Размышления о Библии

I.

Когда христиане говорят о Библии или ссылаются на неё, многие неверующие и скептики хотят получить основательное доказательство её достоверности. И они имеют на это полное право. Не грех задавать вопросы. Грех отвергать бесспорные аргументы. Все заявляют: “Истина только у нас”. Так почему же верить всему без разбора? Глупо и губительно верить всему подряд. Однако вовсе не лучше всё отвергать.
Я не намерен строить аргументы в подтверждение Библии на открытиях археологии и тому подобному. Всё это не плохо, и далее мы обязательно рассмотрим самые веские из научных открытий. Однако кто из простых людей, подобных нам, может проверить подобную информацию, при том, что на этот счёт имеются противоречивые заявления? Интернет забит мусором и ложью. Каждое правдивое заявление тонет в потоке ложных. Ищущий, конечно, найдёт истину. Однако есть более простые и более основательные способы её поиска. Соломон писал: “Мудрость — пред лицем у разумного, а глаза глупца — на конце земли” (Притчи 17:24). Вовсе не обязательно паломничать по всему миру для того, чтобы установить истину.
Многие задают вполне резонные вопросы. “Существует так много различных так называемых священных писаний, помимо Библии: мусульманский Коран, индуистские Веды и Бхагават-Гита, иудейская Тора и Танах. Почему же вы считаете Библию — единственно истинной священной книгой, и христианство —единственно истинной верой?”
Чтобы конструктивно говорить о Библии, прежде всего, необходимо ознакомится с её содержанием, и особенно с её свидетельством о Самом Боге, о мироздании и, в частности, о человеке. Для начала достаточно бросить беглый взгляд на её основную концепцию в целом, а уж потом разбираться в частностях и подробностях.
Сразу необходимо сказать, что смысл и характер Библии абсолютно уникальны, и не просто уникальны, но и коренным образом отличны от смысла и характера любой другой книги. Она заявляет, что содержит весть, обязательную для всего человечества, без которой мы все погибнем. Это не просто одна из священных книг одного из народов. Это истина. Это объективная реальность.
Хотя и все говорят: “Истина только у нас”, но Библия заявляет это особо громко и с особым авторитетом. И это заявление нельзя просто проигнорировать. Оно достойно тщательного рассмотрения. Оно, в любом случае, уже делает Библию уникальной. Библия либо самая вопиющая ложь за всю историю человечества, либо действительно истина. Истина, отвергая (либо проигнорировав, что равносильно) которую мы накликаем на себя ужасающую катастрофу. 
   

II.

Рассмотрим некоторые из тех громких заявлений Библии — вернее, Самого Бога, — о которых мы уже говорили.
“Не Я ли, Господь? и нет иного Бога кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет кроме Меня. Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо Я Бог, и нет иного” (Исаия 45: 21, 22).
 “Есть ли Бог кроме Меня? нет другой твердыни, никакой не знаю. Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены” (Исаия 44: 8 - 9). Эта цитата, при сегодняшнем возвращении популярности язычества, становится всё актуальнее. Вот ещё аналогичная цитата в адрес язычников: “Так говорите им: боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес. Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростёр небеса. По гласу Его шумят воды на небесах, и Он возводит облака от краёв земли, творит молнии среди дождя и изводит ветер из хранилищ Своих” (Иеремия 10: 11 - 13). Поэтому те, кто говорят о возможной “дружбе” всех религий, ужасно лукавят. Библия не даёт ни малейшего места либерализму. Можно либо принять её учение, отвергнув язычество в его многоразличных формах, либо принять язычество, отвергнув Библию. Третьего не дано.
 Апостол Павел так пишет о язычниках и последствиях язычества: “...Что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют” (Римлянам 1: 19 - 32). Кто после прочтения этих слов скажет, что Библия устарела? Не сегодняшнюю ли обстановку описывает апостол? Особенно актуален последний стих, говорящий о сегодняшнем разрешении и узаконивании разврата.
Иисус Христос говорил о Себе, что Он является единственным путём к Богу (вопреки сегодняшним толерантным заявлениям). “Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня” (Ев. От Иоанна 14:6). Когда же один из учеников Христа, “Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?” (там же, ст. 8, 9). Здесь Христос явно утверждает о Своей Божественности и Единосущности с Богом Отцом. Иисус также сказал слушавшим Его иудеям: “Если не уверуете, что это Я, то умрёте во грехах ваших. Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам” (Ев. От Иоанна 8: 24, 25), то есть Бог, сотворивший мир.
Можно было бы приводить ещё множество аналогичных цитат, но и этого вполне достаточно, чтобы убедиться в авторитетной категоричности Библии, книги, резко не похожей на все остальные так называемые священные писания.


III.

Вовсе не обязательно прибегать к истории и археологии, чтобы узнать истину. Важнее вопроса о достоверности и исторической сохранности текста Библии (соответствие современного текста самому древнему его оригиналу) вопрос о мировоззрении Библии. Какая была бы польза в том, что древние тексты оригинала библейских книг дошли до нас без изменения, если сами эти тексты содержали бы ложь? Мы упоминали цитату из Библии о богах, которые не сотворили неба и земли.
И когда мне говорят: “Библия переписывалась на протяжении веков и, без сомнения, претерпела множество изменений и искажений. Как же можно основывать на ней свои убеждения? Достоверна ли она?”, я отвечаю следующее: “Есть достаточно свидетельств в пользу достоверности Библии и её Божественного происхождения. Однако давайте начнём не с этого. Существует два фундаментальных взаимосвязанных вопроса, которые всегда волновали человека, ещё до того, как была написана Библия. Во-первых, это вопрос происхождения вселенной, и главное, — самого человека; во-вторых, вопрос добра и зла. На каждый из них, по сути, существует только два несовместимых друг с другом варианта ответа”. Давайте же рассмотрим эти вопросы.   
О сущности вселенной. Существует всего два взгляда на вселенную. Она либо вечна (без начала и без причины) и существует сама по себе, либо была сотворена Богом в конечном прошлом и поддерживается Им в настоящем. И в этом фундаментальном вопросе религии категорически расходятся. Лишь невежество и легкомысленность может ставить все религии на один уровень. Все языческие религии пантеистичны. Они представляют наш мир богом, существующим вечно. И остальные их боги, кем бы они ни были, как раз из тех, что не сотворили неба и земли, но являются лишь частью мироздания. К таким религиям относится буддизм, индуизм со всем своим многообразием направлений, а также другие языческие религии, например славянское язычество (родноверие). Креационизм (учение о сотворении мира) представлен в трёх религиях: ислам, иудаизм и христианство.
Что касается иудаизма, то его священное писание Тора (Пятикнижие Моисеево) и Танах входят в состав христианской Библии (Ветхий Завет). Иисус не принёс нового учения. Он исполнил пророчества Ветхого Завета. Первыми христианами были иудеи. Родословие же Самого Христа, представленное в первых же словах Евангелия, начинается так: “Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова” (Матфей 1:1). Кто такие евреи, следует сказать отдельно, и сейчас мы не будем отвлекаться на это от нашей основной темы. Почему же иудаизм остался отдельной религией? Потому, что большинство иудеев отвергает Иисуса, не признавая Его Мессией (Христом).
Что касается ислама, то он появился на пять веков позднее того, как апостол Павел писал в своём послании Галатам: “Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь ещё говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема” (Послание Галатам 1: 8 - 9). Известно, что основатель ислама Мухаммед (или Магомет) принял коран именно от ангела.
Естественно, эти немногие слова не исчерпывают вопроса. Но они ясно указывают на Библию, как на наиболее заслуживающую нашего внимания и исследования.
Конечно, всё это имеет смысл лишь в том случае, если мы придём к заключению, что наш мир не вечен и не самодостаточен, а сотворён вечным Богом и поддерживается Им. Поэтому необходимо кратко рассмотреть этот вопрос. 


IV. О зависимости природы. Сила и разум

Как уже было сказано, одной из главных отличительных черт Библии является её утверждение о том, что мир был сотворён предвечным безначальным, беспричинным самодостаточным Богом. Учение о сотворении резко отличает Библию от языческих “священных писаний”. “Велик Господь и достохвален, страшен паче всех богов. Ибо все боги народов - ничто, а Господь небеса сотворил” (1 Паралипоменон 16: 25 - 26). “Так говорите им [язычникам]: боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес. Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростёр небеса. По гласу Его шумят воды на небесах, и Он возводит облака от краёв земли, творит молнии среди дождя и изводит ветер из хранилищ Своих” (Иеремия 10: 11 - 13). “Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и всё воинство их, землю и всё, что на ней, моря и всё, что в них, и Ты живишь всё сие, и небесные воинства Тебе поклоняются” (Неемия 9:6). Последние цитаты говорят также и о том, что Творец вселенной также поддерживает её существование и равновесие и движет ею.
Природа, согласно Библии, не имеет в самой себе ни силы, ни порядка, получая всё это от Творца. Поэтому Творец достоин поклонения, а поклонение природе есть безумие, так как при этом ей присваиваются черты Самого Бога — самосущность, безначальность и беспричинность, вечность, самодостаточность, исконные (содержащиеся в ней самой) сила и разум. Это, по существу, и составляет непримиримое противоречие между язычеством и христианством. А теперь давайте кратко рассмотрим свойство природы, постоянно нами наблюдаемой, чтобы выяснить, кто же прав. Следует сказать, что современный так называемый научный взгляд — идея большого взрыва — также заявляет о вечности вселенной, хотя и между строк. Это идея вечной вселенной, созидающей саму себя.
 Нам хорошо известно, что само по себе всё в природе инертно. И хотя материалисты говорят, что движение — коренное свойство материи, мы на своём опыте постоянно убеждаемся, что это не так. Любому предмету, чтобы прийти в движение, необходим внешний двигатель. При прекращении действия двигателя через непродолжительное время движимый предмет останавливается. Всё нуждается в питании, энергетической поддержке. Однако всякий источник питания, в свою очередь, скоро истощается. Поэтому трудно не согласиться с утверждением, что ничто в природе не имеет силы в самом себе. Всё является либо проводником, либо аккумулятором энергии, но никак не первоисточником. Даже о тех предметах, которые нам кажутся постоянными источниками энергии (например, солнце) разумнее рассуждать таким же образом: первоисточник энергии не в них. Глупому ребёнку фонарь может казаться самосветящимся предметом, но выключенный рубильник вмиг устанавливает истину. Если же каждый элемент природы не имеет в себе силы, то и вся природа не имеет силы в самой себе. Тем более верно это утверждение, когда мы говорим о жизни. Мы привыкли разделять природу на живую и неживую. Однако “всё умирает на земле и в море”, поэтому ясно, что сама по себе природа вся неживая, но всё живое получает жизнь из внешнего высшего источника: “Отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются; пошлёшь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли” (Псалом 103: 29 - 30). “Мы Им [Богом] живём и движемся и существуем” (Деяния Апостолов 17:28).
Кроме силы, нам следует говорить и о разуме. Сразу отвергнем безумную идею крайних сухих материалистов о том, что всё в мире хаотично и что тот порядок, который мы видим вокруг себя, — не более чем частный случай хаоса. В это до конца не верит ни один материалист. Мы видим порядок и закономерность везде. Его наличие очевидно. Весь вопрос только в том, является ли он исконным свойством природы или им природа наделена извне. Этот вопрос решается так же как и вопрос о силе. Вот что говорит библейский герой Иов: “Где премудрость обретается [находится]? и где место разума? Не знает человек цены её, и она не обретается на земле живых. Бездна говорит: не во мне она; и море говорит: не у меня... Откуда же исходит премудрость? и где место разума?” (Иов 28: 12 - 14, 20). Всё лишь временно обладает порядком, после чего следует распад. Поэтому разумно будет согласиться с выводом мудрого Иова: “Бог знает путь её, и Он ведает место её. Ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом. Когда Он ветру полагал вес и располагал воду по мере, когда назначал устав дождю и путь для молнии громоносной, тогда Он видел её и явил её” (ст. 23 - 27).


V. О зависимости природы. Воля. О начальности (происхождении) природы

Пантеисты, приписывающие природе исконные (собственные, внутренние) силу и разум, часто употребляют понятие “Мировой Разум”, или “Вселенский Разум”. Но часто ли вы слышали выражение “Мировая Воля”? Они молчат о воле, потому что упоминание о ней ставит перед ними ряд неудобных, неразрешимых вопросов. А между тем, мы на собственном опыте ежедневно убеждаемся, что никакое разумное движение не происходит без воли — инициативного и управляющего фактора. Можно знать технологию изготовления табуретки и иметь для этого силу и здоровье; но если человек не захочет её сделать, — она не будет сделана. Воля неразрывно связана с целью. И тут мы снова стоим перед выбором: цель существования того, что мы называем вселенной, заключается либо в ней самой — таким образом, само её существование и является высшей целью — или же цель её существования исходит из высшего внешнего фактора. Но разве её существование мы можем признать высшей целью? Даже существование нас самих? Мы сами постоянно признаём этот мир несовершенным и не можем удовлетвориться, когда делаем собственное существование высшей целью. Само наше свойство задавать вопрос “зачем?” красноречиво свидетельствует о нашем поиске смысла. Если же высшим смыслом является само наше существование, то вопрос: “зачем я живу?” не уместен. Однако мы задаём его. Если же кто-то скажет, что он живёт для других людей или даже для человечества, то это не ответ на вопрос. Для чего же живёт человечество? Нас не удовлетворяет ответ, что наше существование — высшая цель. В этой концепции сплошная пустота. Итак, и воля оказывается не коренным свойством вселенной. Здесь следует рассуждать так же, как и с вопросом энергии: так как природе не свойственна инициатива, а свойственна инертность, значит приводится она в движение по Чьему-то высшему желанию, или воле.
Воля есть атрибут личности. Поэтому те, кто говорят о безличном божестве, говорят явно не об истинном Боге. “Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил всё, и всё по Твоей воле существует и сотворено” (Откровение 4:11). Стремление человека всё обожествлять, делать объектом поклонения есть наша древняя болезнь, от которой мы страдаем, пока не поклонимся Тому, Кто один достоин нашего поклонения. Мы конечны, как в пространстве, так и во времени. Жизнь каждого из нас имеет начало и конец. Всякая эпоха имеет начало и конец. Следовательно, и вся наша история имеет начало и конец. Если часть от целого конечна, то конечно и само целое. Наше свойство задавать вопросы: “откуда?” и “когда?” подтверждает это. Это ещё один аргумент в пользу сотворения. В отрицании сотворения мира лежит тайный корень нашего постепенно прогрессирующего сумасшествия. Задавать эти вопросы следует до тех пор, пока мы не придём к Первоначалу и Первопричине всего имеющего начало, к Тому, в Ком поистине заключён высший смысл и к Кому не применимы вопросы: “Откуда?” “Когда?” и “Зачем?”   
 Наблюдая за окружающим нас миром, да и за самими собой, мы не можем согласиться с тем, что всё бессмысленно. Во всей вселенной виден единый принцип и закономерность. Однако мы также убеждаемся, что этот смысл заключён не в нас самих. На первый взгляд кажется, что природа полна жизни, но рассмотрев её более внимательно, мы видим, что жизнь — не её коренное свойство, так как всё стремится к смерти. Воля, казалось бы, наше неотъемлемое и коренное свойство. Однако где в природе воля? Её найти ещё труднее, чем разум и силу. А может ли воля быть производной безволия? Единственный разумный ответ на вопрос происхождения воли: она была нам дарована Тем, по Чьей воле всё существует и сотворено. Многие так называемые философы, правда, отрицали и отрицают существование воли вообще. Но они не стоят рассмотрения, так как сам факт отрицания, которое они осуществляют, является уже сам по себе очевидным доказательством наличия в них свободной воли. 


VI. Добро и зло

Если мы, несмотря на все доводы, всё же признаем всякую энергию нашей исконной составляющей, посчитав весь космос вечным самодвигателем; если вопреки всему будем продолжать называть разум “мировым”; если вслед за индусами и вместе с Эйнштейном назовём время иллюзией; если даже закроем глаза на вопрос воли, — то и этим мы не избежим дальнейших вопросов. И главный вопрос — это вопрос добра и зла, жизни и смерти.
Пантеистический подход к этой проблеме двоякий. Смерть и зло либо фактически вовсе не признаются, а считаются иллюзией, либо считаются необходимыми элементами мироздания, равноправными с жизнью и добром. Конечно, легко “философствовать” подобным образом, свысока взирая на жизнь. С этой “высоты” не видно человеческих лиц, и все люди предстают лишь ничего не значащими насекомыми. Однако скажите это матери, на глазах которой в мучениях умирает её ребёнок. Если смерть и зло так же естественны, как жизнь и добро, то откуда в нас такой протест против них? Если бы дело обстояло таким образом, то смерть мы воспринимали точно так же, как и рождение. Кстати, именно здесь обнаруживаются двойные стандарты атеистов. Когда они говорят об эволюции, то смерть в ней — двигатель прогресса. В рамках эволюционизма атеисты говорят о смерти вполне бесстрастно, даже цинично. Прямо говоря, злом они её не признают. Но стоит заговорить с ними о Боге и Библии, они почему-то вдруг откуда-то вытаскивают библейский стандарт справедливости и возмущаются “несправедливостью” Бога, допускающего страдания и смерть.
На самом деле, всё довольно просто. Если отбросить лукавство, мы все, без исключения, считаем смерть горем и злом. Но отвергая библейский взгляд на мир, мы сразу неизбежно попадаем в область “инь-яна”, дающего злу равные права с добром. Третьей философии просто нет. Однако не трудно доказать абсурдность этой идеи хотя бы простейшим силлогизмом (логической формулой). Правда, для этого необходимо использовать и понимать слова в их истинном смысле, что мы сейчас уже разучились делать. Итак, если зло необходимо, из этого следует, что без него нам было бы плохо. А так как слово “плохо” и понятие “зло” синонимичны, то необходимость зла превращается в словесный абсурд: “без зла зло”. Да и по самому определению слова, зло — это то, что не должно существовать.
Итак, трезвый взгляд на вещи убеждает нас в том, что только Библия даёт нам верный взгляд на мир. Зло и смерть она называет нарушением установленного Творцом порядка, трагедией, катастрофой и мерзостью. Идея “инь-яна”, по сути, лишает нас всякого основания для морали. Если нет высшего белого стандарта, то чёрное всегда будет допустимо, не будет ничего недозволенного, мы ничего не сможем считать неправильным. Представители восточной дуалистической философии выражаются всегда туманно и завуалированно. Но на деле всё просто. Поэтому пока мы ещё не совсем сошли с ума, пока у нас ещё остались остатки логики и здравого смысла, прислушаемся к Библии. Индуизм, “Нью-Эйдж”, различная эзотерика обходят понятие “грех”. А он и является причиной зла и смерти. Какой бы удобной нам ни казалась религия индусов или атеистов, только Библия провозглашает истину, которая может сделать нас свободными. Игнорированием проблему не решить.   


VII.

Отличительной чертой Библии является её исторический характер. Я говорил, что не буду опираться на аргументы, требующие значительных исследований и проверок в разных областях науки. Но совсем не обязательно быть знатоком истории, чтобы, читая Библию, сразу увидеть, что она, как минимум, выглядит историческим документом. Честно считать Библию сборником мифов или сказок можно только не читав её (хотя сам подход вынесения суждения без личной проверки сам по себе нечестный). Если же подобное о Библии заявляет человек, читавший её, — то он, без всякого сомнения, сильно лукавит. Ни одна книга не приводит такого количества родословных. Библия же ведёт родословные от самого первого человека — Адама. Она рассказывает нашу историю с самого начала. В Библии приводятся множество географических объектов, значительная часть которых до сих пор носит те же названия. Библия упоминает немало имён известных исторических личностей, историчность которых не оспаривают и светские историки.
Всё выше сказанное говорит о том, что Библия — книга реальности. И об этом свидетельствует также сам её характер. Библия, в отличие от, например, туманных индусских книг, ясна и трезва. Будучи небесной по происхождению, она написана для нас, живущих на земле и в земных условиях, включающих нашу обыденность и быт.
Для Библии характерна ещё одна черта реалистичности, которую заметит и подтвердит человек наблюдательный. Не правда ли, очень часто с нами происходят различные происшествия, о которых мы говорим: если кому рассказать, — не поверят? И это неверие, на мой взгляд, вызвано киношным сознанием. Сюжеты и сценарии кинофильмов слишком отшлифованы. Часто, именно гонясь за реалистичностью, режиссёр создаёт сказку. Мы же так много смотрим кино, что реалистичность оцениваем киношными мерками. Нет, реальность не такова! Именно реальные истории часто звучат “неправдоподобно”, — но именно потому, что наше понятие о реальности чрезвычайно искажено кинематографом. Однако для Библии характерна именно такая внешняя “неправдоподобность”, которая и убеждает серьёзных людей в её достоверности и Божественном происхождении, так как человек не мог бы написать такую “неправдоподобную” вещь. По праву сказал один философ: “Верую, потому что абсурдно”. Именно это созвучие Библии с реальной жизнью является сильным аргументом в её пользу.
Кроме того, у Библии есть ещё аналогичная черта. Она никогда не приукрашает действительность. Она никогда не идеализирует человека. В человеческих произведениях главные герои предстают ярко-благородными, чего мы не наблюдаем в реальной жизни. Библия же беспристрастна, и описывает слабости и даже грехи Божиих людей. Она описывает жизнь такой, какая она есть, без грима и макияжа. Всё это вызывает уважение к ней.


VIII.

     В пользу достоверности Библии убедительно говорит её национальный и классовый нейтралитет. Вы никогда не обнаружите в ней и следа подобной заинтересованности, предвзятости или предпочтения. И это сильный аргумент в её пользу, говорящий не только об её авторитетности, но и о Божественном происхождении.
Если бы Библия была написана людьми, она бы обязательно защищала и отстаивала чьи-то интересы. Взглянем на факты. Известно, что Библия (за исключением, может быть, пары книг) была написана евреями. Превозносит ли она еврейский народ? Она говорит о привилегиях евреев, но говорит также и об их высочайшей ответственности. Они были носителями откровения Божиего, но не только для них самих, а и для других народов. Все благословения, изречённые Израилю, условны, то есть действуют исключительно при условии покорности Богу. В противном случае, как сказано, народ закономерно подвергается проклятию. Господь говорит: «Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих,.. то… обращу лицо Моё на вас, и падёте перед врагами вашими, и будут господствовать над вами неприятели ваши…» и т. д. (Левит 26: 14, 17). Вот что сказано об Израиле в его худшие времена: «Манассия [царь иудейский] довёл Иудею и жителей Иерусалима до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых» (2 Паралипоменон 33:9). Затем последовало пленение Иудеев. Итак, Библия явно не превозносит и не идеализирует Израиль. Да и общая её мысль такова, что Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины: все люди, независимо от расы и национальности, происходят от единого предка — Адама.
Не выделяет Библия также какое-либо сословие: «Слушайте сие, все народы; внимайте сему все живущие во вселенной, – и простые, и знатные, богатый, равно как бедный» (Псалом 48: 2 – 3). Все, без исключения, предстоят перед судом Бога, у Которого нет лицеприятия. И более того, сказано: «От всякого, кому много дано, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Евангелие от Луки 12:48).
Но может быть, Библия наделяет исключительными привилегиями духовенство, или священство? Если бы она была написана людьми с целью контроля над народом, в чём часто обвиняют её атеисты, то она однозначно превозносила бы священство как непогрешимое и наделённое абсолютной Божественной властью. Но Библия чиста и в этом отношении: «…Все они, от малого до большого, предались корыстолюбию; от пророка до священника — все действуют лживо» (Иеремия 8:10). А следующая цитата не только подтверждает эту мысль, но и суммирует всё, ранее сказанное: «Вот, Господь опустошает землю и делает её бесплодною; изменяет вид её и рассевает живущих на ней. И что будет с народом, то и со священником; что со слугою, то и с господином его; что со служанкою, то и с госпожою её; что с покупающим, то и с продающим; что с заемщиком, то и с заимодавцем; что с ростовщиком, то и с дающим в рост. Земля опустошена вконец и совершенно разграблена, ибо Господь изрёк слово сие. Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная; поникли возвышавшиеся над народом земли. И земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней; за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей» (Исаия 24:1-6). И эти слова особенно актуальны сегодня, в преддверие этих предсказанных катастроф.
Итак, Библия не могла быть написана для чьей-либо выгоды. Она беспристрастно стоит на стороне правды и осуждает любого, нарушающего закон Божий, обязательный для всех.


IX. Археологические свидетельства

Как сказал философ, человек верит в то, во что желает верить. Если мы не хотим во что-то верить, никакие доказательства не способны убедить нас; мы всё равно от них увернёмся. И с другой стороны, если мы хотим во что-то верить, мы вовсе не требуем доказательств этого и легко принимаем это на веру. Дело ваше — верить или нет. Моё дело предоставить вам свидетельства, о которых вы не услышите в мировых новостях (об этом если и расскажут, то как бы мимоходом, невзначай и как о маловероятной версии).
Было сделано множество археологических открытий, подтверждающих свидетельства Библии. Но для современного человека особую ценность представляют современные находки. Один из главных фактов, имеющих значение для всего человечества, — это всемирный потоп. Если принять во внимание археологические свидетельства, то история мира представляется совсем не такой, как нам её представляют в учебных заведениях. Это напрочь перечёркивает все учебники общепринятой истории (особенно в их части о происхождении человечества и о древнем мире). Но ход этой информации в мировой общественности не дали, использовав самый коварный либеральный приём — не опровержение или отрицание, а представление информации маловажной или даже ничего не значащей. В конце 80-х гг. ХХ века американский археолог Рон Уайетт нашел Ноев ковчег на одной из Араратских гор, как и сказано в Библии. Рядом с ним были найдены каменные якоря. Эксперты подтвердили, что это гигантский корабль, и правительство Турции (эта гора располагается на территории Турции) официально признали эту гору местом остановки ковчега Ноя (Турция — не атеистическая, а исламская страна). Есть также ещё множество доказательств самого потопа. Это гигантские скопления скелетов животных (в том числе динозавров); это окаменевшие животные, большие рыбы (акула) и деревья, проходящие через целую толщу каменных пород; это замёрзшие в “вечной мерзлоте” животные (мамонты и др.), даже листья растений (в том числе в Антарктиде). Всё это можно объяснить не иначе, как только всемирным потопом.
Рон Уайетт совершил ещё ряд открытий, подтверждающих Библию. Если собрать их все, — для честного человека этого уже достаточно, чтобы признать авторитет Библии. Рон нашел Содом и Гоморру, на которые Бог около 4 тыс. лет назад пролил сверхъестественный дождь из горящей серы. Город как бы законсервирован в этом пепле, и рядом действительно были найдены серные шарики. Он нашел гору Синай, почерневшую от присутствия Божиего. Нашел маршрут Израильского народа в пустыне; изображение золотого тельца Аписа на каменном алтаре; расколотую скалу со следами водной эрозии — скалу, из которой чудом Божиим текла вода для напоения народа; место перехода евреев через Красное море у залива Акаба, а на дне — позолоченные колёса от колесниц египтян, погнавшихся за народом и потонувших в воде. Рассмотрите все эти свидетельства беспристрастно. Их нельзя проигнорировать. Эти открытия подтверждают, что Библия очень точна в исторических и географических свидетельствах.
Необходимо сказать несколько слов относительно библейских чудес. Многие так называемые скептики отказываются верить Библии, когда она свидетельствует о сверхъестественных явлениях, и верят лишь в то, что, по их мнению, является вероятным. Но, во-первых, в этих рассуждениях не учитывается самый главный фактор из всех — Сам Бог, сотворивший мир. Разве любое чудо — будь то расступление моря, вода из скалы или даже исцеление или воскрешение мёртвых - больше, чем сотворение мира и дарование жизни всему живущему? “Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы?.. Вот народы — как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова как порошинку поднимает Он... Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней — как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья... Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает” (Исаия 40: 12, 15, 22, 26). Поэтому всё упирается в веру или неверие в Создателя. Если Бог сотворил мир, то и все остальные чудеса более чем вероятны. Богу не труднее раздвинуть море, чем человеку переместить каплю воды. Если же вам кажется, что вероятность определяется тем, происходит ли описанное чудо в нашей жизни регулярно, то это также оттого, что вы об этом основательно не размышляли. Глупо думать: если я в своей жизни не наблюдал такого-то явления, значит оно невероятно. Если бы чудеса происходили регулярно, то это, по определению, были бы уже не чудеса. К тому же, некоторые события происходят только раз за всю историю: сотворение мира; всемирный потоп; рождество, смерть и воскресение Иисуса Христа; скоро грядущий суд над миром. Вероятность здесь вообще ни при чём. Да, если разобраться, то любое событие неповторимо и уникально. Даже весна не похожа на весну, лето — на лето. Тем более, рождение каждого отдельного человека — единственное событие в истории мира, так как каждая личность уникальна. Но разве всё это делает эти события невероятными?


X. Несколько слов о чудесах

В свете выше сказанного необходимо дать чёткие определения чудесам, потому что в этом вопросе, как и во множестве других, сейчас происходит вопиющая подмена. Сегодня нас окружают всевозможные объявления, афиши и рекламы так называемого сверхъестественного и чудесного. Этим заполнен весь телеэфир. Однако само определение чуда меняется. По сути, общая тенденция такова, что все чудеса пытаются “научно обосновать”, то есть сделать объяснимыми. Хотя всё удивительное и непостижимое часто и называют сверхъестественным, — при таком подходе, по сути, всё подобное объявляется естественным. “Эти явления просто пока ещё не до конца изучены” и “пока не объяснены”, то есть понимание и объяснение этого, по заявлениям современных как учёных, так и мистиков-эзотериков, является лишь вопросом времени. Иными словами, оно не необъяснимо, а только пока не объяснено. И здесь важно вспомнить то, о чём мы говорили, когда рассуждали о сотворении и о том, что ни силы, ни разума в самой себе вселенная не имеет. Здесь сталкиваются два мировоззрения — языческое и христианское. И почитание чудес естественными исходит из языческой философии, суть которой сводится к тому, что и сила, и разум являются исконными, внутренними, собственными свойствами природы. Согласно с христианским мировоззрением, чудо есть результат прямого вмешательства сверхъестественных сил, вернее личностей, — Бога или диавола, — сил не принадлежащих природе, а внешних по отношению к ней.
Сегодня всё активнее продвигаются и популяризируются маги, экстрасенсы и представители прочих подобных практик, которые в прошлых веках почти повсеместно и единогласно считались весьма опасными и преступными. Многие из них заявляют, что совершают свои чудеса посредством собственных внутренних сих и способностей; многие призывают в помощь силы космоса, или астрал, как они выражаются. То есть те силы, которые, по своему определению, являются естественными, то есть принадлежащими самой вселенной. И самое возмутительное, что многие из этих экстрасенсов себе в союзники записывают Самого Христа и Его апостолов, а также многих пророков времён Ветхого Завета, совершавших чудеса, например, Моисея. Эзотерические учения: “Нью-Эйдж”, теософия, каббала — все они утверждают именно это: чудеса всех святых были естественными, а не сверхъестественными. Однако примите во внимание, прежде всего, свидетельство самой Библии об этих чудесах. “И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри жезл твой и ударь в персть земную, и сделается мошками по всей земле Египетской... Аарон простёр руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской. Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли... И сказали волхвы фараону: это перст Божий” (Исход 8: 16 - 19). Здесь сами египетские чародеи признают, что чудеса Моисея имеют иное происхождение и природу, чем их собственные чудеса. Христос, хотя и был Сам воплощённым Богом, но Свой земной путь проходил как человек, и поэтому перед совершением каждого чуда всегда обращался к Богу Отцу — не к космосу или каким-то высшим силам, а Творцу, Причине всей вселенной (в Евангелии есть множество соответствующих мест; вот некоторые из них: Марк 6:41; 7: 33 - 35; Иоанн 11: 41 - 44). Подобным образом, и когда апостолы исцелили хромого, “собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники, и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического; и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это? Тогда Пётр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские! Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав. Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись” (Деяния Апостолов 4: 5 - 12). Говорит ли подобное хоть один экстрасенс или маг?   
Бог строжайше заповедует: “Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мёртвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это” (Второзаконие 18: 10 - 12). Нет никакого разделения на белую и чёрную магию. А за всеми безликими терминами и понятиями: космос, мировой разум, астрал и т. п. скрываются сам сатана и его злые духи, как бы красиво всё это ни звучало. 


Рецензии
Ваши размышления очень интересны, логичны и многое объясняют, на мой взгляд, доступно для понимания и осознания духовных ценностей. Огромный труд, я восхищена.Согласна со всеми Вашими мыслями. Буду читать и остальные Ваши произведения. Доброго Вам здоровья!

Людмила Мищенко   22.07.2020 23:46     Заявить о нарушении
Слава Господу Иисусу Христу!
Читайте, пишите, какие будут мысли и вопросы. Буду рад ответить.

Константин Логосов   23.07.2020 20:49   Заявить о нарушении