Занавес. Молочные сухари и роскошный торт. Часть 2

«Кто малого не может, тому и большее невозможно».
М.В. Ломоносов

«Хотеть недостаточно, надо действовать».
И.Гете

Пролог.

Только в 1994 году мне попал в руки учебник «Прикладная экономика», разработанный фирмой Junior Achievement для обучения школьников 9-11 классов рыночной экономике и основам практического бизнеса. Одной из наиболее необычных и привлекательных частей программы являлось создание и управление школьной компанией, которая будет производить и продавать свою собственную продукцию. И сразу все стало ясно, как божий день. Но лучше по порядку.

1 октября 1992 года при Доме школьников начались занятия бизнес-класса для старшеклассников. Но уже первые интересные лекции учителя обществоведения высветили проблему – на одной теории долго интерес учащихся не удержать.

Но, так как записались по собственной инициативе самые любопытные и продвинутые, то очередной «мозговой штурм» принес конкретику: « Что, если организовать акционерное общество?»

«А что мы можем практически, кроме учебы? До двух-трех часов дня все учащиеся на занятиях.

Просить денег у родителей, что-то покупать, а потом перепродавать? Не интересно и, если честно, как-то стыдно».

И посыпались предложения. Никогда не могла представить, что практически все идеи в течение учебного года будут претворены в жизнь!

Во всех магазинах – пустые полки, дефицит многих товаров.

- Нам можно самим начать вязать, например, детские нарядные костюмчики и кофточки из недорогой синтетической пряжи? - предложили девочки – мастерицы, - В журналах - такое множество роскошных образцов!

И уже через три дня мама одной из девочек привезла из городской командировки большой пакет разноцветных ниток. Работа закипела.

Юноши переговорили с учителем по труду, и началось изготовление детских стульчиков и деревянных качелей в школьной мастерской. Доски брали, естественно, - из домашних запасов, по согласованию с родителями.

На все начинания нужны были деньги. Первоначально «сбросились» по самой минимальной сумме, но все время «клянчить» деньги у взрослых стеснялись.

И тут родилась гениальная идея у тех, кто не умел вязать:

- В школьном буфете, кроме пирожков, ничего нет, а на переменах охота чем-нибудь похрустеть.

Недолго думая, приступили к изготовлению ванильных молочных сухарей, составив конкуренцию местной столовой.

«Главный бухгалтер АО» - десятиклассница ахнула: недельные расходы на закупку обычных белых батонов и сахара в магазине окупилась в течение одного дня после продажи сушеных в духовке ломтиков булки, сбрызнутых заранее молоком с ванильным сахаром.

Мамы и папы тоже буквально «заразились» жизнью детей-акционеров. Родители, их советы и предложения – самая главная поддержка в любых начинаниях.

Цены на все были минимальные – ведь продавали для «своих».

И вот первая победа в конце октября – все готовые детские вязаные костюмчики на малышей буквально «смели» желающие на выставке-распродаже после общешкольного родительского собрания. И посыпались заказы на изготовление детских платьев, мочалок, варежек и перчаток.

За октябрь все акционеры получили первую зарплату, то есть, вернули родителям вложенные деньги.

Из других школ района заинтересованные учителя труда и домоводства стали привозить на реализацию продукцию своих юных мастеров и мастериц.

Переломным моментом, когда юноши и девушки поняли важность и значимость своего напряженного труда, стало участие в районной сельскохозяйственной ярмарке.

Встали сначала скромно на слегка заснеженной площади райцентра со своими выставленными на столах изделиями и готовы были спрятаться от стеснения в толпу незнакомых людей.

Но, когда через полчаса услышали откровенные похвалы в свой адрес, нужно было видеть эту искреннюю радость на лицах скромных мальчишек и девчонок, которые сумели пересилить свою естественную стыдливость и получали заслуженные деньги за свой нужный труд. Через час вся продукция была реализована.

И высшей ступенькой стало претворение идеи – открытие в сельской бане в пятницу и субботу «Чайного киоска». Сейчас, при изобилии во всех магазинах разнообразных соков, напитков в различной упаковке, молодежи трудно представить, что в то время соки продавали только в трехлитровых банках с металлическими крышками.

При поддержке нескольких родителей нам разрешили открыть в подсобном помещении бани (ради интереса, что получится?) этот пункт по продаже чая, соков, березовых веников, самодельных мочалок и всякой банной мелочи.

Очень старались: все побелили, выдраили, принесли из дома два электрических самовара, чайную посуду. Воды было вдоволь. Закупили несколько банок с березовым, яблочным, сливовым и тыквенным соками, конфеты-карамельки, сахар-рафинад, и, сменяя друг друга, в течение трех часов начали обслуживать клиентов бани. Ассортимент был на любой вкус: чай зеленый, чай на травах, минеральная вода, соки.

К слову сказать, « продержались» мы только до Нового года. Одна из родительниц быстро поняла возможности этого бизнеса и оформила киоск на себя. Но все были не в обиде – слишком много личного времени занимало это «производство».

Игра затягивала. На теоретические занятия ходили с удовольствием. Вели бухгалтерские отчеты, занимались маркетингом, получали ежемесячно зарплаты.

И вдруг, как снег на голову, - в начале марта пришло из Волгограда приглашение принять участие в региональном трехдневном семинаре-соревновании школьных команд по знанию экономики.

Проголосовали за семь человек – самых инициативных, деловых, постарше, хотя из тридцати акционеров выбор сделать было непросто.

Районный отдел по образованию оплатил билеты на поезд. Но в городе наступил шок. Во-первых, разместили всех в центральной гостинице «Волгоград» в отличных номерах, кормили в приличном кафе, организовали обзорную экскурсию по городу с посещением Мамаева Кургана.

А на встрече за «круглым столом», вообще, ахнули – приехали четырнадцать команд из разных школ и гимназий Волгограда, Волжского, Камышина, города Астрахани и только одна наша – сельская.

При представлении команд «президент АО», ученик десятого класса, сначала и краснел, и бледнел, но, когда начались теоретические семинары, вдруг все поняли, что знают ничуть не меньше, чем горожане.

Очень интересные занятия проводили приехавшие из Москвы три довольно представительных мужчины с современными бородками и усами, два симпатичных аспиранта и очень энергичная молодая женщина. Все они являлись преподавателями, прошедшими подготовку у американских специалистов в Штаб-квартире JA в Москве.

На другой день до обеда мы откровенно то зевали, то удивлялись, когда начались презентации приехавших команд. Роскошные плакаты, использование кинофильмов о работе клубов по интересам, компьютерных программ МЭМ (Моделирование экономики и менеджмента) – вся работа в продвинутых гимназиях и городских школах вращалась вокруг теоретической подготовки школьников к открытию своего собственного бизнеса.

Но, когда после обеда пришло время презентации нашей команды РИТМ (работать, искать, творить, мечтать), то вместо положенных двадцати минут, мы использовали ровно один час, отвечая на многочисленные вопросы. Потому, что не поленились и привезли два объемных чемодана нашей основной продукции – вязаные вещи, интересные подделки, злополучные сухари и складной стенд с цветными фотографиями реальной деятельности.

На вечерней заключительной встрече руководителей команд организаторы -москвичи еще целый час допытывались у меня, как в условиях сельской глубинки удалось так «раскрутить» наше производство. В результате предложили помощь в трудоустройстве в Москве: «Через два года будешь отдыхать на средиземноморских курортах!» Не послушалась умных людей - не оставила село и своих учеников. Иногда жалею!

На следующий день нам торжественно вручили диплом за первое место и огромный торт за « успешно функционирующее производство». Тортом поделились радушно с командой города Астрахани и волжанами.

Новые времена потребовали тогда и новых подходов к обучению детей.

Но, как же прав Ф.М.Достоевский, провозгласивший: «Лишь трудом и борьбой достигается самобытность и чувство собственного достоинства».

Справка.

Заботливые «хозяева» из-за океана, начав в те годы развал экономики нашей страны, предложили российским школам специальную программу прикладной экономики для старшеклассников, которая в США была рассчитана на один семестр, или 85 часов (по 5 часов в неделю). Однако, учитывая специфику отечественного образования, нам было рекомендовано работать 2-3 семестра, с меньшей недельной нагрузкой.

Слушателями специальных 5-дневных платных семинаров, проводимых в Москве Штаб- квартирой JA, мог стать любой, имеющий высшее образование. По окончании семинара слушателям выдавался Сертификат установленного образца на право преподавания и комплект необходимых материалов.

Победители межрегиональных соревнований школьников 1992 года получили право на поездку на Всемирный форум JA (Junior Achievement) в США. Проводились также российско-американские соревнования по игре МЭМ по телекоммуникационной связи. Планировалось расширение таких контактов, участие в соревнованиях команд из разных городов СНГ.

И вся эта деятельность прикрывалась громким основным финансовым принципом: «Школьники получают образование бесплатно!»

И, вспоминая то непростое время, искренне радуюсь, что наша скромная команда подростков из села, не обучавшаяся по хваленным заграничным программам, продемонстрировала нашу природную русскую сметку, недюжинные способности и свои реализованные частично возможности.

Продолжение следует.

Фото автора.


Рецензии
Вечера доброго Вам, уважаемая Татьяна!

Знаете, читая историю становления "школьного бизнеса", тотчас же вспомнилась известная притча о лягушке, попавшей в молоко.
Ведь большинство населения нашей страны в те времена оказались в очень похожем положении. Причем, что характерно, касалось это всех сфер жизни, включая и образование.
Понятно, что в каких-то ситуациях играли роль в том числе и самые разные компании "по развитию бизнеса", но насколько я знаю, во многих случаях люди самостоятельно брались за предпринимательскую деятельность, фактически спасая тонущие в бушующем море экономических проблем организации.
Замечу, даже сама идея увлекать, учить школьников самостоятельно зарабатывать деньги, даже отрываясь от сложившейся в те времена тяжелой ситуации, очень неплоха. И на мой, быть может, не слишком искушенный взгляд, вполне могла бы работать при любых условиях. Ведь это отличная возможность получить самый, что ни на есть, реальный опыт.
Понятно, что поначалу многое кажется непонятным, а кое-что и вовсе вызывает страх, но, как известно, глаза боятся, а руки делают.
И вполне можно понять энтузиазм, искренний, неподдельный со стороны молодых людей, когда они видят, что их старания и находят реальный отклик и позволяют самим улучшить свой материальный уровень, причем, и это главное - честным трудом!
Кстати, некоторые подобные начинания появились еще в советское время.
Помню хорошо, как мы занимались склейкой и сборкой картонной и фанерной упаковки, а затем даже готовили в мастерских детали для некоторых коробок.
Поначалу, конечно, это все казалось чем-то вроде игры, но когда через год за средства, полученные от этой работы, школа купила видеомагнитофон с большим телевизором плюс оборудование для проведения дискотек, ко всем пришло совсем иное отношение к нашей работе.
Жаль, подобные начинания не проводились по всей стране, как мне кажется, подобные навыки сильно пригодились бы в жизни.
В общем, изрядно всколыхнули память своим рассказом, причем пробудили теплые, ностальгические воспоминания.

С самыми добрыми пожеланиями, Сергей Макаров

Сергей Макаров Юс   17.02.2024 19:26     Заявить о нарушении
Добрый день, уважаемый Сергей! СПАСИБО ОГРОМНОЕ ЗА ВАШУ ЯРКУЮ РЕЦЕНЗИЮ! Признаюсь, что очень редко в моей "жизни" на Проза.ру получала такие ОБСТОЯТЕЛЬНЫЕ, ИСКРЕННИЕ И ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ РАССУЖДЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ВАС КАК ВЫСОКОНРАВСТВЕННОГО ОБРАЗОВАННОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛА! Ваши рецензии - ЭТО ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЕ МИНИАТЮРЫ! С самыми наилучшими пожеланиями крепкого здоровья и творческого настроя,Татьяна Чебатуркина.

Татьяна Чебатуркина   18.02.2024 12:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.