половины 20 века. За время своего существования многие инди-компании стали частью мейджор-леблов, а те, которые удержались на плаву, позиционируют себя как альтернативу ведущим компаниям звукозаписи.

Поскольку инди-лейблы не обладают теми возможностями, которые доступны крупным компаниям, они обычно обращают внимание на отдельные музыкальные ниши или работают в определённом музыкальном жанре. Заключение контракта с инди-лейблом для артиста имеет и свои преимущества, в числе которых, например, гибкие контракты, и свои недостатки: малая влиятельность отдельной компании на рынок в целом, малые возможности для продвижения и финансирования исполнителя.


Именно из-за недостатков исполнители предпочитают заключать контракты с крупными лейблами, обладающими всей мощью рекламных, маркетинговых, юридических и других отделов. Однако крупные лейблы охватывают все музыкальные жанры, а потому новому таланту требуется приложить немало усилий, чтобы добиться шанса на прослушивание.

Некоторые исполнители всё же записывают свои альбомы на инди-лейблах и не ошибаются. Так, альбом Smash группы The Offspring был продан тиражом более чем 11 млн копий и 6 раз признавался платиновым. Данный альбом стал самым продаваемым альбомом всех времён из выпущенных независимыми лейблами.

Инди-лейблы зачастую заключают контракты с небольшими независимыми магазинами и сотрудничают с ними многие годы, а потому праздник музыкальных магазинов занимает особое место в музыкальной инди-культуре. К радости меломанов всего мира, а также для поддержки маленьких независимых магазинов грамзаписи, не выдерживающих конкуренции в эпоху цифровых технологий, в США был придуман день музыкального магазина — Record Store Day.

К этому дню лейблы и исполнители создают специальные релизы, которые можно будет приобрести в розничных магазинах. Этот праздник отмечается на всех континентах, кроме Антарктиды. Если найти в списке магазин, поддерживающий праздник, и прийти туда, то можно попасть на выступления исполнителей, а также их встречи с поклонниками, диджей сеты, батлы, боди-арт фестивали и кухни на открытом воздухе.


Барабанное соло Дэйва Грола (бывший барабанщик Nirvana и гитарист-вокалист Foo Fighters) на Record Store Day
Праздник появился в 2007 году на встрече владельцев и сотрудников независимых магазинов звукозаписи. 19 апреля следующего года группа Металлика открыла праздник в Rasputin Music в Сан-Франциско.


В 2008 в празднике приняли участие США и Великобритания, однако в следующем году праздник стал по-настоящему международным. Его поддержали магазины Ирландии, Японии, Канады, Италии, Швеции, Норвегии, Германии и других стран, включая США и Великобританию. Менеджер по продажам Universal Music Марк Файдерб назвал Record Store Day «лучшим, что когда-либо происходило с независимыми магазинами звукозаписи».

Однако есть и другая сторона медали. Некоторые исполнители и общественные деятели подвергли праздник критике за то, что изначально он привлекал внимание к инди-лейблам, а теперь его захватили крупные звукозаписывающие компании.

Howling Owl и Sonic Cathedral — британские независимые лейблы — объединились, чтобы выступить против Record Store Day. В материале под названием «Почему Record Store Day умирает» на сайте Sonic Cathedral компании объясняют свою позицию: «Мы не можем конкурировать, поэтому мы не будем конкурировать. Праздник превратился в цирк, а мы будем там клоунами».

Entertainment Retailers Association — компания, стоящая за организацией Record Store Day в Великобритании, — ответила на критику, сказав: «Record Store Day всегда ставил своей главной целью поддержку независимых магазинов звукозаписи, но не независимых лейблов. Кроме того, три из четырех релизов, проданных на Record Store Day, принадлежат независимым компаниям. Едва ли это можно назвать предательством инди-лейблов. Мы знаем, что мы не идеальны, но, чёрт возьми, даже то, что есть на данный момент, намного лучше, чем мир совсем без Record Store Day».

Праздник отмечается ежегодно в третью субботу каждого апреля и в 2016 году назначен на 16 апреля.


Большая тройка лейблов звукозаписи
2012 год запомнился мировому рынку звукозаписи процедурой банкротства EMI. EMI Group была продана Universal Music Group, а EMI Music Publishing приобретена Sony Music Entertainment. «Большая четверка» стала «Большой тройкой».

Universal Music Group
Universal Music Group — американско-французская медиакорпорация, которая принадлежит французскому медиаконгломерату Vivendi SA. Является лидером среди лейблов «Большой тройки».

История Universal Music Group начинается с основания MCA (Music Corporation of America) в 1924 году. Всего лишь через пять лет после создания МСА становится крупнейшим агентством в мире, включающем более 700 клиентов: киноактеров, исполнителей, звёзд радио, продюсеров и режиссеров.

Десять лет спустя в Америке открывает свой филиал другой будущий «родитель» Universal Music Group — Decca. Компания быстро набрала популярность даже в период Великой Депрессии благодаря своему списку подписанных исполнителей и цене в 35 центов за одну музыкальную запись.

В 1962 году компания МСА происходит слияние с Decca, которой принадлежал контрольный пакет акций Universal Pictures. Во главе компаний находится Лев Вассерман, прославившийся контрактами с такими звёздами, как Лана Тернер, Кери Грант и Альфред Хичкок.

Этот год для Decca, помимо удачного слияния с МСА, запомнился ещё и прослушиванием группы The Beatles, которое впоследствии назовут одной из самых больших ошибок в истории популярной музыки. Прослушивание было назначено на 1 января, однако из-за сильного снегопада дорога вышла очень длинной. Кроме того, по приезде группы представитель отдела, отвечающего за исполнителей и репертуар, Майк Смит настоял на использовании аппаратуры Decca, оценив аппаратуру The Beatles как некачественную.

Группа сыграла 15 композиций в течение часа. Несмотря ни на что, участники The Beatles и их менеджер были уверены, что контракт будет подписан, однако получили отказ. Официальной причиной отказа стало то, что «группы гитаристов выходят из моды». Эти слова стали печально известными для Decca, а сам Дик Роуи (глава отдела, отвечающего за исполнителей и репертуар) запомнился как «человек, отказавший The Beatles».

В 1995 году компания Seagram приобрела МСА, и в 1996 году изменила название МСА на Universal Studios, а её музыкальное подразделение MCA Music Entertainment Group получило название Universal Music Group. В 2012 году после одобрения Европейской комиссии и Федеральной торговой комиссии UMG приобрела EMI. За покупку EMI боролся ещё один лейбл «большой тройки» — Warner Music — однако долгожданного слияние не произошло ни в 2006 году, ни в 2009 году.


Доходы Universal Music Group с 2004 года по 2014 год в миллиардах евро

Universal Music в 2014 году приняла участие в UNICEF Imagine Project
Громкие споры и критика

Взятки на радио (2006 год). UMG была обвинена во взятке радиостанции за проигрывание песен Ника Лэчи, Эшли Симпсон, Брайана МакНайта, Big Tymers и Линдси Лохан. Компания выплатила $12 млн в качестве компенсации

Злоупотребление цифровым копирайтом (2007 год). UMG обвинена в злоупотреблении законом о цифровом копирайте, руководствуясь которым компания пыталась удалить видео с Мишель Малкин. В данном видео Малкин критически отозвалась об Эйконе, назвав его женоненавистником. В конце концов, UMG отступила от претензий, однако видео оказалось недоступным в течение 10 дней.

В этом же году UMG была вызвана в суд за требование без разбора инцидента удалить домашнее видео длиной в 29 секунд, где ребенок танцует под песню Prince. Решением суда было установлено, что видео не нарушает авторских прав Universal.

Злоупотребление цифровым копирайтом (2011 год). В декабре сайт Megaupload опубликовал видео, в котором Канье Уэст, Snoop Dogg, Алишия Киз и Will.i.am хвалят ресурс. UMG заблокировала видео на YouTube, ссылаясь на закон о цифровом копирайте. Представитель Megaupload заявил, что все необходимые соглашения на съемку с каждым исполнителем были подписаны. По решению суда видео было возвращено на ресурс за отсутствием причин для удаления.

Низкие гонорары исполнителей (2015 год). На UMG подали в суд 7500 исполнителей, в том числе Чак Ди из Public Enemy, Whitesnake, Андрес Титус из Black Sheep, Рон Тайсон из The Temptations и Марта Дэвис из Motels за несправедливо низкие гонорары с начала продаж цифровых копий. Компания выплатила $11,5 млн для урегулирования спора.

Исполнители, работавшие с лейблом

Эйкон;
Эми Уайнхаус;
Duran Duran;
Guns N' Roses;
Джеймс Блант;
Джонни Кэш;
Канье Уэст;
Maroon 5
Рианна;
U2.
Sony Music Entertainment

Головной офис Sony Music Entertainment в Лос-Анджелесе
Sony Music Entertainment — американская звукозаписывающая компания, находящаяся на втором месте по степени влияния из «Большой тройки».

История Sony Music Entertainment начинается в 1929 году с основания American Record Corporation (ARC). Во времена Великой Депрессии ARC по бросовым ценам приобретала небольшие компании для получения доступа к их музыкальным каталогам. Эта стратегия, а также продажи трёх записей за $1 привели к продажам в размере 6 млн единиц музыкальной продукции в год.

ARC была приобретена в 1938 году компанией Columbia Broadcasting System (CBS). Эта покупка вывела CBS в лидеры музыкального рынка, благодаря доступу к огромной музыкальной коллекции компании ARC.

В марте 1968 года компания Sony, наравне с другими крупными медиахолдингами, приходит к пониманию того факта, что ей нужна собственная звукозаписывающая компания. В результате инвестируя 50:50 в будущий звукозаписывающий лейбл, CBS и Sony формируют CBS / Sony Records. В 1987 году Sony Corporation of America (SCA) после 13 месяцев ожидания приобрела CBS Records, у которой были подписаны контракты с такими звездами, как Майкл Джексон.

Чёрный понедельник 1987 года, когда рухнули фондовые биржи, стал для компании Sony одним из самых удачных дней. От начальной ставки в $1,25 млрд Sony подняла выплаты до $2 млрд менее чем за месяц, и 17 ноября сделка состоялась.

Разработки Sony и возможности флагманской звукозаписывающей компании CBS Records сделали SCA одним из самых мощных медиахолдингов. Так, в 1983 году, последовав примеру компании Philips, Sony начала производство оптических дисков, а спустя 10 лет бросила вызов всей индустрии, создав стандарт SDDS (Sony Dynamic Digital Sound). Этот стандарт использовал одновременно 8 каналов (7.1) в отличие от шести каналов Dolby Digital 5.1, которым все тогда пользовались. Однако стандарт потерпел неудачу, поскольку кинотеатры отдали предпочтение цифровым стандартам и Dolby Digital, а развитие SDDS для домашнего использования компанией Sony никогда не рассматривалось.

В июне 2012 Sony/ATV Music Publishing приобрела EMI Music Publishing, став крупнейшим в мире музыкальным издательством. Эта сделка вызвала множество споров на тему монополизации музыкального издательского бизнеса, однако была одобрена решением Федеральной торговой комиссии. Прошлый глава EMI Music Publishing (сейчас исполнительный директор Sony/ATV) прокомментировал сделку следующим образом: «Сегодня действительно особенный день. Я с нетерпением жду возможности помочь в создании величайшей издательской компании в мире вместе с невероятными исполнителями, композиторами и другими профессионалами, которые работают в Sony/ATV и EMI».


Доходы Sony Music Entertainment с 2008 по 2015 год в млрд долларов и млрд йен
Громкие споры и критика

Диски с руткитами (2005 год). Скандал вокруг незаконных и потенциально вредных мер защиты от копирования, которые Sony установила на 22 млн компакт-дисков.

По решению суда Sony приостановила выпуск дисков с программным обеспечением MediaMax или с расширенной защитой от копирования. Пользователи получили другие компакт-диски и возможность выбрать один из двух компенсационных пакетов: согласно первому, пользователь получал платеж в размере $7,5 долларов и промо-код, позволяющий загрузить 1 альбом, второму — скачать три дополнительных альбома.

Исполнители, работавшие с лейблом

AC/DC;
Адриано Челентано;
Aerosmith;
Арета Франклин;
Бейонсе;
Боб Дилан;
Boney M;
Селин Дион;
Кристина Агилера;
Deep Purple;
Depeche Mode;
Duran Duran;
Элвис Пресли;
Дженнифер Лопез;
Джими Хендрикс.
Warner Music Group

Офис Warner Music Group в Лондоне
Warner Music Group — американская компания звукозаписи. Является третьей по степени влияния компанией из «Большой тройки».

Согласно информации на официальном сайте, свою историю Warner Music Group предпочитает отсчитывать с открытия в 1810 году в Лондоне компании Chappell & Co. Компания была основана тремя партнёрами — музыкальным издателем Сэмюэлем Чэппеллом и двумя музыкальными профессорами: Френсисом Латуром и знаменитым лондонским композитором Иоганном Крамером.

В залах фирмы располагались музыкальные инструменты для продажи или проката, а также осуществлялась продажа нот.

Известность Крамера и общественная активность Чэппелла принесли свои плоды. Chappell & Co через 9 лет после открытия уже упоминал Бетховен в своем письме другу, желавшему опубликовать свое произведение: «Поттер говорит, что Чэппелл на Бонд Стрит в настоящее время одни из лучших издателей».

В конце 19 века – начале 20 века начинает активно развиваться киноиндустрия, а братья Уорнер основывают одноименную компанию. Warner Bros сразу стала пионером в мире звукового кино: компания приобрела инновационный витафон, позволивший им синхронизировать музыку, звуки и картинку на экране.

В истории любой крупной компании есть место ошибкам и неудачам. Одна из них и ознаменовала создание компании Warner Bros Records, как подразделения Warner Bros Pictures. До 1958 года компания Warner Bros Pictures не имела собственной звукозаписывающей компании, и один из актеров, с которым у Warner Bros Pictures был подписан контракт, записал хит у конкурентов. Подобная потеря клиентов могла повториться в будущем, а потому компании ничего не осталось, кроме как созлать собственный звукозаписывающий лейбл.

Первый успех не заставил себя долго ждать. Через два года после создания звукозаписывающей компании был записан альбом комика Боба Ньюхарта "The Button-Down Mind of Bob Newhart". Его дебютный альбом завоевал первое место в чарте Billboard 200, основывающемся на продажах альбомов исполнителей, и приз лучшего альбома года на премии «Грэмми» в 1961 году.

В последующие годы компания Warner быстро развивалась, расширяя сферы своей деятельности, и в 1987 году происходит слияние Warner Communications (издательской компании холдинга Warner) с Chappell & Co. Компания приобрела имя Warner / Chappell и стала крупнейшей издательской фирмой того времени.

С развитием эпохи цифровой музыки и интернета руководители Warner Music Group предприняли ряд шагов, позволивших их компании идти в ногу со временем. В 2002 году компания начала первые цифровые продажи музыки, в 2007 году открыла продажи через AmazonMP3, в 2008 году предоставила свои музыкальные каталоги сервису Spotify. Сотрудничество с популярными музыкальными сервисами и отказ от DRM-средств защиты принесли WMG звание одной из самых инновационнных компаний по версии Fast Company.


Доходы Warner Music Group с 2004 по 2015 год в млрд долларов

Рекламное видео Warner
Громкие споры и критика

Напряженные отношения с YouTube (2008 год). В декабре 2008 переговоры между WMG и YouTube провалились, в результате чего видео, принадлежащие WMG, оказались заблокированы, что ухудшило мнение пользователей о Warner Music.

В сентябре 2009 года издание CNET сообщило, что между WMG и YouTube заключен новый контракт, и видео вновь появятся на сайте в течение нескольких недель.

Решение об остановке лицензирования бесплатных сервисов (2010 год). Генеральный директор лейбла Эдгар Бронфман-младший заявил, что Warner Music Group будет останавливать лицензирование бесплатных потоковых музыкальных сервисов. «Это не тот вид бизнеса, который мы будем поддерживать в будущем», — отметил Эдгар Бронфман-младший.

Отказ от распространения продукции через Google Music (2012 год). Warner Music отказались предоставлять свою музыку на Google Music, чем вызвали волну негодования, но через год изменили своё решение.

Исполнители, работавшие с лейблом

Адам Ламберт;
Шер;
Duran Duran;
Green Day;
Лили Аллен;
Linkin Park;
Muse;
Red Hot Chili Peppers.
Структура крупного звукозаписывающего лейбла

Структура каждого из лейблов «Большой тройки» представляет собой матрёшку. С одной стороны, каждый лейбл принадлежит медиахолдингу или зонтичному бренду, с другой — сам содержит ряд дочерних звукозаписывающих компаний.

Кроме того, любой звукозаписывающий лейбл похож на венчурный фонд. Обе организации рискуют, вкладываясь в потенциально успешные компании (исполнителей), а выгоду получают только в случае успеха своих протеже.

Список отделов крупной звукозаписывающей компании наглядно демонстрирует, какой работой она занимается кроме непосредственной звукозаписи:

A&R-отдел (Artist and repertoire)
Один из самых престижных отделов в звукозаписывающей компании. Занимается открытием и сопровождением новых талантов.

Работой этого отдела является отслеживание вкусов аудитории, поиск новых исполнителей, запись альбома (поиск авторов музыки и текстов, если артист не пишет сам), выбор композиций, которые войдут в альбом, попадут на радио, на которые снимут клип, связь с отделом PR и отслеживание выбранной стратегии продвижения исполнителя.

Люди, работающие в этих отделах, напоминают бизнес-ангелов, которые рискуют всем, вкладываясь в неизвестый стартап. Работники A&R-отдела зачастую завалены новым материалом для прослушивания, а сами музыканты называют отдел "attitude and rejection" (оценка и отказ).

Художественный отдел
Отвечает за продумывание рекламных изображений, обложек альбомов, сотрудничество с продюсерами.

Отдел развития исполнителей
В работу этого отдела входит создание стратегии продвижения и развития карьеры исполнителя.

Отдел финансов
Отвечает за управление денежными средствами компании.

Отдел связей с компаниями
Занимается связью между компаниями-дистрибьютерами продукции и звукозаписывающими компаниями, помогает выбрать дату выпуска альбома.

Юридический отдел
Отвечает за заключение контрактов между исполнителем и компанией, между звукозаписывающей компанией и другими компаниями, а также другие правовые вопросы.

Отдел маркетинга
Создает маркетинговый план выпускаемого альбома, координирует работу PR-отдела, отдела рекламы, отдела продаж.

Медиаотдел
Имеет дело с новыми бизнес-тенденциями, проводит презентацию альбома исполнителя в интернете и музыкальных сервисах.

Отдел рекламы
Главная задача этого отдела — убедиться, что исполнитель ротируется на радио, может также отвечать за обеспечение эфирного времени на музыкальных телеканалах.

PR-отдел
Отвечает за распространение информации об исполнителе в журналах, газетах, телевидении, на радио.

Отдел продаж
Занимается розничными продажами, связями с музыкальными сетями продажи. Обеспечивает появление продукции на полках магазинов.

Инвестиции и доходы лейблов
По данным IPFI (международная федерация звукозаписывающей индустрии), на 2014 год инвестиции лейбла из «Большой тройки» в нового артиста, с которым подписан контракт, составляли от 500 тысяч до 2 миллионов долларов. Затраты на запись составляли от 150 до 500 тысяч долларов.

Крупные звукозаписывающие компании стараются идти в ногу со временем, а потому преобразуют свои бизнес-модели согласно тем правилам, которые диктует цифровой век. На данный момент залицензировано около 500 музыкальных сервисов, делающих доступными 37 млн треков в любом месте, в любое время, на любом устройстве (в том числе, стриминговых сервисов). Доходы от сервисов, которые позволяют создавать каналы с подписчиками, выросли и впервые побили отметку в $1 млрд.

#музыка #universal #sony_music #музыкальные_лейблы #Warner_Music #лейблы

Мария Опарина, генеральный директор лейбла Первое Музыкальное: «Мы заинтересованы, чтобы артист ездил по гастролям и зарабатывал деньги»
От Александр Ковалёв - 22.01.2018 1309
Для чего нужны лейблы, каковы их цели и задачи, как артисту заинтересовать собой и что от него требуется в дальнейшем — об этом и о многом другом Александр Ковалёв побеседовал с генеральным директором лейбла «Первое Музыкальное» Марией Опариной.

— Что именно входит в сферу интересов непосредственно лейбла «Первое Музыкальное»?

За 21 год на музыкальном рынке в сферу интересов нашей компании входит очень большой спектр услуг — это работа с авторскими и смежными правами, вопросы сбора и распределения авторского вознаграждения, деятельность по борьбе с так называемым «пиратством», то есть незаконным распространением и использованием произведений, вопросы лицензирования по использованию произведений в различных направлениях: телевидение, кино, радио, интернет сервисы для скачивания и прослушивания музыки, такие как iTunes, Apple Music, Яндекс.Музыка, Boom, Spotify и др., а сейчас уже и продюсированием артистов, рекламной и концертной деятельностью.

— Пиратство сильно мешает вашей работе?

Безусловно вредит, но уже такие большие игроки как «Вконтакте», «Одноклассники» — стали заключать договоры и выплачивать вознаграждения. К тому же сейчас появилась возможность блокировки пиратских сайтов. По решению суда это делается достаточно быстро.

В Youtube дела обстоят лучше, там существуют автоматические страйки. Да и публика стала привыкать слушать качественную музыку. У пиратов чаще всего отсутствует WAV-формат, а люди, ценящие хорошее качество, не будут скачивать что-то другое. Думаю, что с годами пиратский рынок отомрёт.

— Давайте перейдём непосредственно к лейблу Первое музыкальное?

Молодой артист должен быть в состоянии держать все в своих руках. Но в какой-то момент, когда он готов подняться на следующий уровень, ему понадобятся единомышленники, партнеры с большим опытом, единым видением и взаимным уважением. Мы отслушиваем огромное количество музыки, смотрим на артистов, на их стиль, на их выступления и для некоторых становимся такими единомышленниками и партнерами. Не для всех, но кого-то берем «под крыло».

— Какими качествами должен обладать артист, чтобы вызвать ваш интерес?

— Мы ориентируемся на множество факторов. Первично – это материал, а второе, немаловажное – это харизма артиста и как он работает на сцене. Бывает, что артист абсолютно попадает в радийный формат, а на концерте видно, что он вообще не «держит» публику, не умеет с ней работать. Нет драйва, которая должна присутствовать у каждого исполнителя. Сейчас, например, очень большую роль играет тембр голоса, что-то должно отличать артиста от других. Человек должен включить песню и сразу понять, что это Иванов, Петров или Сидоров, а не три Иванова, звучащих одинаково. Сейчас большая проблема с женским вокалом, оригинальных голосов очень мало. Сразу можно узнать, что это поёт IOWA, Ёлка, Бьянка, а не звучит одна длинная песня в исполнении какой-то девочки. Песни в наше время в принципе похожи, при создании используются определённые технологии. Раньше главенствовала именно музыка, сейчас – цифровые технологии, аранжировка, продакшн. Музыку можно делать любую. Случается, что ключевую роль играет не композитор, а саунд-продюсер, из мелодии могут сделать песню любого жанра. А вот индивидуальность вокала и тембра – либо есть, либо нет. Почерк, стиль. Артисты должны быть интересными и запоминающимися.

— Мы сейчас говорили об исполнителях. А какой должен быть музыкальный материал? Для вас играет роль индивидуальный подход к созданию песен или нужно, чтобы это было модно и актуально?

Важно помнить, что каждый лейбл индивидуален и работает по своим принципам. И то, что сработает в одном, не пройдет в другом.

Музыкальный материал должен быть модным, актуальным, но не всегда «форматный материал» говорит о том, что артист станет успешным. Пример – флагман нашего лейбла MONATIK. Мы его подписали, когда его не знали в нашей стране. Да и на Украине он был не так широко известен. Нам очень понравился его материал, но было понимание того, что это не формат радиостанций. А мы верили и знали, что Дима – талант!

Радийщики сразу сказали, что в эфир такое творчество поставить невозможно. Даже имя MONATIK им не понравилось. Но мы не остановились на этом, стали показывать его вживую, привозить на концертные выступления, фестивали, мероприятия, ставить в эфиры музыкальных телеканалов.

Прошло три года – он стал очень популярным и ротируется почти на всех радиостанциях. Нам сейчас, даже не нужно спрашивать радиостанции возьмут ли они его новый трек в эфир – они однозначно это сделают (Улыбается).

Если у артиста есть стопроцентный хит, который поставят на радио – это хорошо. Если у артиста таких песен на пластинке не одна, а несколько — это отлично. Это показатели того, что есть точки роста, даже если какие-то треки нужно корректировать. Задача лейбла и в частности нашего отдела A&R — правильно нащупать эти точки и правильно это реализовать.

— То есть, шанс есть у всех?

— Конечно.

— Вы выступаете и как продюсерский центр. Насколько представители лейбла участвуют в создании творчества артистов? Рекомендуете ли вы что-либо переделывать, исправлять?

— Мы не сторонники влезать в творчество. Я против того, чтобы переделывать, «ломать» артистов. Я смотрю на некоторые крупные лейблы, которые этим занимаются и вижу, что ничем хорошим это не заканчивается. Артиста невозможно переделать кардинально. Если исполнитель талантливо читает рэп, а его заставляют петь попсу, то можно даже выпустить альбом, но в результате он вернётся к тому, что для него естественно. Мы не сторонники кардинального вмешательства. Да, мы слушаем и можем что-то подсказать. Мы советуем, но не ставим это в обязанность.

— Категорично от чего-то отказаться или запретить можете?

— У нас нет такого. Наверно, поэтому у нас подобрался определённый круг артистов. Они умные и идут в ногу со временем. Категоричного «нет» мы говорить не будем. Так мы могли бы говорить только тем артистам, с которыми не только сотрудничаем по каким-либо пунктам, но в которых мы вкладываем деньги. Но всё равно это касается только постановки на радио, например. При этом выпускаются digital релизы. На радиостанциях мы не зацикливаемся, сейчас есть другие пути продвижения. Я часто говорю нашим артистам: «Ребята, как бы мы вас не продвигали, если вы не нравитесь аудитории – это бессмысленно». Ведь можно сделать только digital релиз и кататься по городам и весям с прекрасными результатами. «Каспийский груз» или Oxxxymiron на радиостанциях не стоят и прекрасно себя чувствуют.

— Ну это и понятно.

— Сейчас такое время, что нельзя не обращать внимание на аудиторию интернета. Показатели на YouTube и iTunes и для радиостанций важные цифры. Это нельзя игнорировать. YouTube сейчас визирует вообще всё. Яркий пример – группа «Estradarada» с синглом «Вите надо выйти». Именно клип и соцсети помогли песне встать на радио и она имела большой успех. Есть прекрасная станция «LikeFM», не зацикленная на определённом формате. Если есть качественная музыка, имеющая отклик в сетях, то они её ставят. Денис Сериков (программный директор) не боится ставить новые молодые проекты с актуальным модным звучанием.

— Сейчас есть технологии, позволяющие легальными методами вывести песню или клип в топ.

— Мы не сторонники таких решений. Нам важна органика и объективная картина востребованности. Можно искусственно продержать песню в десятке iTunes, но если органика плохая, артист никогда не поедет по концертам. Это бизнес. Мы заинтересованы, чтобы артист ездил по гастролям и зарабатывал деньги.

— Какие у вас есть требования к присылаемым фонограммам? Или молодой исполнитель может прислать фонограмму в акустике и её всё равно послушают и могут предложить встречу?

— Мы можем послушать любой формат, это не самое важное. Единственное наше требование – это должно быть больше одной песни. По единственному треку невозможно определить потенциал артиста. Хотя бы 3-4 песни, чтобы было понятно, как артист развивается. Почта для фонограмм указана на нашем сайте.

— Насколько лейбл занимается концертной деятельностью? У вас есть свой штат концертных менеджеров или это задача концертного директора артиста?

Да, мы уже начали развивать концертный отдел, и конечно же, за каждым сотрудником закреплены конкретные артисты. Менеджеры нашего концертного отдела достаточно опытные, с большой базой контактов по клубам, промоутерам и билетным операторам.

— В чём ваша особенность? Почему, как вы считаете, молодой или раскрученный артист должен обратиться с предложением сотрудничества именно к вам?

— Наша компания с большой историей. Мы напрямую работаем со всеми цифровыми витринами, с мобильным контентом, отлично развит отдел синхронизации – кино, телевидение. Мы продвигаем контент своих артистов в кино, сериалы, программы, рекламу. Также мы агенты РАО именно по синхронизации.

У нас сформирована структура продвижения музыкальных проектов и сотрудничество по схеме «360 градусов»: PR-сопровождение проектов (Радио, ТВ, СМИ), цифровой маркетинг, музыкальный консалтинг, рекламная и концертная деятельность.

Ну и к тому же, у нас очень дружный коллектив, как в семье. И артисты считают нас единомышленниками и партнерами. Наш коллектив — это команда, в которой я уверена, она выкристаллизовалась путем долгих проб и ошибок, реорганизаций и реструктуризаций.

Но главное, это огромный спектр услуг, конечно. Включая юридическую поддержку, защиту прав во всех областях. Мы полностью обеспечиваем всем наших артистов.

— Юридическая поддержка в наше время важна.

— Конечно. Многие артисты часто даже не в курсе, как надо правильно зарегистрировать песню. Иногда даём советы даже по элементарным вопросам.

Я сама юрист и всегда даю артистам советы по авторским правам во всех сферах шоу-бизнеса. Почти все наши сотрудники имеют высшее юридическое образование, во всех отделах мы даём необходимые консультации в своих направлениях. Да и я всегда для своих артистов доступна по телефону. В любое время суток. Пока не было таких артистов, которые, пообщавшись с нами, не захотели бы сотрудничать в каком-либо из направлений.

— Какие у вас планы развития?

Планов у нас достаточно много, мы активно планируем заниматься продюсированием, концертной деятельностью и продвижением наших артистов в рекламные кампании брендов. Мы сделали свой брендированный канал на YouTube, где выпускаем авторские аудио-сборники и таким образом монетизируем контент. По видеоклипам мы продолжаем работать с каналом StarPRO. С нового года планируем проводить обучающие семинары, касаемые авторского права в том числе. Например, много молодых кинодеятелей, режиссеров, которые не знают, что за использование в фильмах песен и музыки нужно платить. Мы всегда готовы на компромиссы, понимая, что не все обладают необходимыми ресурсами. Например, предлагаем музыку молодых авторов и артистов, ведь многие из них приобрели узнаваемость через синхронизацию. IOWA, например. Большой процент музыки этого артиста прошёл через телепрограммы, сериалы. Много молодых ребят, в том числе, Артём Пивоваров. Кстати, иногда по запросам мы подбираем музыку сами. Мы являемся эксклюзивными представителями ТНТ по саундтрекам. А поставить песню или музыку в сериал на 160 серий – это выгодно и хорошо всем. Кстати, потом мы выпускаем саундтреки официальными сборниками, которые имеют хороший резонанс. Это музыка из популярных сериалов, таких как «Физрук», «Полицейский с Рублевки» и другие. Мы первые начали это делать. Это пользуется спросом, хорошо представлено на витринах.

— Вы занимаетесь коммуницированием артистов с авторами?

— Да, это мы тоже делаем, но это сложная история. Сейчас многие молодые артисты пишут сами, им необходимо самовыражение. Артистов, поющих песни других авторов, не так много и в основном это более старшее поколение, но если обращаются, то мы конечно сводим авторов и исполнителей. Чаще просят порекомендовать саунд-продюсеров.

— Какие-то медийные темы? Может, свой фестиваль организуете?

— Да, мы сейчас прорабатываем эту идею. Пока рано говорить о какой-либо конкретике. Как будут новости, мы вам обязательно сообщим. Сфера наших интересов расширяется.

Александр Ковалев, специально для Musecube


Рецензии