Понтий Пилат, д. 4 ПДЖ, д. 28

ПОНТИЙ ПИЛАТ

(ЦИКЛ: ПЬЕСА ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ, Д. 28)


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Т. – Тиберий Юлий Цезарь Август, правитель Римской империи, Великий Понтифик, император.
П. – Понтий Пилат, римский префект Иудеи, игемон (правитель).
В. -  Вардан, царь Вавилона.
У. – Антоний, ученик, племянник Понтия Пилата.
К. – Клавдия Прокула, дочь Тиберия (незаконнорожденная), жена Понтия Пилата.
А. – Аполлоний из Тиана.
М. – Мелипп, ученик Аполлония.
Х. – Йешуа (Йехошуа, Йешу) из Назарета, нацер, бродячий проповедник.
С. – Каиафа, иудейский первосвященник.
Г. – Гамалиил (Рабан бен Шимон ха-Закен), глава (наси) синедриона (Санхедрина).
ПС. – Павел (Саул), апостол.
Тр. – Трасилл, предсказатель, астролог из Александрии.
КМ. – Квинт Макрон, префект преторианцев.
ММ.- Мария Магдалина.
О. – осведомитель Понтия Пилата.
Римские легионеры. Представители синедриона и толпы.

Действия происходят в 26-42 гг. нашей эры в Риме, Вавилоне, Кесарии и Иерусалиме, во дворце римского императора, во дворце царя Вавилона, в резиденции префекта Иудеи (в Кесарии) и в претории (в Иерусалиме).


ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЁРТОЕ
33 г. н. э. в резиденции префекта  в Кесарии.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

П. – Понтий Пилат, новоназначенный римский префект Иудеи, игемон (правитель провинции).
У. – Антоний, ученик, племянник Понтия Пилата.
С. – Каиафа, иудейский первосвященник.
Г. – Гамалиил (Рабан бен Шимон ха-Закен), глава (наси) синедриона (Санхедрина).
К. – Клавдия Прокула.
А. – Аполлоний из Тиана.

С. Если мы поймаем и осудим этого Йешу из Назарета за богохульство, этого для Понти будет недостаточно. С тех пор как титул царя Иудеи упразднён и управление перешло римскому наместнику, мы  не можем сами привести приговор в исполнение без  утверждения римским наместником. Чтобы Понти не мог отвертеться и вынужден был казнить Йешу, нам надо перевести обвинение в политическую плоскость, представить его  Пилату опасным для Рима преступником. Надо подчеркнуть эффект притязания объявить себя Царём Иудейским. Тогда по римским законам это будет квалифицироваться как опасное политическое преступление.
Г. Предложение ваше правильное, но у Понти всюду уши и глаза. Неужели вы думаете, что Понти поведётся на наше обвинение? Я уверен, что Пилат захочет уйти от ответственности и не участвовать в том деле, тем более что жена Пилата настроена в пользу бродячего проповедника.
С. Тогда ничего не остаётся, как пригрозить жалобой Тиберию на слабость управления Понти и создать угрозу бунта. Тогда точно Пилату некуда будет деться.
Г. Разве что так. Тогда нам надо заключить письменно: «Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царём» (Евангелие от Луки. 23:2). В таком случае надо призвать Понти в Иерусалим, как только Йешу будет пойман. Но надо спешить. Желательно до субботы всё завершить.
П.(Входит вместе со своим помощником Антонием).  Приветствую первосвященников! Что привело вас ко мне?
С. Рады вас видеть в добром здравии и хорошем расположении духа, игемон. Объявился в Иерусалиме некий Йешу, бродячий мошенник, проповедник из Назарета. Смущает народ. Призывает разрушать храмы. Чинит в них драки. Объявляет себя царём Иудейским. Готовит бунт против власти. Вокруг него образовалась целая шайка. Словом, объявился опасный преступник, зачинщик. К тому же в его поведении все признаки богохульства.
П. Я кое-что слышал об этом Йешу. Говорят он подражает самому Аполлонию из Тиана. Не только мнимыми чудесами, но даже чисто внешне. Не думаю, что это серьёзное преступление. Таких нынче стало много. В Александрии в греческой и иудейской диаспорах есть подобные проповедники. Некоторые из них тронуты умом. Страдают манией величия. Стоит ли обращать внимание на их бред? К тому же, как мне докладывают, изречения этого Йешу весьма противоречивы. К тому же он вечно ссылается на ваше писание. «Ибо в писании сказано». Вы со своими религиозными оппонентами должны разбираться сами. Вот если бы он был опасен, затевал действительно бунт или занимался разбоями, было бы основание его осудить и казнить. Думаю, ваши опасения чрезмерны.
Г. Нет, игемон. Мы должны возразить. По нашим сведениям, Йешу весьма опасен. Умом он вовсе не тронут. Набрал сторонников по всей Иудее. Явно его сторонники готовят бунт. Я бы хотел добавить, что ваша жена, дочь Тиберия Клавдия Прокула через служанок общается с его сторонниками. Есть сведения, что она может попасть под их влияние. Не думаю, что Тиберий бы одобрил такое поведение дочери.
С. Истинно так, игемон. Тиберию пришлось приложить немало усилий для наведения порядка в Иудее. Наш народ горяч и поддаётся легко по прикрытые писанием  бунтарские призывы и настроения. Мы будем вынуждены обратиться к Тиберию, если вспыхнет бунт.
П. Я понимаю ваши опасения. Нет необходимости беспокоить Тиберия. Я приму необходимы меры.
С. Как только Йешу окажется в наших руках, мы пригласим вас в Иерусалим, в преторию. К тому же наш весенний праздник и древняя традиция отмечать равноденствие.
П. Антоний, ты, кажется, говорил, что в пятницу случится солнечное затмение? Это плохой признак. Надо закончить дела до пятницы.
У. Истинно так, игемон.
Г. Мы тоже считаем, что в пятницу до затмения надо завершить все дела. В субботу, естественно, мы не можем заниматься делами.
П. Хорошо. Считайте, что мы приняли ваше приглашение. В четверг мы будем в претории.
С. Благодарим вас премного, игемон. Вы лучший правитель, которого мы знаем.
П. Надеюсь, вы лучшие первосвященники. До встречи в Иерусалиме.
(С. и Г. уходят раскланиваясь).
П. Антоний, позови Клавдию.
У. Хорошо, игемон (уходит, через несколько минут возвращается с Клавдией).
П. Клавдия, это что у тебя за связи с иудейскими бродягами? Ты поддалась ложным проповедям и повелась на мошеннические фокусы?
К. Не столь уж я дурра и не столь религиозна и темна, как ты полагаешь. Я верю, прежде всего, своей внутренней интуиции. Я видела не один сон и убедилась, что Йешу не просто двойник Аполлония, но безвинный праведник. Если он пострадает, его слава затмит всё. Поэтому прошу тебя: не поддавайся провокациям иудейских первосвященников и не делай ничего дурного этому праведнику. Пусть первосвященники разбираются сами.
П. Клавдия, тебе не следует лезть в политические и юридические дела. Мы завтра отправляемся в Иерусалим. И я прошу тебя не вмешиваться, что бы ни случилось.
К. Надеюсь, у тебя хватит благоразумия в политических и юридических делах. Но есть ещё божественная стезя. На сколько дней мы едем?
П. Вернёмся на следующее неделе. Скорее всего, во вторник.
К. Ладно. Пойду готовиться к поездке. (Уходит).
П. Антоний, пригласи Аполлония.
(Антоний уходит и через несколько минут возвращается с Аполлонием).
П. Аполлоний, я приглашаю тебя в Иерусалим дней на пять, в преторию. Мне надо будет решить кое-какие дела. Возможно, тебе представится случай увидеть твоего двойника, давно подражающего тебе. Думаю, будет это интересно и поучительно. Оттуда я могу снарядить тебя для поездки в Вавилон.
А. Спасибо, игемон. Было бы интересно взглянуть на своего двойника.
П. Только это держать в секрете, чтобы не навлечь на себя неудовольствие Тиберия и иудейских первосвященников. По крайней мере, не стоит им и публике показываться на глаза без особой нужды.
А. Я понял. И сам так полагаю. Меня тревожат предсказания Трасилла. Мой двойник не только прославится как праведник, но станет основателем новой религии, отпочковавшейся от иудаизма. Через некоторое время Рим попадёт под влияние новой религии. Эта религия начнёт войну против истины, против наук и просвещения. Александрийский мусейон будет разорён фанатами новой религии. Через четыре столетия последнего протектора Александрийского Мусейона, великого платоника и математика Гипатию («Высшую», как её назвал отец, великий учёный, предыдущий глава Мусейона Теон Александрийский) фанатики разорвут на части. Как описывает свои видения Трасилл, ей выколют глаза, и с живой будут черепками срезать плоть до костей. На полтора тысячелетия народы на этих землях будут прокляты и обречены на мрак и мракобесие.
П. Иногда цивилизации деградируют, будто время идёт вспять, как это было, к примеру, с Атлантидой. Благо, что мы не доживём до такого ужаса. Уже сейчас заметна деградация в Александрии, где всё больше филологов и всё меньше математиков. У меня главный вопрос, который я задавал и Трасиллу: можно ли как-то воздействовать на будущее? Столь ли неотвратимо это будущее?
А. Видимо, есть узлования, которые невозможно отвратить, а вот пути между узлами мождно выбирать в определённом русле. Думаю, мы как раз станем свидетелями этого.
П. Тогда тем более твоё присутствие крайне желательно. Готовься к возможным сценам.
А. Да. Будет любопытно.


Рецензии