Рассуждения о высшей справедливости

Рассуждения о справедливости Бога, или высшей справедливости

I.

Кто из нас не возмущается несправедливостью этого мира? Беззаконие в политике, экономике и общественных отношениях так или иначе затрагивает всех, без исключения. В более мелком масштабе, мы сетуем на несправедливость по отношению к нам со стороны окружающих нас людей, близких и дальних, родственников и просто знакомых. Но особо остро вопрос о справедливости встаёт перед нами, когда мы лично сталкиваемся с горем – болезнь или смерть близкого человека, наша собственная болезнь, потеря места жительства и имущества по каким-либо причинам и т. д. Большинство из нас в таких случаях кричат: “За что мне это?” Те, кто настроен более бунтарски, в сердцах восклицают: “Куда смотрел Бог?” Подобные мысли возникают даже у скептиков, агностиков или атеистов.
Это невероятно обширный вопрос, над которым бились множество философов. Однако это не значит, что на него нельзя дать однозначный ответ. Приступим же, с Божией помощью к его разрешению. Мы будем рассматривать этот вопрос с различных сторон. Но начнём с начала. Как сказал один человек из Библии, “начну мои рассуждения издалека и воздам Создателю моему справедливость” (Книга Иова 36:3).
Начать следует с вопроса, который сам собой напрашивается, когда слышишь подобное негодование. Откуда у вас вообще само понятие о справедливости? Вам оно кажется само собой разумеющимся, но это только на первый взгляд. Дерзнёте ли вы заявить, что справедливость присутствует в вас самих? вернее, что вы являетесь источником и эталоном справедливости? Подобное заявление крайне неразумно, потому что все мы прекрасно знаем, как мы изменчивы, как сильно наше поведение и суждение зависит от нашего настроения. Как же мы можем быть эталоном справедливости? Итак, мы не являемся источником и эталоном справедливости, но всё же, в нас есть понятие о справедливости. Вопрос в том, где же этот эталон? Прошу заметить, что мы говорим именно о справедливости, а не просто о нашем мнении; о том, что объективно правильно или неправильно, а не о том, что нам нравится или нет. Если, как говорят многие, у каждого своя правда, то мы говорим о том, что является высшим объективным эталоном, мерилом всех “наших правд”. Поэтому, если вы атеист или пантеист, то есть считаете, что нет Бога, стоящего над нашим миром и судящего его, то у вас нет ни малейшего основания говорить о справедливости. Потому что то, что вы называете справедливостью, в этом случае есть всего лишь ваше мнение, не более. Готовое изделие контролируется по чертежу. Если же чертежа нет, то невозможно сказать, соответствует ли изделие норме, так как в этом случае для него не существует даже самого понятия “норма”. Необходим объективный внешний критерий, или стандарт. Кому придёт в голову пытаться измерить линейку самой же линейкой?
Один бывший атеист, ставший христианином, писал: “Мой аргумент против существования Бога сводился к тому, что Вселенная мне казалась слишком жестокой и несправедливой. Однако как пришла мне в голову сама идея справедливости и несправедливости? Человек не станет называть линию кривой, если не имеет представления о прямой линии. С чем сравнивал я Вселенную, когда называл её несправедливой? Если всё на свете, от «А» до «Я», плохо и бессмысленно, то почему я сам, частица этого «всего», с такой страстью возмущаюсь? Человек чувствует себя мокрым, когда падает в воду, потому что человек не водяное животное: рыба не чувствует себя мокрой. Я, конечно, мог бы отказаться от объективной значимости моего чувства справедливости, сказав себе, что это – лишь моё чувство. Но если бы я сделал так, рухнул бы и мой аргумент против Бога, потому что аргумент этот зиждется на том, что мир несправедлив на самом деле, а не с моей точки зрения. Таким образом, сама попытка доказать, что Бога нет – иными словами, что вся объективная реальность лишена смысла, – вынуждала меня допустить, что, по крайней мере, какая-то часть объективной реальности, моя идея справедливости, смысл имеет. Следовательно, атеизм оборачивается крайне примитивной идеей. Ведь если бы Вселенная не имела смысла, мы бы никогда не смогли обнаружить, что она не имеет смысла; точно так, как если бы во Вселенной не было света и, следовательно, не было бы существ с глазами, мы бы никогда не обнаружили, что нас окружает тьма”.
Итак, вопрос о несправедливости в этом мире, который атеисты считают одним из сильнейших аргументов в пользу атеизма, на поверку оказывается аргументом в пользу библейского миропонимания. Поэтому перед тем, как обвинять Бога в несправедливости, следует задуматься: “А чем или кем я оцениваю Его действия?” Выше процитированный писатель сказал также следующее: “...С Богом не соглашаться трудно. Он источник, из которого вы черпаете всю силу ваших аргументов. Вы не можете быть правы, а Он – неправ, точно так же как поток не может подняться выше уровня своего источника. Оспаривая правильность Его решений, вы выступаете против той силы, которая наделяет вас самой способностью спорить. Другими словами, вы рубите сук, на котором сидите”. Если бог, которого вы оцениваете, несправедлив, то он не Бог. Бог - Тот, Кем вы его судите. Иными словами, справедливость Бога – это абсолютная, базовая, исходная аксиома, и даже более того, это словосочетание представляет собой явную тавтологию (справедливость Справедливости).
Именно поэтому Бог называет безумцами тех, кто оспаривает Его правосудие. 


II.

Итак, до этого мы рассуждали о том, что наше возмущение несправедливостью только подтверждает существование справедливости. Можно добавить ещё пример. Предположим, что человека взяли в плен и закрыли в помещении, где нет ни еды, ни воды. Естественно, очень скоро он начнёт испытывать сильнейшие голод и жажду. Возникнет ли у него мысль, что воды и еды не существует вообще? Конечно же, нет! Воды и еды нет только в комнате, где его заперли. Сами же голод и жажда, наоборот, доказывают существование пищи и воды. Но почему же мы не применяем эту же логику по отношению к справедливости? Если мы жаждем справедливости, не значит ли это, что она есть, хотя и не в нашей “комнате”?
Но сейчас поговорим о другой стороне вопроса. Ведь точка в нашем судебном процессе не поставлена. Нам недостаточно только “оправдать” Бога. Необходимо ещё и осудить виновного. Библия отнюдь не спорит с тем, что наш мир несправедлив. Более того, она говорит, что “весь мир лежит во зле” (1 Послание Иоанна 5:19). И во свете выше сказанного, всё встаёт на свои места. Несправедлив наш мир. Пребываем во зле мы. Бог же является праведным судьёй. Поэтому подлежим суду мы, а не Бог! Это, как выразился один адвокат, палка о двух концах. В той же мере, в какой оправдывается одна сторона, обвиняется противоположная. И истинная причина нашего возмущения кроется в попытке оправдать себя, избежав Божиего суда. “Не мы такие – жизнь такая. Мир несправедлив. За что же нас обвинять в неправде?” На это Бог отвечает: “Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?” (Книга Иова 40:3).
Конечно же, не всё так просто. Остаётся ещё множество вопросов, требующих ответа. Но нет смысла продолжать, пока мы не признаем очевидной истины: Бог справедлив. “Начало мудрости – страх Господень” (Притчи Соломона 1:7).
Признание Божией справедливости вовсе не означает прекращения всяких дальнейших рассуждений о ней. Но впредь мы должны исходить из этой истины: Бог праведен. В результате наших рассуждений, мы только многократно подтвердим её. Но будем задавать вопросы в разумном смирении и благоговении перед Богом, как это делали пророки: “Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою; и однако же буду говорить с Тобою о правосудии: почему путь нечестивых благо-успешен, и все вероломные благоденствуют?” (Иеремия 12:1).
Необходимо также сказать, что многогранность вопроса требует от нас раздельного подхода. Несмотря на то, что все вопросы, касающиеся нашей темы, неразрывно связаны между собой, мы не должны их смешивать, иначе обязательно запутаемся.


III.

Теперь обсудим более подробно фразу: “Не мы такие – жизнь такая”. “По-научному” она звучит так: “Бытие определяет сознание” (Карл Маркс). То есть наше поведение полностью определяется нашей наследственностью, а также условиями, в которых мы живём. Но это явно не соответствует действительности. Есть множество примеров, когда в семье воров вырастает честный человек, в семье алкоголика вырастает трезвенник, и наоборот. Фатализм служит человеку лишь ширмой для оправдания его грехов. “Судьбой” прикрываются нерадивые и ленивые.
Наши слова осуждают нас самих. С одной стороны, мы осуждаем мир с его несправедливостью, а с другой – живём согласно с его законами (вернее, беззаконием). И своим поведением практически одобряем его. К примеру, дающий взятку, хотя и сетует на коррупцию, своим поступком практически поддерживает её. Мы говорим: если бы в нашей стране не было коррупции, мы бы так не поступали; а так, что нам остаётся делать? У нас часто стоит выбор между комфортом и правдой. Выбор есть всегда. Когда говорят: “у меня не было выбора”, в данном случае, это, по-настоящему означает: “я не готов платить цену за правду”. “Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же” (Римлянам 2:1).
Оправдывая свою неправду несправедливостью мира, мы обманываем самих себя. Очень многое зависит от нас самих. Скажите, при чём здесь государство, если мы сами бросаем мусор себе под ноги или говорим на дегенеративном жаргоне? Государство, естественно, несёт вину за то, что не следит должным образом за порядком и распространяет (как минимум, попустительствует распространению) пропаганду неадекватной лексики (это отдельная обширная тема). Но нас ведь не вынуждают материться на каждом шагу и засорять свои районы. Беззаконие находится в нас самих. Если предположить, что вокруг нас сегодня же воцарилась бы справедливость, мы сами сразу же свергли бы её своим поведением. Мы крайне противоречивы: желаем творить неправду и получать в результате справедливость. Величайший абсурд.
В одном современном показательном клипе все одеты в модную ныне символику смерти: череп с костями и т. п. При этом в словах песни выражается протест против Бога за то, что в мире много страданий, за то, что умирают дети. Какая же в этом логика? Одевающий символику смерти тем самым показывает, что любит смерть. Как же он тогда возмущается ею? 
Бог осудит нас нашими же словами.
Необходимо обратить внимание на то, что наши поступки имеют своё продолжение и следствие во времени. Мы часто не связываем ситуацию, в которой мы находимся сегодня, с нашими прошлыми поступками. Но настоящее вырастает из прошлого. Каждый наш шаг запускает цепь взаимосвязанных последствий. Библия называет это законом сеяния и жатвы. Поразмыслите над этим – и вы поймёте, что глупо делить грехи на мелкие и большие и определять степень нашей вины, так как мы никак не способны проследить все последствия своих поступков. Предоставим же суд всеведущему Богу!
Итак, закончим словами пророка: “Зачем сетует человек живущий? всякий сетуй на грехи свои. Испытаем и исследуем пути свои, и обратимся к Господу. Вознесём сердце наше и руки к Богу, сущему на небесах” (Плач Иеремии 3: 39 - 41).
Однако и этими рассуждениями наша проблема не ограничивается.


IV.

В наших рассуждениях остаётся, всё же, не разрешенным вопрос о страданиях ни в чём не повинных малых детей. Многие люди, вместе с героем известного романа Ф. Достоевского, Иваном Карамазовым, воскликнут: “...Солидарность в грехе между людьми я понимаю, понимаю солидарность и в возмездии, но не с детками же солидарность в грехе, и если правда в самом деле в том, что и они солидарны с отцами их во всех злодействах отцов, то уж, конечно, правда эта не от мира сего и мне непонятна...” (“Братья Карамазовы”). Ни в коем случае не претендую на исчерпывающий ответ на вопрос, но поделюсь некоторыми мыслями, чтобы побудить вас к дальнейшему самостоятельному размышлению.
Прежде всего, необходимо напомнить, что не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Если бы Библия была не словом Божиим, а измышлением человеческим, то, судите сами: разве не был бы вопрос страданий обойдён молчанием? Если наличие страданий в мире опровергает справедливость Божию, то почему в Библии так много говорится о страданиях, причём как раз в контексте справедливости Творца? И, наконец, почему во все времена в страданиях мыслящие люди не видели аргумента в пользу атеизма, вплоть до 19 века – начала разгула либеральной и коммунистической пропаганды? Неужели наши предки были настолько глупы? Если вы так считаете, то почитайте книги прошлых веков – и убедитесь в деградации (отнюдь не эволюции) нашего поколения.
Действительно, по-видимому, несправедливо, чтобы один страдал за грехи другого, тем более малый ребёнок. Но вопрос этот следует рассматривать с практическо-житейской, а не узко-юридической точки зрения. Вспомним, что все наши поступки влияют не только на нашу собственную жизнь, но и на жизнь наших ближних. Мы связаны друг с другом теснейшим образом. Вспомним также и о неизменном причинно-следственном законе, или законе сеяния и жатвы. Судите сами, разве эти законы не справедливы? Если бы их не было, то как возможны были бы вообще какие-либо человеческие отношения? Мы не хотим жать злые плоды наших путей, но разве не хотим мы жать добрые? Мы возмущаемся страданиями детей, испытываемыми ими вследствие грехов взрослых. Но если бы не действовал закон причины и следствия, то мы ведь не имели бы возможности и радоваться урожаю посеянного нами добра, не так ли? Если бы наши поступки не отзывались никакими результатами, и если бы мы не были связаны друг с другом, – жить в таком мире было бы просто невозможно. Это был бы хаос, сплошная бессмысленная лотерея. Если бы наше зло никак не влияло на окружающих нас людей, то мы не могли бы оказывать и доброго влияния. А если бы жатва относилась только к добрым поступкам, а злые оставались бы безрезультатными, то это был бы вовсе не закон причины и следствия; и вы сами признаете, что это было бы несправедливо. Следовательно, сетовать надо не на Божий закон, а, как сказал пророк Иеремия, “на грехи свои”.
Итак, закон сеяния и жатвы работает либо на нас, либо против нас, в зависимости от того, что мы сеем. Существует, так сказать, объективная, беспристрастная формула; значения же в неё подставляем мы сами. Осознание же этой истины должно напоминать нам о нашей величайшей ответственности. Мы не можем проследить того, как наши поступки отзываются в будущем и как они влияют на наших ближних. Страдания же ни в чём не повинных детей должны удесятерить нашу бдительность и страх Божий. Видеть же в этом вину Божию – величайший грех и полное безрассудство.


V.

Итак, в свете наших предъидущих рассуждений, весь ропот на Бога свёлся к вопросу: а следовало ли Богу творить мир вообще? Апостол Павел отвечает на это: “А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»” (Послание Римлянам 9:20). Через пророка Исаию Бог говорит: “Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» и твоё дело скажет ли о тебе: «у него нет рук?» Горе тому, кто говорит отцу: «зачем ты произвёл меня на свет?», а матери: «зачем ты родила меня?» (Исаия 45: 9 - 10). Христианский писатель говорит: “Мир автоматов-роботов – существ, действующих, как машины, едва ли стоил бы того, чтобы его создавать. Счастье, которое Бог приготовил для Своих высших созданий, – это счастье свободно соединяться с Ним и друг с другом в порыве любви и восхищения, в сравнении с которыми самая возвышенная любовь между мужчиной и женщиной – как разбавленное молоко. Но для этого создания должны быть свободными. Бог, конечно, знал, что произойдёт, если они воспользуются своей свободой неверно. Но очевидно, Он считал, что задуманное Им стоит риска. Возможно, мы не склонны согласиться с Ним. Но с Богом не соглашаться трудно. Он источник, из которого вы черпаете всю силу ваших аргументов. Вы не можете быть правы, а Он – неправ, точно так же как поток не может подняться выше уровня своего источника. Оспаривая правильность Его решений, вы выступаете против той силы, которая наделяет вас самой способностью спорить. Другими словами, вы рубите сук, на котором сидите. Если Бог считает, что состояние войны во Вселенной не слишком высокая плата за свободу воли, и именно поэтому сотворил мир, в котором Божии создания могут сознательно выбирать между добром и злом, а не игрушечный мир марионеток, которых Он водил бы, дергая за ниточки, – значит, мы должны согласиться, что свободная воля стоит этого. Только в мире, основанном на свободном выборе между добром и злом, может происходить что-то значительное”.
 Мы сами не знаем, чего просим. Мы хотим жить по своему произволу и кричим Богу: дай нам жить, как мы хотим! Когда же, именно в результате такой самовольной жизни, с нами происходит что-то недоброе, кричим: куда смотрел Бог?! почему Он не остановил меня? Когда же Бог милостивой и могущественной рукой останавливает нас посредством различных обстоятельств, мы снова кричим: отпусти! дай мне ходить своими путями!
Исходя из наблюдений и жизненного опыта, можно сказать, что Бог соблюдает совершенное соотношение между дарованной нам свободой, в рамках которой мы осуществляем своё волеизъявление, выражаемое в поступках, и одёргиванием, ограничением нас. И только наша неблагодарность и врождённая ропотливость побуждает нас сетовать на всеправедного Бога.


VI.

Возвращаясь к теме солидарности всех людей в грехе и в возмездии (говоря словами Ивана Карамазова), крайне необходимо заметить следующее: “Все согрешили и лишены славы Божией” (Римлянам 3:23). Однако вовсе неверно говорить, что все согрешили в равной мере, и что Бог равно судит обо всех. “Истинно, Бог не делает неправды и Вседержитель не извращает суда” (Иов 34:12). Главный критерий суда Божиего в этом отношении не количественный, по крайней мере, не только количественный. Бог судит о нас не только по количеству совершённых грехов, но и по нашему отношению к ним. Я сейчас не даю исчерпывающего объяснения о Божием суде, а только указываю на огромное различие, существующее между людьми, признающими закон Божий (хотя бы объективный моральный кодекс) и кощунниками-нигилистами, нагло плюющими на все нормы.
Так вот, жизненные наблюдения говорят нам, что далеко не всегда нечестивые наказываются, и далеко не всегда страдают только нечестивые. И, на первый взгляд, этот факт невозможно примирить с Божиим правосудием. В Библии этот вопрос многократно поднимается. Соломон писал: “Всего насмотрелся я в суетные дни мои: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живёт долго в нечестии своём... Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников” (Екклезиаст 7:15; 8:14). Мудрый автор нескольких библейских псалмов Асаф задавался тем же вопросом: “Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам. Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их; выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце; над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока; поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле. Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею, и говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?» И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сём, умножают богатство” (Псалом 72: 3 - 12).
Упоминаемый уже неоднократно Иов также недоумевал об этом. И надо сказать об обстоятельствах, в которых он выражал возмущение видимым неправосудием. Он был, как говорит Писание, человеком непорочным, справедливым и богобоязненным, и удалялся от зла (Иов 1:1). И вот внезапно он теряет всё своё имущество и всех своих детей, и вдобавок, весь покрывается сплошной проказой, после чего его жена отворачивается от него. К нему приходят три его друга, якобы для того, “чтобы вместе сетовать с ним и утешать его” (Иов 2:11). Но вместо утешения, они твердили ему одно: ты согрешил. Твоё страдание доказывает твою вину перед Богом. Иов же справедливо возражал на это, что не совершил никакого беззакония, и не понимает, за что его преследует Бог. На это “друзья” отвечали ему, что он лицемер, скрывающий свои преступления. Бог – говорили они – справедлив, и Он не допускает страданий без вины. Они говорили, что грешников Бог всегда наказывает, а праведников всегда благословляет. Но Иов резонно возражал:
“Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки? Дети их с ними перед лицем их, и внуки их перед глазами их. Домы их безопасны от страха, и нет жезла Божия на них. Вол их оплодотворяет и не извергает, корова их зачинает и не выкидывает. Как стадо, выпускают они малюток своих, и дети их прыгают. Восклицают под голос тимпана и цитры и веселятся при звуках свирели; проводят дни свои в счастьи и мгновенно нисходят в преисподнюю. А между тем они говорят Богу: отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих! Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему... Часто ли угасает светильник у беззаконных, и находит на них беда, и Он дает им в удел страдания во гневе Своем? Они должны быть, как соломинка пред ветром и как плева, уносимая вихрем. Скажешь: Бог бережет для детей его несчастье его. – Пусть воздаст Он ему самому, чтобы он это знал. Пусть его глаза увидят несчастье его, и пусть он сам пьёт от гнева Вседержителева. Ибо какая ему забота до дома своего после него, когда число месяцев его кончится..? Межи передвигают, угоняют стада и пасут у себя. У сирот уводят осла, у вдовы берут в залог вола; бедных сталкивают с дороги, все уничиженные земли принуждены скрываться... В городе люди стонут, и душа убиваемых вопит, и Бог не воспрещает того” (Иов 21: 7 - 15, 17 - 21).
Но кульминацией вопроса является смелое заявление Иова: “Один умирает в самой полноте сил своих, совершенно спокойный и мирный; внутренности его полны жира, и кости его напоены мозгом. А другой умирает с душею огорченною, не вкусив добра. И они вместе будут лежать во прахе, и червь покроет их” (Иов 21: 23 - 26). Ему вторит Екклезиаст: “Всему и всем – одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы. Это-то и худо во всём, что делается под солнцем, что одна участь всем, и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их; а после того они отходят к умершим” (Еккл. 9: 2 - 3).
Я намеренно привёл так много цитат, чтобы показать вам, насколько глубока Библия, и что она не уклоняется от сложных и “неудобных” вопросов. На поверхности нам не разрешить этой проблемы. Необходимо копать глубже, иначе нам остаётся одно из двух: стать либо атеистами, либо такими же лицемерами, как друзья Иова. Но пока мы лишь поставили вопрос, но не ответили на него.


VII.

Последние цитаты из Библии подводят нас вплотную к самой сути вопроса. Они намекают на то, что, если бы наша жизнь ограничивалась гробом, то суд Божий, выражающийся внешне в том, о чём говорено выше, был бы несправедлив. Но вечность человеческой души – одна из ключевых истин о человеке. Только признание этой истины даёт нам верное понимание вопроса Божиего правосудия.
Не будем искать ответ самостоятельно, а лучше прислушаемся к мудрым отцам. Один из христиан первых веков, Иоанн Златоуст, писал: “Если же нам самим, на основании того, что нам уже известно, следует представить какое-нибудь решение поставленных вопросов, для успокоения тех, которым очень хочется знать об этом, то скажу, что после того, как нам открыто Царствие Небесное и обещано воздаяние в будущей жизни, уже непристойно исследовать, почему на земле праведные живут в скорбях, а порочные в спокойствии. Если там каждого ожидает воздаяние по заслугам, то для чего возмущаться здешними обстоятельствами, счастливыми или несчастными? Здешними бедствиями Бог укрепляет покорных Ему, как мужественных борцов, а более слабых, нерадивых и неспособных переносить ничего тяжелого, предварительно располагает в готовности на добрые дела. Часто случается и обратное этому, то, что многие праведные живут в спокойствии и чести, а порочные в бесчестии и крайних бедствиях; этим для нас прежде всего опровергается предшествующее положение, что праведные терпят бедствия, а нечестивые блаженствуют. Если же оно ещё нуждается в объяснении, то скажу, что Бог устрояет наше благо не одинаковым образом, но, как неистощимый в средствах, пролагает нам многие пути ко спасению. Так как многие не хотят принять учения о будущей жизни и воскресении, то Он ещё здесь являет в малом виде образ будущего суда, когда наказывает злых и награждает добрых. Вполне это совершится на том суде, но отчасти совершается сейчас и здесь, чтобы те, которые в виду такой отдалённости суда предались греху, вразумились по крайней мере событиями настоящего времени. Если бы здесь вовсе никто из злых не наказывался и никто из добрых не получал награды, то многие из неверующих учению о воскресении уклонялись бы от добродетели, как от причины зла, а ко греху прилеплялись бы, как к причине добра; с другой стороны, если бы здесь все получали воздаяние по заслугам, то некоторые подумали бы, что учение о суде излишне и ложно. Итак, чтобы и это учение не подверглось сомнению, и чтобы большинство невежественного народа по беспечности не сделалось хуже, Бог ещё здесь наказывает многих из грешников и награждает некоторых из праведников; тем, что Он поступает так не со всеми, Он подтверждает учение о суде, а тем, что наказывает некоторых ещё прежде суда, пробуждает спящих глубоким сном. В виду наказания порочных многие исправляются, боясь, чтобы и им не потерпеть того же самого; а вследствие того, что здесь не все получают воздаяние по заслугам, многие невольно приходят к мысли, что оно отложено до некоторого другого времени. Правосудный Бог, конечно, не допустил бы, чтобы столь многие злые умирали не наказанными, а добрые терпели бесчисленные бедствия, если бы Он не приготовил для тех и других иного состояния в будущем веке”. К сказанному отцом остаётся только прибавить, что если бы все праведные на земле благоденствовали, а все грешники страдали, то никто из людей не стремился бы к правде ради её самой, но все (по крайней мере, большинство) имели бы исключительно корыстный мотив. 
В свете выше сказанного, совершенно по-иному выглядят детские смерти. Во-первых, все дети, которые ни в чём не виноваты, так как погибли в невинном возрасте, безоговорочно попадают в рай. К ним также применимы слова пророка Исаии: “Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются от земли, и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла. Он отходит к миру...” (Исаия 57: 1 - 2). Во-вторых, как знаем мы, что жизнь для них была бы лучше смерти? Если премудрый и всеведущий Бог знает, что ребёнок, придя в ответственный возраст, предался бы греху и тем самым навредил и окружающим, и себе, в итоге, отправившись в ад, – то разве это не благость – прервать его земную жизнь, чтобы даровать жизнь вечную?
 

VIII.

Следует высказать ещё одну очень важную мысль. Наше счастье или несчастье определяют не столько объективные внешние обстоятельства, сколько наше внутреннее отношение к ним. Я не призываю к легкомысленному отношению к подлинному горю, не об этом речь. Я говорю, что нет прямой зависимости между благосостоянием (не обязательно материальным) и удовлетворённостью человека. Зачастую благоденствующие не более счастливы, чем нищие и изведавшие горе и страдания. И часто последние меньше ропщут и сетуют на жизнь, чем сытые и имеющие достаток. Наша чувствительность к боли (не только телесной) прямо пропорциональна нашему самомнению, самолюбию и саможалению. Субъективный фактор здесь особенно велик.
Главную роль играет наше отношение к Богу. Считаем ли мы Бога своим врагом, все действия которого направлены на нанесение нам вреда, на убийство нас? Или же во всех обстоятельствах жизни видим спасающее Божие действие? Этим отношением и определяется наша позиция веры или неверия. И это относится также и к людям, которые вовсе ещё не задумывались о Боге. Как воспринимаем мы удары судьбы, любые мелкие и крупные беды? Если человек смиряется в них, то он приближается к Богу – и вскоре Бог ему откроется. Если же человек ожесточается, озлобливается, то он тем самым отдаляется от Бога, всё больше увеличивая разрыв между им и Богом.
Мы рождаемся врагами Богу по своей природе. Но если мы смиряемся под рукой Господней, то делаем первый шаг к примирению с Ним. Слова “смирение” и “примирение” имеют один корень. Грехом нашего праотца Адама грех вошёл в мир, и грехом – смерть и всякое зло, связанное с ней. Грех теперь в каждом из нас. И Бог хочет нас спасти от него. В народе бытует пословица: “Клин клином вышибают”. Подобное лечит подобное. Из змеиного яда делают противоядие против этого же яда. Премудрый Бог использует зло, уже присутствующее в мире, с тою же целью. Я не говорю, что зло несёт добро. Оно, по провидению Божию, лишь возвращает похищенное им же. Зло внешнее, при правильном отношении к нему, убивает зло внутреннее.
Страдания каждый раз должны напоминать нам о грехе. Но тот же грех, живущий в нас, побуждает нас следствие и доказательство нашей вины обращать в повод к ропоту на Бога. Один из отцов церкви пишет: “Как только согрешил человек, тотчас изгнан из рая, и вне рая обложен скорбями и лишениями и всякого рода неудобствами, чтоб помнил, что он не на своём месте, а состоит под наказанием и заботился искать помилования и возвращения в свой чин. Так, видя скорби, несчастия и слёзы, не удивляйся и, терпя их, не досадуй. Так следует. Преступнику и ослушнику не к лицу полное благоденствие и счастье. Прими сие к сердцу и благодушно неси долю свою...” Впрочем, не подумайте, что наши страдания, сами по себе, искупают нас. Если бы это было так, то незачем было бы умирать Христу. Наш искупитель Христос, а страдания – только одно из средств спасения. Отец продолжает: “Каждый всесторонне обложен крестами, чтоб не затрудняться исканием крестоношения и быть недалёким от спасительной силы креста Христова. Можно сказать так: осмотрись около себя и в себе, усмотри крест свой, понеси его, как следует, соединённо со крестом Христовым, – и будешь спасён. Хотя и не хотя всякий несёт крест свой, и крест большею частию не простой, а сложный, но не всякий смотрит на него чрез крест Христов; не всякий обращает его в устроение спасения своего; не у всякого потому крест бывает спасительным крестом”.
Однако худшей реакцией на страдания является бич современности – безразличие и легкомыслие. Но каждый, рано или поздно, всё равно столкнётся с горем, от которого по настоящему возопиёт, пробудившись от своего безразличия. И тогда человек либо бунтует против Бога, либо смиряется.
В конце концов, всё заключается в нашем отношении к Богу. Любящим Бога, примирившимся с Ним, всё содействует ко благу. А живущим в противлении Ему всё, даже самое лучшее, будет губительным.


IX.

Как писал Соломон, “не может человек пересказать всего” (Екклезиаст 1:8). Честному человеку довольно будет и сказанного, чтобы, как минимум, задуматься и сильно усомниться в собственных мнениях о высшей справедливости. Что интересно, больше всего ропщут на несправедливость (вернее, на Бога) те, кто сами не отличаются особой справедливостью. Человек склонен приписывать Богу свои черты; следовательно, тот, кто больше всех ропщет, сам своим поведением свидетельствует о своей греховности, так как за всем происходящим видит не Бога, а своё собственное отражение.
Не лишним будет напомнить вопрос: чем вы руководствуетесь, говоря о несправедливости? Если вы атеист, то, исходя из вашего же мировоззрения, всё бессмысленно. Кого винить? Однако откуда же у вас протест против этой самой бессмысленности? Если вы буддист или представитель других религий, исповедующих реинкарнацию, это ещё интереснее. Один человек, заявлявший, что верит в буддизм (впрочем, вряд ли он знал его глубоко), возмущался страданиями и болезнями маленьких детей, ни в чём не повинных. (Этот протест живёт в каждом из нас, сознаём мы это или нет, и однажды он обязательно прорвётся наружу). Но он забыл, что, согласно с самим буддизмом, новорождённый младенец может быть перевоплощённым преступником. Но верит ли он в это? Один также возмущался детскими страданиями, забыв, что буквально десять минут назад оправдывал аборты. Мы сами осуждаем себя своими же устами. Каждый выражающий подобный протест находится в очень двусмысленном положении. Чтобы говорить о справедливости, ему необходимо разделить библейский взгляд на мир, стать на библейскую позицию. Но если он станет на неё, ему придётся, если он хочет быть последовательным, признать и справедливость Божию. Выходит, что у человека совершенно нет основания оспаривать справедливость Божию. Если как мы говорили, это невозможно с небиблейской точки зрения, то тем более – с библейской.
 Нашей правильной реакцией на страдания и несправедливость должно быть смиренное сознание собственной греховности и грехов. Один богослов, рассуждая о Холокосте, сказал: “Размеры той бездны, в которую повергаемся мы за наш грех, в точности соответствуют величине самого греха... Пора уже нашим глазам открыться на то, чего мы не можем и никогда не сможем ни придумать, ни узнать своим умом. Если бы мы сами в своём уме могли хотя бы только правильно поставить вопрос, Бог не попустил бы бедствия, весь смысл которого в конечном итоге сводится к тому, чтобы вызвать вопросы, которые мы сами никогда бы не додумались задать... Естественно, что в свете нашего собственного субъективного представления о самих себе истинное понимание нам недоступно, но оно может стать нам доступно в свете истории Божиих Судов”.
Рано или поздно, каждый признает Божие правосудие. Бог говорит: “Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык. Только у Господа, будут говорить о Мне, правда и сила; к Нему придут и устыдятся все, враждовавшие против Него” (Исаия 45: 22 - 24). Но не всякое такое преклонение будет спасительным. Поспешим же хотя бы поразмыслить над этим – и убедимся в Божием правосудии. Мы хотим противоречивого и невозможного. Бог же нелицеприятен и объективно справедлив для всех.


X.

Итак, если хорошо поразмыслить, наши обвинения в адрес Бога оказываются обвинениями против нас самих. Станем ли мы говорить, что наш мир несправедлив, ударение падёт на слово “наш”. Потому Христос и возвещает грядущий суд над этим миром и призывает ищущих спасения стать на Его сторону – против мира сего. Этот мир оккупирован сатаной. Грех вошёл в мир и перевернул его вверх дном. Это и объясняет, почему в этом мире зачастую праведные страдают, а злые благоденствуют. Космос оккупирован силами тьмы. Мы рождаемся в царстве врага. Но мы можем отречься от него и перейти в Царство Божие, так как Христос победил лукавого. Станем ли мы сетовать на то, что родились грешными и не виноваты в том, что грешим, – Христос отвечает нам: “Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет её” (Ев. от Матфея 16:24).
Ко злу в нас самих нам следует относиться точно так же, как и ко злу вне нас. Мы ведь являемся частью этого самого несправедливого мира, на который негодуем. Иисус и говорит нам: “Должно вам родиться свыше... Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия” (Ев. от Иоанна 3: 7, 3). “Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили... Если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих... Если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие” (Послание Римлянам 5: 12, 15, 17, 18). Мы невиновны в том, что рождаемся во грехе, но виновны в том, что желаем в нём оставаться, несмотря на то, что Сам Бог открыл нам путь свободы через жертву Иисуса Христа. Христос говорит: “Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны” (Ев. от Иоанна 3: 16 - 21).
Станем ли говорить, что дети не должны страдать за грехи родителей – это осуждает самих родителей, указывая на их грехи; детям же Христос говорит, что мы искуплены от суетной жизни, преданной нам от отцов, “не тленным серебром или золотом,.. но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца” (1 Послание Петра 1: 18, 19).
Победить несправедливость можно только одним способом: выйти из царства врага и войти в Царство Божие. Вопрос стоит ребром. Действительно ли мы считаем этот мир несправедливым? Если да, то почему мы так держимся за него и так отстаиваем его же принципы и образ жизни, навязываемый им? А если нет, то зачем тогда ропщем?
Корень проблемы именно в нашем грехе. Если грехом человека зло вошло в мир, то нас нельзя пускать в рай неизменёнными. Если предположить этот абсурд, то ясно, что мы снова сами создали бы зло. Поэтому нам необходимо полное внутреннее обновление. Нам необходимо примириться с Богом. При нашем обращении к Богу все те страдания, на которые мы ропщем, становятся одним из средств нашего спасения. Один из отцов церкви писал о страстях и борьбе с ними: “Труду и болезненности нельзя не быть; ибо страсти хоть суть чуждые нам, но, пришедши извне, так приросли к телу и душе, что корнями своими проникли во все суставы их и силы. Станешь вырывать, и больно. Больно, зато спасительно, и спасительность эта не иначе достаётся, как через болезненность. Есть болезнь полип: какое-то чуждое нам тело зарождается в нашем теле, растёт и пускает корни. Не вырежешь, не исцелеешь, а стань вырезать, больно. Пусть больно, но эта боль здоровье возвращает. А оставь, не вырезай, – тоже будет больно, только боль эта уже не к здоровью, а к усилению болезни, может быть, даже к смерти. Вот и сибирскую болезнь как лечат? Вырежут прыщ и прижгут то место, и ещё ядовитым чем намажут и натрут. Больно, зато целительно. А оставь так, боль будет болью, да ещё смерти не миновать. Так и борьба со страстями, или искоренение их – болезненны, зато спасительны. А оставь страсти, не искореняй; они тоже будут причинять тяготу, болезненность, страдание, но не на спасение, а на пагубу и смерть духовную: ибо возмездие за грех – смерть” (Рим. 6, 23).
Если смотреть на страдания в свете вечности, – они предстают совершенно по-иному. Отец продолжает: “Ты всё смотришь на горе с земли. А ты перенесись в другую жизнь. Стань на суде. Воззри на огонь вечный, уготованный за грехи. И оттуда посмотри на своё горе. Если там придётся быть осуждаему, каких горестей не пожелал бы ты перенесть здесь, чтоб только не подпасть сему осуждению? Пожелал бы, чтоб каждый день теперь резали и жгли, нежели там неописанному и непрестающему подпасть мучению. Не лучше ли же, чтоб там не испытать сего, теперь и не столь большое нести горе так, чтоб чрез то избавиться вечного огня? ”
Апостол Павел писал христианам в Риме: “Думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас” (Рим. 8:18).


XI.

Необходимо рассмотреть ещё одну важную сторону вопроса. И мы можем приступить к этому только теперь, когда, с помощью предъидущих многосторонних основательных рассуждений, настроили мышление на более-менее трезвый лад. Мы обыкновенно мыслим с пристрастием, вызванным немалым самолюбием. И в этом ослеплении не видим очевидных простых истин.
Итак, претензии в адрес Бога по поводу страданий в нашем мире исходят из крайне гуманистического мышления. Как сказал один проповедник, мы производим на самих себя слишком хорошее впечатление. “Мы имеем право быть счастливыми!” “Мы имеем право на свободу!” “Имеем право на благополучие!” Кличи в таком ключе звучат сегодня отовсюду. “Человек – это звучит гордо!” Да, человек имеет права! Действительно? На каком основании? Почему мы считаем наши права неоспоримыми и почему их наличие мы считаем аксиомой?
Позвольте заметить, что “право” – отнюдь не синоним слова “свобода”, хотя они и близки по смыслу, потому что идут рядом. Но когда мы говорим о праве, мы подразумеваем не просто возможность поступать определённым образом. Это свобода. Право же – это то, что имеет законное основание, а не просто техническая возможность действовать. Слово “право” однокоренное со словом “правда”. Иначе говоря, это Богом утверждённое полномочие, основанное на объективно справедливом Божием законе. Следовательно, право на беззаконие – это логическая невозможность, логическое противоречие. Подобная же бессмыслица говорить о праве, отрицая закон. Но поговорим о другой стороне вопроса.
“Мы достойны этого!” “Мы заслуживаем этого!” – только и слышно в рекламе и вообще везде в средствах массовой информации. Мало того, что мы и так слишком высоко ценим себя, так нас ещё и постоянно призывают повышать собственную самооценку. Но справедливо ли наше суждение о собственной ценности? С одной стороны, справедливо сказать, что человек – прекрасное существо. Но в этом нет ни малейшей заслуги человека. Человек как таковой, то есть первозданный человек, был прекрасным существом. С другой стороны, человек ужасный монстр, по причине того, что стал грешен. Насколько он был прекрасен в своём безгрешном состоянии, настолько он стал ужасен, будучи грешным. Разве трезвый взгляд на человечество и нашу историю позволяет сказать, что мы превосходны? Мы ненавидим и убиваем друг друга и мы же говорим о любви, справедливости, равенстве и братстве. Один и тот же человек часто говорит, что человек – это звучит гордо, и что человек человеку – волк. Всё возрастающая преступность, коррупция и безнравственность не позволяют честному человеку быть гуманистом. Так чего же мы действительно заслуживаем?
Разве мы не выражаем ревностное желание, чтобы негодяи были наказаны? Но что если мы все негодяи (как оно и есть)? Разве тогда не справедливо то, что все мы должны жить в среде страданий? Наши претензии основываются на том, что мы считаем, что мы добры. Но жизнь постоянно убеждает нас в обратном. Таким образом, и с этой точки зрения, Бог оказывается справедлив.
Вы можете возразить, что далеко не все люди негодяи. Не буду вступать в долгую полемику. Допустим, что так оно и есть. Но разве те немногие достойные люди являются таковыми не по той именно причине, что живут в условиях страданий? Если бы они жили в условиях полного комфорта, разве они бы не стали порочными? Может быть, те люди, которые с детства испытывают, казалось бы, незаслуженные страдания, имеют особые наклонности к порочности; может быть, эти страдания - Божия профилактика. Полное благоденствие развращает нас, по причине нашей глубокой греховности. В народной пословице: “Клин клином вышибают” есть немалая доля правды. Противоядие от змеиного яда изготовляют именно из этого змеиного яда. Бог использует различные страдания, сами являющиеся результатом вошедших в мир греха и смерти, как лекарство от греха – самой причины этих страданий.
Поистине, “человек рождается на страдание, чтобы устремляться вверх, как искры” (Иов 5:7).


XII. Божий суд

Рассмотрим вопрос, который многие атеисты считают камнем преткновения, являющийся, по их словам, поводом их неверия. Стыдно порой слушать ответы на этот вопрос от некоторых так называемых богословов и священников. Лучше бы они молчали, потому что их ответы только убеждают атеистов в своей правоте. Это вопрос об истреблении целых народов по повелению Божию, о чём повествует Ветхий Завет Библии.
 Первое, что следует сказать, это то, что Бог вчера и сегодня и во веки тот же. И что, с одной стороны, Он никогда никого не истреблял сразу, тем более просто так; а с другой стороны, наша безбожная жизнь и сегодня ведёт весь мир к самому масштабному истреблению за всю историю земли. “Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло” (Екклезиаст 8:11). Описание Библии всегда кратко, например: “по прошествии долгого времени” или: “сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та”. Если читать бегло, не размышляя, то создаётся впечатление, что описываемые события происходили достаточно быстро. Но это не так. Например, прежде чем истребить ханаанские народы, жившие в Палестине прежде Израильского народа, Бог медлили около 400 лет. Но почему бы нам при прочтении о столь масштабном бедствии не следовать примеру наших отцов, естественным и разумным вопросом которых при прочтении подобных текстов Библии был такой: “Чем же согрешили эти народы, что Бог послал на них такое бедствие?” Бог праведный и нелицеприятный судья, поэтому величина бедствия соответствует величине греха. Хотя нет, не соответствует. Бог, по Своей милости, посылает нам только малую часть заслуженного нами, до последнего ожидая нашего покаяния и исправления. И суд Его есть не что иное, как возвращение нам прямых последствий нами же совершённых поступков. Почему бы нам не задаться вопросом: что же это были за народы, которые Бог истребил? Может быть, узнав их поближе, мы и сами бы сняли свои вопросы и сказали: “Праведен Ты, Господи!” Не говорим ли мы часто о злодеях, что их убить мало? Да, один и тот же атеист часто требует суда над негодяями, а когда видит Божий суд над ними, говорит: “Как жестоко!”
Вообще, разумно признать за Богом право давать жизнь и отнимать её. У Бога, давшего жизнь человеку, гораздо больше оснований отнять её, чем у отца, сказавшего сыну: “Я тебя породил, я тебя и убью”. Атеисты довольно смиренно принимают “капризы эволюции”, истребляющей целые виды существ, по их мнению, просто “для баланса природы”. А Бога, вершащего суд за мерзости и преступления, они считают несправедливым. Налицо двойные стандарты. Бог будет судить нас нашими же словами.
Если бы Бог не останавливал нас Своими судами, то мы очень скоро становились бы крайне распущенными, потому что мы грешны и по самой своей природе стремимся к беспорядку и вседозволенности. К тому же, мера суда Божиего лишь показывает меру нашего упрямства и коснения во грехе. Так как Господь не желает смерти грешника, Он не оставляет нас ходить нашими собственными путями, ведущими к аду и смерти, а до последнего стремится вывести нас с наших путей на путь жизни.
Когда Библия говорит о суде над народами, это не означает, что Бог рассматривает человечество только в целом, и что каждый отдельный человек для него ничего не значит. Это одержимые диаволом диктаторы и прочие правители рассматривают человечество как безликую массу. Суд Божий над народами не отвергает и суда над каждым в отдельности, за его преступления. Причём, важно понимать, что суд – это не безосновательное вымещение гнева Божиего, а рассмотрение дела и последующий соответствующий приговор. Всё это я говорю не для того, чтобы тех, кто испытывает страдания, мы считали грешнее себя. “Пришли некоторые и рассказали Ему [Иисусу Христу] о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете” (Лука 13: 1 - 5). Божий суд, который мы видим над кем-либо, является предупреждением для нас. “Когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде” (Исаия 26:9).   
Можно рассуждать ещё очень долго. Но моей целью было только дать вам верное направление, а именно: нам необходимо смириться перед Богом, перестав быть судьёй в своих глазах и наоборот, покаянно занять место подсудимого. Нас губит не Бог, а наше собственное нечестие: “Нечестие губит грешника” (Притчи 13:6).
“Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам?” (Иезекииль 33:11).


XIII. Страдания Христа

Говоря о страданиях человечества, нельзя обойти самого главного – страданий Сына Человеческого Иисуса Христа. Говоря о несправедливости, как не вспомнить Того, Кто испытал величайшую несправедливость за всю историю? Чего не претерпел за Свою короткую земную жизнь Тот, Кто не сделал греха и в Чьих устах не было лжи? И чем увенчали люди Того, Кто является истинным Царём? Терновым венцом, который заслужили мы. Когда Адам согрешил, Бог сказал ему: “За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе” (Бытие 3: 17 - 18). И вот, эти терния принял на Себя Христос. Чем отплатили единственному Праведнику грешники? Казнью, которую применяли к самым крайним преступникам – распятием на кресте.
Но слышатся возражения атеистов: “Каким же образом страдания Человека, жившего 2000 лет назад, относятся ко мне? И почему я должен чувствовать себя виноватым за Его страдания или должным Ему? И где же здесь справедливость, если Бог наказал Праведника смертью за грешников?” (Конечно, все слова, относящиеся к Сыну Божиему, они произносят с маленькой буквы). Но весь вопрос в том, Кем является (не говорю: был) этот Человек. Если обычный человек, пусть даже праведник, тогда возражение имеет смысл; но если Он – Сам Бог, Творец мира, воплотившийся в человека, то это меняет дело.
Конечно, многие проповедуют Евангелие так, что весть об искупительном деле Христа представляется нелепой сказкой. Однако “верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришёл в мир спасти грешников” (1 Тимофею 1:15). Если вы действительно хотите разобраться в этом вопросе, то не удовлетворяйтесь ответами наших современников, но почитайте труды богословов прошлых веков, например, Ансельма. Самое глупое, что вы можете сделать, это махнуть на Евангелие рукой, как будто вам сразу видна его несостоятельность и оно не стоит вашего внимания.
Если нам кажется, что нечто не имеет к нам никакого отношения, это ещё не значит, что так оно и есть. Вот что говорит апостол Павел: “Как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили... Преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих... Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие” (Посл. Римлянам 5: 12, 15, 18, 19). Все мы происходим от одного общего предка – Адама, независимо от того, согласны мы с этим или нет. Его грехом грех вошёл в его природу и передался каждому его потомку. И поэтому нет праведного ни одного, а значит, ни один из нас не может жить с праведным Богом, и с рождения отлучён от Него. А отлучение от Бога – единственного источника жизни – является самой смертью. Но так как человек сотворён вечным, то умерший без Бога (телесной смертью) обречён и на вечное существование без Бога. А это и есть ад. Сейчас всё больше распространяются языческие туманные мистические учения, отвергающие Евангелие и говорящие, по сути, словами змея: “Нет, не умрёте” и “будете, как боги”. В идее реинкарнации звучит именно эта мысль. Но реальности мы не изменим, как бы ни бежали от неё и как бы ни занимались самовнушением. Только Евангелие раскрывает нам суровую правду о нас и несёт весть о спасении. “Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлён по плоти, но ожив духом” (1 Петра 3:18). “Он грехи наши Сам вознёс телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды” (1 Петра 2:24). Так как все люди несут в себе грех Адама, то Бог воплотился в человека, родившись не от семени мужа, а от семени жены – от Девы Марии. Таким образом, Христос является одновременно и нашим кровным родственником, и безгрешным человеком. Никто из людей не смог бы спасти нас. Спасение должно было прийти свыше. Своей смертью Иисус заплатил наш долг перед Богом, понеся наказание за грех Адама, из которого произошли все мы. А Своим воскресением дал нам возможность вечной жизни с Богом. Но для того, чтобы иметь участие в плодах дела Христа, необходимо лично прийти ко Христу, Который жив во веки веков, и будучи Богом, слышит каждого, приходящего к Нему и протягивает к нему руки.
Однако для нас недостаточно только прощения грехов. Нам необходимо избавление и от самой нашей грешной природы. Нам необходимо полное обновление, которое мы можем получить только от воскресшего Христа – истинного Человека и главы нового святого рода людей. Он является эталоном человека, каким желает видеть нас Бог. Но Он также есть и истинный Бог, и поэтому Духом Своим может сделать нас причастниками Своей святой природы – через веру в Него и послушание Ему. Да откроет Господь каждому читающему эти строки понимание величия Христа и Его необходимости для каждого из нас.
Смотря на страдания Христа, мы увидим ничтожность наших собственных страданий и вместе с разбойником, распятым с Иисусом Христом, скажем: “Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал” (Лука 23:41).


XIV. О воскресении Христа

Весть о воскресении Христа, по истине, является центральной, главной вестью Евангелия. Апостол Павел пишет церкви в греческом городе Коринфе, куда стали вползать сомнения относительно достоверности воскресения Иисуса: “Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна”. Этим он даёт им понять, что воскресение Христа есть сама суть всего Евангелия. Затем он победоносно заявляет: “Но Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мёртвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут”. “Я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребён был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне...” (1 Послание Коринфянам 15: 17, 20 - 22, 3 - 8).
Эта весть относится ко всему человечеству. Но сейчас я говорю всё это тем же людям, которые не понимают, как всё, происшедшее со Христом 2000 лет тому назад, относится к ним. Самым непосредственным образом. Мы все сейчас живём и движемся и существуем исключительно благодаря воскресению Христа. Апостол Иоанн пишет: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков... И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца” (Иоанн 1:1 - 4, 14). Следовательно, распяв Сына Божиего, человек убил Самого Источника жизни. 
И если бы Он не воскрес, все мы уже давно были бы мертвы. И тому, кто не принимает Христа и Его воскресения, остаётся лишь вкушать плоды смерти Источника и Начальника жизни. Именно поэтому апостол Павел с полным основанием утверждает: “Если Один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер” (2 Коринфянам 5: 14 - 15). И апостол Пётр говорит: “[Иисуса] по определённому совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его” (Деяния 2: 23 - 24).
И поэтому всякий верующий в Него имеет не только прощение грехов, но и соединение со Христом в Его смерти и воскресении, и через это – возможность полного обновления своей греховной природы, хотя это долгий путь, продолжающийся всю жизнь. “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны” (Иоанн 3: 16 - 21).


Рецензии
Читаю Ваши произведения и восхищаюсь Вашим Знанием Библии и толкованием Её. Вши рассуждения и размышления достойны принятия их разумом среднестатического человека. Я многое поняла из непонятного мне ранее. С благодарностью и признательностью, Людмила.

Людмила Мищенко   20.09.2020 00:17     Заявить о нарушении