Оптимистическая вечность

Мне 80 лет, и я не могу не высказаться по поводу своего отношения ко всему мирозданию: не мудрено и опоздать. А ведь мнение каждого человека интересно, потому что оно, как-никак, несёт крупицу всечеловеческого знания.
Сразу определюсь с важнейшим постулатом данного разговора. Раз речь пойдет о всем мироздании, то к этой величине отнесемся, как к сущности (реальности), бесконечной в пространстве и времени. То есть, вечной и беспредельной. Этим самым автор как бы заранее отсекает всякие спекуляции на тему так или иначе ограниченного в пространстве и времени объективного мира. Роится в голове людей и такое мнение, но мы лишь мельком упоминаем о нём, оставляя в полон и утеху ее поклонникам.
Удобнее всего наш разговор начать с Большого взрыва. Его берем за отправную точку всего нашего путешествия в мир неизведанного, хотя доказательная база здесь (в том числе и научная) основана на предположениях и логических измышлениях: уж слишком грандиозное и далёкое событие!
Итак, Большой взрыв. Произошел он в нашем метагалактическом уголке Вселенной примерно 15 миллиардов лет назад (срок означен астрофизическими исследованиями и домыслами). Большой взрыв дал полновесный цикл развития части Вселенной, который заключается в рождении новых галактик, звёзд, планет, астероидов и прочих космических тел, обитающих теперь в космическом безбрежье. Но главное состоит в том, что данное вселенской значимости событие принесло с собой возможности развития жизненных форм на некоторых объектах всего много-многомиллиардного семейства. Как увидим далее, это ключевой факт к пониманию сущего и всей бытийности.
Пример у нас тут яркий, наглядный и убедительный: наша Солнечная система с ее планетами и другими космическими образованиями. Вообще же не лишним будет подчеркнуть, что при Большом взрыве образовались миллиарды галактик, в каждой из которых миллиарды звезд (подобных нашему светилу или отличающихся размерами от него), планет же, видимо, еще больше, а говорить про астероиды и другие малые объекты просто излишне.
В этом сонмище небесных тел мы пока знаем одну планету, на которой зародилась жизнь, и ею является наша Земля. Отмечу, что случай уникальный, но не единственный, учитывая безграничные энергетические возможности всей реальности.
Теперь уже по факту свершившегося нам легко утверждать, что именно на планете Земля были созданы все необходимые условия внешней среды, которые позволили в дальнейшем развитию на ней всего того многообразия живых и растительных форм, которыми располагаем в настоящее время. Определяющий фактор успеха тут очевиден: орбита нашей планеты Земля вокруг Солнца. Она создала (задала) именно ту напряжённость внешнего энергетического поля на орбитальной петле, при движении по которой за миллионы и миллиарды лет Земля обрела химический потенциал, которого лишены все другие планеты Солнечной системы. Именно химическое богатство на нашей планете явилось толчком для зарождения жизни во всех её проявлениях, не исключая и наше разумное состояние в лице нас, человечества. Планета Земля оказалась наиболее энергетически подготовленной (оптимально!) из всех объектов Солнечной системы для того, чтобы совершить переход вещества из одного состояния в другое: неживое сотворило живое, неодушевлённое стало одушевлённым. Потенциал вселенской энергетики позволяет при известных условиях вершить почти любые трансформации состояний вещества и поля, ибо в основе всего лежит одна и та же сущность: энергия.
Даже на единичном примере нашей Земли можно смело делать вывод о том, что Большой взрыв неукоснительно, закономерно и объективно ведет к новому и очередному зарождению жизненных форм во Вселенной и, следовательно, к появлению в ней новых носителей разума. Вывод основополагающий для понимания бытия всего и вся.
Откуда это столь обязывающее утверждение, которое несёт нам пример Земли по поводу космических перспектив как живых форм, так и разума? Вроде бы Большой взрыв не дает нам радужных надежд для сдержанного хотя бы оптимизма: подтверждающего материала ведь рядом нет. Но это на первый, поверхностный взгляд.
Есть у нас такое качество, которое называется здравым смыслом. Пользоваться им полезно всегда, ибо оно часто наводит нас на объективное заключение. В данном случае оно подсказывает следующее.
Да, Земля со своей живностью и разумом выглядит одинокой на фоне безмерного количества безжизненных космических структур, её окружающих. А наш разум еще слишком юн для полноценных заключений: у него позади всего около 50 тысяч лет развития в здравом, полновесном формате, и он вполне может заблуждаться в отношении нашего космического одиночества.
Громадные расстояния между телами и объектами Вселенной усугубляет ее кажущийся безжизненный статус. Объекты в космосе настолько удалены друг от друга (исключая связи внутри Солнечной системы), что приходится вести отсчет расстояний не в километрах, а в световых годах. Эта величина означает расстояние, которое свет преодолевает за один год. Скорость же света, как известно, 300 тысяч километров в секунду! Отсюда можно судить, насколько почти безнадёжно выглядят наши предполагаемые путешествия в космос в поисках собратьев по разуму, т.е. планет, подобных нашей Земле. Жизни поколений не хватит на преодоление пространств, которые лежат между объектами вообще, тем более, с задатками интересующих нас качеств.
Как видим, обстоятельства вроде бы не позволяют нам делать сколько-нибудь перспективный прогноз относительно наличия в космосе чего-то, подобного земному. Однако простая и обыкновенная логика настаивает на обратном. Она указывает на то, что среди миллиардов вновь возникших галактик, каждая из которых располагает миллиардами звезд, не может не быть планет, схожих по своим физическим свойствам с планетой Земля, и, следовательно, на них возможны те же самые объективные процессы, которые несут с собой и жизнь, и разум. Иной путь развития выглядел бы уже противоестественно.
А дело заключается в том, что природа не может обходиться без разума. Он ее необходимая атрибутивная структура, вершина ее эволюционного развития, совершеннейшая её часть. Можно образно сказать, что при Большом взрыве возникают не только галактики, звезды и прочие тела, но происходят роды того самого разума на неизвестных пока нам планетах.
Естественно напрашивается вопрос: для чего природе разум? Ответ простой и очевидный: для того, чтобы знать о своем существовании, чтобы вкусить яблоко своего бытия.
Представим мысленно на мгновение, что в природе нет разума, т.е. существ, подобных нам с вами. И что же? Сразу же возникает ситуация, которая не поддаётся реальному, сущностному охвату. Всё вроде бы на месте, как и было прежде, но заключения об этом без разума сделать уже некому, поэтому мир как бы отсутствует: он слеп, глух и нем. Это когда он без разума. Но стоит лишь разуму явить себя в эту стихию, все кричит и поет о своем существовании. И главное: природа разумеет свое бытие.
Надо четко уяснить себе, что природа сотворила нас, разумных существ, из самой себя: иного материала у ней под руками не было. Т.е. мы есть непосредственная часть самой природы, которая обладает свойством разумения всего того, что реально существует. В лице человека природа обрела и реализовала свое самопознание. Вот почему Большой взрыв закономерно ведет к появлению в космосе планет, на которых за миллиарды лет проклевывается жизнь и зреет разум.
Есть вечная беспредельная реальность. Она должна знать о своем существовании (глупо предполагать другое). Для этого творится разум, носители которого конкретны и очевидны (как, например, мы, людское племя) или же еще пребывающие в неизвестности на дальних планетах необъятного космоса!
Почему разум не может быть единичным? Например, в лице хорошо известного нам человечества, на всю космическую стихию одни-одинёшеньки (хотя некоторые из нас склонны помышлять и эдак). Причину этого мы в принципе уже озвучили: природа не может обходиться без разума ни доли секунды, ни мгновения! Он в ней беспрерывен, как она сама. Нет такого состояния, когда бы разум не освещал своей духовной энергетикой все сущее, все бытие. Такой способности природа просто лишена, ибо разум - живой свидетель её вечного существования и её вечного знания о самой себе.
Конкретные же носители разума подвластны времени, как и всё, что есть в бесконечной реальности. Сегодня человечество есть, когда-то его не станет. Его разум уже будет потерян для природы. То же самое происходит и будет происходить с другими носителями разумного начала в космосе. Всё это - его отдельные звенья, которые конечны, но они сливаются в единую беспрерывную цепь, создавая неразделимую разумную структуру, что характерно и самой природе.
Не будем здесь наивно гадать, сколько планет с носителями разума обитает в космосе. Их непременно столько, чтобы вечное бытие постоянно обеспечивалось и сопровождалось светом разума.
Итак, разум неотъемлемая специфическая часть объективного мира. Затрагивало ли человечество в иные времена эту проблему? Наиболее ярко и выпукло о ней заявил в свое время (около 200 лет назад) гениальный немецкий философ Гегель. Вот его известнейшее утверждение, касающееся данного вопроса: «Всё разумное действительно, всё действительное разумно.» Если эти слова не принимать и не понимать слишком прямолинейно, то все в них корректно. Гегель предвосхитил то, что нам еще предстоит уразуметь. Подобного рода идеи, надо полагать, возникали и прежде: так природа благоволит пророческим прозрениям. Но жалкое человечество прошло мимо глубочайшего умозаключения Гегеля. Уточним: почти прошло.
В вековой борьбе двух противоположных философских течений (материализма и идеализма) верх одержали сторонники социально значимого направления, и идеализм уступил им позиции. И как говорил еще один классик немецкой философии, с водой тут выплеснули и ребенка.
Но неизбежность кончины каждого из нас заставляет гнать нашу мысль в неизведанное, дабы обрести посредством той же самой логики, которой пользуемся уже на протяжении всего разговора, - обрести покой и знания. Смерть человека ставит вопрос ребром: или-или. Или он перестаёт существовать абсолютно и навсегда, исчезая в какой-то бездне небытия, или его духовная сущность (душа) при акте смерти расстаётся с плотью и в бестелесном состоянии продолжает обитать в космосе. Два совершенно разных восприятия нашей кончины. Первый более характерен для материалистически мыслящей части людей, второй в своих упованиях опирается на инобытие нашей духовной основы. В связи с этим и разные миры как бы предстают перед нами: плоский перед людьми с наклонностями к материализму, и объёмный у лиц, которые стирают грань жизни. Материалистическую концепцию мы оставляем без внимания, а вот с нашей духовной сущностью познакомимся поближе: логика не опровергает ее составляющую.
Как и когда зарождается в нас духовное начало? Вероятнее всего, это связано с непосредственным носителем всего духовного и разумного в нас - словом, которое сотканной из себя мыслью выводит нас на просторы духовного мира. Слово для каждого из нас начинается с матери, в том юном возрасте после рождения, когда делаются первые шаги по освоению этого всеобъемлющего и всесильного орудия. Есть в нашей черепной коробке местечко, где с самого раннего возраста закладывается духовный свиток, начинкой которого служит слово. Этот духовный свиток развивается и зреет в нас в течение всей жизни, накапливая познающие и творческие силы на весь период нашего существования. Мы почти не замечаем его, хотя весь характер и все поведение нашей жизни определяет именно этот духовный клубок - наша духовная сущность, наше истинное «я». Мы благодарны своему телу за его творческий акт по отношению к духовной сущности, но в данном случае оно выполняет лишь скромную функцию носителя и хранителя нашего духа. Вся творческая и познавательная деятельность человека находится в ведении его духовного «я», плоть - рычаг к исполнению конкретного действия. Так выглядят обстоятельства, когда духовной сущности отводится подобающее место в жизненном пространстве.
С уходом из жизни совершается естественный акт отчуждения плоти от духа. При жизни дух питала наша телесная основа, со смертью нас духовная сущность переключается на обеспечение себя ресурсами внешнего энергетического поля, потенциал которого беспределен. Никаких затруднений в этом акте перехода с одного уровня питания на другой у духовной сущности нет, потому что это угодный и необходимый для природы процесс. Он из арсенала естественных и неизбежных.
Всё содержание нашей жизни (всё, всё, всё!) определяет духовная сущность, она и уносит это богатство с собой (точнее: в себе) в мир бестелесного существования. Взаимосвязь между внешним энергетическим полем и духовной сущностью напрашивается простой, естественной и логичной: её свободное движение, а с ним реализация всей той благодати жизненных впечатлений, которые наша духовная сущность накопила в себе в течение всей жизни. Этот внутренний мир дополняется всевозможными фантазиями и измышлениями наподобие тех, что посещают нас и при жизни. Внутренний мир духовной сущности несет в себе всё: здесь наши родные, близкие, знакомые, жизненные ситуации, земная природа, космос и прочее. Одним словом, внутренний мир закрывает собой почти все нужды и упования.
Отметим еще следующее обстоятельство, касающееся нашего духовного начала. Большой взрыв (а им несть числа при вечном бытие сущего) приносит все новые и новые планеты с жизненным ресурсом, сопровождаемым теми или иными творцами разума. Учитывая наш неизбежный путь в потустороннюю сферу, нетрудно заключить, что такую же трансформацию, как и мы, с переходом из одного физического состояния в другое претерпевают все другие конкретные носители разума. В результате этого, как видим, духовный потенциал в космосе прибывает и увеличивается. По сравнению со всем объективным миром его доля мизерна, но значимость его и высока, и исключительна. Процесс этот указывает на то обстоятельство, что в природе происходит постоянный переход ее неодушевлённой части в одушевлённую. Тем самым она подчеркивает и подтверждает свое неразделимое единство. Вот она, гегелевская философия в действии, не требующая каких-то иных доказательств о взаимосвязи духовного и не духовного. Ещё бы! То и другое имеет единую энергетическую основу. Энергия - суть всего.
Почти 30 лет назад в двух или трёх журналах и в газете была опубликована моя статья о природе сновидений. Пусть те выводы канут в историю: некоторые из них верны и на сегодняшний день. Но я вернулся к той работе с единственной целью: показать фактически всему сообществу людей, что сновидения - суть проявления нашей духовной сущности, нашего духовного «я». Причём в самой яркой и убедительной форме! Это несмотря на то, что впечатление о снах за века прошедшей жизни сложилось самое невыгодное, какое-то легкомысленное и легковесное, на грани никчемных шалостей нашего уважаемого мозгового аппарата. С таким отношением к снам мы жили, продолжаем жить, но, надеюсь, с некоторых пор изменим это оскорбительное и позорящее нас восприятие сновидений.
Каждую ночь наша духовная сущность заявляет о себе, о своем реальном существовании в полный голос. Можно образно сказать: до его хрипоты. Как же это получается, что мы ее не слышим? Не признаем, третируем уже на протяжении веков и тысячелетий. На этот вопрос мы постараемся ответить несколько позже, а вначале хотя бы схематично прикоснемся к конкретной стороне сновидений.
Как уже было сказано выше, духовная сущность руководит всей нашей жизнью, всем существованием, всем бытием. Для этого ей дано природой в ведение наша телесная основа, с помощью и посредством которой она и вершит всю познавательную и творческую деятельность. Кстати, творчество и познание - главное целеустремление разума. Дневной ресурс нашей духовной сущности вроде бы очевиден: он определяет собой всю деятельность человека, которую тот выполняет в течение дня. Правда, все результаты деятельности приписываются нашему физическому «я», а не духовной сущности, но тут ничего не поделаешь: привычка тысячелетней практики и невозможность духа как-то сверхъярко заявить о себе. Тут важно само понимание обстоятельств: кто чего стоит. В процессе деятельности человек устает, ему требуется отдых. Мы ложимся спать и засыпаем. Отдыхает не только наше тело, но и мозг, где гнездится духовная сущность.
Однако не весь мозг погружается в сладкий сон. Природа подразделила наш мозговой аппарат на два полушария, и спит лишь та часть его, которая усиленно трудилась в дневное время. Вторая же часть становится источником и творцом сновидений. То есть духовная сущность продолжает активно работать, несмотря на то, что человек спит. Почему и зачем так?
Дело в том, что наш мозг излучает мысль в беспрерывном режиме, он ни на мгновение не может приостановить этот процесс исходя из его энергетического импульса. И когда одна кора полушария уходит на отдых и засыпает, сразу же включается в работу другая часть мозга, которая и творит картины сновидений. Так обеспечивается постоянство его работы. Ведь духовная сущность не только единое и неразделимое целое, но и носитель нашего жизненного начала, нашего животворного «я».
В сновидениях много имитации из реальной жизни, воображаемые сцены, фантазии. Другого и не может быть, ибо духовная сущность полностью обеспечивает и формирует наш интеллект.
И вот настала пора ответить на вопрос: почему же все-таки отрицается очевидное - духовная сущность, которая заявляет о себе в снах самым наглядным образом? Главный мотив тут идеологический, уходящий корнями в борьбу материализма с идеализмом и ещё далее: в религиозную сферу человечества. Например, понятие души почти всегда отрицалось и отрицается людьми, склонными к материалистическим воззрениям. А это, возможно, половина всего человечества. И не просто половина, а его активнейшая часть. Люди именно этого круга чаще всего стоят у власти (всех уровней), определяют и формируют вектор ее развития. Простой люд в основном тянется за ними, как нитка за иголкой. Поэтому если идеология отрицает потустороннюю сферу, насмехается над ней и третирует ее, всячески унижает ее защитников и проводников, то ожидать принятия сновиденческих картин и образов за что-то серьёзное и объективное, имеющее под собой реальное основание, уже не приходится. Общество как бы уже решило для себя раз и навсегда, что сновидения не заслуживают сколько-нибудь серьезного внимания, они - игра воображения на потеху нам и разгадывания их замысловатых сюжетов. Тем и живем уже долгие века, внедрив материалистическое легковесие почти на генетический уровень. Ведь речь о потусторонней сфере с ходу вызывает скептическую улыбку и явное неприятие.
Безусловно, духовная сущность перетерпит и перетрет это продолжительное, но все равно временное притеснение, потому что невозможно за маской желаемого упрятать действительное. В данном случае наш дух объективно прёт во все щели, а через сновидения распахивает перед собой двери во всю ширь.
С сожалением приходится сегодня осознавать, что человечество ныне далеко не безупречно или совсем не безупречно. А мы в космосе несем самую совершенную его структуру - разум. Где выражение данного совершенства? Вместо этого постоянно висим на волоске от войн, конфликтов и прочих распрей. Почему? Потому что фундамент под собой имеем зыбкий и шаткий. Фундамент мировоззренческий, духовный. А откуда он будет устойчивым и непоколебимым, если отвергаем в себе духовную основу, дарованную нам природой для самопознания всего сущего? Вот и хромает человеческое общество на обе ноги, даже не понимая, видимо, причину этой хромоты. Принимает, как должное, как рок. Хотя творит свою сомнительную судьбу вроде бы при трезвом рассудке, но без должного разумения.
Прошу читателя высказать своё мнение.


Рецензии