de omnibus dubitandum 32. 204
Глава 32.204. КРЕПКО ДЕРЖИТЕСЬ ЗА ВЕРУ СТАРУЮ…
Одним из самых важных вопросов в Казачьей истории является вопрос о начале образования Кубанского Казачьего Войска. Казённые русские историки руководствуясь идеей консервации российского имперского централизма, стремились всегда относить образование его исключительно к дате 1860 года, когда было российской властью произведено слияние Черноморского и Кавказского Линейного Войск в одно Кубанское Казачье Войско.
Однако, название - Кубанские казаки было известным в Казачьей истории уже с более древних времён, нежели приводимая дата 1860 года, когда было создано новое служилое Кубанское Казачье Войско.
В приводимом непреложном факте и заключается вся "подноготная", проведенная российской властью для уничтожения и искоренения из казачьего сознания исторических названий Черноморского и Кавказского Линейного Войск, как подлинных потомков казачьих независимых республик Запорожья и Дона.
Начиная изложение о подлинном историческом начале Кубанского Казачьего Войска, следует принять во внимание факт, что 80-е годы XVII столетия знаменовали собой тяжёлую эпоху, весьма чреватую своими последствиями для Донского Войска в частности, как в социально-политическом, так и в религиозно-экономическом отношении.
Нововведения Патриарха Никона /троеперстное крестное знамение, литургия на семи просфорах, хождение против солнца при венчании и крещении и наступивший вслед за этим церковный раскол, вызвали сильный религиозный протест не только в Московии, но и на Дону. Постановление Московского Церковного Собора 1667 года об искоренении старой веры, учинённая жестокая расправа с участниками Разинского восстания 1670-1671 годов и т.д., где старообрядцы /староверы/ принимали активное участие, вызвали бегство последних в большом числе на Дон.
К 1672 году на Дону объявился беглый монах из Московии, по имени Иов Тимофеев, который и основал по реке Чир мужской и женский старообрядческие скиты.
Приблизительно в то же самое время появились в большом числе беглые раскольники и в других местах Дона, на реках: Хопре, Медведице и Большой Калитве. Численность этих религиозных эмигрантов из Московии, какими были беглые раскольники, оседавшие по различным Донским рекам, первоначально была незначительной, начала расти после того как стало известным, что беглые раскольники встречают со стороны Донских казаков радушие и ласку.
Постановление Московского Церковного Собора от 1681 года, способствовало значительно увеличению (перехода) большого числа раскольников из Московии на Дон. Жестокое преследование раскольников московской властью, сделало из них мучеников за веру в глазах Донских казаков, окружив их известным ореолом подвижничества. Надо отметить, что Донские казаки в своём подавляющем большинстве сочувствовали раскольникам и поддерживали последних в защите основ уклада старой веры.
Определившееся к тому времени стремление к введению Никоновской реформы на Дону, чем интересовалась казачья старшина, являлось по своему существу посягательством на религиозный быт Донских казаков, ибо Донская Церковь была по своему существу и основе вполне автокефальной и совершенно независимой от Московского Патриарха и митрополита, имена, которых никогда не поминались в казачьих церквах на Дону.
Москва, преследуя раскольников, видела в них не только противное церковное начало, но и политически враждебную силу. А потому все раскольники, бежавшие из Московии на Дон и нашедшие там приют, рассматривались Москвой как политические враги.
Вполне понятно, что Москва, требовавшая выдачи с Дона раскольников в Московию для суда, встретила в их лице враждебно-оппозиционный элемент не только в религиозном отношении, но уже и в политическом.
Московский углублявшийся религиозный кризис начинал тогда же сказываться известным - образом и на политических тенденциях и настроениях Донских казаков. Раскольники бежавшие от гонения на них в Московии, придя на Дон и найдя здесь право убежища, как политические эмигранты из Московии, находили не только приют, но ещё покровительство и защиту партии независимости, образовавшейся среди Донских казаков, называвшейся к тому же и раскольничьей партией, за её благожелательство к раскольникам.
Во главе этой казачьей партии находились: бывший Донской Войсковой Атаман Самойла Лаврентьев, старшина Кирей Чюрносов, Кузьма Косой и др. Личный состав Донской партии независимости подобрался исключительно из рядов голытьбы или т.н. голутвенных казаков, горячо отстаивавших не только свободу исповедания старой веры /обряда/, но и ненавидевшей от всей души московские порядки.
Тенденции Донской партии независимости шли далеко, казачья голытьба готова была перейти в нападение на Московию. Ещё в 1675 году среди казаков на Дону были слышны голоса, в которых слышалась у г р о з а : "...Ежели государь пришлёт на Дон рать большую, то мы замиримся с Азовом и поднимем Крым".
Политические стремления руководителей Донской партии независимости выражались ещё более образно в конкретной форме: "Куда де нам Донским казакам идти на Крымского Хана, надобно де нам тут первое о ч и с т и т ь... Лучше де нам казакам Крымский Хан, нежели цари на Москве...”.
Пребывание Донской голытьбы в казачьей партии независимости, резко обозначало выявление социального антагонизма в казачьей партии Донских старшин, называвшейся старшинской партией. Она состояла главным образом из богатых казаков, с известным авторитетом по своему прошлому или настоящему положению среди казаков.
В религиозном отношении эта партия являлась проводником и защитником нововведений Московского Патриарха Никона. В политическом же отношении эта партия определённо тянула к Москве, пристально приглядывавшейся к развертывавшимся событиям среди Донских казаков.
На Войсковом Кругу шла сильная борьба обеих партий, приведшая к кровавому концу. Религиозный протест в защиту обрядности старой веры, принял явно политический характер. На Дону побеждало казачье течение в пользу отделения от Московии.
Вождь Донской партии независимости старшина Кирей Чюрносов рассылал "письма свои на Яик и на Терек, чтобы казаки не слушали ни царей, ни патриархов, но крепко держались за веру старую. Аще-ли будет на нас какой опал с Москвы, вы к нам тогда придите, станут де за нас и многие Орды и калмыки". Ближайший его помощник старшина Кузьма Косой прямо призывал Донских казаков браться за оружие и идти походом на стольный град Москву.
В 1681 году Донской Войсковой Атаман Самойла Лаврентьев дал разрешение казачьему попу Самойле совершать богослужения по старым книгам в Черкасском Соборе Святого Воскресения и закрепил эту меру постановлением Войскового Круга.
/Г.В. Есипов: "Раскольничьи дела XVIII века". Санкт-Петербург. 1861 год/. Этот акт, в связи с другими некоторыми делами, был истолкован Москвой, как активное выступление Донских казаков против Московии.
Надо знать, что и на самом деле это было так, ибо главный вождь Донских казаков—раскольников старшина Кирей Чюрносов, открыто готовил казачьи силы на Дону, к походу на Москву. Верные Москве Донские старшины во главе с Фролом Минаевым, в 1687 году добились на Войсковом Кругу осуждения раскола, почему и начали открыто преследовать Донских казаков-раскольников.
В связи с такой обстановкой на Дону, Москва категорически потребовала выдачи ей всех вождей Донской партии независимости с Дона. Старшинская партия арестовала, немедленно часть старшин, участвовавших в антимосковском казачьем движении и нарушила древний казачий обычай: "С Дона выдачи н е т ", выдав на расправу в Москву бывшего Донского Войскового Атамана Самойлу Лаврентьева. Другой главный вождь Донских казаков-раскольников старшина Кирей Чюрносов, находившийся во главе Донской Зимовой станицы в Москве /казачье посольство/ был схвачен там московскими сатрапами.
10 мая 1688 года, на Красной площади в Москве была совершена московскими палачами публичная казнь вождей Донской партии независимости, т.н. раскольничьей партии. Одновременно с тем, из Москвы последовало на Дон указание о разгроме и самой Донской партии независимости. /Г.В. Есипов: "Люди старого века". Санкт-Петербург. 1880 год; Г.В. Есипов: "Тяжёлая память прошлого". Санкт-Петербург. 1885 год; А.А. Гераклитов: "История Саратовского Края в XVI-XVIII веках". Саратов. 1923 год; В.Г. Дружинин: "Раскол на Дону", "Состояние русского раскола при Петре I". "Христианское Чтение" №№ 9-10, стр.37-94. СПБ.1863 год/.
Донские казаки-раскольники оказали сильное вооружённое сопротивление обнаглевшим Донским старшинам и их сторонникам. В середине 1688 года в руках первых оказались: Заполянский, Етеревский и Островский городки, которые были расположены в глухих местах по реке Медведице /приток р. Дон/.
Внимая просьбам Донских старшин, Москва предписала направить против Донских казаков-раскольников не только большой отряд стрельцов из Царицына, но и всех Донских казаков, сторонников Москвы. Во исполнение последнего, из Главного Войска Донского был послан сильный казачий отряд, сформированный старшинами. Отряд этот пошёл во все верхние казачьи городки на севере Дона, для уничтожения существовавших там раскольничьих скитов. Это предприятие закончилось полнейшей неудачей, ибо этот карательный старшинский отряд натолкнулся на сильнейшее сопротивление организованной массы верховых /по течению р. Дон/ Донских казаков-раскольников, раздражённых и без того пребыванием на Дону стрелецкого отряда.
Тогда из Москвы было вторичное приказание Донским старшинам о полном разгроме Донских казаков-раскольников, на этот раз уже в ультимативной форме. Московская угроза подействовала на Донских старшин, а потому 14 августа 1688 года, из Черкасского городка была послана повторная казачья /старшинская/ карательная экспедиция для разгрома раскольничьего ядра на р. Медведице. Помимо сильного отряда низовых казаков, в состав этой экспедиции были включены также и калмыцкие отряды Хана Чагака-Батыря-Тайши.
В ноябре 1688 года, низовые казаки, калмыки и московские стрельцы начали сильное наступление на Заполянский городок, где укрылась основная масса Донских казаков-раскольников. Целых пять месяцев они защищались отчаянно, но затем должны были сдаться в плен. Кроме того, карателями был разгромлен полностью и Медведицкий городок, как и все раскольничьи скиты в лесах, по течению р. Медведицы. Некоторые видные руководители Донских казаков-раскольников: Атаман Иван Заяц, Семен Распопин, Семен Понилин, Семен Колодин и др., были схвачены и представлены в Черкасский городок. Попы-расстриги, монахи, всякие старцы и старицы, скрывавшиеся в Медведицких лесах, были пойманы карателями или разбежались, или полностью присоединились к тем 2000 верховых Донских казаков, сорганизовавшихся под главенством старшины Петра Мурзенка, Атамана одного из верховых Донских казачьих городков.
Выполняя приказ Москвы, царский воевода князь В.В. Голицын и новый Донской Войсковой Атаман Фрол Минаев /казачий ренегат, сторонник Moсквы/ послали первоначально из Черкасского городка отряд в 1000 низовых Донских казаков, который должен был от апреля 1688 года, пройти на севере Дона по казачьим раскольничьим городкам и привести население этих городков силой оружия к исповедыванию "новой веры" /Никонианство/.
Тогда Донские казаки-раскольники имея оружие и возглавляясь старцами Досифеем, Пафнутием и Феодосием, засели на Заполянском острове, за урочищем Поляниным, неподалеку от г. Саратова. Там засело 1700 Донских казаков-раскольников, окруживших урочище глубоким рвом и укреплённым острогом, при деревянных пушках.
Ведя сильные, но безуспешные бои с казаками-раскольниками, осаждавшие в количестве до 6000 воинов /Черкасские казаки, московские стрельцы и калмыки/ не смогли помешать прорыву части Донских казаков-раскольников под главенством старшины Петра Мурзенка и трёх названных старцев-чернецов, ушедших с Дона на реки Аграхань и Куму.
Лишь в начале 1689 года осаждавшим удалось взять с бою Заполянский городок, население которого было 800 казаков и до 600 казачек, которое было поголовно уничтожено. В живых были оставлены только трое "пущих заводчиков" да два десятка раненых, которые потом были отправлены в Царицын и там повешены /"Материалы для истории Саратовского Поволжья". Саратов. Том 29 , стр. 76-77/.
Эта группа Донских казаков-раскольников, покинувших Дон и решивших идти на реку Куму к Шамхалу Тарковскому и является основательницей Аграханского Казачьего Войска /вольного/. Кроме этой группы, около 1500 Донских казаков-раскольников, во главе со старшиной Левкой Манацковым, бежали в Азов, бывший тогда турецкой крепостью, при устьи р. Дон и оттуда уже перебрались на Кубань и ЯВИЛИСЬ ПЕРВЫМИ КАЗАЧЬИМИ НАСЕЛЬНИКАМИ НА КУБАНИ, ЧТО БЫЛО В 1690 ГОДУ. /Е. Овсянников. Булавинский бунт, как раскольническое движение на Дону". "Воронежская Старина". Выпуск 13. Воронеж, 1914 г./.
Донская религиозно-политическая эмиграция появившись в 1689 году на реках Аграхани и Куме, не распылилась, а наоборот преобразовалась в более компактную массу, приняв вид Войсковой организации, в виде созданного Аграханского Казачьего Войска /вольного/. Поселившись на территории владений Шевкала /Шамхала/ Кабардинского, Донские казаки-эмигранты должны были естественно принять подданство турецкого султана, властелина Кавказских земель, и в последующее время существования Аграханского Казачьего Войска /вольного/, пребывать по отношению к султану в состоянии вассалитета.
Свидетельство о публикации №220070201736