Статья о Катманду и Непале 2008

   Я очень хорошо помню, что эту статью я написал в 2008 году, в Катманду, сидя на балкончике с видом на ступу Боднатх. Но вот куда я ее писал, как назвал, и была ли она где-то опубликована - не помню вообще! Да и этот черновик нашел случайно...
               
                * * * * *               
   
    Для тех, кто не бывал в Непале, специально процитирую одного местного паренька  - «Непал на самом деле большая страна, только очень смятая». Действительно, около восьмидесяти процентов страны заняты самыми высокими горами в мире и если долго бродить по этим горам, то это может оказаться настолько захватывающим, что очень легко забыть о том, что внизу. Но и там есть на что посмотреть!
   
   Первый раз я приехал в Непал 14 лет (о боже! сосчитал и призадумался…) назад. Тут еще вовсю ощущалось скромное обаяние феодализма, царила – буквально, абсолютная монархия во главе с добрым королем и за месяц пребывания тут я не встретил ни одного русского. Это, конечно, не значит, что их, то есть нас, тут не было вовсе, но когда я несколько дней назад в респектабельном столичном пригороде увидел на заборе надпись «Зенит – чемпион!» то понял, что даже в этом гималайском царстве-государстве время не стоит на месте.
   
   Если вы прилетите в Непал на самолете, то окажетесь прямо в Катманду – другого международного аэропорта в стране просто нет. При наличии действительного паспорта любой страны, фотографии и 40 долларов вам за десять минут поставят визу сроком на один месяц. По земле из Китая и Индии, процедура такая же.
   
   В столице есть громадный отель «Хайят» и можно поселиться прямо в нем. Место известно тем, что в нем часто останавливаются всякие знаменитости вроде рок и кинозвезд, моделей и собкоров крупных телеканалов. Меня тут несколько дней назад спрашивали про Ричарда Гира, но на счет него я не уверен, зато читал интервью с Кейтом Ричардсом из «Роллинг Стоунз», где он так упомянул про лабиринты этого отеля  (цитирую по памяти) - "Спал я тут с одной теткой, потом пригляделся - а это вовсе не она. Ошибся дверью в гостинице. Бывают же ошибки в жизни. Но ведь никто не жаловался!". 
   
   Номера там не дешевые, и вы, скорее всего, туда просто не поедете, поэтому для вас существуют три другие возможности – Фрик Стрит, Тамель и район ступы Боднатх. Тут, конечно, и дым пожиже, и труба пониже, чем в «Хайяте», но стоит ли ехать в Непал, если в той же Москве вы можете пожить в точно таком же отеле за такие же немножко  бешеные деньги?
   
   Итак Фрик Стрит. Это именно то место, где в 60-х годах прошлого века селились хиппи. Там и сегодня можно встретить людей, одетых так, что они выглядят иностранцами во всех странах мира – во что-то условно этническое, цветастое и расклешенное. Они, как правило, дружелюбны и улыбчивы, любят порассуждать о старых добрых временах. Говорить с ними бывает любопытно, единственное неудобство, что от постоянного употребления гашиша они к концу фразы часто забывают ее начало, поэтому нить разговора иногда теряется. Зато если все же удастся что-то понять, то звучит это, как рассказы очевидцев про трехсотлетие дома Романовых. Если вам это интересно –  то вам прямо сюда и надо, улица находится в центре города, ночь в местном гестхаузе обойдется вам доллара в два-три.
   
   Район Тамель. Тут, в основном, селятся туристы и альпинисты.  Много отелей и ресторанов, заточенных под западных людей, есть небольшие супермаркеты, где можно купить привычные продукты, сигареты и алкоголь. По вечерам в кафе непальские группы играют каверы западных шлягеров, в основном это музыка моей противоречивой юности, что-то вроде «Deep Purple» и «The Doors». Вход везде бесплатный, внутри достаточно заказать что-нибудь поесть или бутылку пива. Так же можно посмотреть местный стриптиз – сразу скажу, что к концу представления непальская девушка остается в шортиках и майке, так что ничего по-настоящему экзотического вы там не увидите. Но за зрителями наблюдать интересно.
   
   И в Тамеле и на Фрик Стрит к вам будут подходить неопрятные люди с лицами, отмеченными большим стажем саморазрушения, и предлагать купить «марихуана, гаш-ш-ш-ш энд мэджик машрумс». Последнее - это банальные поганки, после которых вы будете сутки в отрубоне и еще неизвестно, каким вы из этого трипа вернетесь. Внешность дилеров говорит сама за себя и без всякой просветительской работы ясно, что покупать и употреблять их товар не стоит. Но если вы из любителей, то найти их и «подружится» труда не составит.
 
   Возле ступы Боднатх селятся в основном те, кто ищет Освобождения и Просветления, тут же находятся монастыри многих известных тибетских лам и клиники тибетской медицины. Последних с каждым годом становится все больше, так же как и западных туристов, которые хотят поправить в них свое здоровье. То есть спрос и тут рождает предложение и на эти предложения наши тела благодарно откликаются новыми болячками. Лично я три раза в жизни по разным поводам обращался к тибетской медицине, всегда безрезультатно, но я знаю немало людей, которым она реально помогла. Так что если на вас уже махнули рукой отечественные доктора, можно попробовать подлечиться тут. Стоит это, кстати, вполне по-божески.
   
   А вот из последних медицинских новостей. Тут же, недалеко от ступы, в одной тибетской клинике, в последнее время стали предлагать «золотой эликсир», состав которого малопонятен, но который, по словам докторов, способен продлевать жизнь человека чуть ли не вдвое. А это уже, сами понимаете, за совсем другие деньги! Ведь подольше прожить хотят все, и больные и здоровые, хотя лишь немногие ясно представляют себе зачем им это нужно. И тут, я думаю, будет уместным рассказать одну небольшую и поучительную историю.
   
   При Сталине, если помните, был такой академик Александр Александрович Богомолец. Среди всего прочего - автор теории долголетия, в которой утверждал, что человек может жить лет эдак до ста пятидесяти. Советская власть в лице лично товарища Сталина внимательно следила за его работой, отметила Госпремией в 1941 году и, в 1944, – званием Герой Социалистического Труда. А в 1946 году академик просто взял и умер, прожив, в общем-то, относительно немного – шестьдесят пять лет. Когда Сталин узнал об этом, то только и произнес: «Вот мерзавец, всех обманул!».
   
   Всех европейцев, к которым тут относятся так же американцы, австралийцы и даже японцы, живущих возле ступы Боднатх, условно можно разделить на две группы. Первые – это вполне адекватные люди, которые по утрам ходят к своему ламе, слушают лекции и учатся медитации, вечерами сидят в кафе с ноутбуками на коленях, а в промежутке между этим преподают в какой-нибудь школе или на курсах, к примеру, английского языка, чтобы иметь возможность без проблем продлевать непальскую визу. Они могут вам вполне толково разъяснить какие-то местные вопросы, но обычно они немножко себе на уме. Другие – это слегка космического вида персонажи, которые ходят ко всем ламам без разбора, посещают все лекции подряд и ясно объяснить ничего не могут. Многие из них, по их же словам, находятся на «прямой связи с пространством» и «постоянно подключены к информационному полю Земли».
   
   Я человек прозаический и до меня не всегда доходит смысл таких поэтических метафор, но зато меня всегда интересовало: вот где все эти «космонавты» берут деньги?! Ведь многие из них живут тут буквально годами! Вот недавно, например, в туристическом магазине я познакомился с группой русских, которые закупали снаряжение на несколько тысяч долларов. Они рассказали, что собираются в трек вокруг Анапурны «для тренировки», а затем едут в Тибет «проверять Мулдашева» и смотреться в «зеркало мира».
   
   Впрочем, все эти люди чаще всего не агрессивны, тихи и ненавязчивы и жить возле ступы достаточно приятно.
   
   Среди многочисленных плюсов, у жизни в Катманду есть серьезный минус. Если вам, к примеру, захочется спеть песню «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек!», то спеть то вы ее, конечно, здесь сможете,  но все это будет неправдой. Практически постоянно над городом висит облако смога и на улицах часто можно встретить людей с хирургическими масками на лицах. И людям, прибывшим из экологически чистой сибирской или австралийской глубинки, первое время дышать приходится буквально через раз. У многих обостряются респираторные заболевания и даже существует такой специфический местный диагноз – «кашель Катманду». Но вы уже знаете, где искать местных докторов, они вам выпишут что-нибудь на основе ферментированного кала грифа и бирюзы, толченной тибетской девственницей в полнолуние, и это быстро поставит вас на ноги.
   
   Помните, что сказал Поль Валери по поводу своего, да и нашего с вами существования? Напомню – он сказал «иногда я мыслю, следовательно, иногда я существую». Я не знаю, был ли Поль Валери в Непале, но он очень точно описал состояние, которое можно испытать на утро после приема местных алкогольных напитков, особенно, «иногда я существую». Крепкий алкоголь – а слабый в Непале практически не производится, - носит знакомые нам названия: водка, джин, виски,- разливается по стеклянным бутылкам и свободно продается в магазинах. Но на этом его сходство с человеческой цивилизацией и заканчивается. После приема двух-трех рюмок,  сразу, минуя стадию опьянения, наступает адское похмелье, бессмысленное и беспощадное. Но вот местный ром «Кукури» неплох, если пить его с горячим и сладким чаем, то это поможет вам с комфортом пережить прохладные зимние вечера.
   
   В последние годы появилось много импортных спиртных напитков, из знакомых всем с детства названий можно встретить «Столичную» водку, «Советское Шампанское» и даже портвейны крымского завода Массандра. Столовое французское вино стоит 5-6 долларов за бутылку, а в специальных алкогольных магазинах на распродажах можно купить что-нибудь австралийское конца прошлого века долларов за 10. Уценено оно будет только из-за того, что это последние бутылки в партии или у них повреждена этикетка.
   
   Одно время я пытался вникнуть в политическую жизнь страны, читал в кафе газеты, смотрел телевизор, разговаривал с местными, но так до конца ничего и не понял. Тут несколько лет назад была темная и трагическая история в связи с гибелью короля, многим напомнившая шекспировский сюжет про Ричарда Третьего – знаю-знаю, все читали, поэтому не стану утомлять вас подробностями. После этого страна была чуть ли не на пороге гражданской войны  и безвластия. На треках маоисты под дулами автоматов собирали с туристов «добровольные» пожертвования (если быть вежливым и торговаться, то можно было сойтись на двадцати долларах), обстреливали блокпосты и автобусы, в а Катманду правительство систематически вводило комендантский час – по моему с 9 вечера до 5 утра. Интересно, кстати, что европейцев это ограничение не касалось, только местных, и два года назад я любил гулять ночью по городу, Катманду был почти совершенно пуст и от этого еще более сказочен.
   
   Сейчас все как-то рассосалось, короля упразднили (но не расстреляли), и я лишь иногда встречаю колонны рассерженных молодых людей, крепко сжимающих в руках красные флаги. «Здравствуй племя молодое, незнакомое!» - проносится у меня в голове и хочется крикнуть: «Верной дорогой идете, товарищи!» - да только вот я забыл: восклицательный или вопросительный знак стоит в конце этого предложения.
   
   Когда я в очередной раз возвращаюсь отсюда на Родину, то подождав, пока я закончу отъедаться салатом «Оливье» и «Селедкой под шубой» с буханочкой «Бородинского», мои товарищи задают мне один и тот же вопрос: «Ну вот Рома, скажи честно, было у тебя что-то с непальскими девушками или нет?». Мужская доблесть не позволяет мне рубануть с плеча позорную правду-матку и я, пряча глаза,  отвечаю что-то в том плане, что если я скажу «нет», то вы мне не поверите, а если скажу «да», то это будет вроде как хвастовство. Но вам отвечу как на духу: ничего и никогда! Конечно, там это гораздо проще устроить, чем, скажем, в Индии или Бангладеш, но все же культурные, этнические и языковые барьеры преодолеть достаточно сложно, если конечно не покупать это за деньги. Тем более, что вокруг много соотечественниц, да и просто западных туристок, которые находятся в том же положении, что и вы, и с которыми договориться куда легче.
   
   Но вот иногда смотришь на местных девушек – а среди них попадаются просто красавицы, - и думаешь: «А может жениться тут, поселится в домике с плоской крышей, выписать из России собрание сочинений Достоевского, внимательно перечесть его и попытаться, наконец, ответить на «вечные вопросы русских мальчиков» - кто мы такие? зачем мы тут? куда мы идем? А ответив, или не ответив, выпить вечерком стаканчик массандровского марочного, лечь на плоской крыше лицом вверх, обнять любимую жену и смотреть на звезды».
   
   
   
   
   

   
   

    
   
-


Рецензии