Технорук по кино

            ТЕХНОРУК ПО КИНО
В мае 1967 года меня перевели с должности заведующего клубом имени Шевченко ШСУ № 1 техническим руководителем по кино горкома  профсоюза рабочих угольной промышленности. Председателем там был Иван Яковлевич Гривенный. Отдел по культуре возглавлял Виктор Алексеевич Грунь. В летнее время с апреля по август он занимался пионерским лагерем «Лесная республика», т. к. был его начальником.
А мне, кроме своих непосредственных обязанностей, связанных с кино, пришлось заниматься и вопросами культработы клубов и ДК, которые состояли на балансе предприятий угольной промышленности. Их было 12.
  Ежемесячно я с руководителями и киномеханиками ездили в кинопрокат города Дебальцево, чтобы составлять план показа кинофильмов на будущее. И так из года в год. Ездили, договаривались и добивались для проката лучших кинофильмов для выполнения своих планов. «Кассовые» картины в первую очередь предоставляли государственным точкам. В Торезе это был единственный кинотеатр имени Артема. А остальные клубы и ДК – профсоюзные.
    Ежегодно обком профсоюза угольной промышленности готовил план по кино по горкомам. А я уже распределял его по клубам и ДК в зависимости от мест в учреждении культуры и проживающих жителей в данном поселке. План был небольшой, но его надо было выполнять.
  Прекрасно справлялись с задачей культработники ДК шахты «Красная звезда», № 3-бис, «Лесная»,  автобазы «Торезантрацит».
Если то или иное учреждение культуры выполняло план по кино, то многие сотрудники обращались ко мне с просьбой подготовить справку для горкома на премирование. Если план был выполнен в целом по горкому, то и я получал премию. Но это было редко.
С целью пропаганды киноискусства мы с работниками клубов и ДК, особенно с киномеханиками, часто проводили городские мероприятия, связанные с показом документальных или научно-популярных кинофильмов на узкопленочной аппаратуре в разных районах Тореза. Недалеко от памятника В. Ленину, у ДК имени Маяковского, на бульваре Ильича, в парке, в поселках. Зрителей всегда собиралось много. Они выражали нам благодарность за показ интересных исторических, хроникально-документальных или художественных фильмов. Таких фильмов в кинопрокате было, сколько твоей душе угодно, а стоили они копейки.
Какой праздник был у жителей шахты «Красная звезда», когда в ДК появилась широкоформатная насадка на кинопроектор и стали показывать широкоформатные кинофильмы!
Я до сих пор помню, когда я работал завклубом ШСУ № 1, мы с киномехаником Александром Комаровым сделали в своем клубе широкий экран. Несколько недель  вынашивали эту идею. Купили пять белых простыней, сшили, сбили подрамник, обтянули его – и широкий экран был готов.
Как только в ДК шахты «Красная звезда» появлялся кинофильм на широком экране, мы договаривались с руководством, брали кинофильм и специальные насадки на наши объективы. Потом в небольшом поселке строителей шел широкоформатный фильм. Это всегда был праздник. Таким образом, мы старались выполнять план по кино.
Иногда, ради плана, продавали кинобилеты  на вечера танцев. Здесь желающих всегда  больше, чем на кино. Хоть это и считалось большим нарушением, зато нас ставили в пример другим по выполнению плана по кино.
Кроме обязанностей заведующего клубом, я руководил танцевальным коллективом. В основном это были учащиеся школы №26, где директорствовал Тимофей Никонович Бибиков. Много интересных мероприятий мы проводили совместно, и клуб часто арендовала школа. Но никогда Бибиков не рассказывал о себе. Хотя, я знал, что он был в Бухенвальде - лагере смерти.
Прошло с тех пор много лет. Я успел побывать в Мурманске и вновь вернуться в Торез. Как-то в моей торезской квартире раздался телефонный звонок. Бибиков поздравил меня с Днем журналиста. Тогда я уже регулярно сотрудничал с городской газетой «Горняк», был внештатным корреспондентом.
  Он предложил мне встретиться и пригласил в гости. При встрече Тимофей Никонович попросил меня написать о его четырехлетнем пребывании в Германии. Более трех месяцев мы встречались и вели беседы о прошлом фашистского узника. И вот в газете «Горняк» вышел очерк с фотографиями об этом удивительном человеке. Материал был опубликован в двух номерах. А в мае 1994 года вышла небольшая брошюра «Узник лагеря смерти» - документальный очерк об узнике Бухенвальда Тимофее Никоновиче Бибикове, который значился в списках смертников под номером 37109, тиражом пять тысяч экземпляров и была отпечатана в торезской типографии. Профинансировал это издание  генеральный директор ГП «Торезантрацит» Валентин Иванович Бычков, за что ему огромное спасибо от меня и, конечно, от семейства  Бибикова.
Но вернусь к работе в горкоме. Работая техноруком, я часто бывал на совещаниях в Донецком областном совете профсоюзов и обкоме профсоюза рабочих угольной промышленности. Иногда выслушивал в свой адрес упреки за плохое выполнение плана по кино в Торезе. Этот вопрос часто заслушивался и на президиуме горкома профсоюза угольщиков, совещаниях работников культуры города.
Однажды, по выполнению плана по кино киноустановками профсоюза рабочих угольной промышленности города Тореза, меня пригласили на беседу к председателю исполкома.  Им  тогда был Петр Игнатьевич Власенко.
- Ты когда будешь давать план по кино? - не глядя на меня, стуча своим огромным кулаком по столу,  спросил он.  При этом добавил: – Не хочешь работать,  найдем  замену.
 И тут зашел в кабинет его заместитель Иван Лукич Ермоленко. Он меня поддержал. Знал, что я, как и он,  выходец из села Грабово. В  общем, меня выручил земляк.
Как-то я предложил председателю горкома Гривенному поехать в кинопрокат города Шахты, чтобы взять там несколько «кассовых» фильмов и пропустить их через все киноустановки города. Но для этого нужно было найти не менее трех тонн отборного антрацита.
Гривенный согласился. Я поехал в кинопрокат с углем, а оттуда привез два «кассовых» фильма «Фантомас» и «Тарзан». Эти фильмы несколько лет назад имели большой успех. Но затем в Украине были запрещены. Тогда они принесли много бед. Подростки, подражая героям, творили всевозможные безобразия. Многие не могли рано утром у себя в квартире открыть двери. Они были чем-то подперты, а рядом записка, что это сделал Фантомас. Молодые люди шли в лес, и как Тарзан, перепрыгивали с ветки на ветку, травмировались, ломали руки и ноги. Вот фильмы и запретили.
Но я их рискнул привезти  в город. Всюду развесили рекламы. Клубные работники в очередь стояли за ними.  Каждый хотел выполнить план.  Было  так, что если фильм, к примеру, начинался в клубе поселка Рассыпное, проходило три его части, и тут же их забирали в другой клуб на велосипеде или мотоцикле. И так до тех пор, пока его не покажет последняя точка. Таким образом, нам удалось выполнить годовой план. Отработали хорошо, бережно, без порывов пленки. И в назначенный срок оба они были в прокате города Шахты.
Но, все тайное становится явным. Когда город был буквально залеплен рекламными плакатами.  В Снежное проезжал один из заместителей  секретаря  обкома  партии. Он, конечно, обратил внимание на эти плакаты, и когда приехал в обком, то сразу позвонил первому секретарю торезского горкома партии Попову. Тот обещал разобраться и принять меры.
И вот меня к себе «на ковер» вызывает Гривенный и говорит: - Ну что, Олег, план по кино ты выполнил и премию получил. А теперь пиши на себя распоряжение о наказании за показ запрещенных фильмов. Я не знаю, каким образом об этом узнали в обкоме, но требуют разобраться и строго наказать.
Мне возмущаться было грешно. Я, как послушный подчиненный, написал на себя распоряжение на выговор за допущенную ошибку по подбору фильмов. Добавил, что, якобы, не видел их в списке запрещенных. В результате получил выговор.
На следующий день в обкоме было совещание по кино, куда, как технорук, был приглашен и я. Там подводили итоги выполнения плана по кино за третий квартал. Инструкторы нас похвалили. Но в зал вошел секретарь обкома профсоюза угольщиков и спросил, кто из Тореза догадался пустить по всему городу запрещенные фильмы?  Отвертеться  не  получилось. Объяснил, что эту работу я организовал, чтобы выполнить план, что и  удалось сделать. С тех пор в обкоме меня всегда встречали с улыбкой  и приговаривали: «А вот и наш «Фантомас» приехал! Молодец! Ведь мы тоже, благодаря Торезу, выполнили годовой план и получили премии»
Кроме демонстрации фильмов, мне необходимо было еще заниматься и пропагандой киноискусства. Через Донецкое бюро пропаганды договаривался о посещении ведущих мастеров кино. Благодаря этому торезцы смогли увидеть и послушать Гусева, Переверзева, Стриженова, Калныньш, Березина, Тимошенко и многих других актеров.
Прекрасно помню, когда по многочисленным просьбам торезцев вновь гостем нашего города был популярный артист театра и кино Ивар  Эдмундович Калныньш. Я на своем «Москвиче - 412» встречал его в аэропорту города Донецка, привез в гостиницу, и тут же мы отправились в Торез. Нас уже ждали в кинотеатрах городов Снежное, Торез, Шахтерск  и других. Зрители хорошо помнят  многие кинофильмы с его участием. Он сыграл в картинах «Зимняя вишня», «Театр», «Не стреляйте в белых лебедей», «Тайна виллы «Грета», «Маленькие трагедии», »Смерть под парусом» и многих других.
На встречах с ним, которые состоялись в январе 1988 года во Дворце культуры имени В.Маяковского шахты «Донецкая», зрители узнали о новых работах  Ивара Калныньша в театре и кино, послушали песни под гитару в его исполнении, посмотрели фрагменты из кинофильмов.
В конце встречи демонстрировались художественные кинофильмы с его участием.
Как правило, администрация кинотеатров всегда накрывала  стол. Особенно ему понравился обед в кинотеатре города Снежного, где его угощали украинским  борщом.
 После  окончания гастролей,  я вновь увозил его в гостиницу, а затем в аэропорт города Донецка.               


Рецензии