Осторожно, мошенники

Праздник   9  мая  был  омрачен  тем,  что  у  меня  в  ноутбуке  сгорел  кулер (вентилятор охлаждения процессора),  и  компьютер  аварийно  отключался  через   десять  минут  после  включения.  Я  обзвонил  организации,  занимающиеся  ремонтом  ноутбуков,  но  нигде  не  было  кулеров,  подходящих  к  моему  старенькому  «ACER».  Когда  я  уже  совсем  отчаялся,  на  одном  из  номеров  прозвучал  обаятельный  голос  девушки,  говорящий  о  том,  что  она  просто  диспетчер  и  не  знает,  есть  ли  у  них  кулер,  подходящий  к  моей  модели  ноутбука,  но  она  может  прислать  мастера,  который  решит  все  мои  проблемы.
      Через  пару  часов  позвонил  молодой  человек  и  сказал,  что  он  компьютерный мастер  и  стоит  у  калитки  моего  дома.  На мой вопрос,  есть  ли  у  него  кулер  к  моему  компьютеру,  молодой  человек  загадочно  ответил:  «Посмотрим,  посмотрим…»  и,  взяв  отвертку,  открутил  два  винта,  крепящих  крышку  кулера.  После  чего  включил  ноутбук  и  убедился,  что   крыльчатка  кулера  не  крутится.
      «Да…., -   задумчиво  произнес  «мастер»,   -   действительно  кулер  не  работает,  но  заменить  его  нечем.  Вашу  модель  ноутбука  уже  лет  десять  не  выпускают  и  запчасти  достать  практически  невозможно».  Он  сделал  паузу,  насладился  моим  огорченным  лицом,   и,  анализируя  мою  реакцию,  добавил:  «Но,  у  меня  есть  волшебная  термопаста!».
       Я  сам,  в  прошлом,  электронщик  знал  о  существовании  термопаст,  и,  даже  сам  их  использовал,  но,  существующие  в  мое  время  пасты,  не  могли  заменить  вентиляторный  обдув.  Я  осторожно  выразил  «мастеру»  свои  сомнения.  Он  ответил  мне  вопросом:  «Вы  сколько  лет  на  пенсии?  Десять?  За  это  время  наука  шагнула  далеко  вперед!  Вспомните,  в  ваше  время  и  ноутбуков-то  не  было».  Я  вспомнил,  что  в   советское   время,  когда  я  работал  в  НИИ  инженером-электронщиком,  не  было  даже  такого  понятия,  как  персональный  компьютер.
        «Ну,  давайте  попробуем…»,   -   согласился  я,  сделав  еще  один  шаг  в  объятия  мошенника.  «Мастер»  с  энтузиазмом  открутил  еще  два  винта,  снял  крышку  с  процессора  и  густо  выдавил  на  него  пасту  из  тюбика.  После  этого  он  поставил  обе  крышки  на  место,  закрутил  винты  и  включил  ноутбук.  Он  засек  время  и,  многозначительно  поглядывая  на  меня,  стал  ждать.
          Прошли  критические  десять  минут,  компьютер  не  отключился.  Прошли  еще  десять  минут,  компьютер  работал.  «Мастер»  достал  отпечатанный  бланк  договора  оказанных  услуг  и  стал  вписывать  туда  произведенные  работы:
-   полная  разборка  ноутбука   -   1500  руб;
-   чистка  ноутбука  -  1500  руб;
-   замена  термопасты  -1500  руб;
Итого:  4500  руб.
           Я  понимал,  что  выкрутить  и  закрутить  четыре  винта,  или  выдуть  пыль  из  неработающего  кулера,  не  может  стоить  полторы   тысячи  рублей.  Но,  компьютер  работает!  И  мне  было  как-то  неудобно  говорить  о  том,  что  произведенная  работа  не  стоит  запрошенной  суммы.  Я  помнил  притчу  о  Джеймсе  Уайтте,  который  запросил  за  ремонт  паровой  машины,  которую  никто  не  мог  отремонтировать,  1000  долларов. 
При  этом  он  внимательно  осмотрел  машину,  ударил  кувалдой  в  какую-то  точку,  и  машина  заработала.  Хозяевам  машины  показалось,  что  он  слишком  легко  заработал  эти  деньги,  и  они  попросили  его  сделать  калькуляцию  работ.  И  Уайтт  написал:
   -   удар  кувалдой  -  один  доллар;
   -   знание,  куда  надо  нанести  удар  -  999  долларов.
        «Мастер»  увидел  сомнение  на  моем  лице  и  привел  в  действие  домашнюю  заготовку:  «Сегодня,  в  честь  праздника,  у  нас  действует  пенсионная  скидка  20%    и  работа  обойдется  вам  на  900  рублей  дешевле,  подписывайте  договор»,   -   и  «мастер»  протянул  мне  бланк  договора.
          Я  подумал,  в  конце  концов,  за  четыре  тысячи  мне  не  купить  ноутбук  такого  класса  ( мой  в  свое  время  стоил  двадцать  тысяч).  А  парень,  все-таки,  компьютер  отремонтировал.  Может  эта  современная  термопаста  стоит  бешенных  денег.  И  я  «подмахнул»  договор.
           Через  пять  минут  после  ухода  «мастера»  компьютер  отключился,  очевидно,  парень  хорошо  знал  время  действия  «волшебной»  термопасты.  В  договоре  было  написано,  что  оборудование  проверено  в  присутствии  заказчика,  и  к  стоимости и качеству  работ  заказчик  претензий  не  имеет.  Отдав  почти  четыре  тысячи  рублей,  я  снова  оказался  у  разбитого  корыта.
             Понимая,  что  с  девушкой – диспетчером  разговаривать  бесполезно,  я  отправил  письмо – претензию  на  электронную  почту  фирмы  ООО «Гарант»,  указанную  в  договоре.  Дирекция  попросила  выслать  им  на  почту  договор,  после  чего  перестала  отвечать  на  мои  претензии.  Как  я  понял,  договор  был  им  нужен,  чтобы  убедиться,  что  мастер  не  сделал  никаких  юридических  ошибок.
           Мне  осталось  прозванивать  другие  мастерские  в  надежде  найти  подходящий  кулер.  И  мне  повезло.  Я  наткнулся  на  порядочного  человека,  который  сказал,  что  знает,  где  такой  кулер  можно  заказать.  Через  неделю  заказ  пришел,  я  заменил  кулер  и  компьютер  нормально  заработал.  Стоило  это  всего  шестьсот  рублей.
           Я  задумался.  Почему,  из  двух  десятков  организаций,  только  в  одной  мне  попался  честный  человек.  Что  это?  Низкий  уровень  знаний,  желание  заработать  любой  ценой  или  просто  душевная  черствость?
           Почему  мастер  из  «Гаранта»  в  своем  желании  заработать  пошел  на  прямой  обман,  рискуя  своей  репутацией  и  репутацией  фирмы?  Дед  рассказывал  мне,  что  до  переворота  семнадцатого  года,  купцы  и  хозяева  предприятий  дорожили  своим  именем,  ради  сохранения  репутации  готовы  были  даже  нести  убытки.  Почему  теперь  обман  считается  чуть  ли  не  добродетелью,  а  различные  мошеннические  схемы  называются  бизнесом?
             Недавно  со  мной  разоткровенничался  сосед.  Оказывается,  у  нас  для  поддержки  малого  бизнеса  принята  программа  безпроцентного  кредитования фермеров.  Для  этого,  надо  иметь  на  счету  триста  тысяч  рублей,  достаточный  для  осуществления   бизнеса  участок  земли  (или  хотя  бы  договор  аренды)  и,  согласованный  с  администрацией  бизнес-план.  Безпроцентный  кредит  на  несколько  миллионов  и  на  несколько  лет  вам  обеспечен.
                Я  полагал,  что  сосед  с  огнем  в  глазах,  начнет  рассказывать,  где  он  по  сходной  цене  достанет  племенной  молодняк,  корма,  как  он  за  время  действия  кредита  несколько  раз  прокрутит  эти  деньги,  но,  увы…..
                Сосед  начал  с  увлечением  рассказывать,  какие  в  кредитном  договоре  есть  форс-мажорные  условия,  которые  позволят  ему  вообще  не  возвращать  кредитные  деньги.
                Что  в  компьютерном  бизнесе,  что  в  сельском  хозяйстве,  все  строится  на  мелком  обмане,  как  и  в  других  отраслях.   Поэтому  нельзя  всерьез  рассчитывать,  что  мелкий  и  средний  бизнес  в  нашей  стране  даст  серьезный  прирост  экономики,  как  это  происходит  в  западных  странах.  Там  капитализм  развивался  десятилетия  и,  даже,  столетия.  А  у  нас  весь  двадцатый  век  шло  планомерное  уничтожение  капиталистической  психологии.  В  1917-1920  годах  отобрали  имущество,  и  физически  уничтожили  наиболее  активную  часть  общества,  через  десять  лет,  законодательно  уничтожая  НЭП,  добили  остатки  капиталистического  мировоззрения.  Потом  семьдесят  лет  советской  власти  искореняли  капиталистическую  мораль.
                К  концу  восьмидесятых – началу  девяностых,  когда  государство  сделало  попытку  встать  на  капиталистические  рельсы,  капиталистическая  мораль  сохранилась  только  в  искореженном  сознании  теневиков.  Вот  они  и  хлынули  в  этот  бизнес,  кроме  того,  большую  часть  составили  бывшие  комсомольские  активисты,  привыкшие  хитрить  и  изворачиваться  в  советской  системе,  и,  наконец,  криминал,  для  которого  бизнес  стал  методом  легализации.  Можно  ли  на  таком  материале  добиться  чего-либо  серьезного?  Конечно,  нет.  Для  становления  среднего  класса  надо  не  одно  десятилетие.
                А  пока,  нам  может  подойти  модель  государственного  капитализма,  типа  китайского.  Или  что-то  типа  Путинского  капитализма,  который  избрал  локомотивом  экономики  военную  промышленность,  в  которой  мы  всегда  были  традиционно  сильны.  Но,  в  ближайшие  годы,  ожидать  серьезного  прироста  экономики  не  следует.


                Июль  2020 года. 
    


Рецензии
Да, от мошенников не избавишься, у них всегда найдутся выдумки.
Михаил, а почему бы Вам не ответить на мои письма, когда они Вас ждут?о
С надеждой.
Илана Арад

Фонд Всм   06.03.2024 07:57     Заявить о нарушении