Как судили виновников народной катастрофы

После освобождения территории Болгарии от Османского рабства в 1878 году и подписания Сан-Стефанского мирного договора в отсутствие собственного законодательства правосудие в Болгарии регулировалось российским «Военно-судебным статутом» 1869 года.

По пути к конституционно-демократической монархии
16 апреля 1879 года Учредительным Национальным собранием в городе Тырново была принята Конституция Болгарского княжества, более известная как Тырновская Конституция. Проект «Устава Органического государственного устройства» был подготовлен по примерам конституций Греции, Сербии и Румынии в стенах канцелярии временного Российского управления и согласован с болгарскими общественными деятелями, включая юристов, получивших высшее образование в ведущих университетах Европы и России. Учредительное Собрание, созванное 10 (23) января 1879 года изменило название документа и существенно подкорректировало многие главы. В большинстве случаев под воздействием либеральных взглядов.

Болгарское княжество законодательно стало «наследственной и конституционной монархией с национальным представительством». Конституция в качестве основы отношений утвердила принцип неприкосновенности личности и частной собственности. Она гарантировала свободу прессы, недопущение цензуры, отсутствие разрешительных документов для авторов, издателей и типографий, право на создание объединений, свободу собраний (без оружия) и другие права подданных. Согласно ей законодательными органами стали монарх вместе с Национальным собранием (болг. — Народно събрание, парламент, с 19 апреля 2017 года заседает 44-е Национальное собрание), а исполнительной властью — опять же князь и назначаемые им министры. Несмотря на то, что «четвёртая власть» — пресса была упомянута, о третьей — судебной власти, как гарантии верховенства Закона, глава отсутствовала. Правда, говорилось, что ни один закон не может быть издан, дополнен, изменён и принят без обсуждения в Национальном собрании, которому единственному дано право толковать его истинный смысл, и что все болгарские подданные равны перед Законом. Разделения на сословия в Болгарии не допускаются! Да и все рабы, добравшиеся до территории Болгарии, становились свободными.

Согласно ст. 155 Тырновской Конституции, Национальное собрание может предавать министров суду «за измену Родине или князю, за нарушение Конституции, за измену или за любой ущерб, причинённый Княжеству для личной выгоды». Следующая статья гласила, что предложение об отдаче министра под суд вносится в письменной форме, которая по пунктам содержит все обвинения и подписана не менее одной четвертой депутатов Национального собрания. Для запуска судебного разбирательства требуется, чтобы за него проголосовали более двух третей присутствующих на заседании. Министра должен судить Государственный суд, состав которого определяется специальным законом.

10 декабря 1880 года на основании вышеизложенного в Тырновской Конституции в Болгарии был принят Закон о судебном разбирательстве возбужденных против министров дел Государственным судом (болг. — Държавен съд) — временным судебным органом, созываемым специально по конкретным обвинениям в нарушении Конституции конкретных министров.

Демократическая монархия в действии
С 28 мая 1885 года заседания Национального собрания проводились в Софии. 7 декабря 1889 года 5-е Обыкновенное (были ещё и Великие, имевшие собственную нумерацию — прим. авт.) Национальное собрание Болгарии (заседало с 15 октября 1887-го до истечения полномочий 17 декабря 1889 года) приняло Закон о военном суде, вступивший в силу со дня его опубликования в «Державном вестнике» (№74) 7 апреля 1890 года.

Закон о суде над министрами предусматривал, что во-первых, Государственный суд является непостоянным судебным органом. Во-вторых, предложение судить министра или министров могло быть выдвинуто любым членом Национального собрания, но для того, чтобы запустить процедуру, оно должно быть одобрено и подписано как минимум четвёртой частью депутатов, т.е. на тот момент — хотя бы 72-мя из 285-и. В-третьих, под юрисдикцию Суда подпадали все случаи, предусмотренные ст. 155 Конституции: измена Родине, предательство, причинение государству вреда в целях личной выгоды и т.д.

Предварительное расследование деяний обвиняемого или обвиняемых лиц поручалось специальной следственной комиссии, состоящей из трёх человек: Председателя — из Верховного кассационного суда, и по одному представителю, избранному от апелляционного и районного судов. Члены комиссии назначались Высочайшим указом по предложению министра юстиции. После завершения предварительного следствия дело передавалось в прокуратуру. При ведении дела Государственный суд руководствовался общими правилами разрешения уголовных дел. Его приговоры являлись окончательными и не подлежали обжалованию.

В 1903 году прокурору помогали несколько заместителей, но в 1904 году в Закон о суде над министрами, согласно которому министры могли быть привлечены к ответственности не только за нарушение Конституции, но и за проступки, подлежащие уголовному и гражданскому преследованию, была внесена поправка: министров по этому Закону можно судить исключительно за нарушение Конституции, а их неслужебные нарушения подлежали рассмотрению в уголовном и гражданском судах общей юрисдикции. Изменился и предполагаемый состав Государственного суда: он включил в себя Председателя, 6 судей и 14 присяжных заседателей, из которых 4 были резервными.

Поправки к Тырновской Конституции 1893-го и 1911 годов ограничили права Национального собрания. Поправка к ст. 17 дала право монарху и правительству заключать секретные договоры без согласия Национального Собрания. После провозглашения независимости Княжества Болгария в 1908 году и последовавшего признания его другими странами, в 1911 году слова «княжество», «князь» и их производные были заменены на «царство», «царь» и их производные.

Первый Державный
Государственный суд был впервые созван в 1903 году по требованию депутатов 11-го Национального собрания, которое функционировало в 1901—1902 годах. Ответчиками стали министр-председатель Тодор Иванчов, министр внутренних дел в правительствах Димитара Грекова и Тодора Иванчова Васил Радославов, руководивший подавлением беспорядков против введения десятины в Дуранкулаке, Шабле и Трасенике на севере страны, и министр иностранных дел и религий Димитар Тончев, обвинённые в государственной измене и коррупции. Государственный обвинитель — прокурор Александр Малинов.

3 июня 1903 года Первый Государственный суд приговорил Тодора Иванчова, Василя Радославова и Димитра Тончева к восьми месяцам тюремного заключения и лишению гражданских и политических прав. Отсидеть по заслугам министры не смогли. Спустя семь месяцев после оглашения приговора они были амнистированы избранным 2 ноября
13-м Национальным Собранием.

Второй Державный
Второй созыв Государственного суда состоялся по просьбе депутатов
14-го Национального собрания (функционировало в 1908—1911 гг.) в 1911 году. Ответчиками стали министры правительства Рачо Петров, Димитар Петков и Петар Гудев. Государственный обвинитель – прокурор Георгий Данаилов, ему помогали Александр Малинов и Александр Милев. Министры обвинялись в коррупции при снабжении военного министерства. Приговора обвиняемые от Второго Государственного суда вообще не дождались. 15-е Очередное Национальное собрание распустило Суд ещё до вынесения вердикта.

Третий Державный
В октябре 1919 года «Земледельческое» правительство Александра Стамболийского взяло на себя функции судебной власти и распорядилось задержать и наказать лиц, втянувших страну в Первую мировую войну. В качестве главных виновников «второй национальной катастрофы» были определены экс-министры. За «первую национальную катастрофу» — последствия Межсоюзнических 1-й и 2-й Балканских войн ответственности никто не понёс.

31 декабря 1919 года (12 января 1920 года по новому стилю) по требованию депутатов 18-го Очередного Национального собрания Болгарии был созван Третий государственный суд. Он действовал на основании Закона «О наказании лиц, виновных в национальной катастрофе», принятого правительством Болгарского земледельческого народного союза, с целью наказать ответственных за участие и поражение Болгарии в Первой мировой войне.

Обвинения в государственной измене было многогранным: предумышленное втягивание Болгарии в Первую мировую войну путём заключения 24 августа 1915 года секретных соглашений с Германией и Австро-Венгрией, неспособность или нежелание созвать Национальное собрание по этому важному вопросу, неконституционное объявление войны Сербии 1 октября 1915 года и «личная выгода» министров в принятых решениях в обход Национального собрания.

Процесс проходил в атмосфере давления, манипуляций и грубого вмешательства в работу суда. Дошло до того, что двое из его состава оказались на скамье подсудимых. Первоначально обвинялись министры кабинета Васила Радославова, руководившего страной во время Первой мировой войны, обвиняемого и в Первом Государственном суде. Государственными обвинителями стали Райко Даскалов с помощниками Александром Радоловым, Константином Консуловым и Георгием Величковым.

После референдума, состоявшегося в 1922 году, в число обвиняемых включены Иван Евстратьев Гешов, Стоян Данев и... Александр Малинов. За решётку были отправлены большинство лидеров оппозиционных партий, а Государственный суд превратился в инструмент борьбы с оппозицией. Так, выступавший обвинителем в первых двух Государственных судах Александр Малинов, в Третьем сам стал обвиняемым.

В 1923 году состав Государственного суда претерпел существенные изменения. Вместо назначаемых Высочайшим указом Председателя, 6-и судей и 14-и присяжных, из которых 4 были резервными, в состав Суда вошли Председатель, избираемый Национальным собранием, и 16 народных судей, из которых 12 были действительными, а 4 — резервными.

Третий Государственный суд являлся самым продолжительным по числу заседаний и охватил наибольшее количество обвиняемых. Окончательный приговор объявили 31 марта 1923 года. Восемью голосами против семи шесть осужденных: экс министр-председатель доктор Васил Радославов, министр финансов Димитар Тончев, министр национального образования Петар Пешев, министр юстиции подполковник Христо Иванов Попов, министр сельского хозяйства и государственного имущества Петар Динчев и министр общественных зданий, дорог и общественных работ Добри Петков были приговорены к высшей в Болгарии мере наказания — пожизненному заключению. Генерал Калин Найденов получил 15 лет тюрьмы, генерал Никола Жеков, Христо Г. Попов, Никола Апостолов и Величко Кознички — по 10 лет заключения каждый. Бояджиева осудили на 5 лет тюрьмы. Имущество всех обвиняемых было конфисковано. Однако даже пожизненное заключение оказалось значительно короче жизни.

Переворот 9 июня 1923 года положил конец суду над виновниками «второй национальной катастрофы». Вскоре судьи и подсудимые обменялись местами. Аграрии оказались в тюрьмах и ссылке, а после принятого 5 января 1924 года правительством Демократического альянса Акта об амнистии министры, кроме Василя Радославова и Димитра Тончева, оказались невиновными. Радославов ещё в 1918 году уехал в Германию и спокойно умер там в 1929 году. А народ Болгарии до 1960-х годов платил миллиардные репарации, и даже у ставшей после сентября 1944-го Народной республикой Болгарии оставались натянутые до враждебных отношения с Грецией.

Четвёртый Державный
Параллельно с Третьим, референдум 1921 года проголосовал чёрными бюллетенями за учреждение Четвертого Государственного суда, считая виновными министров правительств Ивана Ев. Гешова (1911—1913) и Стояна Данева (июнь—июль 1913), ответственных за «первую национальную катастрофу» — значительные территориальные потери Болгарии по итогам Межсоюзнических войн. Белые бюллетени — не виновны, чёрные — виновны. Однако заседания Четвёртого Государственного суда, проходившие параллельно с Третьим в 1922—1923 гг., так и не получили логического завершения. Переворот 9 июня спас и освободил обвиняемых в Четвёртом Государственном суде, заключённых в тюрьму Шумена.
***
Последний суд членов правительства Болгарии состоялся 1 февраля 1945 года в период нахождения в 1944—1945 гг. на территории Болгарии Советской Армии, приведшей к власти коммунистическое правительство. А всего по приговорам «Народных судов» были осуждены тысячи болгар, в разное время находившихся у власти, а также их родственники, друзья и знакомые: политики, учёные, военные. В кратчайшие сроки на 137 процессах было вынесено 9950 приговоров: 2618 смертных (по другим данным — 2730), ещё более двухсот расстреляли не дожидаясь суда, 1226 человек приговорили к пожизненному заключению, восьмерых — к 20-и годам тюремного заключения, 946 — к 15-и годам, 687 — к 10-и годам, 3741 — к меньшим срокам. И впоследствии политические процессы стали отличительной чертой просоветского режима, в результате которых была уничтожена государственная, политическая и военная элита Болгарии, и которые иначе как массовыми политическими чистками не назовёшь.


Рецензии