Судак Крымский

Города призраки Руси, России, СССР.
=====================================
     Также ранее Сурож у греков, Сугдея, Суграй у хазар.
     Город этот идентифицируют с городищем на месте нынешнего города с тем же именем в Крыму между Феодосиней и Алуштой.
     Именование Судак древний город Сугдея получил после завоевания Крыма османами в 1475-м году.
     Этимология нового названия представляется смешанной. В именовании Судак перемешались и крымско-татарское, и тюркско-османское, и индоиранское, и алано-осетинское название местности, где расположился Судак. Это и гора у воды, и ложбина с ручьём, и священный ручей, и чистое место.
     С конца 8-го века город находился под властью Хазарского государства. Хазары с этого времени начинают строить свои укрепления в Крымских городах, в том числе в Сугдее. В то время площадь города составляла не менее 20-ти гектар.
     С середины 9-го века здесь пребывала хазарская администрация Крыма, а при ней находился воинский гарнизон. Сюда стекались хазарские войска во время крупных военных компаний.
     Еврейские хронисты сообщают, что в городе Согдия находилась еврейская купеческая община, которая платила единый налог в казну хазарского Тудуна, откупаясь таким образом от участия в военных действиях. После крушения Хазарии в 10-м веке, здесь жила община караимов.
     В 10-м веке этот город, как владение хазарское, упоминает в своём письме в Европу Хазарский Царь Иосиф.
     С приходом осман жизнь города начинает постепенно затихать. Родовые поместья были оставляемы их основателями аланами, сарматами, Русью и славянами. Через сто лет тут оставалась только иудейская община. Иудеи даже учредили в полупустом городе должность губернатора, которого они избирали из своей среды.
     Некоторые средневековые хронографы располагали Фуллы поблизости от этого города, иначе почему бы свою епархию в Крыму Константинополь назвал Фулло-Сугдейской.
     В 1777-м году Судак переходит в состав Российской Империи и получает новую жизнь с тем же именованием. Город постепенно возрождается, но на другой социокультурной и зодческой основе. Он обретает новую историю, его прежняя родовая нить была прервана.
     Сурож-Сугдея-Судак обратился в призрак, который бродит среди поверженных древних городских пустынь в поисках Духа основавших его русо-славян в начале веков.
++++++++++++++++++++++++++


Рецензии