Акростих как основа построения древнерусского текс

На Русскую землю акростих (краестрочие, краегранесие) пришёл из Византии, где он использовался главным образом в гимнографических произведениях. Запись в форме акростиха содержала обычно молитву, посвящение или авторскую подпись. И только? Мы не знаем этого. Но в ряде древнерусских тектов и, особенно, в «Слове» акростих является методом создания текста.
Рассмотрим фрагмент «Слова о законе и благодате» митрополита Илариона, в котором Владимир величается Каганом. К этому тексту нас приводит, во-первых, эпитет «старый» (в «Слове» так названы князья Ярослав и Владимир), во-вторых, противопоставленная Русской земле земля Неведомой (в «Слове» ей соответствует «земля Незнаемая») и, в-третьих, хазарский титул «каган». Таким образом, в «Слове» трижды обыгрывается этот фрагмент, что является нарочитым указанием на него.
Текст:
НАшего УЧителя И НАСтавника,
ВЕЛИКааго Кагана НАшеа ЗЕмли
ВОЛОДИМЕРа,
Вънука Старааго Игоря,
Сына же славнааго Святослава,
Иже въ своа лета владычествующе,
МУжьствомъ Же И храборъствомъ
ПРослуша въ странахъ многах,
И победами и крепостию
ПОМИнаются Ныне И словуть.
НЕ ВЪ худе бо и неведоме земли владычьствоваша,
НЪ ВЪ Руське, яже ведома и слышима есть   
Всеми четырьми конци земли».

Данный отрывок впечатляет своей продуманностью. Разобьём текст на строки. Критерием для разбиения служит смысловое единство блока и «округлость» строки.
В первой строке читается слово НАУЧИ НАС, вторящее основному смыслу.
Во второй строке мы видим как слова «цепляются» друг на друга. Поставим себя на место творца этого текста. Автор строит фразу таим образом, чтобы следующее слово начиналось с окончания предыдущего. велиКАГО кагаНА наШЕа земли. При этом в рамках строки он стремится к «округлости». В данном случае это: вЕЛИ – зЕМЛИ.
Четвёртая строка основана на слове ВСИ. Это же слово получается, если читать начала строк вниз. Таким образом, автор не только слова, но и строки начал с этих букв, что, конечно же, является подчёркиванием этого слова.
Следом за строками, начинающимися с букв В, С и И, идёт строка, по которой очевидно «размазывается» слово МУЖИ = МУЖЪ(ствомъ) + ЖЕ + И.
Этот же самый приём мы видим и ниже. По строке «размазывается» слово ПОМЯНИ = ПОМИНА(ются) + НЫ(не) + И. То обстоятельство, что слово это является только повтором первого есть его подчёркивание. Следующая строка начинается с НЕ, то есть с окончания этого слова.
Таким образом, читая ВСИ МУЖИ и ПОМЯНИ, мы именно читаем эти слова, поскольку автор на основе их строил свой текст.
Таким образом, в тексте можно прочесть следующее:
НАУЧИ НАС
ВЕЛИК КНАЗЕ ВОЛОДИМЕР
ВСИ МУЖИ
ПРИПОМИНЕ ВНОВ

Насколько произвольно наше прочтение и подразумевалось ли оно автором?
В некоторых моментах (НАУЧИ НАС, ВСИ МУЖИ, ПОМИНЕ) оно объективно, поскольку на их основе создан текст. Другие моменты могут быть интерпретированы чуть иначе. В данном случае смущающий многих КАГАН просто уходит из акростиха, рождая князя: Кагана НАшеа ЗЕмли = КНАЗЕ.
Как видим, акростих не сообщает нам ничего нового, но будучи производной от текста, является лаконичным выражением его сути. Данный пример очень показателен для древнерусских текстов и в том числе для «Слова».
Любую ли афористичную надпись можно превратить в текст?
Сложно сказать, быть может, только построенную по определённым правилам, благозвучную.
Возможно, алгоритм построения текста, содержащего акростих, был таков. Отталкиваясь от фразы, ёмко выражающей суть, автор пытался составить текст. Затем корректировал надпись и т.д. Методом последовательных взаимных приближений текста и акростиха он достигал совершенства, которое бессознательно ощущается при чтении ряда древнерусских текстов. Таких, например, как бояновы (они же самые знаменитые) фрагменты «Повести временных лет».
Таким образом, чтение акростихов не произвольно, но основано на закономерностях построения самого текста и является попыткой приближения к замыслу автора.
Прочитанный акростих совсем не исключает того, что здесь может быть что-то ещё. Мы видели, как слова плавно переходили в слова, что заставляло нас слеплять их. Читая начала слов в конце данного фрагмента можно прочитать следующее:
ВЪРЯЖЕ ВЕДИ (или ВЪРЯЖЕ ВИСЕВ)
СЕВ СЕЧЕ КОЗЕ
Дружина Владимира, действительно, была по преимуществу варяжской, да и кож он, сев в Киеве, сёк не мало. Всё это можно было бы счесть случайностью, если бы не КОЖИ из другого акростиха, которые киевлянам сёк другой князь – Изяслав Ярославич:
КИЯНе Исеклъ, КОтореи ЖЕ Высадили ВСИслава ИС ПОРУба, То…
(КИЯНИ КОЖЕ ВСИ ИСПОРУТ)
Если сказанное верно, то акростих, состоящий из начал строк, вторит тексту и служит демонстрацией его структуры. а акростих, состоящий из начал слов, является комментарием, зачастую критическим, к тексту и главному акростиху. Любопытно, что ни тот ни другой акростих не сообщают нам столь ценимых историками имён и дат, но являются общими сужденияи, похвальныи или осудительными.
Приведём ещё один пример акростиха из сцена рассказа Ипатьевской летописи:
ИГОРь жь возревъ на небо
И Виде солнце стояще яко месяць.
И рече бояромъ своимъ и дружине своей:
«Видите ли? Что есть знамение се?».
Они же узревше
И Видиша вси и поникоша главами,
И РЕкоша мужи:
«КНяже! Се есть не на добро знамение се».
ИГорь же рече:
«БРАтья и дружино!
Тайны Божия никтоже не весть,
А ЗНамению творець Богъ и всему миру своему.
А Намъ что створить Богъ
Или на добро, или на наше зло,
А то же намъ видити».

Примерный акростих: ИГОРИВИ ВОИ ВИРЕ КНИГ БРАТА ЗНАНИА.
На первый взгляд кажется, что здесь как-то противопоставляются народные суеверия книжному знанию (которое представляет в данном случае князь Игорь). Но то, что сейчас считается суевериями тогда записывалось в книги. В частности, знамение солнца предвещало беду, часто смерть великого князя. Поэтому как раз дружинники говорят Игорю из книг, а он, возражая, перечит книгам.
Как обнаружить в тексте акростих?
Везде, где мы наблюдаем систематическое продолжение одного слова (или строки) другим словом (или строкой), мы имеем дело со спрятанным акростихом, а, точнее, с акростихом, положенным в основание текста. Вот небольщой пример:
Вот как в «Слове о Вавилоне» изящно написана Троица:
«…и прославите Бога, и 3 Отрокы, И Царя Улевуя».
(«Слово о Вавилоне» изобилует числами, многие из которых подбираются так, чтобы составился акростих. К примеру, то же число «3» используется для «тропы»: «по 3 перпера» = ПО ТРОПЕ)
Пример из летописи:
«В лето 6593. …Володимеру же посадившю Давыда въ Володимере, у Ярополка м;сто, а матерь Ярополчю и жену его и дружину его приведе Киеву, Именье Его Вземь».
Не будем сейчас пытаться прочесть акростих, но обратим внимание на то, что КИЕВ в конце получился, конечно, не случайно, да и «матЕРЬ» «рождена» из «ЯРополка». Это даёт нам представление о мышлении людей того времени.
Другим указателем на наличие в тексте акростиха является очевидная ошибка («описка переписчика», как любят говорить те, кто читать акростихов не умеет).
Акростишными фрагментами их создатели дорожили и помещали
обычно в заметные места – начало нового лета или даже летописи, красивое резюме в конце большого отступления и т.п.
Прежде чем приступить к акростихам в «Слове» полезно рассмотреть цитируемые в нём отрывки других текстов на предмет наличия в них акростихов. В случае обнаружения акростихов у нас появится обратная связь, необходимая для самопроверки.


Рецензии